"Оксиды" (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Комиссарова Марина Евгеньевна

Конспект открытого урока по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по химии.

Тема: Оксиды.

Класс: 8

Учитель: Комиссарова М.Е.

Учреждение: МБОУ СОШ №47

Нижний Новгород

2013 год

Задачи:

Образовательные: -    сформировать знания учащихся об оксидах, их классификации, получении, свойствах;

  • выявить готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике при выполнении эксперимента и самостоятельных заданий;
  • закрепить на оксидах знание о химической номенклатуре для бинарных соединений.

Развивающие: -  развитие знаний учащихся о простых и сложных веществах;

                          -  развитие умений обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;

                          -  способствовать развитию мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;

                          - развитие умений составлять формулы веществ.

Воспитывающие: - воспитание положительной мотивации к учению;

                               -  продолжить формирование химической картины мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: рассказ, иллюстрация, беседа, опрос.

Методы организации деятельности учащихся:  - самостоятельная работа;

                                                                                      - химический эксперимент;

                                                                                      - создание модели урока (проектирование);

                                                                                      - совместная деятельность учителя и учащихся.

Средства обучения:

Материалы – ТСО, презентация, карточки с названиями тел и веществ, зеленые и красные карточки, лепестки с формулами, модель урока.

Лабораторное оборудование – пробирки, колбы конические, лучинки, шпатели, ложки для сжигания веществ, спиртовки, спички, штативы для пробирок.

Реактивы – карбонат кальция, соляная кислота, перманганат калия, вода, сера, фосфор.

Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Предварительная подготовка.

Подготовка всех перечисленных  материалов, химического оборудования и реактивов.

2.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка отсутствующих.

Приветствие учителя.

3.

Проверка домашнего задания.

Этот этап отсутствует, т.к. данный урок первый в новом разделе и проводится после контрольной работы.

4.

Актуализация знаний.

Сегодня на занятии мы приступаем к изучению новой главы «Важнейшие классы неорганических соединений». Рассмотрим один из классов соединений путем объяснения, самостоятельной работы, эксперимента, работы с учебником, мультимедийных ресурсов.

Сегодня у нас необычный урок –путешествие.(СЛАЙД 1) По мере нашего пути необходимо создать карту, которая представляет собой небольшой проект – модель урока. У вас на столах присутствует незаполненная схема,  которую вы должны заполнит с помощью символов, рисунков, всячески избегая длинных предложений. По окончании занятия модель урока сдаем на проверку.

Прежде чем отправиться в путешествие необходимо показать каким багажом знаний вы обладаете. (СЛАЙД 2)

Перед вами список слов, среди которых физические та и вещества. Пожалуйста, подчеркните только вещества.

Солнце

Речной песок

Тюльпан

Сода

Мячик

Кислород

Алюминий

Журнал

Вода

Оценим сами себя с помощью карточек (если вы выполнили все верно-зеленая, если допустили хоть одну ошибку-красная) (СЛАЙД 3)

Поставьте на своей карточке оценку:

Нет ошибок-5

1 ошибка-4

2 ошибки- 3

Более 2-х – 2

Одному из учащихся вопрос: Что такое тело и вещество?

К веществам вы отнесли кислород и воду. В чем разница между этими веществами?

Молодцы! Верно.

Рассматривают модель, слушают указания учителя.

Работают с карточками, выбирают вещества.

Сравнивают ответы на слайде со своими ставят отметку.

Ставят оценку согласно критериям.

Дается ответ:

Физическое тело- каждое окружающее нас тело определенной формы.

Вещество- субстанция со специфическими химическими свойствами.

Проще говоря, вещество – это то, из чего состоит тело.

Кислород-простое вещество, так как состоит из атомов одного вида.

Вода-сложное, состоит из атомов разного вида.

5.

Изучение нового материала.

Теоретический багаж знаний имеется. Но есть ли практический?

Мы с вами на пункте «Обращение с веществами».

(СЛАЙД 4) Будьте внимательны, этот пункт вы должны отразить в модели урока!!!

Какое оборудование у вас имеется для эксперимента?

Вы должны проделать следующее: налить немного кислоты в пробирку с мрамором, понаблюдать несколько секунд, подготовить горящую лучинку и внести ее в сосуд, не касаясь стенок и поверхности вещества.

Что из себя представляет углекислый газ?

Оцените свои умения проводить опыт с помощью карточек!

На доске запись : H2O, CO2.

Есть ли сходство между этими веществами?

Верно! Подходим к новому центру – Информационный центр.(СЛАЙД 6)

В двух формулах есть кислород и еще один элемент. Вырисовывается схема:

 ЭО

Мелаталл     Неметалл

Данная схема соответствует новому классу соединений., который называется оксиды. (СЛАЙД 7)

Записываем тему урока «Оксиды».

Какое определение мы можем дать данному понятию?

И так,(СЛАЙД 8) Оксиды – сложные соединения, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород с валентностью два.

Поскольку состоят оксиды из двух элементов, их еще называют бинарными.

Пора заполнять модель!

-Тема-ОКСИДЫ.

-1 пункт. Состав соединений.

ЭО

Мелаталл     Неметалл

- Новые понятия: оксиды

-Новые умения: отличать оксиды по составу

Понятен принцип заполнения модели?

Узнаем об оксидах побольше. Исследуем их. (СЛАЙД 9)

Вы знакомы с CO2 из курса биологии (фотосинтез). Сложившееся название – углекислый газ.

С точки зрения химии можно дать другое название.

Запоминаем: любой оксид называют оксидом с указанием названия элемента в родительном падеже. Если элемент имеет несколько валентностей , то это отражают в названии римской цифрой.

                        +    

                                +  

+          

Данную схему вы можете использовать в модели урока -пункт 2.

 Какое название будет у углекислого газа  согласно химической номенклатуре?      

Верно.

Потренируемся:

P2O5

SO2

CaO

Оксиды могут находится в трех агрегатных состояниях.

Оксиды металлов твердые, неметаллов жидкие и газообразные.

Газообразным является , например, оксид серы (IV). Получается путем горения серы в кислороде.

Запишите уравнение.

(провожу демонстрационный эксперимент-горение серы)

Движемся дальше.

Теоретический центр. (СЛАЙД 10)

Поработаем с учебной информацией – учебник, стр.90, таблица 8.

Какие группы оксидов выделяют?

Записываем:

ОКСИДЫ

кислотные

основные

SO2→сернистая  Н2SO3

Li2O→ LiOH гидр. лития

SO3→серная Н2SO4

СаО→Са(ОН)2 гидр. кальция

+ вода

неметаллы

металлы

Отобразите это в модели урока.

Выделите понятия и умения.

Запишем основные свойства оксидов.

1. Взаимодействие с водой.

    Li2O+Н2О→2 LiOH

2. Взаимодействие с кислотами.

    СuO+2HCl→CuCl22О

3. Взаимодействие с основаниями.

     CO2+ Са(ОН)2→СаСО3+ Н2О

4. Друг с другом.

    CO22ОК2СО3

(обратная реакция может получит способом получения оксидов)

Химические свойства необходимо отразить в модели.

Да!

Пробирка с карбонатом кальция, соляная кислоты, лучинка, спички.

Проделывают опыт.

Вещество без цвета, запаха, вкуса. Не поддерживает горение.

Поднимают зеленые или красные карточки.

Да, углекислый газ и вода сложные вещества. В этих формулах есть кислород.

Записывают схему, слушают объяснения.

Записывают тему.

Предлагают варианты.

Записывают определение.

С учителем заполняют модель урока.

Да.

Записывают схему.

Оксид углерода (IV)

Оксид фосфора (V)

Оксид серы (IV)

Оксид кальция

Один ученик у доски:

S+O2=SO2

Открываю учебник, рассматривают таблицу.

Кислотные и основные.

Работают письменно.

Записывают, расставляют коэффициенты.

Поработайте с моделью урока.

Оформляют модель.

6.

Закрепление.

Очень много материала было изучено сегодня. Пришло время оценить результаты! (СЛАЙД 11)

Воспользуемся цветами для закрепления. (На магнитной доске прикреплены цветы из цветной бумаги с формулами веществ)

На лепестках мы видим….????

Необходимо выбирать лепесток, классифицировать оксид и назвать его. Будьте внимательны!

НА ЛЕПЕСТКАХ:

SiO2

CO2

HCl

NaOH

Fe2O3

BaO

H2S

Al2O3

K2O

SO2

Если ученик , отвечающий у доски прав, то аудитория поднимает зеленую карточку, если ошибается – красную и предлагает свай вариант.

По итогам ответов ставятся оценки.

Спасибо , молодцы!

Надеюсь, вы оформили модель урока, попрошу сдать ваш проект на оценку.

Формулы.

По вызову учителя (или по желанию) учащиеся выходят к доске и отвечают.

Оксид кремния (кислотный)

Оксид углерода (IV) (кислот)

Не оксид

Не оксид

Оксид железа (III) (основный)

Оксид бария (основный)

Не оксид

Оксид алюминия (основный)

Оксид калия (основный)

Оксид серы (IV) (кислотный)

7.

Объяснение домашнего задания.

Переходим к домашнему заданию.(СЛАЙД 12)  Открываем дневники!

Выполнить задание на карточках, читать §30.

Домашнее задание дифференцированно! Иными словами, вам предлагается три цепочки превращений:

Са→СаО→Са(ОН)2

P→ P2O5→H3PO4

Сu→CuO→Cu(OH)2→H2O

Если вы выполняете  только первую цепочку→отметка «три»;

Если первые две→отметка «четыре»;

Если все три»отлично».

Ну и напоследок, попрошу оценить наше занятие карточками!

Спасибо за урок.

(СЛАЙД 13)

Открывают дневник, записывают, слушают объяснение.

Поднимают зеленую или красную карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Оксиды - оксид водорода

Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...

« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Оксиды. Химические свойства оксидов

Целью урока является изучение химических свойств оксидов. Урок комбинированный. Даются ссылки на использованные ЭОР по данной теме....

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов"

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов". 5 заданий. 2 варианта...

Оксиды, их классификация и свойства. Свойства основных оксидов

Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое основные оксиды. Химические свойства основных оксидов...