РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии для 8 класса (профильный уровень)
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Раздымаха Наталья Николаевна

Содержание программы отличается количеством часов, расширением и углублением изучемого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 8 класса (профильный уровень)

Пояснительная записка.

Всего 104 часа, 3 часа в неделю.

При создании данной программы была использована первоначально Программа курса химии для VIII – XI классов среднего (полного) общего образования, построенная на основе линейной концепции школьного химического образования (2001 год), которая разработана в лаборатории химического образования Института РАО. В 2004 г. она была уточнена в соответствии с Программой курса химии О.С. Габриеляна, т. к. в процессе обучения использовался учебник этого автора.  Но в программе сохранился линейный принцип преподавания предмета, так как для БОУ РА «Республиканский классический лицей» предусматривается непрерывное обязательное среднее (полное) образование на всех направлениях и тем более естественно-научном, т.к. выпускник должен  использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. Основы для решения этих задач закладываются в 8-ом классе. Именно этим объясняются те цели и задачи, которые предлагаются программой, пересмотренной  по сравнению с Государственной стандартной и адаптированной к условиям лицея. Это требует  необходимости более прочного усвоения теоретического материала с целью свободного владения основополагающими понятиями, развития устной и письменной химической речи, умением объяснять свойства веществ их строением и для избежания повторов при изучении одних и тех же соединений, для более полной реализации принципа внутрипредметных и межпредметных связей.

Всё это способствует развитию логического мышления учащихся, более широкому применению методов самостоятельной работы, освобождению времени на уроках для решения задач. Перенос некоторых вопросов из курса  9 класса (процессы диссоциации, реакции ионного обмена, окислительно–восстановительные процессы) позволяет формировать у учащихся целостное представление о веществах, их строении, свойствах и процессах, происходящих при их превращениях. Исключение темы «Галогены» и перенос её в 9 класс позволяет создать единое представление о группах химических элементов и разделении их на металлы и неметаллы. Исходя из выше перечисленного формулируются цели изучения химии на начальном этапе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Учебно – методический комплекс.

Учебники.

Переход в 2010-2011гг на учебник Г.Е. Рудзитиса объясняется тем, что содержание учебного  материала, последовательность расположения тем и логика изложения  наиболее полно соответствуют реализации целей  программы. Это позволяет также использовать прилагаемый к учебнику диск

КЛАСС

АВТОР

№п/п

НАЗВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД ИЗДАНИЯ

8

О.С. Габриелян.

11

Химия. 8 класс.

М., Дрофа, 2012 г.

8

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

22

Химия. 8 класс.

М., Просвещение, 2013 г.

Основное содержание программы учебного курса.

Тема 1. Первоначальные химические понятия(31 час)

Предмет химии. Вещества и смеси.

Строение вещества: атомы, молекулы. Молекулярное и немолекулярное строение. Кристаллические решётки. Химические элементы.

Атомно-молекулярное учение. Роль Д. Дальтона, М.В. Ломоносова, А. Лавуазье.

Строение атома: ядро, электронная оболочка. Заполнение её у элементов I – II периодов. Структура ПС как естественной классификации х/э. Металлы и  неметаллы.

Химические формулы, качественный и количественный состав. Валентность. Физические и химические явления, признаки. Химические реакции, их типы, условия протекания.

Основные понятия и физические величины: m, ma, mm, a.e.м., Ar, Mr, M, моль – количество вещества.

Понятие о химической связи в молекулах, ковалентная и ионная.

Расчёты по формулам и уравнениям. Основные количественные (стехиометрические) законы – сохранение массы и энергии, кратных отношений, постоянства состава, Авогадро, объёмных отношений.

Практическая работа № 1 «Лабораторный штатив. Правила обращения».

Практическая работа № 2 «Строение пламени. Правила нагревания и обращение со спиртовкой».

Практическая работа № 3 «Очистка поваренной соли. Способы разделения смесей».

Контрольная работа 1.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева (14 часов).

Классификация элементов до открытия периодического закона. Естественные семейства х/э: галогены, щелочные металлы, инертные газы.

Открытие закона. Строение атома и заполнение электронных оболочек у элементов I – IV периодов. Изотопы.

Структура ПС, характеристика элемента по положению в ПС, изменение металлических и неметаллических свойств по периодам и группам.

Значение закона.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Тема 3. Строение вещества. Химическая связь (8 часов).

Сущность химической связи, её виды – ковалентная полярная и неполярная, ионная.

Структурные, электронные, молекулярные формулы.

Степень окисления. Окислительно-восстановительные процессы.

Контрольная работа 2.

Тема 4. Кислород. Оксиды. Горение (8 часов).

Кислород, озон: элемент, простое вещество. Аллотропия. Окисление. Оксиды. Получение, применение, роль и значение в природе. Круговорот.

Состав воздуха, атмосфера, озоновый слой. Экологические проблемы. Горение и медленное окисление.

Решение задач на объёмные отношения газов, вычисление относительной плотности.

Практическая работа № 4 «Получение кислорода».

Тема 5. Водород. Кислоты. Соли (13 часов)

Водород: химический элемент и простое вещество. Свойства, получение, применение.

Состав и свойства кислот. Состав и номенклатура солей. Понятие об электролитах и неэлектролитах. Диссоциация кислот и солей.

Решение задач с применением следствия из закона Авогадро.

Практическая работа № 5 «Получение солей реакцией обмена».

Контрольная работа 3.

Тема 6. Вода. Растворы. Основания (16 часов)

Значение воды. Экологические проблемы сохранения чистоты природных вод. Роль растворов. Растворимость веществ, типы растворов. Концентрация – массовая доля растворённого вещества, молярная. Понятие о дисперсных системах.

Состав воды: количественный, массовый, объёмный.

Свойства воды, очистка природной и солёной воды. Дистилляция.

Основания: растворимые (щёлочи), нерастворимые. Диссоциация щелочей. Свойства.

Реакции нейтрализации. Ионы Н+ и ОН--.

Реакции ионного обмена.

Решение задач на концентрацию, объёмные отношения, избыток реагирующего вещества.

Практическая работа № 6 «Приготовление раствора».

Тема 7. Обобщение знаний об основных классах н/с (16 часов)

Классификация и номенклатура н/с.

Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Гидролиз солей.

Генетические связи н/с.

Практическая работа № 7 «Экспериментальное решение задач».

Контрольная работа 4.


Учебно – тематический  план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Самост. работы

К.Р.

П.Р.

Лаб. р.

1

Первоначальные химические понятия

19

3

2

5

2

Расчёты по формулам и уравнениям

12

1

2

9

3

ПЗ и ПС химических элементов

14

3

7

4

Строение вещества, связь

1

5

5

Кислород. Оксиды. Горение.

8

1

2

6

6

Водород. Кислоты. Соли.

13

1

1

2

6

7

Вода. Растворы. Основания.

16

1

4

9

8

Основные классы неорганических соединений.

14

1

1

2

8

Итого:

104

4

7

17

55


Требования к уровню подготовки учащихся 8-ого класса.

В результате изучения химии ученик должен:

знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,  окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон , объёмные отношения газов, закон Авогадро;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щёлочи;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; решать  расчётные задачи по уравнениям реакций (простые расчётные, следствие из з. Авогадро, объёмные отношения, избыток реагента).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Критерии оценки устных и письменных ответов по химии.

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 Оценка устного ответа: зачёт, защита проекта и презентации, семинар, викторина

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.

Оценка письменных работ: диктант, зачёт, проект-презентация, сочинение, конспект, таблица, рисунок, схема, творческая работа

 

  1. Оценка экспериментальных умений:  при проведении практических и лабораторных  работ

 Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися во время  выполнения практической  работы и соблюдения правил техники безопасности, соблюдения правил обращения с веществами, а также описания проводимого эксперимента в форме письменного отчёта

 Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

  1. Оценка умений решать экспериментальные задачи: тренинг, практикум, схемы, спринт

 Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

  1. Оценка умений решать расчетные задачи: тренинг, практикум, зачёт, спринт

 Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

  

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

  1. Оценка письменных контрольных работ

 Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5 – оценка тестовых заданий и срезов знаний

       Оценка«5» – выполнено от 90% до 100% работы

       Оценка«4» --  выполнено от 70%  до  90% работы

       Оценка «3» -- выполнено от  50% до 70% работы

       Оценка «2» -- выполнено меньше 1/2  работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10 класс ( профильный уровень)

Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) по УМК О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень...

Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)

Программа для профильного изучения химии в 11 классе...

Рабочая программа по химии 10 класс( профильный уровень) ( УМК Кузнецова Н.Е.)

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по ...

Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень)

рабочая программа 10 класс (профиль) по УМК Н.Е Кузнецовой...

Рабочая программа по химии, 11 класс. Профильный уровень

Рабочая программа по химии для 11 класса, 3 часа в неделю....

Рабочая программа по химии, 10 класс. Профильный уровень

Рабочая программа по химии для 10 класса, 3 часа в неделю....