Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Программа для профильного изучения химии в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11pu3ch.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Общая химия. 11 класс

Профильный уровень (3 часа в неделю, всего 102 часа)

УМК О.С. Габриеляна

Составила: Панфилова Г.Н

Пояснительная записка

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
  •  Базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
  • Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,  

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения  проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Основное содержание 11класс профильный уровень (102час)

Тема1. Современные представления о строении атома(10часов)

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая сист химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

Тема2.Строение вещества (17часов)

Химическая связь.Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество .Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Растворы и дисперсные системы.Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Тема 3. Химические реакции(25часов)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.Модели молекул изомеров и гомологов.Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата Сu (II), перманганата калия, хлорида Fe  (III)).Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Тема4. Вещества и их свойства(39часов)

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.

Демонстрации.Образцы металлов и неметаллов.Возгонка ода.Изготовление иодной спиртовой настойки.Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.Образцы металлов и их соединений.Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.Взаимодействие меди с кислородом и серой.Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).Распознавание хлоридов и сульфатов.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач по теме «Идентификация неорганических соединений.»

Тема5 Химия и жизнь(9часов)

Химия и повседневная жизнь человека.Химия и производство.

Химия и экология.

Демонстрации.Средства гигиены и косметики.Модель производства серной кислоты.

Лабораторные опыты.Знакомство с образцами моющих и чистящих средств.Изучение инструкций по их использованию.

Требования   к знаниям  учащихся по курсу химии 11 класса

Профильный уровень.

 Ученик должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;  основные законы химии : сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;  основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;  важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;  

Ученик должен уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель; характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Кроме того, в результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь:

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Глобус»).

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них 2 часа – резервное время.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение тем 2-4, дополнительные часы в этих темах выделены на решение расчетных задач.

Тема2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы с16ч до   17часов.

Тема3. Химические реакции с 23ч до 25 часов.

Практические работы распределены по темам курса.

Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами или выполнение их требует соблюдения особых правил техники безопасности и применения веществ ,запрещенных к использованию в школах.

Лабораторный опыт 3 заменен демонстрацией т.к. аналогичный опыт выполнялся в курсе химии основной школы. Лабораторный опыт 10 проводится при 4 учебных часах в неделю.

       Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в  тестовой формах.

        В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

        Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений(профильный и 2-х  уровневый) /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа
  3. ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа,
  5. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс,
  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа,
  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа,
  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин,   А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа,

           Дополнительная литература для учителя

  1. Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по органической химии – М.: Просвещение,
  2. Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение,
  3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа,
  4. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.,
  5. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,

           Дополнительная литература для ученика

  1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа,
  2. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа,
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа,
  4. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,
  5. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,
  6. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение

Тематическое планирование по химии11класс

 (профильный уровень,3ч/н,всего102ч)

УМК О.С.Габриеляна

№№

п\п


Наименование темы

Всего,

час.

Из них

Практ.

работы.

Контр.

работы

1

Тема 1. Строение атома 

9

-

№1

2

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы

17

№1Экспериментальные задачи на определение пластмасс и волокон.

№2

3

Тема 3. Химические реакции

25

2 Скорость химических реакций Химическое равновесие.

№3 Экспериментальные задачи по теме «Гидролиз»

№3

4

Тема 4. Вещества и их свойства:    из них

                     

 Металлы

 Неметаллы и их соединения

40



16

24

№4 Получение газов и изучение их свойств.

№5.Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

№6 Решение экспериментальных задач по органической химии.

№7 Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ.

№8 Сравнение свойств неорганических и органических соединений




№4





№5

5

Тема 5. Химия в жизни общества

11

-

-

Итого

102

8

5

Поурочное планирование 11класс

профильный уровень 3часа в неделю,102часа в год

УМК О.С. Габриелян

№№

п/п

Тема урока

Тема1. Строение атома (9часов)

1

Атом – сложная частица.

2

Состояние электронов в атоме.

3

Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.

4

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

5

Валентные возможности атомов химических элементов.

6

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

7

Периодический закон и строение атома.

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома»

9

Контрольная работа №1 по теме  «Строение атома»

Тема2 Строение вещества(17 часов)

1(10)

Ионная химическая связь.

2(11)

Ковалентная химическая связь

3(12)

Металлическая химическая связь

4(13)

Водородная химическая связь

5(14)

Единая природа химической связи

6(15)

Гибридизация орбиталей .

7(16)

Геометрические конфигурации молекул.

8(17)

Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова

9(18)

Основные направления развития теории химических соединений и ее значение.

10(19)

Строение полимеров. Полимеры органические и неорганические.

11(20)

Пластмассы. Волокна. Биополимеры.

12(21)

Практическая работа 1. Экспериментальное решение задач по определению пластмасс и волокон.

13(22)

Дисперсные системы

14(23)

Растворы

15(24)

Решение комбинированных задач на растворы.

16(25)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»

17(26)

Контрольная работа 2 по теме  «Строение вещества»

Тема 3. Химические реакции (25 часов)

1(27)

Классификация химических реакций в неорганической химии

2(28)

Классификация химических реакций в органической химии

3(29)

Почему идут химические реакции.

4(30)

 Тепловой эффект химической реакции.

5(31)

Упражнения в применении знаний по классификации химических реакций

6(32)

Скорость химической реакции.

7(33)

Факторы ,влияющие на скорость химической реакции.

8(34)

Катализ.

9(35)

Решение задач и упражнений  по теме скорость химической реакции.

10(36)

Обратимость химических реакций.

11(37)

Химическое равновесие

12(38)

Решение комбинированных задач и упражнений.

13(39)

Практическая работа №2 Скорость химической реакции.химическое равновесие.

14(40)

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии

15(41)

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии

16(42)

Расстановка коэффициентов электронным балансом.

17(43)

Электролитическая диссоциация

18(44)

Реакции ионного обмена

19(45)

Водородный показатель

20(46)

Гидролиз неорганических соединений

21(47)

Гидролиз органических соединений

22(48)

Решение упражнений по теме «Гидролиз»

23(49)

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»

24(50)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

25(51)

Контрольная работа №3 по теме  «Химические реакции»

Тема 4

Вещества и их свойства(40часов)

из них:

Металлы- 16часов

1(52)

Классификация неорганических веществ

2(53)

Комплексные соединения :строение и свойства.

3(54)

Классификация органических веществ: углеводороды.

4(55)

Классификация органических кислородо -и азотосодержащих веществ.

5(56)

Упражнения в применении знаний по классификации веществ.

6(57)

Металлы: строение атома и простого вещества,физические свойства.

7(58)

Металлы: химические свойства

8(59)

Оксиды и гидроксиды  металлов.

9(60)

Коррозия металлов и способы защиты от нее.

10(61)

Решение расчетных комбинированных задач по теме « Металлы»

11(62)

Металлургия.Общие способы получения металлов

12(63)

Электролиз расплавов.

13(64)

Электролиз растворов.

14(65)

Урок –упражнение по теме «Металлы»

15(66)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

16(67)

Контрольная работа №3 по теме «Металлы»

Неметаллы и их соединения-24

1(68)

Неметаллы- строение атома и простого вещества, физические свойства.

2(69)

Неметаллы-химические свойства.

3(70)

Водородные соединения неметаллов, оксиды и гидроксиды неметаллов

4(71)

Практическая работа № 4. Получение газов и изучение их свойств.

5(72)

Кислоты :строение ,номенклатура, классификация.

6(73)

Химические свойства неорганических кислот.

7(74)

Химические свойства органических кислот.

8(75)

Урок –упражнение по теме «Кислоты»

9(76)

Основания: строение ,номенклатура, классификация.

10(77)

Химические свойства неорганических оснований.

11(78)

Химические свойства органических оснований

12(79)

Урок –упражнение по теме «Основания»

13(80)

Амфотерные неорганические основания

14(81)

Амфотерные органические основания

15(82)

Обобщение и систематизация знаний по свойствам  неорганических веществ.

16(83)

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

17(84)

Обобщение и систематизация знаний по свойствам  органических веществ.

18(85)

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по органической химии.

19(86)

Генетическая связь в неорганической химии.

20(87)

Генетическая связь в органической химии.

21(88)

Практическая работа №7 Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ.

22(89)

Практическая работа №8 Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

2390)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

24(91)

Контрольная работа № 4 по теме «Вещества и их свойства»

Тема 5 Химия в жизни общества(11часов)

1(92)

Химическая промышленность и технология.Сырье.

2(93)

Производство серной кислоты и аммиака,метанола.

3(94)

Химизация сельского хозяйства и ее направления.

4(95)

Минеральные и органические удобрения.

5(96)

Охрана атмосферы от химического загрязнения.

6(97)

Охрана водных и земельных  ресурсов.

7(98)

Химические средства гигиены. Домашняя аптечка.

8(99)

Моющие и чистящие средства.

9(100)

Химия и пища: жиры,белки,углеводы.

10(101)

Развитие пищевой  и фармацевтической промышленности.

11(102)

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...