Использование цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии
статья по химии по теме
Использование цифровой лаборатории «Архимед»
на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.rar | 13.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровой лаборатории «Архимед»
на уроках химии
Тучковская Ольга Николаевна
учитель химии
высшей категории
ГОУ гимназии № 42
Приморского района
города Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются фрагменты обобщающего урока по органической химии в 10 классе с использованием цифровой лаборатории «Архимед» при проведении лабораторной работы.
Для того чтобы мудрые слова А.Франса оказались полезными для нас: «Не гонитесь за количеством преподанного материала. Разбудите только любопытство! Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их; зароните искру. Огонь сам разгорится там, где для него найдется пища», необходимо правильно сочетать различные формы проведения уроков с использованием инновационных технологий, которые помогают учащимся пробудить интерес к изучаемому предмету и применять полученные знания на уроках химии в повседневной жизни.
Лабораторная работа «Применение моющих растворов в быту» проводится на обобщающем уроке после изучения тем «Сложные эфиры», «Жиры», «Моющие вещества».
Подготовка к проведению лабораторной работы
Учащимся за урок до проведения лабораторной работы учитель дает название работы и план, которые учащиеся записывают в классных тетрадях по химии.
Лабораторная работа
«Применение моющих растворов в быту»
План
- Определить РН моющих растворов
Синтетических моющих средств (СМС):
а) Стирального порошка «Тайд» - для белого белья;
б) Стирального порошка «Тайд» - для цветного белья;
в) Стирального порошка «Ласка» - для белья и деликатных тканей.
2. На основании сравнения показателей РН сделать вывод, почему в быту необходимо применить СМС для определенного типа белья?
3. Ответить на вопросы теории:
а) Какой процесс протекает в моющих растворах?
б) Что собой представляет среда моющих растворов?
в) Чем обусловить действие поверхностно-активных веществ (ПАВ)?
г) Почему СМС оказывает вредное воздействие на окружающую среду?
На каждом столе для учащихся обязательно должен быть ход лабораторной работы, подготовленный учителем. В ходе лабораторной работы по I пункту плана кратко и доступно указать этапы выполнения лабораторной работы на компьютере NOVA (как и сколько производить замеров по определению РН растворов).
Фрагменты обобщающего урока по темам
«Сложные эфиры», «Жиры», «Моющие средства».
Цель и задачи:
- Обобщить и закрепить знания, полученные при изучении тем: «Сложные эфиры», «Жиры», «Моющие средства».
- Продолжить формирование навыков при работе с химическими веществами.
- Научить учащихся применять свои знания в повседневной жизни.
Оборудование для лабораторной работы:
- Чашка с чистой водой;
- Три чашки с растворами по 50 мл стиральных порошков «Тайд», «Ласка».
- Датчик температуры;
- Датчик РН;
- NOVA.
Датчики с компьютером учитель подготавливает до начала урока.
Ход урока в общем виде может быть представлен следующим образом.
I часть урока не должна занимать много времени.
Во вступительном слове учитель напоминает учащимся цель и задачи обобщающего урока, по усмотрению учителя можно провести I часть урока в виде краткого фронтального опроса по пройденному материалу или учащиеся должны подготовить краткие сообщения (электронные презентации) по «Сложным эфирам», «Жирам», «Моющим средствам».
II часть урока занимает большую часть времени.
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности, напоминает основные этапы работы на компьютере и знакомит учащихся с целью и задачами лабораторной работы «Применение моющих веществ в быту».
Цель и задачи:
- На основании проведенного эксперимента сделать вывод почему необходимо использовать СМС в повседневной жизни с учетом рекомендации на упаковках СМС.
- Провести замеры РН каждого раствора (по ходу работы).
- Записать показатели РН каждого раствора.
- В каком из 3-х растворов концентрация щелочи наименьшая? С учетом показателей РН определите, какой раствор можно применять для стирки белья:
а) белого;
б) цветного;
в) из деликатных тканей.
Учитель осуществляет контроль за выполнением лабораторной работы, оказывает помощь тем учащимся, которые испытывают затруднение при работе с цифровой лабораторией «Архимед».
Анализ результатов эксперимента и ответы на вопросы теории учащиеся записывают в таблицу на отдельном двойном листе, которую делают заранее дома:
Таблица для оформления отчета о проведенной работе
Название л/р | Что делали? | Что наблюдали? | Вывод |
«_____________» План: 1. 2. 3. |
После таблицы прилагается график.
РН > 7.4 СМС «Ласка»
РН > 8.5 СМС «Тайд» для цветного белья
РН > 10.8 СМС «Тайд» для белого белья
В конце урока учитель дает задание на дом: закончить оформление отчета выполнения лабораторной работы и ответы на вопросы теории в таблице сдать учителю на следующем уроке. Таким образом, каждый учащийся получит оценку за выполнение лабораторной работы, помимо оценки за I часть урока.
По желанию учителя моющие растворы можно заменить любыми другими и урок будет не менее интересным. Цифровую лабораторию «Архимед» можно использовать в 9 классе при прохождении темы «Электролитическая диссоциация» , в 11 классе – при прохождении темы «Растворы», в 8 классе – при прохождении темы «Экзотермические и эндотермические реакции», а также по другим темам.
При использовании цифровой лаборатории «Архимед» учащиеся продолжают работать с веществами, а это важно, так как химия - экспериментальная наука.
Литература:
А.А. Карцова «Избранные главы органической химии»,
Санкт-Петербург 1995 г.
Г.М.Ульянова «Органическая химия», 10 класс
Санкт-Петербург 2003 г. «Паритет»
Н.Е.Кузнецова «Химия» , 11 класс
Т.Н.Литвинова Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2007г
А.Н.Левкин .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по использованию цифровой лаборатории «Архимед»
ПРАКТИКУМ по использованию цифровой лаборатории «Архимед» в экологическом образовании /для обучающихся разного возраста и уровня подготовки/Практикум разработн на осно...
Проектная работа по химии Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков
Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков на темы:«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты...
Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках и во внеурочной деятельности предметов естественно-научного цикла
Опыт работы по применению цифровой лаборатории "Архимед"...
формирование исследовательских навыков на уроках биологии с использованием цифровой лаборатории !Архимед"
презентация - сопровождение доклада...
Применение Цифровой лаборатории «Архимед» при изучении химии
Цифровые лаборатории Архимед – это новое поколение естественно - научных лабораторий, оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстрации, лабораторных работ по физике, химии и био...
Использование цифровой лаборатории "Архимед" и цифрового микроскопа на уроках биологии
Методическая статья...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению цифровой лаборатории «Архимед» на уроках биологии и химии
Использование цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии и биологии....