Рабочая программа по химии (8-9 классы)+КТП
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

 Рабочая программа основного общего образования по химии (8-9 классы) составлена на основе:

– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии (2004).

– Примерной программы основного общего образования по химии.

Программа рассчитана на 140 учебных часов (2 часа в неделю): 8класс – 70 часов, из них: плановых контрольных работ – 5,   практических работ – 6;

9 класс -70 часов, из них:  плановых контрольных работ – 5;практических работ – 7. Предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кокорина Светлана Евгеньевна, учитель химии МБОУ СОШ №10

г. Североморск Мурманская область

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

 

 

 

Рассмотрено

Руководителем МО

_________________ Протокол №1 от

«____»_______2014г

__________________

 

       

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано

Зам. директора  

по УВР МБОУСОШ№10

_____________________

«____»_______2014г

_____________________

 

Утверждаю

Директор МБОУСОШ № 10

___________Мелькикян Л.Б.

Приказ №_________от

«____»_____________2014г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ основного   общего  образования

8-9 классы

 (2014- 2015 учебный год) срок реализации 2 года

 

Составитель: С.Е. Кокорина, учитель химии

 

 

 

 

 

 

 

 

Североморск-2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ  

 

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа основного общего образования по химии составлена на основе:

– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии (2004).  – Примерной программы основного общего образования по химии.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы осмновного общего образования по химии, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в основной школе.

Цели

Изучение химии в основной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

         Для достижения поставленных целей используется УМК, составленный  О.С. Габриеляном для данной ступени.

Место предмета в базисном учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, и Примерная программа отводят 140 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с учебным планом МБОУСОШ №10 выделено общее количество часов в объеме 140. Для реализации предпрофильной подготовки с включением элементов расширения 9 часов направлено на изучение следующих тем: «Экспериментальные основы химии», «Вещество», «Химическая реакция». По результатам государственной итоговой аттестации выпускников 2014г внесены изменения в содержание за счет резерва учебных часов. Учебные навыки были сформированы на недостаточном уровне по следующим темам: «Химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов», «Химические свойства основных классов неорганических соединений», «Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид- , сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)». В связи с этим увеличено количество учебных часов на изучение вышеуказанных тем.  В том числе увеличено число практических работ.  В 8 классе вместо 4 их запланировано 6. Добавлены практические работы: «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов» и «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». В 9 классе вместо 6 их запланировано 7. Добавлена практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме: «VI главная подгруппа» за счет часов резервного времени. Все практические работы в 9 классе носят исследовательский характер, так как это способствует овладению доступными для учащихся научными методами исследования и развитию критического мышления.     Резерв составляет 5 учебных часов (вместо 14).

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус- ваивается и воспроизводится учащимися.  

 Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

 В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов (2 часа в неделю): 8класс – 70 часов, из них: плановых контрольных работ – 5,   практических работ – 6;

9 класс -70 часов, из них:  плановых контрольных работ – 5;практических работ – 7;       Предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 

Основное содержание

8 класс (70 час)

                 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ  (9 час).

 

     Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.      Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

     Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

     Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.      Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.      Получение газообразных веществ.

Демонстрации 

Лабораторные опыты 

Образцы простых и сложных веществ

Знакомство с образцами простых и сложных веществ

Горение магния.

Разделение смесей.

Растворение         веществ         в         различных растворителях

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Получение и собирание газов

 

          Практические занятия 

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.    
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.
  3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

 

ВЕЩЕСТВО (27 час).

      Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

      Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

      Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

      Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

      Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

      Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

      Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).       Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.         Типы         кристаллических         решеток         (атомная,         молекулярная,         ионная         и металлическая).

Демонстрации 

Лабораторные опыты: 

Химические         соединения         количеством вещества в 1 моль.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами,

силикатами)

Модель молярного объема газов

Расчетные задачи 

Коллекции         нефти,         каменного         угля         и

продуктов их переработки

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле  

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении  

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Возгонка йода.

 

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями

 

Образцы типичных металлов и неметаллов.

 

 

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (21 час).

      Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

      Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

      Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.       Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации 

Лабораторные опыты 

Реакций,         иллюстрирующих         основные

признаки характерных реакций

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). 

Нейтрализация         щелочи         кислотой         в

присутствии индикатора

 

Практические занятия 4. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.   

  1. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей 
  2. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

     Расчетные задачи 

     Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (10 час).

    Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

     Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

      Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  

Демонстрации 

Лабораторные опыты 

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Взаимодействие         оксида         магния         с кислотами.

Образцы металлов. Образцы неметаллов.

Взаимодействие         углекислого         газа         с известковой водой.

Получение водорода и кислорода.

Получение         осадков         нерастворимых

гидроксидов и изучение их свойств

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

 

 

          Резерв свободного учебного времени:  3 часа 

 

9 класс (70 час)

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (52 часа).

 

     Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

     Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

     Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

     Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

     Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

     Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и приме- нение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли.

Окислительные свойства азотной кислоты.

     Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

     Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.

Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

     Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

     Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделее- ва. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралю- миний, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

     Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

     Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.      Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

 

Демонстрации 

Лабораторные опыты 

Взаимодействие натрия и кальция с водой

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Образцы неметаллов

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Аллотропия серы

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами)

Получение хлороводорода и его растворение в воде

  Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание соединений хлора.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария

Кристаллические решетки алмаза и

 

Демонстрации 

Лабораторные опыты 

графита

Получение аммиака.

 

         Практические занятия 

1.Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».  

  1. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
  2. Решение экспериментальных задач «VI главная подгруппа» 

4.Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

               ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ  ВЕЩЕСТВАХ   (10 час).

     Первоначальные сведения о строении органических веществ.

     Углеводороды: метан, этан, этилен.

     Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

     Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

      Представления о полимерах на примере полиэтилена.

      Демонстрации 

      Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

      Модели молекул органических соединений.

      Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

      Образцы изделий из полиэтилена.

      Качественные реакции на этилен и белки.

      Практические занятия 

      5. Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 час).

      Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

      Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применени- ем.

     Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых про- дуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

     Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, из- вестняк, стекло, цемент).

     Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

     Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

     Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

      Демонстрации 

      Образцы лекарственных препаратов.

      Образцы строительных и поделочных материалов.

      Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

      Практические занятия 

  1. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. 
  2. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

 

Резерв свободного учебного времени– 2 ч.

Требования к уровню подготовки выпускников  основной общеобразовательной школы

 

    В результате изучения химии ученик должен       знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

      уметь                                                                                

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системеД.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основныхклассов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;      • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Тематическое распределение часов  изучаемых разделов и тем по годам обучения

п/п

Разделы курса

Количество часов

Примерная государственная программа

Рабочая программа

8 класс

9 класс

итого

примечания

I

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии

8

9

-

9

Расширение за счет резервного времени

II

Вещество 

25

27

 

27

Расширение за счет резервного времени 

III

Химическая реакция

15

20

 

20

Расширение за счет резервного времени 

IV

Элементарные основы неорганической химии

62

10

52

62

 

V

Первоначальные представления об органических веществах 

10

-

10

10

 

VI

Химия и жизнь 

6

-

6

6

 

 

Резервное время  

14

4

2

6

 

 

Всего часов

140

70

70

140

 

 

Учебно-тематическое планирование материала

Тематические учебные блоки

Всего

8 класс

9 класс

1

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии 

9

9

-

2

Вещество: 

-атомы и молекулы

-ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева

-строение атома

-строение молекул

-простые вещества

-чистые  вещества и смеси

-валентность и степень окисления

-основные классы неорганических веществ

-моль, молярная масса, молярный объем

27

2

1

3

5

5

3

1

4

4 

27

2

1

3

5

5

3

1

4

4

-

3

Химические реакции: 

- классификация химических реакций

-вычисления по уравнениям ХР

-скорость ХР

-электролитическая диссоциация

20

6

4

1

9 

20

6

4

1

9 

-

4

Элементарные основы неорганической химии: -вода

-металлы

-неметаллы

62

10

3

3

4 

52 2

24

26

5

Первоначальные сведения об органических веществах

10

-

10

6

Химия и жизнь

6

-

6

 

Резервное время

5

3

2

 

Всего часов

140

70

70

 

 

Практическая часть

8 класс 

 (70 часов/ 2 ч в неделю)

п/п

 

Тема

 

Количе ство часов

Формы контроля

 

Контрольные работы

 

Практические работы

I

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии

9

 

№1.Простейшие приемы  обращения с лабораторным оборудованием.

Правила безопасной работы в химической лаборатории. 

II

Вещество 

27

№1 по теме: «Строение атомов химических элементов. Химическая связь» №2.по теме:

«Вещество»

№2.  Очистка загрязненной поваренной соли.  №3   Приготовление раствора с заданной массовой долей

III

Химическая реакция

21

№3 по теме: «Типы хим. реакций. Расчеты по химическим уравнениям»

 №4 по теме: «Теория электролитической диссоциации»

№4 Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов. №5. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей 

IV

Элементарные основы неорганической химии

10

 Итоговая контрольная работа №5

 

№6. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. 

 

 

  1. класс

(70 часов / 2 ч в неделю)

п/п

 

Тема

 

Количес тво часов

Формы контроля

 

Контрольные работы

 

Практические работы

IV

Элементарные основы неорганической химии

52

№1 Вводная контрольная работа

 

№2 по теме: «Металлы»

 

№3 по теме:

«Неметаллы» 

№1.Решение экспериментальных задач по теме:

«Получение соединений металлов и изучение их свойств».

 

№2. Решение экспериментальных задач по теме: «VI

главная подгруппа»

 

№ 3. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

 

№4.Решение экспериментальных задач по теме:

«Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». 

V

Первоначальные представления об органических веществах 

10

№4 по теме: «Органические

вещества»

 

№ 5. Изготовление моделей углеводородов 

VI

Химия и жизнь 

6

Итоговая контрольная работа №5

№6 Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

 

 7. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

 

 

 

 

 

Критерии оценки уровня знаний учащихся

 

 Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

         Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

•осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);                              

•полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

 При оценке учитываются число и характер ошибок (существенных или несущественных).  

         Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например,         ученик         неправильно         указал         основные         признаки         понятий,         явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

 Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа Оценка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;
  • ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:                

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 

 

Оценка письменных работ 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Оценка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
  • проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием Оценка «3»:
  • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

  • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи Оценка «5»:

  • план решения составлен правильно;
  • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
  • дано полное объяснение и сделаны выводы. Оценка «4»:
  • план решения составлен правильно;
  • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

  • план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

  • допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

 

 

 

 

Оценка умений решать расчетные задачи Оценка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                  

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                    

Оценка «2»: •имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое и информационное обеспечение

 

Для проведения уроков кабинет химии (№14) оснащен компьютером, проектором, экраном, а также оборудованием и материалами, необходимыми для выполнения практической части программы.   В наличие имеются-

 таблицы:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Таблица растворимости.

Классификация неорганических веществ. Гомологический ряд «Алканы» Портреты химиков. Таблицы 8-11 класс(15шт)

Таблицы по химии (16 шт)

Таблицы справочные по химии

Таблицы «Белки и нуклеиновые кислоты»

Раздаточные наборы таблиц «Окислительно-восстановительные реакции» (15шт) Раздаточные наборы таблиц «Типы химической связи» (15шт)

  Касеты и диски:

Компакт-диск «Химия в школе. Атом и молекула»

Компакт-диск «Химия в школе. Водные растворы»

Компакт-диск «Химия в школе. Минеральные вещества»

Компакт-диск «Химия в школе. Сложные химические соединения»

Компакт-диск «Химия в школе. Соли»

Компакт-диск «Химия в школе. Углерод и его соединения»

Компакт-диск «Виртуальная школьная лаборатория 8-11 класс» Касета «Химические элементы»  Интернет -ресурсы:

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:

-Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://www.teacher.fio 

-Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/ 

-Мегаинциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru/ 

-Сайт «Я иду на урок химии»: http://.1september.ru/ 

-Коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/collection.organik/ 

-Коллекции средней школы: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ 

-Основы химии: электронный учебник «Химия для всех»: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии:  http://school-sector.relarn.ru/nsm/ 

-Электронная библиотека учебных материалов по химии на портале Chemnet: http://chemfiles.narod.ru/ 

  • Программное обеспечение по химии.

 

 

 

 

Учебно-методический комплект

 

Учебники:

  1. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. – М., Дрофа, 2010
  2. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. – М., Дрофа, 2011

 

Пособия для учащихся:

  1. Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 класс. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2012
  2. Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 класс. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2012

 

Методическая литература для учителя:

 

  1. Сборник нормативных документов

Примерная программа основного общего образования по химии. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (2004г)

Программа курса химии 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

О.С.Габриелян, М: Дрофа, 2007

  1. Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» /О.

С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. –  М.: Дрофа, 2010.

  1. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» /О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. –  М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О. С, Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2007.  
  3. Габриелям О. С, Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2007.
  4. Габриелян О. С.,  Рунов Н. Н.,  Толкунов В.  И.  Химический эксперимент в школе. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.  
  5. Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.  

8 – 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

 

 

         



Предварительный просмотр:

Кокорина Светлана Евгеньевна, учитель химии МБОУ СОШ №10

г. Североморск Мурманская область

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №1 от

«____»_______2012г

__________________

Согласовано

Зам. Директора

_________________

«____»_______2012г

Утверждаю

Директор МБОУСОШ № 10

___________Мелькикян Л.Б.

«____»_____________2012г

   

Календарно-тематическое планирование

учебного материала

по ХИМИИ

(2014- 2015 учебный год)

Классы: 8А, 8Б  

УЧИТЕЛЬ: Кокорина Светлана Евгеньевна

Количество часов за год:    70 часов

Количество часов в неделю:  2 часа

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по химии («Сборник нормативных документов», 2008г., Дрофа) и программы О.С. Габриеляна,  рекомендованной Министерством образования РФ, «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва, изд. «Дрофа», 2007

УМК : Габриелян О.С ., М: Дрофа, 2010

  Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класса

Количество часов:                 за год                      I полугодие                           II полугодие

Всего                                           68                                32                                             36

контрольных работ                     5                                  2                                               3

практических работ                    6                                  1                                               5

№ п/п

Дата

Дидактические единицы

Химический эксперимент

Основной вид деятельности

Пункт учебника

Формы контроля

Кол-во часов

Раздел I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (3ч)

1

Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Д.Образцы простых и сложных веществ. 

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§1, уп.3,4,8,9

Устный опрос

1

2

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химический элемент. Формы существования химического элемента

Л1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ

§1, уп.1,2,5-7

Устный опрос

1

3

Практическая работа № 1. Простейшие приемы  обращения с лабораторным оборудованием

Изучение лабораторного штатива и его функций, правила работы со спиртовкой, нагревание воды в пробирке

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

с.187

Практическая работа

1

Раздел II.  Вещество (13ч)

4

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов.

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§2,3, таблица

Химический диктант

1

5

Периодическая система химических элементов     Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Д. Разные варианты периодической системы Д.И. Менделеева.

Работа с таблицей

§4, знаки ХЭ, уп.1,5

1

6

Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле

Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков.

§5,у 1,2,4

Устный опрос, проверочная

работа

1

7

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Выполнение упражнений в практическом применении

формируемых умений

и навыков.

§5,у. 3,    5-8

Самостоятельная работа

1

8

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.

Д. Модели атомов химических элементов

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§6,у.3,5

1

9

Изотопы.

Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§7,у 1-4

Тестовые  

задания

1

10

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§8,у1-3

Устный опрос, индивид. задания на карточках

1

11

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ионная связь.

Фронтальная беседа, упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§9,у 1-3

Индивидуальные задания

на карточках

1

12

Типы химических связей: ковалентная (поляр-

ная и неполярная) связь.

Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§10,у 1-5

§11,у 1-4

Устный

опрос, проверочная работа

1

13

Типы химических связей: металлическая связь

Выполнение упражнений по составлению формул химических соединений с различными типами химической связи

§12,у 1-3

Устный опрос

1

14

Обобщение и систематизация знания по теме “Атомы химических элементов”

Выполнение учащимися индивидуальных и коллективных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания.

повт§4-12

1

15

Контрольная работа № 1  «Строение атомов химических элементов. Химическая связь»

1

16

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Выполнение заданий, направленных на коррекцию знаний и ликвидацию пробелов

Индивидзадания

индивидуальная работа с карточками, самостоятельная работа

1

Раздел IV. Элементарные  основы неорганической химии (2ч)

17

Простые вещества (металлы). Физические свойства металлов

Д. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Na, K, редкоземельные металлы, образцы белого и серого олова.

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§13,у 1-3, конспект

Уст. опрос, выполн.

сообщений, презентаций

по теме урока

1

18

Простые вещества - неметаллы, их физические свойства. Аллотропия.

Д.Коллекция неметаллов: Br2, S, P, O2 

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§14,у 1-3,4

Уст. опрос, выполнение

сообщений,

презентаций

по теме урока

1

Раздел I. Экспериментальные основы химии (1ч)

19

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Получение газообразных веществ.

Д. Получение и собирание Н2, О2, СО2

конспект

тест

1

Раздел II.  Вещество (11ч)

20

Количество вещества, моль. 

Постоянная Авогадро

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль

Решение задач (тренировочные упражнения по алгоритму, упражнения на перенос в сходную ситуацию)

§15,у 1-3,5

Работа с разноуров. заданиями по карточкам

1

21

Молярная масса веществ

Расчет молярных масс веществ по  химическим формулам . Выполнение упражнений с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса»

§15,раб.тетрадь

1

22

Молярный объем

Д. Модель молярного объема газов.

Выполнение упражнений с использованием понятий «молярный объем»

§16,у 1-5

1

23

Решение задач по теме "Молярная масса и молярный объем"

Решение задач (тренировочные упр. по алгоритму, упр. на перенос в сходную ситуацию

Самостоятельная работа  с разноуровн.

заданиями по карточкам

1

24

Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Фронтальная беседа, упражнения в практическом применении формируемых умений

и навыков

§17,у 1,2,5,6

Устный опрос на знание важнейших понятий и определений

темы

1

25

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения. Бинарные соединения металлов: сульфиды,  хлориды   неметаллов.

Д. Знакомство с образцами оксидов.

Л. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

§18,у 1-4

Устный опрос, сообщения,

презентации

1

26

Основные классы неорганических веществ: основания

Д. Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований, изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с таблицами

§19,у 1-6

Устный опрос, проверочная

 работа

1

27

Основные классы неорганических веществ: кислоты

Д. Образцы органических и неорганических кислот, изменение окраски индикаторов в растворах кислот. Разбавление серной кислоты

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с таблицами

§20,у 1-4, таблица кислот

Устный опрос, работа

по карточкам

1

28

Основные классы неорганических веществ: соли

Д. Образцы солей бескислородных и кислородсодержащих кислот

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с таблицами

§21,у 1-3

Устный опрос, работа

по карточкам

1

29

Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Д.Модели кристалл.решеток ковалентных и ионных соединений.

Д.Сопоставление физико-химических свойств соединений

с ковалентными и ионными

связями.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с таблицами

§22,у 1-6

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Выполнение упражнений на классификацию веществ, составление их формул, вычисления с использованием понятия

Повт. §15-22, р.т.

1

30

Контрольная работа № 2 «Вещество»

Раздел I. Экспериментальные основы химии(1ч)

31

Методы анализа веществ. Определение характера среды. Индикаторы

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

1

Раздел II.  Вещество (3ч)

32

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть,

природные воды.

Д. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Фронтальная беседа, работа с учебником, составление тезисов-конспектов

§23,у 1-4

Устный опрос, сообщения,

презентации

1

33-34

Массовая и объемная доля веществ в смеси

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

§24,у 1-5

2

Раздел I. Экспериментальные основы химии(3ч)

35

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Л 2. Способы разделения смесей

§25,у 3,4,6

Устный опрос

1

36

Практическая работа №2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

С.191

Практическая

работа

1

37

Взвешивание. Приготовление растворов.

Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей

Взвешивание, измерение объема воды, приготовление раствора заданной концентрации

С.192

Практическая

работа

1

Раздел III. Химическая реакция(10ч)

38

Условия и признаки химических реакций. Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Закон сохранения массы веществ.

Д.Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций

Фронтальная беседа, составление тезисов-конспектов

§26,у 1-3

Устный опрос

1

39

Классификация химических реакций по различным признакам: поглощению или выделению энергии.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Д. Горение магния.

Л3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Составление тезисов-конспектов, проведение опытов

§27,у 1-3, зад. в тетради

опрос

1

40-41

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ

Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

записи в тетради,

§29,у 1-3

§30,у1-5

С.р.

2

42

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

§31,у1-5

тест

1

43

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач

§28,у 1-3

самостоятельная работа,

выполнение

разноуров. заданий по карточкам

1

44

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Зад. в тетради

1

45

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

1

46

Обобщение и систематизация знаний по теме      «Химическая реакция»

Выполнение упражнений на составление уравнений химических реакций, определения их типа, решение расчетных задач

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

Задания в тетради

§33,у 1-5

1

47

Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

1

Раздел IV. Элементарные основы неорганической химии (3ч)

48

Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе

Фронтальная беседа, составление тезисов-конспектов

конспект

опрос

1

49

Типы химических реакций на примере свойств воды

Д. Получение водорода и кислорода

§33,у 1-5

1

50

Растворимость веществ в воде. Получение кристаллов солей.

 Д. Растворимость   веществ   в различных растворителях, при различной t0, тепловые явления при растворении 

Составление тезисов-конспектов. Решение задач на растворимость.

Выращивание кристаллов солей

оценка результатов наблюдений

1

Раздел III. Химическая реакция(4ч)

51

52

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах.

Работа

с учебником,

составление

тезисов-конспектов

§35,у 1-6

§36,у1-6,консп.

Устный опрос на знание основных определений ТЭД

2

5354

Ионы. Классификация ионов (катионы и анионы) и их свойства. Ионные уравнения реакций

Фронтальная

беседа

§37,у1-6

Самостоятельная работа

2

Раздел I. Экспериментальные основы химии(1ч)

59

Проведение химических реакций в растворах. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе.

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.

качественные реакции  на хлорид-, карбонат-, сульфат-ионы, ионы водорода и гидроксид-ионы

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

инструктаж

Практическая

работа

1

Раздел IV. Элементарные основы неорганической химии (5ч)

55-

58

Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете ТЭД

Л. Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Л. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

§39,у 1-6

§40,у 1-6

§41,у 1-6

§42,у 1-6

Самостоятельная работа

4

60

Практическая работа  5. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

Правила т/б, реакции ионного обмена, характерные для изученных классов соединений

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

инструктаж

Практическая

 работа

 1

61

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Обобщение и систематизация знаний по теме "ТЭД"

Выполнение упражнений по составлению ионных уравнений реакций с участием изученных классов соединений, генетических рядов металлов и неметаллов, решение расчетных задач

Повт. §35-42

Зад. в тетр.

Устный опрос, индивидуальная работа с карточками

1

62

Контрольная работа № 4 по теме "Теория электролитической диссоциации"

1

6364

Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

§43,у 1-4

§44,у 1-4

2

65

Практическая работа  6. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

1

66

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

67

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Выполнение заданий, направленных на коррекцию знаний и ликвидацию пробелов.

1

68-70

Резервное время

3



Предварительный просмотр:

Кокорина Светлана Евгеньевна, учитель химии МБОУ СОШ №10

г. Североморск Мурманская область

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №1 от

«____»_______2014г

__________________

Согласовано

Зам. Директора

_________________

«____»_______2014г

Утверждаю

Директор МБОУСОШ № 10

___________Мелькикян Л.Б.

«____»_____________2014г

   

Календарно-тематическое планирование

учебного материала

по ХИМИИ

(2014- 2015 учебный год)

Классы: 9А, 9Б  

УЧИТЕЛЬ: Кокорина Светлана Евгеньевна

Количество часов за год:    70  часов

Количество часов в неделю:  2 часа

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по химии («Сборник нормативных документов», 2008г., Дрофа) и программы О.С. Габриеляна,  рекомендованной Министерством образования РФ, «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва, изд. «Дрофа», 2007

Учебник : «Химия 9 класс». Габриелян О.С ., М: Дрофа, 2010г

Календарно-тематическое планирование по химии для 9 класса

Учитель:   Кокорина С.Е.

Количество часов:                 за год                      I полугодие                           II полугодие

Всего                                           68                                32                                             36

контрольных работ                     5                                  2                                               3

практических работ                    7                                  2                                               4

№ п/п

Дата

Дидактические единицы

Химический эксперимент

Основной вид деятельности

Пункт учебника

Формы контроля

Кол-во часов

Раздел IV. Элементарные  основы неорганической химии (50ч)

1

2.09

Повторение. Периодический закон и система элементов  Д. И. Менделеева в свете строения атома. Закономерности изменения  восстановительных и окислительных свойств ХЭ по периодам и группам ПС. Значение ПЗ

Д. Интерактивная модель строения атома

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

Конспект §3, упр. 1,2,4-7

Устный опрос

1

2-3

5.09

9.09

Характеристика элементов (металлов и неметаллов) по их положению в Периодической системе элементов   Д. И. Менделеева. Основные типы химической связи.

Д. периодическая система Д.И. Менделеева.

Коллективная работа с опорными для памяти материалами

      §1, табл.1 уп.1,3-5;

Уп.2,6-9

Хар-ка ХЭ по плану

С.р.

2

4

12.09

Характеристика элементов  по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Генетические ряды металлов и неметаллов.

Д. периодическая система Д.И. Менделеева.

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами

§2, упр 1,4, упр. в тетради

опрос

1

5

16.09

Переходные элементы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетический ряд переходных элементов.

Работа с таблицей, упражнения в практическом применении умений и навыков

§2, упр.2,3

Химический диктант

1

6

19.09

Контрольная работа № 1.

7

23.09

Анализ результатов к.р. Положение металлов в Периодической системе. Физические свойства металлов. Металлическая связь

Д. Коллекция металлов: редкоземельные металлы, белого и серого олова.

Выполнение заданий, направленных на коррекцию знаний и ликвидацию пробелов.

§4, 5,6, упр.1-5 с.26

Устный опрос, тест

1

8

9

10

26.09

30.09

3.10

Металлы в природе. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов

Л1. Растворение железа и цинка в соляной кислоте

Л2. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Выполнение упражнений в практическом применении

формируемых умений

и навыков.

§8,у. 1-3,    у. 5-7, зад. в тетради

Самостоятельная работа

3

1112

7.10

10.10

Понятие о металлургии. Способы получения металлов.

Л3. Знакомство с образцами металлов, рудами железа

Выполнение упражнений по составлению уравнений химических реакций, отражающих способы получения металлов с т.з. ОВР

§9,у 1-4,6

Устный опрос, индивид. задания на карточках

2

13

14.10

Коррозия металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).

Л4. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

Составление таблицы «Сплавы»

§10,у 1-6

§7, з.2,3

Индивидуальные задания

на карточках, сообщения  уч-ся

1

14

17.10

Общая характеристика   щелочных металлов

Д. Взаимодействие натрия с водой

Работа с опорными для памяти материалами

§11,у 1,5

Устный

опрос

1

15

21.10

Щелочные металлы и их соединения

Л5.Распознавание катионов натрия, калия.

Фронтальная беседа, упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§11,у 2,4, задачи

С.р

1

1617

24.10

28.10

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Д. Взаимодействие кальция с водой

Л6.Распознавание катионов кальция, бария.

Работа с опорными для памяти материалами,  Упражнения в практическом применении умений и навыков

§12,у 1-3

§12,у 4-7

Устный опрос, инд. задания

С.р.

2

1819

31.10

11.11

Алюминий.

Амфотерность оксида и гидроксида.

Л7. Знакомство с образцами соединений алюминия

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами,  упражнения

§13,у 1-5

§13,у 6-8

Устный опрос, индивидуальные задания на карточках

2

20

14.11

Железо

работа с опорными для памяти материалами,  упражнения

§14,у 1-4,5

Уст. опрос, выполнение

сообщений,

презентаций

1

21

18.11

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Генетические ряды Fe+2 и Fе+3

Д. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе.

Решение задач (тренировочные упражнения по алгоритму, упражнения на перенос в сходную ситуацию)

§14,у 2,3

С.р

1

22

21.11

Практическая работа  №1.

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и

изучение их свойств».

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

П.р. с.84

Отчет о работе

1

23

25.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Выполнение упражнений н составление химических реакций с участием металлов, цепочек химических превращений, решение расчетных задач по химическим уравнения

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

Повт. §4-14, зад. в тетради, по карточкам

1

24

28.11

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1

25

02.12

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Общая характеристика неметаллов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия

Д. образцы неметаллов.

Д.Кристаллические решетки алмаза и графита.

Фронтальная

беседа, составление плана-конспекта

§15,у 1-6

§16,

сообщения уч-ся презентации

1

26

04.12

Водород, физические и химические свойства, получение и применение

Д. Получение водорода

Фронтальная

беседа, составление плана-конспекта

§17,у 1-5

Устный опрос

1

27

09.12

Галогены. Хлороводород.

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Работа с опорными для памяти материалами

§18,у 1-4

1

28

12.12

Соляная кислота и ее соли.

Д. Распознавание соединений хлора.

Л8. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов: хлоридами

Л9.  Распознавание  хлорид-ионов

Фронтальная беседа, упражнения в практическом применении формируемых умений

и навыков

§19,у 1-6

§20,у 1-4

С.р.

1

29

16.12

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение

Д. Получение кислорода

Фронтальная беседа, составление тезисов-конспектов

§21,у 2-5, 8

Устный опрос, сообщения,

презентации

1

30

19.12

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе.

 Д. Аллотропия серы.

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами,

характеристика химических  элементов и простых веществ по алгоритму

§22,у 1-4

тест

1

31

23.12

Оксид серы (VI). Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Л10. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов: сульфидами, сульфатами.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с таблицами

§23, уп.1,2,6

Устный опрос

1

32

26.12

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Л11.Распознавание  сульфат-ионов

Выполнение упражнений на классификацию веществ, составление их формул, вычисления с использованием понятия

§23, уп.3,4,7, упр. в тетради

С.р.

1

33

30.12

Практическая работа  2.

Решение экспериментальных задач «VI главная подгруппа»

распознавание сульфатов среди выданных растворов солей.

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

П.р.

с.186

Отчет о работе

1

34

Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота.

Фронтальная беседа, составление тезисов-конспектов

§24,

 уп.1-5

Устный опрос

1

35

Аммиак. Соли аммония

Д. Получение аммиака

Л 12.Распознавание катионов аммония

Фронтальная беседа , оценка результатов наблюдений

§25,у 1-7; §26, у.1,2,4,5

С.р.

1

36

Оксиды азота (II и IV).

Фронтальная беседа, составление тезисов-конспектов

§27, зад. в тетради

таблица

1

37

Азотная кислота и ее соли.

Л13. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов: нитратами

Групповая работа, упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§27,у 1-6,

опрос

1

38

Окислительные свойства азотной кислоты.

Д.Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций

упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§27, упр. в тетради

С.р.

1

39

Фосфор.

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами,

характеристика химических  элементов и простых веществ по алгоритму

§28,у 1-3

опрос

1

40

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Работа

с учебником,

составление

тезисов-конспектов

§28,у 4-7

С.р.

1

41

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода.

Д.Модели кристаллических решеток алмаза, графита

Работа с наглядными пособиями и опорными материалами,

составление тезисов-конспектов

§29,у 1-8

тетради,

опрос

1

42

Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ.

Работа по составлению таблицы

§30,у1-4

тест

1

43

Угольная кислота и ее соли

Л14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов: карбонатами

Л15.Распознавание карбонат-анионов

Работа

с учебником,

составление

тезисов-конспектов

§30,у5-7

Устный опрос

1

44

Практическая работа 3.

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

П.р. с.189

Отчет о работе

1

45

Кремний. Оксид кремния (IV).

Фронтальная

беседа, работа с опорными для памяти материалами, составление тезисов-

конспектов

§31,у1-4

Устный опрос

1

46

Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Л 16.  Знакомство с образцами природных соединений неметаллов: силикатами

Задания в тетради

§31,у 5-7

С.р.

1

47

Практическая работа 4.

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств».

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

П.р. с.187

Отчет о работе

1

4849

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

Конспект повт §§17-31, зад. в тетради

Индивид. задания

1

50

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»

1

Раздел V. Первоначальные представления об органических веществах (10ч)

51

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Итоговое повторение и обобщение. Первоначальные сведения о строении органических веществ

Д. Модели молекул органических соединений

Д.Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Выполнение заданий, направленных на коррекцию знаний и ликвидацию пробелов. Фронтальная

беседа,  работа с опорными для памяти материалами

§32,у 1-6

Устный опрос, Индивид. задания

1

52

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

§33,у 1-4

С.р.

1

53

Углеводороды: этилен. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Д.Образцы изделий из полиэтилена

Л17.Качественные реакции на этилен

Проведение опытов и оценка результатов наблюдений

§34у1-3

опрос

1

54

Практическая работа 5.

Изготовление моделей углеводородов.

оценка результатов наблюдений

Инструк

ция

Отчет о работе

1

55

Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических веществ

составление

тезисов-конспектов

§35,у 1-5

Устный опрос, индивидуальная работа с карточками

1

56

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая)

как представители кислородсодержащих органических соединений

Фронтальная

беседа,  работа с опорными для памяти материалами

§36,у 1-3

С.р.

1

57

Биологически важные вещества: жиры, углеводы.

составление

тезисов-конспектов

§37,у 1-4

§39,у 1-6

Сообщения уч-ся, тест

 1

58

Биологически важные вещества: белки.

Качественные реакции на белки.

составление

тезисов-конспектов

§38,у 1-4

Сообщения уч-ся, опрос

1

59

Обобщение и систематизация по органической химии

Составление формул представителей веществ изученных классов, формул их изомеров и гомологов, уравнений реакций с их участием, решение расчетных задач по химическим уравнениям

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

§32-39, зад обобщ. хар. в тетради

1

60

Контрольная работа № 4 по органической химии

1

Раздел IV. Элементарные  основы неорганической химии (2ч)

61

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера

Зад в тетр.

62

Итоговая контрольная работа №5

1

Раздел VI.  Химия и жизнь (6 часов)

63

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применени-

ем.

Практическая работа 6.Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Д. Образцы лекарственных препаратов.

Инд. Творч.задания-презентации

1

64

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых про-

дуктов (поваренная соль, уксусная кислота)

Д. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами

Чтение этикетки. Расшифровка кодов товаров.

Инд. Творч.задания-презентации

1

65

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, из-

вестняк, стекло, цемент).

Практическая работа 7. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Д. Образцы строительных и поделочных материалов.

Инд. Творч.задания-презентации

1

66

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Д. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Инд. Творч.задания-презентации

1

6768

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной

жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

беседа

2

69-70

Резервное время

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

Учебно-тематическое планирование по курсу "Химия 8-9 класс" и "Химия 10-11 класс"

Уважаемые родители, используя учебно-тематическое планирование, представленное на данной странице, Вы можете конролировать процесс обучения и подготовку своего ребенка по темам, определить темы для са...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа и КТП по химии для 8 класса средней школы «Химия 8 класс" О.С.Габриелян. ФГОС

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего обра...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....