Урок химии для 11 класса " Развитие химической промышленности в условиях научно - технического прогресса"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Шакирова Сирина Музиповна

 

На уроке просмотрели презентацию и выявили  важнейшие направления развития химической промышленности на основе НТП:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_khimich._promyshlennosti_-1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок  по химии

для 11 класса разработала и провела учитель

высшей  квалификационной категории

Шакирова Сирина Музиповна

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок в нетрадиционной форме – во время НТР, мы тоже должны идти в ногу со временем, у нас сегодня урок -  лекция с использованием компьютерной технологии.

Девиз нашего урока: « Познание начинается с удивления!»

Цель урока:

  1. Знать и уметь объяснять важнейшие направления развития химической промышленности на основе научно – технического прогресс
  2. Уметь составлять конспект, проводить обобщения, выводы

Учитель:

Во время урока вы должны конспектировать весь необходимый материал в ваши тетради.

Рассмотрим важнейшие направления развития химической промышленности на основе НТП:

  1. Использование новейших научных и технических достижений. ( На экране слайды, по каждому пункту выступают учащиеся) – 1слайд

Учитель: к научным и техническим достижениям относят: (смотрим на слайд)

Широкое использование радиоактивных изотопов –

2 слайд

  • Радиоактивное излучение и изотопы
  • Радиоактивность –

 это самопроизвольный процесс превращения активных изотопов одних химических элементов в изотопы других химических элементов.

Вопрос к учащимся: вспомните из курса физики, – какие вы знаете радиоактивные элементы?

Учащиеся: уран, свинец и радон.

Правильно: посмотрим на слайд

Радиоактивные элементы: -  на 2 слайде (для проверки)

Уран, торий, радий, висмут, протактиний, полоний, свинец, радон и др.

 Учитель: о значении радиоактивного излучения прослушаем сообщение вашего товарища.

То, что вы сейчас увидите на слайде, можете кратко записать в своих тетрадях.

Радиоактивное излучение ускоряет процессы полимеризации, получение анилина, фенола – на 2 слайде

Учитель: следующее научное достижение: - это

Широкое использование лазеров, плазмы – на слайде

Об использовании плазмы и лазеров прослушаем сообщения: - учащиеся в тетрадях составляют по выступлениям краткий конспект

Учитель:

Прослушаем краткое сообщение о плазме.

  • Использование плазмы – на слайде

  • При помощи низкотемпературной плазмы можно осуществить разложение высокомолекулярных углеводородов – на слайде

Учитель: прослушаем сообщение о лазерах.

  • Использование лазеров – на слайде и  параллельно слушаем сообщение, делаем соответствующие записи
  • Создаются новые отрасли промышленности с использованием лазеров для получения особо чистых веществ и изотопов разных химических элементов – на слайде
  • Ведутся исследования по созданию новых пластмасс

    (стеклопластики, кремнеорганические полимеры) – на слайде

Учитель дополняет выступления учащихся:

Также используются и другие научно – технические достижения:

Сейчас ведутся исследования по созданию новых пластмасс, по термостойкости не уступающих алюминию. К таким пластмассам относятся  стеклопластики и кремнеорганические полимеры – силиконы ( на них не действуют ни кислоты, ни щёлочи, они устойчивы при температуре до 500о. На основе высокомолекулярных соединений разрабатываются различные материалы, которые будут использоваться в самолётостроении, в производстве новейших марок автомобилей и в других отраслях машиностроения.

В настоящее время большинство химических процессов осуществляется в водных растворах, которые, попадая в водоёмы, загрязняют окружающую среду. Поэтому ведутся исследования по проведению химических процессов в твёрдой или газовой фазе.

Учитель:

Рассмотрим следующее направление:

II. Оптимальное увеличение единичных мощностей аппаратов и устройств, используемых на химических производствах. ( слайд)

Повысить производительность аппаратов и устройств можно двумя путями:

-слайд

1. Ускорение технологических процессов в существующих аппаратах и устройствах

  •  Использование активных катализаторов
  •  увеличение концентрации реагирующих веществ

2. Совершенство конструкций  и аппаратов

( использование высокоэкономичных аппаратов, принципа

 « кипящего слоя»)

Учитель:

Для осуществления 1 – го пути  увеличивают концентрацию реагирующих веществ, применяют новые, более активные катализаторы.

Вопрос к учащимся: что такое катализаторы, и какую роль они играют в химических процессах?

Ответ учащихся:

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, которые могут участвовать в реакции, входить в состав промежуточных продуктов, но не входят в состав конечных продуктов реакции и в после окончания реакции остаются неизменными.

Учитель:

Например, если повысить концентрацию кислорода в воздухе на 1%, производительность домны увеличится на 3 – 10%. Для этого воздух обогащают кислородом, при производстве стали конверторным способом.

Для увеличения производительности химических процессов создаются новые аппараты и устройства. Например, в производстве серной кислоты заменили стационарные печи обжига пирита на печи, в которых обжиг осуществляется В « кипящем слое». В нашей стране уже работают мощные, высокоэкономичные агрегаты, производящие 450 тыс. тонн аммиака в год. Ведутся исследования по увеличению единичных мощностей реакторов и других аппаратов, производящих этилен и пропилен пиролизом бензина. За последние 20 лет единичные мощности аппаратов в производстве серной кислоты и аммиака возросли  ≈ в 30 раз.

Рассмотрим механизацию  и автоматизацию производства (слайд)

Вопрос к учащимся:

Что вы понимаете под  « механизацией производства»?

Ответ: - это использование машин, механизмов и робототехники.

Слайд:

Механизация:

  • Устраняет тяжёлый труд
  • Способствует сбережению трудовых ресурсов

Использование ЭВМ при полной автоматизации

  • Они управляют всеми процессами по заданной программе

Учитель:

На современных химических производствах транспортировка сырья, измельчение его, обогащение и другие процессы полностью механизированы. Также осуществляется и автоматизация производственных процессов. Если механическими процессами управляет человек с помощью технических устройств (пульт управления), то такую систему называют дистанционным или телеуправлением. Телеуправление относится к неполной автоматизации. При полной автоматизации всеми процессами управляют ЭВМ по заданной программе.

4.Создание непрерывных производственных процессов - слайд

Замена периодических производственных процессов на непрерывные облегчает механизацию и автоматизацию, повышает производительность труда.

Учитель:

Примером непрерывного технологического процесса является производство серной кислоты. Сырьё – обогащённый пирит – непрерывно подаётся в печь обжига, а конечный продукт – серная кислота – из поглотительной башни непрерывно поступает в сборник, а затем на склад. ( учащиеся работают со схемой  учебника за 9 класс – производство серной кислоты)

5. Организация комплексного, безотходного использования сырья - слайд

Академик А. Е. Ферсман охарактеризовал значение комплексного использования сырья так год:

« Комплексная идея есть идея в корне экономическая, создающая максимальные ценности с наименьшей затратой средств и энергии, но эта идея не только сегодняшнего дня, это идея охраны наших природных богатств от их хищнического расточения, идея использования сырья до конца, идея возможного сохранения наших природных запасов на будущее» (1932)

Учитель:

Рассмотрим этот вопрос на примере металлургической промышленности.

Железные руды – основное сырьё для получения чугуна и стали, кроме основного элемента железа, содержат также медь, титан, марганец, ванадий, серу и многие другие элементы. Когда эти сопутствующие элементы извлекают из руды, современные металлургические комбинаты получают даже большую прибыль, чем от производства основного продукта. Ценные примеси содержат и многие другие полезные ископаемые

Пути создания безотходных производств - слайд

  • Циркуляция реагирующих веществ по замкнутому кругу ( производство аммиака)
  • Очистка отходящих газов и сточных вод
  • Кооперирование различных производств (например, металлургических заводов, на которых используются руды, содержащие сернистые металлы, с заводами по производству серной кислоты.)

Вопрос к учащимся:  что такое кооперирование производств?

Ответ:  это их объединение.

6. Повышение роли химиков – технологов и  квалифицированных рабочих в условиях НТР

Учитель:

В период бурного развития науки и техники трудно назвать, какую – либо отрасль промышленности и с/х производств, которая бы не была связана с химией.

Ведущие химические профессии: - слайд

                                                 Химик – технолог

                                                 Химик – металлург

                                                 Химик – органик

                                                 Радио – химик

Учитель:

Есть ряд специфических химических профессий, которые характерны для соответствующих отраслей  промышленности. К таким почётным профессиям в металлургической промышленности относятся мастер – плавильщик, горновой, сталевар.

На заводе по производству азотной кислоты наиболее важные профессии – оператор, компрессорщик, катализаторщик и др.

В настоящее время к работе химиков – технологов предъявляются повышенные требования. Химик – технолог должен владеть приёмами работы с ЭВМ, составлять программы для осуществления роботизации основных производственных процессов.

В настоящее время известно большое число с/х профессий, связанных с химией: агрохимик, почвовед, агроном, лаборант и др.

Выступление учащегося о химике – лаборанте.

7. Охрана окружающей среды от загрязнений промышленными отходами  - слайд

Способы борьбы с загрязнением окружающей среды:

  1. Строительство очистных сооружений –

Учащиеся смотрят видео – фильм об очистке воды.

  1. Создание и внедрение безотходных и технологических процессов  
  2. Устройство замкнутых циклов водопользования
  3. Замена химических способов борьбы с вредителями и болезнями с/х  растений биологическими

Вопрос учащимся:

Что вы подразумеваете под биологической борьбой, и какие виды борьбы с вредителями с/х растений вы знаете?

  1. Использование новых видов топлива

Слушаем сообщение учащегося:

  1. Создание лесных зон вокруг городов и промышленных центров

Учитель:

Мероприятия, проведённые в последние годы, позволили уменьшить загрязнённость окружающей среды в ряде крупных городов.

В перспективе разработаны крупномасштабные планы по оздоровлению окружающей среды. Намечается широкое использование новых видов энергии: солнечной, силы ветра, морских приливов и т.д.

К сожалению, при строительстве и организации работы химических предприятий допускались просчёты, которые приводили к загрязнению водоёмов, к выпадению кислотных дождей, к гибели всего живого. Устранение этих недостатков – задача ближайшего будущего.

На сегодняшний день:

Всё меньше  - окружающей природы…

Всё больше – окружающей Среды. - Слайд

Звучит тихая музыка и на её фоне учащийся читает стихотворение:

Подводим итоги урока, оцениваем работу учащихся, записываем домашнее задание.

Урок заканчиваем словами:

« Ваши открытия ещё впереди, познание продолжается »

Благодарю учащихся за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация в 11 классе "Научно-технический прогресс"

На уроке используется презентация,подготовленная учителем и учащимися....

научно- технический прогресс ( 11 класс по УМК Кузовлев В. П.Английский язык)

на уроке используется проектная методика-научить рассуждать о преимуществах и недостатках научно- технического прогресса....

Деловая игра для 8 класса "«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»"

Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии....

Презентация к уроку "Бионика и научно-технический прогресс".

Разделы бионики : архитектурная бионика, робототехника, протезирование, генная инженерия и т.д....

Конспект урока химии 9 класс "Скорость химических реакций"

Конспект урока создан для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и профориентации....

Тема урока: «Биотехнология и научно- технический прогресс»

Тема урока: «Биотехнология и научно- технический прогресс»...

Научно технический прогресс и новый этап индустриального развития

Презентация к уроку по всеобщей  история в 11 классе , на тему: Научно - технический прогресс и новый этап индустриального развития....