Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику О.С. Габриелян (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район муниципальное бюджетное (сменное) общеобразовательное учреждение
« Излучинский центр образования
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Директор МОУ ОЦО пгт.Излучинск
Протокол № 1 _____________И.И.Туровская
от « » ____________2014 г Приказ № ______
от «_____ » _____________ 2014г
Рабочая программа
по химии в 9 классе
составитель:
Хабибярова Ания Адгамовна
на 2014-2015 учебный год
пгт. Излучинск
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 9 класса соответствует программе Министерства Просвещения РФ «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» ( автор О.С.Габриелян - М: Дрофа, 2010), соответствует учебнику «Химия. 9 класс» авторы О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова.-М.: Дрофа.- 2009г., который соответствует обязательному минимуму содержания образования по химии.
Изучение химии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение систем знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание курса химии в 9 классе продолжается изучением неорганической химии и химии органических соединений, их генетической связи в порядке усложнения строения. Теоретическую основу предмета «Химия – 11» составляют Периодический закон, рассматриваемый в контексте современных представлений о строении атома, а также учение о химической связи и строении вещества. Обучающиеся знакомятся с зависимостью свойств от химического строения, электронного и пространственного строения молекул, практическим значением органических и неорганических соединений.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Химическую символику:
- знаки химических элементов,
- формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
Важнейшие химические понятия:
- химический элемент, атом, молекула,
- относительные атомная и молекулярная массы,
- ион, изотопы, химическая связь,
- вещество, классификация веществ,
- моль, молярная масса, молярный объём,
- химическая реакция, классификация реакций,
- окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
Основные законы химии:
- сохранения массы веществ,
- постоянства состава,
- периодический закон
Уметь:
Называть:
- химические элементы по символам,
- вещества по их химическим формулам ,
- соединения изученных классов;
Определять:
- состав вещества по их формулам,
- принадлежность веществ к определенному классу соединений,
- типы химических реакций,
- валентность и степень окисления элемента в соединениях,
- тип химической связи в соединениях,
Характеризовать:
- химические элементы малых периодов, а также калий и кальций на основе их положения в периодической системе элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
- связь между составом, строением и свойствами веществ;
- химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений;
Объяснять:
- физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым он принадлежит в п.с. химических элементов Д.И.Менделеева;
- закономерности изменения свойств элементов в пределах периодов и главных подгрупп;
Составлять:
- формулы неорганических соединений изученных классов;
- схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева;
- уравнения химических реакций;
Вычислять:
- массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- массовую долю вещества в растворе;
Следовать правилам:
- техники безопасности в кабинете химии;
- пользования химической посудой и оборудованием;
- нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания;
- оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, что соответствует учебному плану школы – 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ – 4.
Количество практических работ – 6.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | ВСЕГО ЧАСОВ | Практическая работа | Контрольная работа |
Введение | 6 |
|
|
1. Металлы. | 18 | Практическая работа № 1, № 2, № 3 | Контрольная работа№1 «Металлы». |
2. Неметаллы. | 26 | Практическая работа № 4, № 5, № 6
| Контрольная работа №2 «Неметаллы». |
3. Органические вещества. | 13 |
| Контрольная работа №3 «Органические соединения». |
4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 6 | Итоговая контрольная работа за курс органической химии. | |
Резерв | 1 | ||
Общее число часов по курс | 70 |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
(6 часа)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- классифицировать вещества;
- анализировать изменение свойств элементов и соединений с увеличением порядкового номера.
Развивающие цели:
- развивать наблюдательность и остроту зрения,
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
№ п/п | Раздел, тема урока | Вопросы изучаемые на уроке | Кол-во часов | Тип урока | Дата |
Д/З | |
план | факт | ||||||
1-3. |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | Строение атома. Простое вещество. Сравнение свойств простых веществ по периодам и в группах; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. | 3 | комбин |
| &1, упр 1 | |
4. | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. | 1 | комбин |
| &2, упр 2,3 | |
5-6. | Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева. | Значение ПС и ПЗ. Строение атома. | 2 | комбин |
| &3, упр 3-5 |
Тема 1. Металлы. (18 часов)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
7. | Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева и строение их атомов. |
Характеристика положения элементов – металлов в ПС. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Физические свойства металлов – простых веществ. | 1 | комбин |
| &5-6, упр 1-3 | |
8-9. | Химические свойства металлов. | Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | 2
| Комбин |
| & 8, упр 1-3 | |
10. | Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. | Правила по Технике безопасности при работе с химикатами Осуществление цепочки химических превращений. | 1 | Практи- кум |
| Оформить работу | |
11. |
Получение металлов. | Основные способы получения металлов. Нахождение в природе. Понятие о самородных металлах, минералах и рудах. Металлургия и её разновидность. | 1
| комбин |
| & 9, упр 1, 2-4 | |
12. | Сплавы. Коррозия металлов. | Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | 1
| лекция |
| & 7, 10, упр 1-4 | |
13. | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. | Сравнительная характеристика щелочных металлов: строение атомов, простые вещества, физические и химические свойства, кислородные соединения. | 1
| комбин |
| & 10, упр 1, 2 | |
14. | Соединения щелочных металлов.
| Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Понятие о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов. | 1 | комбин |
| & 10, упр 3, 5 | |
15. | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. | Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов. | 1
| комбин | & 11-12, упр1-5 | ||
16. | Кальций и остальные щелочноземельные металлы. | Обзор важнейших щелочноземельных металлов и в первую очередь кальция: оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и значение. | 1
| комбин | & 12, упр 2, 3, 7 | ||
17. | Алюминий, его физические и химические свойства. | Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия на основе его свойств. | 1
| комбин | & 13 до стр 60, упр 1, 4, 7 | ||
18. | Соединения алюминия. | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозём и его модификации. Распространенность алюминия в природе. | 1
| Комбин | & 13, упр 2, 5, 6 | ||
19. | Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений алюминия». | Правила по технике безопасности при работе с химикатами | 1 | Практи- кум | Оформить работу | ||
20. | Железо, его физические и химические свойства. | Особенности строения атомов элементов на примере железа. Степени окисления железа в соединениях физические и химические свойства железа – простого вещества. | 1
| комбин | & 14, упр 1, 5 | ||
21. | Генетические ряды Fe+2 и Fe+3. | Характеристика химических свойств оксидов и гидроксидов железа. Важнейшие соли железа (II) и (III). Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3. | 1
| комбин | &14 до конца, упр 2,3,7 | ||
22. | Повторение и обобщение по теме «Металлы». |
Обобщение знаний, решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | 1
| комбин | Подгот к контр работе. | ||
23. | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ | Качественные реакции на ионы металлов. | 1 | Практи-кум | |||
24. | Контрольная работа по теме: «Металлы». |
Проверка знаний и умений по данной теме. | 1
| Контр. ЗУН |
|
Тема 2. Неметаллы. (25 часов)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
25. |
Общая характеристика неметаллов. |
Положение неметаллов в ПС, особенности строения их атомов. ЭО как мера неметалличности. Ряд ЭО. Кристаллическое строение. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. | 1
| комбин | & 15, конспект, упр 1, 3,4 | ||
26. | Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Физические и химические свойства в зависимости от увеличения порядкового № химического элемента. | 1
| комбин | & 17, упр 1-4, 7 | ||
27. | Соединения галогенов. | Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в народном хозяйстве. Получение галогенов. | 1
| комбин | & 18- 19, упр 1-4, упр 1,2 | ||
28. | Получение соляной кислоты и изучение ее свойств | 1 | Практи-кум | ||||
29. | Общая характеристика халькогенов. Кислород. | Общая характеристика халькогенов. Реакции горения, медленного окисления. Роль кислорода в природе. получение и применение кислорода. Озон. | 1
| & 20, упр 3-6 | |||
30. | Сера – простое вещество. | Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об ОВР. | 1
| & 22, упр 1,2 | |||
31. | Соединения серы. | Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Сероводород и сульфиды. | 1
| & 22, упр 1, 2, 3, 5 | |||
32. | Серная кислота и её соли. | Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты. Соли серной кислоты, их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-иона. | 1
| & 22, упр 4, 6, 7 | |||
33. | Практическая работа №4. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 1 | Практи-кум | |||
34. | Азот – простое вещество. | Строение атома азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства в свете представлений об ОВР. | 1
| комбин | &23, упр 2,3 | ||
35. | Аммиак и его свойства. | Строение молекулы аммиака. Физические свойства. Получение, собирание и распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму. | 1
| комбин | &24, упр 1-6 | ||
36. | Соли аммония. | Соли аммония: состав, получение. Физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве. | 1
| комбин | &25, упр 2-4 | ||
37. | Кислородные соединения азота. | Оксиды азота, классификация и химические свойства. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: её взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из аммиака и азота. Применение. | 1
| комбин | &26, упр 1-5 | ||
38. | Соли азотной и азотистой кислот. | Нитраты и нитриты. Их свойства и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. | 1
| комбин | & 26. | ||
39. | Фосфор. Соединения фосфора. |
Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Её соли. | 1
| комбин |
& 27, упр1-3 | ||
40. | Биологическое значение фосфора. Его применение. | Значение фосфора в природе. Фосфорные удобрения. | 1
| лекция | &27 | ||
41. | Углерод. | Строение атома углерода. Аллотропия. Свойства модификаций – алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и её практическое значение. Химические свойства углерода. | 1
| комбин | & 29, упр4-8 | ||
42. | Оксиды углерода (II) и (IV). | Строение молекул СО и СО2. Физические и химические свойства оксидов углерода, их значение и применение. | 1
| комбин | &29 до угольной кислоты, упр 1-4. | ||
43. | Угольная кислота и её соли. | Важнейшие соли угольной кислоты (карбонаты): кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. | 1
| комбин | &29 до конца, упр 5-8 | ||
44. | Практическая работа №5. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 1 | Практи-кум | |||
45. | Минеральные удобрения. | Обобщить и систематизировать знания о химических удобрениях. Типы классификаций удобрений. | 1
| комбин | Упр 2 , стр 208 | ||
46 . | Кремний. Соединения кремния. | Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Природные соединения кремния. | 1 | комбин | & 30, упр 2-4 | ||
47. | Силикатная промышленность. | Производство стекла, фарфора, цемента. | 1 | лекция | |||
48. | Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов». | Правила работы при получении, собирании и распознавании газов | 1
| Практи-кум |
| ||
49. | Повторение и обобщение по теме «Свойства неметаллов». |
Решение задач и упражнений по теме. «Цепочка переходов». | 1
| закреп | Подготовка к контр работе. | ||
50. | Контрольная работа по теме «Неметаллы». |
Контроль и учёт знаний по данной теме. | 1
| Контр ЗУН |
|
Тема 3. Органические соединения (13 часов).
Образовательные цели:
Уметь:
- составлять формулы углеводородов и их изомеров, давать им названия;
- подтверждать химические свойства уравнениями реакций;
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
51. |
Предмет органической химии. | Органическая химия – химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Валентность и степень окисления. Теория строения А.М.Бутлерова. | 1 | лекция | . | &31, упр 1,2,4, принести с собой пластилин и спички | |
52. | Предельные углеводороды. | Гомологический ряд алканов. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Физические свойства метана. Горение углеводородов. Термическое разложение, галогенировапние, изомеризация. Применение метана. | 1
| комбин | &32, упр 2, 5 | ||
53. | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. | Гомологический ряд этилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Двойная связь. Получение и физические свойства этилена. Химические свойства: реакции горения, присоединения. Качественная реакция на двойную связь. | 1
| комбин | & 33, упр 1-6 | ||
54. | Непредельные углеводороды. Ацетилен. | Гомологический ряд ацетилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Тройная связь. Получение и физические свойства ацетилена. Химические свойства: реакции горения, присоединения. | 1
| комбин | &34, упр 3,4,6 | ||
55. | Ароматические углеводороды. Бензол. | Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение бензола. Ароматическая связь. Химические свойства: реакции присоединения и замещения. | 1
| комбин | & 35, упр 1, 3, 5 | ||
56. | Спирты. Многоатомные спирты. | Общая формула и гомологический ряд спиртов.. номенклатура. Этанол и метанол, их применение и значение. Атомность спиртов. |
| комбин | & 36, упр 2-4 | ||
57. | Альдегиды. | Общая формула. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Свойства и применение альдегидов. | 1
| комбин | & 37, упр 1-3,6 | ||
58. | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Ацетаты, жирные кислоты. | 1
| комбин | & 38, упр 1-6 | ||
59. | Сложные эфиры. Жиры. | Сложные эфиры в природе, их значение и применение. Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Физические свойства. Гидролиз, гидрирование жиров. Понятие о мылах. | 1
| комбин | &39, упр 2-5 | ||
60. | Аминокислоты и белки. | Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Биологическое значение аминокислот. Белки, их биологическая роль, состав, строение, пептидная связь. | 1
| лекция | & 40, упр 1-5 | ||
61. | Углеводы. Полимеры. | Классификация углеводов, их представители и биологическая роль. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные понятия химии ВМС. Пластмассы. Волокна. | 1
| лекция | & 41, упр 2-6 | ||
62. | Повторение и закрепление темы «Органические соединения» | ||||||
63. | Контрольная работа по теме «Органические соединения». |
Учёт и контроль знаний по данной теме. | 1
| Контр ЗУН |
|
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
64. | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. |
Строение атома, простое вещество. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных по периоду и пдгруппе элементами. Состав высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. | 1
| Записи в тетр. | |||
65. | Строение вещества. | Виды химической связи и типы кристаллических решёток. | 1
| Записи в тетр | |||
66. | Химические реакции. | Классификация химических реакций по разным признакам. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее. | 1
| Записи в тетр | |||
67 | Классы химических соединений в свете ТЭД. | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 1
| Записи в тетр | |||
68. | Решение задач. | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1
| Подгот к контр работе | |||
69. | Итоговая контрольная работа. |
Контроль и учёт знаний за курс химии основной школы. | 1
|
| |||
70 | Резерв | 1 | |||||
Общее число по курсу |
| 70
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...