Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Хабибярова Ания Адгамовна

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику О.С. Габриелян (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_khimii.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация                                                                                                                                                                                                    Тюменская область                                                                                                                                                                                                                  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра                                                                                                                                               Нижневартовский район                                                                                                                                                                                         муниципальное  бюджетное (сменное) общеобразовательное учреждение

« Излучинский центр образования

Рассмотрено                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО                                                                                                                                                Директор МОУ ОЦО пгт.Излучинск  

Протокол  № 1                                                                                                                                                       _____________И.И.Туровская

от «        » ____________2014 г                                                                                                                        Приказ №  ______    

                                                                                                                                                                             от «_____ » _____________  2014г                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                           

Рабочая программа

по химии   в  9  классе    

составитель:

 Хабибярова Ания Адгамовна

на 2014-2015 учебный год

пгт. Излучинск

Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для 9 класса соответствует программе Министерства Просвещения РФ «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» ( автор О.С.Габриелян  - М: Дрофа, 2010), соответствует учебнику «Химия. 9 класс» авторы О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова.-М.: Дрофа.- 2009г., который соответствует обязательному минимуму содержания образования по химии.

 Изучение химии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение систем знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями  применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного  отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений  для безопасного использования веществ  и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

       

  Содержание курса химии в 9 классе продолжается изучением неорганической химии и химии органических соединений, их генетической связи в порядке усложнения строения.  Теоретическую основу предмета «Химия – 11» составляют Периодический закон, рассматриваемый в контексте современных представлений о строении атома, а также учение о химической связи и строении вещества. Обучающиеся знакомятся с зависимостью свойств от химического строения, электронного и пространственного строения молекул, практическим значением органических и неорганических соединений.

 Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

 Химическую символику:  

  • знаки химических элементов,
  • формулы химических  веществ и уравнения химических реакций;

 Важнейшие химические понятия:

  • химический элемент, атом, молекула,
  •  относительные атомная и молекулярная массы,
  • ион, изотопы, химическая связь,
  •  вещество, классификация веществ,  
  • моль, молярная масса, молярный объём,  
  • химическая реакция, классификация реакций,
  • окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 Основные законы химии: 

  • сохранения массы веществ,
  • постоянства состава,
  • периодический закон

  Уметь:

 Называть: 

  • химические элементы по символам,
  • вещества по их химическим формулам ,
  •  соединения изученных классов;

 Определять: 

  • состав вещества по их формулам,
  •  принадлежность веществ к определенному классу  соединений,
  • типы химических реакций,
  •  валентность и степень окисления элемента в соединениях,
  •  тип химической связи  в соединениях,

 

 Характеризовать: 

  • химические элементы малых периодов, а также калий и кальций на основе их положения в периодической системе элементов Д.И.Менделеева и особенностей  строения их  атомов;
  • связь между составом, строением и свойствами веществ;
  •  химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений;

Объяснять: 

  • физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым он принадлежит в п.с. химических элементов Д.И.Менделеева;
  • закономерности изменения свойств элементов в пределах периодов и главных подгрупп;

Составлять: 

  • формулы неорганических соединений изученных классов;
  •  схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева;
  • уравнения  химических реакций;

Вычислять: 

  • массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • массовую долю вещества в растворе;

Следовать правилам: 

  • техники безопасности в кабинете химии;
  • пользования химической посудой и оборудованием;
  • нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания;
  • оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, что соответствует учебному плану школы – 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ – 4.

Количество практических работ – 6.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

ВСЕГО ЧАСОВ

Практическая работа

 Контрольная работа

   Введение

6

 

 

1.  Металлы.

18

 Практическая работа № 1, № 2, № 3

Контрольная работа№1

 «Металлы».

2. Неметаллы.

26

 Практическая работа № 4, № 5, № 6

 

Контрольная работа №2

 «Неметаллы».

3.  Органические вещества.

13

 

Контрольная работа №3

 «Органические соединения».

4.  Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

Итоговая контрольная работа  за курс органической химии.

Резерв

1

Общее число часов по курс

70

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

(6 часа)

Образовательные цели:

Уметь:

  • давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
  • классифицировать вещества;
  • анализировать изменение свойств элементов и соединений с увеличением порядкового номера.

Развивающие цели:

  • развивать наблюдательность и остроту зрения,
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.

№ п/п

Раздел, тема урока

 Вопросы изучаемые на уроке

Кол-во часов

Тип урока

Дата

 

Д/З

   план      

факт

1-3.

 

 Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

 Строение атома. Простое вещество. Сравнение свойств простых веществ по периодам и в группах; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла.

3

комбин

 

 &1, упр 1

4.

   Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

1

комбин

 

 &2,

упр 2,3

5-6.

Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева.

Значение ПС и ПЗ. Строение атома.

2

комбин

 

 &3, упр 3-5

Тема 1. Металлы. (18 часов)

Образовательные цели:

Уметь:

  • давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
  • составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
  • решать задачи на выход продуктов реакции.

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.

7.

Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева и строение их атомов.

 

Характеристика положения элементов – металлов в ПС. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Физические свойства металлов – простых веществ.

1

комбин

 

&5-6, упр 1-3

 

8-9.

 Химические свойства металлов.

 Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений  в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

2

 

 Комбин

 

& 8, упр 1-3

10.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Правила по Технике безопасности при работе с химикатами

Осуществление цепочки химических превращений.    

1

Практи-

кум

 

Оформить работу

11.

 

 Получение металлов.

    Основные способы получения металлов. Нахождение в природе. Понятие о самородных металлах, минералах и рудах. Металлургия и её разновидность.

1

 

комбин

 

& 9, упр 1, 2-4

12.  

    Сплавы. Коррозия металлов.

  Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

1

 

лекция

 

& 7, 10, упр 1-4

13.

 Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.  

 Сравнительная характеристика щелочных металлов: строение атомов, простые вещества, физические и химические свойства, кислородные соединения.

1

 

комбин

 

& 10, упр 1, 2

 14.

  Соединения щелочных металлов.

 

 Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Понятие о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов.

1

комбин

 

& 10, упр 3, 5

15.

   Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.    

 Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов.

1

 

комбин

& 11-12,

упр1-5  

16.

Кальций и остальные  щелочноземельные металлы.  

 Обзор важнейших щелочноземельных металлов и в первую очередь кальция: оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и значение.

1

 

комбин

& 12, упр 2, 3, 7  

17.

 Алюминий, его физические и химические свойства.  

   Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия на основе его свойств.

1

 

комбин

& 13 до стр 60,

 упр 1, 4, 7

18.

 Соединения алюминия.  

  Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозём и его модификации. Распространенность алюминия в природе.

1

 

Комбин

& 13,

 упр 2, 5, 6

19.

Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений алюминия».

Правила по технике безопасности при работе с химикатами

1

Практи-

кум

Оформить работу

20.

 Железо, его физические и химические свойства.  

 Особенности строения атомов элементов на примере железа. Степени окисления железа в соединениях физические и химические свойства железа – простого вещества.

1

 

комбин

 & 14,

 упр 1, 5

21.

Генетические ряды Fe+2   и Fe+3.  

  Характеристика химических свойств оксидов и гидроксидов железа. Важнейшие соли железа (II) и (III). Качественные реакции на Fe+2  и Fe+3.  

1

 

комбин

   &14 до конца,

упр 2,3,7

22.

 Повторение и обобщение по теме «Металлы».

 

Обобщение знаний, решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

1

 

комбин

   Подгот к контр работе.

23.

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Качественные реакции на ионы металлов.  

1

Практи-кум

24.

Контрольная работа по теме: «Металлы».   

 

Проверка знаний и умений по данной теме.

1

 

Контр. ЗУН

   

Тема 2. Неметаллы. (25 часов)

Образовательные цели:

Уметь:

  • давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
  • составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
  • решать задачи на выход продуктов реакции.

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.

25.

 

Общая характеристика неметаллов.  

 

Положение неметаллов в ПС, особенности строения их атомов. ЭО как мера неметалличности. Ряд ЭО. Кристаллическое строение. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов.

1

 

комбин

   & 15, конспект,

 упр 1, 3,4

26.

Общая характеристика галогенов.   Галогены – простые вещества.

  Строение атомов галогенов, их степени окисления.  Физические и химические свойства в зависимости от увеличения порядкового № химического элемента.

1

 

комбин

   & 17,

 упр 1-4, 7

27.

Соединения галогенов.    

  Хлороводород и соляная кислота.

Хлориды, их применение в народном хозяйстве.

Получение галогенов.

1

 

комбин

   & 18- 19,

 упр 1-4,

упр 1,2

28.

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

1

Практи-кум

29.

Общая характеристика халькогенов. Кислород.    

  Общая характеристика халькогенов. Реакции горения, медленного окисления. Роль кислорода в природе. получение и применение кислорода. Озон.

1

 

   & 20,

 упр 3-6

30.

 Сера – простое вещество.   

  Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об ОВР.

1

 

   & 22,

 упр 1,2

31.

Соединения серы.   

  Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Сероводород и сульфиды.

1

 

   & 22,

 упр 1, 2, 3, 5

32.

Серная кислота и её соли.   

  Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты. Соли серной кислоты, их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-иона.

1

 

   & 22,

 упр 4, 6, 7

33.

Практическая работа №4. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

1

Практи-кум

34.

Азот – простое вещество.    

  Строение атома азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства в свете представлений об ОВР.

1

 

комбин

   &23, упр 2,3

35.

Аммиак и его свойства.   

  Строение молекулы аммиака. Физические свойства. Получение, собирание и распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму.

1

 

комбин

   &24, упр 1-6

36.

 Соли аммония.   

  Соли аммония: состав, получение. Физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве.

1

 

комбин

   &25, упр 2-4

37.

Кислородные соединения азота.   

  Оксиды азота, классификация и химические свойства. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: её взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из аммиака и азота. Применение.

1

 

комбин

   &26, упр 1-5

38.

    Соли азотной и азотистой кислот.

  Нитраты и нитриты. Их свойства и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции.

1

 

комбин

   & 26.

39.

 Фосфор. Соединения фосфора.  

 

Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Её соли.  

1

 

комбин

 

& 27, упр1-3

40.

   Биологическое значение фосфора. Его применение.

  Значение фосфора в природе. Фосфорные удобрения.

1

 

лекция

  &27

41.

 Углерод.  

  Строение атома углерода. Аллотропия. Свойства модификаций – алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и её практическое значение. Химические свойства углерода.

1

 

комбин

  & 29, упр4-8

42.

   Оксиды углерода (II) и (IV).

  Строение молекул СО и СО2. Физические и химические свойства оксидов углерода, их значение и применение.

1

 

комбин

   &29 до угольной кислоты, упр 1-4.

43.

Угольная кислота и её соли.    

  Важнейшие соли угольной кислоты (карбонаты): кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно.

1

 

комбин

   &29 до конца,

упр 5-8

44.

Практическая работа №5. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

  Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

1

Практи-кум

45.

Минеральные удобрения.    

Обобщить и систематизировать знания о химических удобрениях. Типы классификаций удобрений.  

1

 

комбин

  Упр 2 , стр 208

46 .

Кремний. Соединения кремния.

  Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Природные соединения кремния.

1

комбин

   & 30, упр 2-4

47.

Силикатная промышленность.    

Производство стекла, фарфора, цемента.

1

лекция

48.

 Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов».    

  Правила работы при получении, собирании и распознавании газов

1

 

Практи-кум

   

49.

Повторение и обобщение по теме «Свойства неметаллов».    

 

Решение задач и упражнений по теме. «Цепочка переходов».

1

 

закреп

   Подготовка к контр работе.

50.

Контрольная работа по теме «Неметаллы».    

 

Контроль и учёт знаний по данной теме.

1

 

Контр ЗУН

   

Тема 3. Органические соединения (13 часов).

Образовательные цели:

Уметь:

  • составлять формулы углеводородов и их изомеров, давать им названия;
  • подтверждать химические свойства уравнениями реакций;

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.

51.

 

Предмет органической химии.

  Органическая химия – химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Валентность и степень окисления. Теория строения А.М.Бутлерова.

1

лекция

 .

   &31, упр 1,2,4, принести с собой пластилин и спички

52.

Предельные углеводороды.    

  Гомологический ряд алканов. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Физические свойства метана. Горение углеводородов. Термическое разложение, галогенировапние, изомеризация. Применение метана.

1

 

комбин

 &32, упр 2, 5

53.

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.    

Гомологический ряд этилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Двойная связь. Получение и физические свойства этилена.  Химические свойства: реакции горения, присоединения. Качественная реакция на двойную связь.

1

 

комбин

 & 33, упр 1-6

54.

Непредельные углеводороды. Ацетилен.    

  Гомологический ряд ацетилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Тройная связь. Получение и физические свойства ацетилена.  Химические свойства: реакции горения, присоединения.  

1

 

комбин

 &34, упр 3,4,6

55.

Ароматические углеводороды. Бензол.    

  Бензол как представитель ароматических углеводородов.  Строение бензола. Ароматическая связь.    

Химические свойства: реакции присоединения и замещения.  

1

 

комбин

 & 35, упр 1, 3, 5

56.

 Спирты. Многоатомные спирты.  

  Общая формула и гомологический ряд спиртов.. номенклатура. Этанол и метанол, их применение и значение. Атомность спиртов.

 

комбин

& 36, упр 2-4

57.

Альдегиды.    

  Общая формула. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Свойства и применение альдегидов.

1

 

комбин

 & 37, упр 1-3,6

58.

  Предельные одноосновные карбоновые кислоты.  

  Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Ацетаты, жирные кислоты.

1

 

комбин

 & 38, упр 1-6

59.

 Сложные эфиры. Жиры.  

  Сложные эфиры в природе, их значение и применение. Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Физические свойства. Гидролиз, гидрирование жиров. Понятие о мылах.

1

 

комбин

 &39, упр 2-5

60.

Аминокислоты и белки.    

  Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Биологическое значение аминокислот.

Белки, их биологическая роль, состав, строение, пептидная связь.

1

 

лекция

 & 40, упр 1-5

61.

 Углеводы.  Полимеры.

  Классификация углеводов, их представители и биологическая роль. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные понятия химии ВМС. Пластмассы. Волокна.

1

 

лекция

 & 41, упр 2-6

62.

Повторение и закрепление темы «Органические соединения»

63.

  Контрольная работа по теме «Органические соединения».  

 

Учёт и контроль знаний по данной теме.

1

 

Контр ЗУН

   

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Образовательные цели:

Уметь:

  •  давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
  • составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
  • решать задачи на выход продуктов реакции.

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.

64.

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.  

 

Строение атома, простое вещество. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных по периоду и пдгруппе элементами. Состав высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла.

1

 

 Записи в тетр.

65.

Строение вещества.    

  Виды химической связи и типы кристаллических решёток.

1

 

Записи в тетр

66.

Химические реакции.    

  Классификация химических реакций по разным признакам. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее.

1

 

 Записи в тетр

67

Классы химических соединений в свете ТЭД.    

  Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

1

 

 Записи в тетр

68.

   Решение задач.

  Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

 

   Подгот к контр работе

69.

 Итоговая контрольная работа.   

 

Контроль и учёт знаний за курс химии основной школы.

1

 

   

70

Резерв

1

   Общее число по курсу

 

70

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...