Урок химии в 8 классе по теме "Чистые вещества и смеси"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Клюкина Ольга Владимировна

Тип урока: комбинированный. Цель: рассмотреть  чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ

Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Цель: рассмотреть  чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.

 Задачи:

  1. Дать понятие о чистых веществах и смесях;
  2.  Рассмотреть классификацию смесей;
  3. Познакомить учащихся со способами разделения смесей;
  4. Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
  5. Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области  будущей практической деятельности;
  6. Продолжать  работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).

Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, инструкции по выполнению работы «Разделение смесей».

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Работа у доски:

1-й ученик выписать оксиды, рассчитывает относительную молекулярную массу любого вещества

2-й ученик выписать гидроксиды, дать названия, рассчитывает относительную молекулярную массу гидроксида меди

3-й ученик выписать кислоты, дать названия, определить массовую долю кислорода в серной кислоте.

Остальные учащиеся –«Игра горячий стул»

Работа с классом:

Игра «Горячий стул». Ученик занимает место на стуле перед классом, за учеником становится другой ученик и поднимает перед классом карточку с формулой неорганического вещества (кислота, оксид, основание, соль). Ученики, сидящие за партами, должны дать название и классную принадлежность вещества. Ученик, сидящий на «горячем стуле», должен назвать химическую формулу вещества.(приложение1)

 Проверка ответов учащихся у доски.

  1. Актуализация знаний:
  2. Давайте вспомним, что изучает химия? (вещества)

Посмотрите, что стоит на столе, список этих веществ есть у вас в лотках. Вам представлены чистые вещества и вещества смешанные с другими веществами. Я прошу вас карандашом отметить чистые вещества, а ручкой вещества, смешенные с другими. А       разделит эти вещества на столе. На 2 группы.

Проверка.

Как вы думаете,  как называются вещества смешанные с другими? (смеси)

Значит тема нашего урока «Смеси», записываем тему в тетради.

Какова цель нашего урока?

(Сегодня мы с вами изучим:

- что такое чистые вещества и . смеси;

- чем чистые вещества отличаются  от смесей;

-разделение смесей с помощью практических опытов.)

Изучение нового материала:

Леонардо да Винчи сказал-

 «Знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок» 

Как вы понимаете это выражение.

И мы сегодня будем опытным путём добывать знания.

Давайте вновь, обратим внимание на предметы стоящие на столе. На какие две группы мы их разделили (Чистые вещества и смеси). Глядя на эти вещества, сформулируйте определения: 1в-чистое вещество, 2в-смесь. Запишите в тетради.

Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.( состоят из одного компонента)

Смесь - это система, состоящая из двух и более компонентов, находящихся в контакте  друг с другом.

Посмотрите на две эти колбы: с солёной водой и вода с глиной. Это обе смеси, но чем они будут отличаться?

Все смеси делятся: на однородные и неоднородные. (чертим схему)

Смеси

Однородные-

Определение (смеси, в которых даже при помощи микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ.)

Примеры: (сахар в воде, воздух, соль в воде, морская вода)

Неоднородные-

Определение (смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ.)

Примеры: (глина с водой, молоко, туман, смесь серы и железа, порошок, зубная паста.)

Откройте страницу 83 вашего учебника  и прочитав  третий и четвёртый абзац, сформулируйте определение  и дополните вашу схему, согласно образцу на доске. Опираясь на схему разделите смеси, стоящие на столе на 2 группы.

Как вы думаете, в природе, на производстве, в быту чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями? Для чего нужны чистые вещества и смеси?

В лабораторной практике, и в повседневной жизни очень часто из смесей приходится получать отдельные компоненты. С помощью каких методов,  каким образом можно разделить смеси, т.е. получить отдельные компоненты из смеси? Сейчас вы самостоятельно проведёте опыты и предложите способы разделения смесей. (смеси разные по сложности и составу компонентов) А полученной информацией поделитесь со своим одноклассниками. Чтобы вы не запутались в лотках лежат инструкции.

Способы разделения неоднородных смесей.

Работа по уровням сложности. (приложение):

1а уровень – разделение смеси воды и соли.

1б- смесь песка и древесных опилок

2а уровень - серы и железных опилок с помощью магнита

2б-смесь серы и песка

3 уровень – разделение смеси серы, железных опилок и песка

4уровень(олимпиадное задание) –смесь железных и древесных опилок, песка, соли.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты. После выполнения опыта, представители от каждого ряда, заполняют кластер на доске и рассказывают о своем ходе работы.

 (кластер на доске)               Способы разделения неоднородных смесей: после составления схемы на доске, вклеивают себе в тетрадь.

  1. Закрепление: (задания раздаются с учетом возможностей учащихся)
  1. Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
  2. Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
  3. Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
  4. работа с классом: дают определения: чистое вещество, простое вещество, смесь, сложное вещество.
  5. Домашнее задание:
  1. Прочитать § 23, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.
  2. Составить план очистки поваренной соли от песка.

5- выставление оценок за урок

6-рефлексия – на столах кружочки из самоклеющейся бумаги разного цвета: красный - на уроке мне было всё понятно, фиолетовый – на уроке я понял не всё, белый – мне было трудно понять материал.

Детям даётся лист, на котором изображена колба, на этот лист учащиеся наклеивают кружок определенного цвета, в конце определяют, что получилось, чистое вещество или смесь.



Предварительный просмотр:

Способы разделения

смесей


глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо

глина с водой молоко

сера с железом

 стиральный порошок

зубная паста

сладкая вода

воздух

 солёная вода

алюминиевая фольга

гранулы цинка

 медная проволока

железо


сульфат меди (II) с водой,

растительное масло с водой,

вода ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

вещества смешанные с другими веществами


Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло,

Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.

Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, трубопроводная вода.

Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.

Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, трубопроводная вода.

Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.

Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Работа 1а

Разделение смеси водного раствора соли.

Оборудование и реактивы: смесь водного раствора соли, стеклянная палочка предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, химический стакан.

Ход работы:

Закрепите предметное стекло в пробиркодержателе. Зажгите спиртовку. Небольшое количество солёной воды стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло. С помощью пробиркодержателя внесите предметное стекло в верхнюю часть пламени и выпарите соль из воды.

Вывод: 

Выделить соль из водного раствора можно при помощи                                           ..

Работа 2а.

Разделение смеси порошка серы и железных опилок действием магнита.

Оборудование и реактивы: смесь порошка серы  и железных опилок, магнит, чашка Петри, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, смесь порошка серы и песка.

Ход работы:

Закройте чашку Петри листом бумаги. Поднесите к листу бумаги магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки.

Вывод: 1.разделение смеси порошка серы и железных опилок основано на

 действии.                                    .

Работа 2б.

Разделение смеси порошка серы и песка.

Ход работы:

Смесь порошка и серы с песком пересыпьте в стакан с водой. Песок осядет на дно, а сера останется на поверхности. Соберите порошок серы ложечкой в чистую посуду.

Вывод:  

1. разделение смеси порошка серы и песка основано на разнице плотности веществ, проводилась методом                       .

Работа 3

Разделение смеси порошка серы, железных опилок  и песка

Оборудование и реактивы: смесь порошка серы, железных опилок и песка, магнит, чашка, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, смесь порошка серы и песка.

Ход работы:

Высыпите смесь на лист бумаги. Поднесите к листу бумаги другой лист с магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы с песком. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки. Смесь порошка и серы с песком пересыпьте в стакан с водой. Песок осядет на дно, а сера останется на поверхности. Соберите порошок серы ложечкой в чистую посуду.

Вывод:  

1. разделение смеси порошка серы и железных опилок основано на действии ………..

2. разделение смеси порошка серы и песка основано на разнице      ……………….

Работа 4

Разделение смеси железа, древесных опилок и соли.

Оборудование и реактивы: смесь, железных и древесных опилок и соли, магнит, чашка, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, спиртовка, проборкодержатель, бумажный фильтр.

1. Магнитом собрать железные опилки (Поднесите к листу бумаги другой лист с магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется древесные опилки с солью)

2 В оставшуюся смесь добавить воды, древесные опилки всплывут. Собрать их ложечкой.

3. Закрепите предметное стекло в пробиркодержателе. Зажгите спиртовку. Небольшое количество солёной воды стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло. С помощью пробиркодержателя внесите предметное стекло в верхнюю часть пламени и выпарите соль из воды.



Предварительный просмотр:

HNO2

H2S

K2SO3

KNO2

Cu(OH)2

P2O5

Al(NO3)3

HCl

H3PO4

H2CO3

Na2SO4

H2SiO3

Zn(OH)2

Н2О

NaOH

CuO


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"

Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...

Конспект урока химии 8 класс Раздел: Растворение. Растворы. Свойства растворенных электролитов. Тема: « В мире неорганических веществ».

Цель:- Закрепить знания учащихся о причинах многообразия веществ, общенаучном понятии «классификация».- Продолжить формирование умений устанавливать существенные признаки, лежащие в основе классификац...

Учебный предмет "Введение в химию", урок в 7 классе, тема "Чистые вещества и смеси"

Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основ...