Урок химии в 8 классе по теме "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Клюкина Ольга Владимировна

Тип урока: комбинированный. Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ

Химия 8 класс.

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства».

Цели:

  • Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
  • Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
  • Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация,(приложение1) учебник,  оборудование для опытов (штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки,   раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, ф/ф ).

Рабочие листы(приложение 2)

Ход урока

( слайд №1) 1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встречи.

Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? Прослушайте загадку. (слайд №2)

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И активного металла

В нашей формуле немало.

Красим лакмус в синий цвет,

Мы опасны, спору нет.

(Основания.) Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения

А тема нашего урока представлена на слайде(слайд №3) : прочтите  

«Основания, их классификация и свойства». запишите тему в бланк лежащий на вашем столе: 

2 Определение оснований.

(слайд №4)

Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.  

В ваших бланках они записаны в таблице1

-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)

-Сформулируйте определение данному классу веществ: (слайд №4 щелчок)

ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.

Ребята, дайте пожалуйста определение основаниям как электролитам.

ОСНОВАНИЯ – это электролиты которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы группы ОН-   (слайд №5)

Мы сформулировали определение гидроксидов. Выполните задание №1

(под формулами в строке 1 напишите названия гидраксидам, формулы которых написаны в таблице.)

3) Классификация оснований. Существует несколько признаков классификации:

Учитель: 1.По растворимости в воде, все основания делятся на три группы: Пользуясь таблицей растворимости определите какие это группы заполните схему и приведите по два примера на каждую группу. (проверка устно)

          1.ПО РАСТВОРИМОСТИ                                        3.ПО СТЕПЕНИ ДИССОЦИАЦИИ

растворимые         нерастворимые                                     сильные                   слабые

(щёлочи)             Сu(OH)2                                                                                щелочи           нерастворимые осн.

 NaOH                                 2.ПО КИСЛОТНОСТИ                                    водный р-р аммиака

  KOH        

Малорастворимые           Однокислотные            трехкислотные

Ca(OH)2                                                       двухкислотные

       

2. Посмотрите на формулы в вашей таблице найдите отличие (на количество групп ОН)

Следовательно второй признак какой- ?(по количеству гидроксогрупп, то есть по кислотности) Т.о если основание содержит одну гидроксогруппу их относят к однокислотным и т.д. заполните схему под цифрой 2 приведите по 1 примеру, постарайтесь не повторяться. (проверка устно)

3. Учитель: Пользуясь таблицей учебника 11 назовите пожалуйста последний признак. (стр 160) и заполните схему под цифрой 3 с примерами. Вы заполнили схему, давайте проверим. Внимание на слайд (слайд №6)

Молодцы вы хорошо рассмотрели классификацию. Выполните следующие задание: в строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам 1гр.- KOH, 2гр.- Ca(OH)2, 3 гр- Fe(OH)3 (проверка устно).

4) Химические свойства оснований.

Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.

В начале урока мы прослушали стихотворение в котором говорилось что основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила отражены на слайде. (слайд №7) Вообще все щелочи - это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых  щелочей - Гидроксид натрия NaOH -  называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН  – «едкое кали».

Изучая химические свойства, вы составите памятку «Химические свойства оснований»

1) основания вступают в реакцию с кислотами: (Демонстрация)

NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+H2O

Вывод: основания + кислота= соль+ вода

2) основания вступают в реакцию с солям: (Демонстрация)

2NaOH  + CuSO4=Na2SO4 +Cu(OH)2

Вывод:

основания + соль = новое основание (нераствор) + новая соль

3. Нерастворимые основания обладают интересным свойством,

могут разолгаться по действием высокой температуры:

Cu(OH)2   = CuO + H2O

Вывод: Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры на воду и оксид металла.

Мы рассмотрели химические свойства давайте проверим все ли правильно мы сделали (слайд №8)


5) Закрепление изученного материала. (слайд №9)

Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.

Парта

Формулы веществ

1 группа

Fе(ОН)2, Na2O,  СаО, Al2O3.

2 вторая

Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.

3 третья

КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.

(слайд №10) 6) Домашнее задание: §39, с. 160 №1-3,  и творческое задание подготовить коллаж о применении оснований 

(слайд №11) 6. Рефлексия. 

Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали.

Скажите что нового вы сегодня узнали?      

Что по этой теме вы хотели бы еще узнать……..

Так как, урок у нас сегодня необычный, я прошу вас поставить себе оценку в звёздочке.

(слайд №12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из нас не сваришь супа, Содержим мы гидроксогруппу, И активного металла В нашей формуле немало. Красим лакмус в синий цвет, Мы опасны, спору нет.

Слайд 2

Тема урока: Основания, их классификация и свойства Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ

Слайд 3

Определение оснований KOH Ca(OH) 2 Fe(OH) 3 Содержат ионы металла группа – ОН (гидроксогруппа)

Слайд 4

Определение. Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогруппы

Слайд 5

Классификация оснований: По растворимости По степени диссоциации По кислотности ОСНОВАНИЯ Растворимые (щёлочи) Малорастворимые Нерастворимые Однокислотные Многокислотные Сильные Слабые

Слайд 6

Правила Т.Б. при работе со щелочами При попадании раствора щелочи на кожу, может образоваться язва. Чтобы этого не случилось, немедленно смойте ее большим количеством проточной воды и протрите поврежденный участок слабым раствором борной кислоты.

Слайд 7

Химические свойства оснований 1. NaOH + HCl = NaCl + H 2 O Основание + кислота = соль + вода (р-ция обмена) 2. 2 NaOH + CuSO 4 = Na 2 SO 4 +Cu(OH) 2 2. Щёлочь + соль = новое основание + новая соль (р-ция обмена) 3. Cu ( OH ) 2 = t С uO + H 2 O 3. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на оксид и воду

Слайд 8

Проверьте ваши знания Игра «Убери лишнее» Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке. группы Формулы веществ 1 группа F е(ОН) 2 , Na 2 O , СаО , Al 2 O 3 . 2 группа Al (ОН) 3 , NaOH , С u (ОН)2, Zn (ОН) 2 . 3 группа К OH , NaOH , Ва(ОН) 2 , Fe ( OH )2.

Слайд 9

Домашнее задание Параграф 39, с. 162 №1-3, творческое задание подготовить коллаж «Применении оснований»

Слайд 10

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал, ... По этой теме я хочу еще узнать……..



Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ

Ф.И.                                                               .

Конспект занятия

Тема урока:                                                                                                                          .

Таблица 1

KOH

Ca(OH)2

Fe(OH)3

1

2

Задание№1 Напишите название веществ приведенных в таблице1.в строке №1

Классификация

ОСНОВАНИЯ

            1.                                                        2.                                                          3.

По растворимости

                               

.

Задание№2: В строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам             1гр.- KOH, 2гр.- Ca(OH)2, 3 гр- Fe(OH)3

Химические свойства:

1.  NaOH (Ф/Ф) + HCl =

                                                     ВЫВОД:

2.   NaOH  + CuSO4 =

                                                   ВЫВОД:

3. Cu(OH)2      =

                                                  ВЫВОД:

Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.

№ группы

Формулы веществ

Признак по которому исключили вещество.

1 группа

Fе(ОН)2, Na2O,  СаО, Al2O3.

2 группа

Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.

3 группа

КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.

Самооценка:

Оценка учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....