Химические свойства алкадиенов. Каучук. Резина.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Химические свойства алкадиенов. Каучук. Резина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kauchuk.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 10 классе по теме

«Химические свойства алкадиенов. Каучук. Резина»

Цели урока: 

  • Познакомить с химическими реакциями алкадиенов;
  • Продолжить знакомство с диеновыми углеводородами на примере натурального и синтетического каучуков;
  • Добиться сознательного усвоения знаний о строении, свойствах природного каучука;
  • Познакомить с применением каучуков;
  • Способствовать развитию  монологической речи, познавательного интереса  учащихся реализуя межпредметные связи курсов химии, географии, истории.

Задачи:

  1. Образовательные:

1)Рассмотреть  способы  получения каучука;

 2) Осуществить повторение понятий “полимеризация”, “мономер”, “полимер”; 

3) Изучить процесс вулканизации каучука, а также основные области применения каучуков и резины.

  1. Воспитательные:

 1) Содействовать реализации мировоззренческой идеи познаваемости мира и его закономерностей; 

2) Используя материал по истории, географии, способствовать реализации культурологического воспитания учащихся. 

3)Воспитывать чувства гордости за достижения советской (российской) науки и промышленности.

  1. Развивающие:

1)Сформировать навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма;

2)Развить с помощью чтения и письма критического мышления

3)Используя дополнительный материал, способствовать развитию интереса к предмету и повышению познавательной активности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала (урок открытия новых знаний)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный текст.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Орг. Момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствующих и отсутствующих.

«Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок химии проведу у вас я. Меня зовут Алия Агадыловна. Не будем терять ни минуты, начнем урок».

Приветствуют учителя, присаживаются.

II. Актуализация знаний учащихся: проводится в форме беседы по строению и физическим свойствам алкадиенов.

Два ученика работают у доски, выполняя задания. Остальные ученики выполняют задания к игре «Крестики-нолики».

Проверяют правильность выполненных заданий учениками, работающих у доски.

3.Мотивационно-

целевой этап (мин)

Возможно, вы помните из уроков географии и истории, что из млечного сока дерева гевея получали натуральный каучук. А знаете ли вы, что существует много общего между картошкой и каучуком. Это можно установить изучив химические свойства алкадиенов.

Предлагаю познакомиться с этой информацией! Итак ребята, какова же тема нашего урока?

Правильно! Какие задачи мы с вами перед собой поставим на данный урок?

Хорошо. Открываем тетради и записываем число и тему урока «Химические свойства алкадиенов. Каучук. Резина.».

Выполняют задание, данное учителем в тетрадях. Проверяют задание записями на доске. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

4.Процессуально-

деятельностный этап (мин)

Химические свойства алкадиенов (видеофрагмент)

а) На доске выписаны слова малознакомые учащимся  (слайды № 2). Из данных слов необходимо составить связный текст из нескольких предложений. Главное условие все представленные слова должны входить в текст. Естественно в ходе составления текста у учащихся возникают вопросы. Все их вопросы (без пояснений) записываются учителем  на доске.

б) На следующем этапе урока учащимся раздается подготовленный учителем текст (приложение 2)  в котором обязательно встречаются все слова предложенные на слайде №2.  Учащиеся должны прочитать текст сделав на полях заметки (слайд №3)

в) После прочтения учащиеся заполняют таблицу (слайд №4). Таблица должна быть  заполнена согласна пометкам на полях. Учащиеся должны своими словами (от 2 до 5 слов) пересказать помеченный ими абзац  и записать его в таблицу.

г) На следующем этапе происходит беседа по заполненной таблице, учащиеся рассказывают какую информацию они уже знали (в таблице первый столбик), какая информация для них новая ( второй столбик), информация о которой они думали иначе ( третий столбик) и т.д. На этом этапе происходит осмысление написанного конспекта.

Выполняют задание в тетради.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы учителя (после разбора текста).

Выполняют задание.

5.Контрольно- оценочный этап (применение и закрепление знаний) (мин)

Молодцы! На столах у вас карточки с заданием для самостоятельной работы. Прочитайте задание. Какая задача перед нами стоит в этом задании?

Проверяем! (самопроверка - ответы на слайде). Молодцы. Справились.

Учитель просит учащихся ответить на вопросы, что задавали ученики и что записаны на доске. А после обсуждения вопросов, учитель возвращается на слайд №1 и предлагает учащимся заново и правильно составить текст.

Выполняют задание на индивидуальных карточках. Самостоятельно проверяют правильность выполненного задания.

6.Домашнее задание (мин)

Открываем дневники, записываем домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневники.

7.Рефлексивно- оценочный этап (мин)

Назовите ключевые понятия нашего урока ( ).

Рефлексия:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

Отвечают на вопросы оценочного листа.

8.Подведение уроков (мин)

Выставление отметок.

Молодцы. Моя похвала вам отразится в ваших отметках. За ваши письменные работы будут дополнительные отметки. (если не удалось что-то сказать – Спасибо вам за работу. Мы с вами старались реализовать все поставленные перед нами задачи урока. А если у кого-то есть вопросы по данной теме, у вас будут уроки, чтобы отработать данный материал).

«Пришла пора проститься!

И я хочу вам пожелать-

Всегда с охотой учиться

И никогда не унывать!

Спасибо вам за работу! Урок окончен. До свидания!»

Приложение 2

Каучук

     Когда Колумб вернулся в Испанию, он привез из Нового Света множество диковин. Одной из них был эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью. Индейцы делали такие мячи из белого сока растения гевея, растущего на берегах р.Амазонки. Этот сок темнел и затвердевал на воздухе. Кроме эластичных мячей индейцы делали из каучука непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, ярко раскрашенные шарики – детские игрушки. У племен майя и ацтеков существовала командная игра с использованием мячей, напоминающая баскетбол. Впоследствии испанцы полюбили играть вывезенными из Южной Америки мячами. Модифицированная ими индейская игра послужила прообразом современного футбола.

     Эти мячики они делали из млечного сока (латекса) дерева гевеи. Индейцы называли этот материал – слезы млечного дерева («кау» – дерево, «учу» – течь, плакать). От этого слова образовалось современное название материала – каучук.

Натуральный каучук - высокомолекулярный углеводород (C5H8)n, цис-полимер изопрена  

Растворим в углеводородах и их производных (бензине, бензоле, хлороформе, сероуглероде и т. д.). В воде, спирте, ацетоне натуральный каучук практически не набухает и не растворяется. Уже при комнатной температуре натуральный каучук присоединяет кислород, происходит окислительная деструкция (старение каучука), при этом уменьшается его прочность и эластичность.

      В 18 в. члены французской экспедиции в Южной Америке привезли удивительную смолу,   затвердевающую на воздухе. С этого момента начался каучуковый бум – все стали искать различные области применения нового вещества. Во Франции изобрели удобные подтяжки и подвязки из сплетенных с хлопком резиновых ниток. А в 1823, шотландец Ч.Макинтош придумал прокладывать тонкий слой резины между двумя кусками ткани и делать из этой ткани непромокаемые плащи («макинтоши»). Примерно в то же время в Америке стало модно в дождливую погоду поверх башмаков носить неуклюжую индейскую резиновую обувь – галоши. В Европе  англичанин Чаффи изобрел прорезиненную ткань из которой делали не только одежду, обувь и головные уборы, но и крыши домов и фургонов. Однако у изделий из прорезиненной ткани был большой недостаток – в холодную погоду резиновые изделия твердели и могли растрескаться, а летом размягчались, превращаясь в липкую, издающую зловоние массу.

    Американец Чарльз Нельсон Гудьир, пытаясь создать из каучука хороший материал, смешивал его со всем подряд: с солью, перцем, песком, маслом и даже с супом и, в конце концов, добился успеха. В 1839 он обнаружил, что добавляя в каучук немного серы и нагревая, можно улучшить его прочность, твердость, эластичность и тепло- и морозоустойчивость. Сейчас именно новый материал, изобретенный Гудьиром, принято называть резиной, а открытый им процесс – вулканизацией каучука.

     Вулканизация является одной из существенных операций каучукового производства. Прежде употребляли для этого одну серу, но потом было предложено множество веществ, содержащих в составе серу: сернистые щелочи, сернистый кальций, сернистые мышьяк, сурьма, свинец, ртуть серноватисто-свинцовая, цинковые соли, хлористая сера и др. Что же происходит с каучуком при вулканизации? Когда каучук нагревают с серой, макромолекулы каучука «сшиваются» друг с другом серными мостиками. Из отдельных макромолекул каучука образуется единая трехмерная пространственная сетка. Изделие из такого материала (резины) прочнее, чем из каучука, и сохраняет свою эластичность в более широком интервале температур. Вулканизации обычно подвергают смесь каучука с различными добавками, придающими резине необходимые свойства, и наполнителями, снижающими стоимость резины (сажа, мел).

     Рези́на (от лат. resina «смола») — эластичный материал, получаемый вулканизацией каучука. По степени вулканизации резины разделяются на мягкие (1—3 % серы), полутвёрдые  (до 30% серы)  и твёрдые (30 -50 % серы) (эбонит).

    Мир стали завоевывать разнообразные изделия из резины – транспортерные ленты конвейеров и электроизоляция, «резинки» для белья, резиновая обувь, детские воздушные шары и т.д. Но основное применение этот материал получил с изобретением и распространением резиновых экипажных, а затем автомобильных шин.  С изобретением конвейерного метода сборки автомобилей потребность в резине стала настолько велика, что возник вопрос об ограниченности производства природного сырья. Надо было искать другие источники каучука.                                                                                                                                                                            ….Основателем первого в мире крупномасштабного производства синтетического каучука считается русский ученый С.В.Лебедев. Он впервые получил синтетический бутадиеновый каучук в 1910. Метод  разработанный им был недорогой и эффективный. Сырьем был выбран этиловый спирт, получаемый из растительного сырья, что значительно удешевляло производство). Из него в одну стадию получали бутадиен, а дальше выполняли каталитическую полимеризацию (в качестве катализатора использовали металлический натрий.                                                                                                                                                    …..С 1932 и вплоть до 1990 СССР по объемам производства синтетического каучука занимал первое место в мире. И сегодня Россия сохраняет позиции экспортера мирового значения.  Наиболее массовое применение каучуков — это производство резин для автомобильных, авиационных и велосипедных шин. Из каучуков изготавливаются специальные резины  для тепло-, звуко-, воздухо- и гидроизоляции элементов зданий. Его применяют для производства медицинских приборов и средств контрацепции. А так же в ракетной технике синтетические каучуки используются в качестве полимерной основы при изготовлении твёрдого ракетного топлива, в котором они играют роль горючего, а в качестве наполнителя используется порошок селитры (калийной или аммиачной) или перхлората аммония, который в топливе играет роль окислителя. Сейчас производится широкий ассортимент синтетических каучуков, различных по составу и потребительским свойствам. Обычно каучуки классифицируют и называют по названию мономеров, использованных для их получения (изопреновые, бутадиеновые каучуки), или по характерной группе атомов, входящих в их состав (полисульфидные, кремнийорганические и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полимеры. Каучуки. Резина.

—Полимеры - высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев (белки, нуклеиновые кислоты, целлюлоза, крахмал, каучук и другие органические веществ...

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

Конспект урока "Каучуки.Резина."

Изучение диеновых углеводородов  на примере натурального каучука; рассмотреть особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение каучуков....

Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.

Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...