Практическая работа№3 "Разделение смесей"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Попченко Наталья Валерьевна

Практическая работа № 3.

 

Разделение смесей

 

Цель:  научиться различать смеси от чистых веществ, а также путём методов очистки разделять однородные и неоднородные смеси.

 

Задачи: 1) Образовательные:

                  - развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).

               2) Развивающие:

                  - развивать логическое мышление, выполнение практической работы;

                  - умение правильного применения ЗУНов;

                  - развитие общеучебных навыков.

               3) Воспитательные:

                  - воспитывать самостоятельность и внимание;

                  - формирование правильного обращения с химическими веществами;

                  - формирование навыка применения правил по технике безопасности.

 

Оборудование и реактивы: штатив, смесь (соль + песок), смесь (соль + вода), фильтровальная бумага, пустой химический стаканчик, стаканчик с водой, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, делительная воронка, инструктивная карточка на каждую парту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект практической работы54.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Практическая работа № 3.

Разделение смесей

Цель:  научиться различать смеси от чистых веществ, а также путём методов очистки разделять однородные и неоднородные смеси.

Задачи: 1) Образовательные:

                  - развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).

               2) Развивающие:

                  - развивать логическое мышление, выполнение практической работы;

                  - умение правильного применения ЗУНов;

                  - развитие общеучебных навыков.

               3) Воспитательные:

                  - воспитывать самостоятельность и внимание;

                  - формирование правильного обращения с химическими веществами;

                  - формирование навыка применения правил по технике безопасности.

Оборудование и реактивы: штатив, смесь (соль + песок), смесь (соль + вода), фильтровальная бумага, пустой химический стаканчик, стаканчик с водой, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, делительная воронка, инструктивная карточка на каждую парту.

Методы и приёмы

Ход практической работы …

Слово учителя

?

На доске

Фронтальный опрос

Формулирование проблемы

Фронтальная беседа

Слово учителя

На доске

Фронтальная беседа

На доске +

Запись в тетрадь для практических и лабораторных работ по химии

Слово учителя

Демонстрационный опыт

Выполнение практической работы учащимися

Фронтальный опрос на местах

Запись в дневник

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке, с чем мы познакомились?

План прошлого урока:

1. Понятие чистого вещества.

2. Понятие смеси.

3. Классификация смесей.

4. Способы разделения смесей.

- Что же называется чистым веществом?

- Что такое смесь?

- Какие бывают смеси?

- Какие смеси называются однородными?

- Какие смеси называются неоднородными?

   Мы имеем грязную или загрязненную песком соль. Наша задача – очистить эту соль. Проблема – как очистить? Прежде чем ответить на этот вопрос мы должны определить,

      во-первых, смесь это или чистое вещество? Если смесь, то почему? Если    чистое вещество, то почему?

     Определили, что это смесь.

      во-вторых, какая это смесь? Однородная или неоднородная? Почему неоднородная? Какие методы разделения неоднородной смеси вам известны? Каким методом мы будем разделять эту смесь? Отстаивание подходит? Давайте проверим. Прежде чем проверить, вспомним, что такое отстаивание?

Отстаивание – способ выделения веществ из неоднородной смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью или малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью.

        Итак, смотрим песок – это нерастворимое в воде вещество? Да, нерастворимое. А соль, растворимое? Да, растворимое вещество. Этот метод подходит для разделения этой смеси? Нет, не подходит. Перейдём к следующему методу очистки смесей – это что? Фильтрование или фильтрация. 

Фильтрование – выделение веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

        Песок – это нерастворимое в воде вещество? Да, нерастворимое. А соль? Растворимое вещество, правильно. Этот метод подходит нам или нет? Подходит. 

          Вы знаете у нас сегодня  практическая работа. Это ваша первая практическая работа. Её вы будете выполнять самостоятельно  по моей команде и под моим контролем. Алгоритм практической работы мы обговорим вместе, а перед самым началом работы я вам раздам инструктивные карточки, где это будет изложено по пунктам.

Алгоритм

1. Разделение неоднородной смеси

                (песок и соль)

а) растворение

б) фильтрование

2. Разделение однородной смеси

               (вода и соль)

а) выпаривание

             Если мы возьмём соль и воду, что у нас получится? Смесь. Какая это смесь? Однородная. Почему вы так решили? Какая это однородная смесь по агрегатному состоянию? Жидкая, раствор. Что такое раствор? Раствор – это жидкая однородная смесь. Что имеем в растворе? Воду и соль.

  1. Оформление практической работы.

Открываем свои тетради для практических и лабораторных работ. Подписываем число …

Практическая работа № 1.

Тема: Разделение смесей

Цель: научиться различать смеси от чистых веществ, а также путём методов очистки разделять однородные и неоднородные смеси.

            Строим таблицу, состоящую из 4 колонок (1 - 2 клеточки для наименования номера опыта).

№ опыта

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

1

2

Разделение

неоднородной смеси

(песок и соль)

а) растворение

б) фильтрование

Разделение

 однородной смеси

(вода и соль)

а) выпаривание

           Второй пункт таблицы запишите, пожалуйста, карандашом, так как почерк у всех разный, неизвестно, сколько займет места 2 и 3 колонки. Дооформить практическую работу вам придётся дома.

           А теперь освободите рабочее место, то есть убрали всё в рюкзак, оставили карандаш и черновик. Прежде чем приступить  к выполнению практической работы, ознакомимся с правилами по технике безопасности. Затем дежурный вынесет латки с оборудованием и реактивами, и после этого приступим к работе. Работать будем в микрогруппах по 4 человека.

Внимание!

  1. Не загромождайте рабочее место предметами не нужными для выполнения опыта.
  2. Для опытов используйте только чистую посуду, Обратите внимание, не имеет ли посуда трещин, такую посуду не следует использовать.
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, при небрежном обращении она может быть разбита, осколки стекла могут поранить руки, в случае пореза немедленно обратитесь к учителю.
  4. Берите для опытов реактивы не больше того количества, которое написано в рекомендациях к опыту.
  5. Никогда не прикасайтесь к реактивам рукой, твердые вещества берите из банки ложкой.
  6. При нагревании жидкости или раствора следите, чтобы горлышко сосуда не было направлено в вашу сторону или сторону вашего соседа.
  7. Не берите нагреваемую посуду руками. Для этой цели используйте тигельные щипцы или пробиркодержатель.
  8. Не наклоняйтесь над нагреваемой жидкостью, брызги могут повредить лицо и глаза. В случае ожога немедленно обратитесь к учителю.
  9. Пользуясь спиртовкой нельзя её зажигать от другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнуть пожар. Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком, а не дуть.
  10. Осторожно обращайтесь с огнем. Если произошло возгорание, то позовите учителя. Вспыхнувшие реактивы засыпают песком или накрывают влажным полотенцем. Вспыхнувшая одежда тушится с помощью одеяла, которое имеется в любой химической лаборатории.
  11. После окончания опыта уберите своё рабочее место. Вымойте посуду, реактивы не следует сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.

     

      Сбор штатива

      Штатив служит для закрепления приборов при выполнении опытов. Штатив состоит из донца, стержня, лапки, держателя. Стержень вкручиваем в донце. При помощи регулировочного винта устанавливаем на необходимую высоту. Фарфоровую чашечку вставляем в держатель лапки и фиксируем при помощи винта. На донце штатива ставим спиртовку. Самое сильное пламя спиртовки – это срединная его часть. Следовательно, фарфоровую чашечку нужно установить в эту часть пламени спиртовки.

  1. Выполнение практической работы.

        Теперь перейдём, непосредственно, к практической работе.

  1. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Чему научились?

- С чем познакомились?

- Какую смесь мы использовали на практическом занятии?

- Какие способы выделения веществ из неоднородной смеси вам известны?

      - Какие способы выделения веществ из однородной смеси вам известны?

Домашнее задание: повторить § 23, дооформить практическую работу дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.                           Способы ра...

Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.

Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...

Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Чистые вещества и смеси.Состав смесей. Разделение смесей.

Презентация для 11 универсального класса....

Презентация к практической работе "Способы разделения смеси"

Цель работы: систематизироваать знания о способах разделения гомогенных и гетерогенных смесях, оборудовании и способах  применяемые при разделении...

Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)».

Разработка урока содержит подробный конспект и рабочий лист....