Готовимся к ЕГЭ: свойства соединений марганца и хрома.
опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему

Гудкова Наталья Александровна

В 2012 году была предложена новая форма задания С2  в виде текста, описывающего последовательность экспериментальных действий, которые нужно превратить в уравнения реакций. Трудность такого задания состоит в том, что школьники не всегда хорошо представляют себе экспериментальную химию, не могут правильно определить описанные в задании процессы. В последние годы в заданиях С2 стали часто встречаться реакции по теме «Соединения хрома и марганца». Основная цель предложенной лабораторной работы: провести реакции, характеризующие свойства соединений хрома и марганца, которые наиболее часто встречаются в заданиях С2 ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа.

Готовимся к ЕГЭ: свойства соединений хрома и марганца.

        В 2012 году была предложена новая форма задания С2  в виде текста, описывающего последовательность экспериментальных действий, которые нужно превратить в уравнения реакций. Трудность такого задания состоит в том, что школьники не всегда хорошо представляют себе экспериментальную химию, не могут правильно определить описанные в задании процессы. В последние годы в заданиях С2 стали часто встречаться реакции по теме «Соединения хрома и марганца».

        Основная цель лабораторного практикума: провести реакции, характеризующие свойства соединений хрома и марганца, которые наиболее часто встречаются в заданиях С2 ЕГЭ.

        Правила техники безопасности.

При работе в химической лаборатории существуют общие правила, которые необходимо строго соблюдать.

  1. Прежде, чем взять вещество, внимательно читайте надписи на этикетках.
  2. Не берите реактивы в большем количестве, чем требуется для опыта. Иначе опыт может не получиться.
  3. Опыты проводите в чистой посуде.
  4. Не выливайте  избыток  реактива из пробирки обратно в реактивную склянку.
  5. Соблюдайте осторожность при работе с концентрированными кислотами и щелочами.
  6. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и дурно пахнущих веществ, проводите только в вытяжном шкафу.
  7. Нагревая пробирки, не держите их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом людей.
  8. Нюхайте выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  9. Не пробуйте реактивы на вкус.
  10. Не берите реактивы руками.
  11. Не загромождать свое рабочее место лишними предметами, содержите рабочее место в чистоте.
  12. В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи, – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В случае попадания кислот или щелочей на кожу, в глаза, сразу же обращайтесь к учителю. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка.

Содержание работы.

Опыт 1. Получение гидроксида хрома (III), его отношение к избытку щёлочи и доказательство его амфотерности.

        В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида хрома (III) CrCl3. К раствору по каплям медленно добавляйте раствор гидроксида натрия NaOH. Наблюдайте появление осадка серо-фиолетового или серо-зелёного цвета и его растворение в избытке гидроксида натрия.

        Ещё раз получите гидроксид хрома (III), но растворите его не в избытке щёлочи, а в кислоте, добавив по каплям раствор соляной кислоты HCl.

CrCl3 + 3NaOH → Cr(OH)3 ↓ + 3NaCl

Cr(OH)3 + 3NaOH → Na3[Cr(OH)6]

Cr(OH)3 + 3HCl → CrCl3 + 3H2O

Опыт 2. Окисление солей хрома (III) в щелочной среде.

        В щелочной среде соли хрома (III) легко окисляются до производных хрома (VI).

        В пробирку налейте 0,5 мл раствора хлорида хрома (III) CrCl3, добавьте 0,5 мл раствора гидроксида натрия NaOH, 3-5 капель раствора пероксида водорода H2O2, и нагрейте в течение нескольких минут на водяной бане, пока зелёная окраска раствора не перейдёт в жёлтую.

2CrCl3 + 3H2O2 + 10NaOH → 2Na2CrO4 + 6NaCl + 8H2O

Опыт 3. Восстановление дихроматов сульфитом натрия.        

        В пробирку налейте 1 мл раствора дихромата калия K2Cr2O7, добавьте 5 капель раствора серной кислоты и добавляйте по каплям раствор сульфита натрия до перехода оранжевой окраски в зелёную.

3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4H2SO4 → 3Na2SO4 + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 4H2O

Опыт 4. Получение гидроксида марганца (II) и его свойства.

        В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата марганца (II). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH. Образуется белый осадок гидроксида марганца (II) Mn(OH)2, буреющий на воздухе в результате образования гидроксида марганца (IV).

        К полученному в осадку добавьте 1-2 мл соляной кислоты.

Ещё раз получите гидроксид марганца (II) Mn(OH)2 и попробуйте растворить в избытке раствора гидроксида натрия NaOH.

MnSO4 + 2NaOH → Mn(OH)2 + Na2SO4

2Mn(OH)2 + O2 + 2H2O → 2Mn(OH)4

Mn(OH)2 + 2HCl → MnCl2 + 2H2O

Mn(OH)2 + NaOH → реакция не идёт, Mn2+  проявляет основные свойства.

Опыт 5. Качественная реакция на ион марганца (II).

        В пробирку поместите 3-4 капли!!! раствора сульфата марганца (II) MnSO4 (важно: если раствор перелить, то опыт не получится), добавьте 4-5 капель концентрированной азотной кислоты HNO3, 8-10 капель воды и небольшое количество порошка висмутата натрия NaBiO3. Перемешайте  раствор и дайте ему отстояться.

2MnSO4 + 5NaBiO3 + 15HNO3  → HMnO4 + NaMnO4 + 5Bi(NO3)3 + 2Na2SO4 + 7H2O

Опыт 6. Восстановление перманганатов в разных средах.

        В три пробирки налейте по 1 мл раствора перманганата калия KMnO4. В одну пробирку добавьте 5 капель серной кислоты, в другую – 5 капель концентрированного раствора гидроксида калия KOH, в третью – 5 капель воды. В каждую из этих трёх пробирок добавьте по 1 мл раствора сульфита натрия Na2SO3. Отметьте цветовые изменения.

5Na2SO3 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5Na2SO4 + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O

3Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O → 3Na2SO4 + 2MnO2 + 2KOH

Na2SO3  + 2KMnO4 + 2KOH → Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

соединения марганца

Материал  лекции...

Практическя работа "Получение и свойства соединения металлов"_9 класс

Данная методическая разработка может быть использована на этапе закрепления учебного материала по теме "Получение и свойства соединения металлов"...

Практическая работа "Свойства соединений металлов"

Состоит их трех частей1. Выполнение тестовых заданий2. Осуществление цепочек превращений3. Заполнение отчетной таблицы....

открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."

Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....

Урок – практикум по теме: «Получение и свойства соединений металлов».

Урок - практикум для учащихся 9 класса проводится после изучения темы  "Металлы". Цель данного урока обобщить и расширить  сведения учащихся о химических свойствах и способах получения метал...

Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»

АннотацияСоединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.Р...

презентация "Изменение свойств соединений в периодической системе"

Тесты для интерактивной доски при отработке  изменения свойств элПравильные ответы высвечиваются зеленым, а неправильные красным светом....