Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»
методическая разработка по химии на тему

Аннотация

Соединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.

Разработка содержит  методические рекомендации по самоподготовке для студентов и план проведения семинарского занятия  для преподавателя.

 Форма проведения семинара  комбинированная с использованием различных форм учебной деятельности и применением здоровьесберегающих технологий  и  технологии развивающего обучения.

С целью систематизации, обобщения, контроля  знаний и умений студентам предлагается  набор вопросов  фронтальной беседы, химического диктанта, учебно-проблемных задач, подготовка презентаций.

Методическая разработка может быть полезна для работы  преподавателям химии медицинских и фармацевтических колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_sem.zan_.no6_pugacheva_o.a.docx110.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: «Фармация»

Учебная дисциплина:  Общая и неорганическая химия

Раздел 2.3;2.5: Химия элементов и их соединений

Методическая разработка семинарского занятия

Тема: «Свойства соединений  d-элементов»

                                   Подготовила:  Пугачева Ольга Александровна

  преподаватель химии

  высшей квалификационной категории

                        

Аннотация

Соединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.

Разработка содержит  методические рекомендации по самоподготовке для студентов и план проведения семинарского занятия  для преподавателя.

 Форма проведения семинара  комбинированная с использованием различных форм учебной деятельности и применением здоровьесберегающих технологий и   технологии развивающего обучения.

С целью систематизации, обобщения, контроля  знаний и умений студентам предлагается  набор вопросов  фронтальной беседы, химического диктанта, учебно-проблемных задач, подготовка презентаций.

Методическая разработка может быть полезна для работы  преподавателям химии медицинских и фармацевтических колледжей.

                           

                      ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №6

ТЕМА: 2.3.1.-2.3.5.  «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ d– ЭЛЕМЕНТОВ»

Цели занятия:

Образовательные:

  1. Выявить недостаточно усвоенные вопросы и разобрать их.
  2. Обобщить, систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над предложенной  темой.

3. Проконтролировать и оценить степень усвоения студентами  материала  изучаемых тем.

II. Развивающие:

         Развивать логическое мышление и творческую  активность студентов, умение  анализировать, сравнивать, делать выводы относительно  однотипных заданий;  применять ранее полученные знания и умения в новой ситуации (ОК. 3.: Принимать решения в стандартных  и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность).

III. Воспитательные:

1.Воспитывать познавательный интерес к изучаемой  дисциплине,  внимательность при работе с карточками индивидуальных заданий, культуру труда при  тестированном опросе, дисциплинированность на занятии. (ОК 2.: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество)

2.Воспитывать профессиональные навыки при выполнении заданий,  имеющих непосредственное отношение к выбранной профессии.

В результате освоения темы студент должен:

знать:

  •  Периодический закон и характеристику элементов периодической системы  Д.И.Менделеева;
  • Основы теории протекания химических процессов (подготовка  к овладению профессиональными компетенциями   ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативно - правовой базы, ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям  учреждений здравоохранения.  ПК 2.3.  Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств);
  • Строение и реакционные способности неорганических соединений;
  • Формулы лекарственных средств неорганической природы.

уметь:

  • Составлять формулы комплексных соединений и давать им названия;
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность  ( ОК 3.)

Вид семинара:  контрольно-обобщающий

Форма проведения семинарского занятия:  комбинированная (вопросно-ответная, прослушивание сообщений, решение задач на развитие  самостоятельного  мышления)

Используемые педагогические технологии:

- технология развивающего обучения

- здоровьесберегающие технологии

Метод обучения: развивающий

Формы учебной деятельности:

-фронтальная

-работа в парах

-работа в группах

-индивидуальная

Приобретаемые компетенции:

1.Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.        

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

2.Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно - правовой базы.

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор, презентация.

Раздаточный материал:

Варианты химического диктанта, учебных задач.

Продолжительность занятия: 90минут.

Место проведения: кабинет химии

ВПС: 

Тема 1.2. « Электронное строение атомов элементов».

Тема 1.2: «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева».

Тема 1.3 «Классы неорганических соединений»

Тема 1.4: «Комплексные соединения».

Тема 1.6: «Гидролиз солей».

Тема 1.7.  «Окислительно-восстановительные реакции».

Тема: 2.3.1. « d - элементы   I группы.  Соединения  меди  и  серебра

Тема: 2.3.2. «d-элементы. побочная подгруппа II группы. Соединения цинка и ртути»

Тема: 2.3.3. « d - элементы. Побочная  подгруппаVI группы. Соединения хрома».

Тема: 2.3.4. « d - элементы. Побочная  подгруппа VII группы. Соединения марганца».

Тема: 2.3.5. «d-элементы. побочная подгруппа VIII группы. Соединения железа»

МПС:

Анатомия:

Тема: «Железы внутренней секреции» (поджелудочная железа-инсулин)

Тема: «Внутренняя среда организма» (состав крови)

Тема: «Обмен веществ и энергии» (роль микроэлементов)

Биология:   Тема: «Химических состав клеток, неорганические свойства»

 Модуль  ПМ 02 : «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»: 

МДК 02.01.: Технология изготовления лекарственных форм:

Тема 2.1. «Изготовление порошков сложных недозированных и дозированных» (оксид цинка).

Тема 3.1. «Растворы. Изготовление однокомпонентных растворов из сухих лекарственных средств» (сульфат меди).

Тема 3.1. «Растворы. Особые случаи изготовления растворов»  (нитрат серебра, калия  перманганат).

Тема 3.4. «Растворы. ВМС. Коллоидные растворы. Изготовление растворов протаргола, колларгола, ихтиола».

Тема 3.5. «Суспензии. Изготовление суспензий методом диспергирования из гидрофильных веществ» (оксид цинка).

Тема 4.1. «Мази. Пасты. Линименты. Изготовление мазей суспензионного  и эмульсионного типа» (сульфат меди, цинка сульфат).

Тема 4.2. «Суппозитории. Изготовление вагинальных и ректальных суппозиторий методом выкатывания » (цинка сульфат).

Тема 5.2. «Глазные лекарственные  формы. Глазные мази»  (Оксид ртути (II)).

Тема 5.2. «Глазные лекарственные  формы. Изготовление глазных капель»  (сульфат цинка).

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных форм»

Тема 2.1.: Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы  Д.И. Менделеева.

(Кислота хлороводородная. Натрия и калия хлориды. Натрия и калия бромиды. Натрия и калия иодиды).

Тема 2.2.: Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VI группы периодической системы Д.И. Менделеева.

 ( Вода очищенная, вода для инъекций. Растворы пероксида водорода).

Тема 2.4.: Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов II  и I  групп периодической системы  Д.И. Менделеева.

(Кальция хлорид. Цинка сульфат. Серебра нитрат, коллоидные препараты серебра (протаргол, колларгол)).

Тема 3.2.: Контроль качества лекарственных средств, производных спиртов и альдегидов.  (Раствор формальдегида).

Тема 3.3.: Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров.  (Димедрол).

Тема 3.4.: Контроль качества лекарственных средств, производных карбоновых кислот и аминокислот. (Кальция глюконат. Кислота аскорбиновая).

   Тема 3.5.: Контроль качества лекарственных средств, производных аминоспиртов. (Эфедрина гидрохлорид).

Тема 3.7.: Контроль качества лекарственных средств, производных аминокислот ароматического ряда. ( Новокаин, дикаин, сульфацетамид натрия, норсульфазол).

Тема 3.8.: Контроль качества лекарственных средств, производных гетероциклических соединений фурана и пиразола. ( антипирин, бутадион)

Тема 3.9.:Контроль качества лекарственных средств, производных имидазола.

( пилокарпина гидрохлорид, дибазол).

Тема 3.10.: Контроль качества лекарственных средств, производных пиридина и пиперидина. (кислота никотиновая, пиридоксина хлорид, промедол).

Тема 3.11.: Контроль качества лекарственных средств, производных пиримидина. (барбитал, барбитал-натрий, фенобарбитал, этаминал-натрий, тиамина хлорид, тиамина бромид.)

Тема 3.12.: Контроль качества лекарственных средств, производных изохинолина.

(Папаверина гидрохлорид, морфина гидрохлорид, кодеина фосфат,

этилморфина  гидрохлорид).

Тема 4.2.: Контроль качества лекарственных средств, производных пурина. (Кофеин бензоат натрия).

Гигиена: Раздел: Гигиена воды. Санитарно-гигиеническое значение воды.

Тема: «Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»

Аналитическая химия:

Тема3.3. Методы окислительно-восстановительного титрования.

Перманганатометрия. Определение массовой доли пероксида водорода в растворе.

Тема3.4.

Методы осаждения. Аргентометрии:  вариант Мора, вариант Фаянса, вариант Фольгарда .Тиоцианометрия.

Определение точной концентрации раствора нитрата серебра. Определение массовой доли бромида калия вариантом Мора.

Определение массовой доли калия иодида вариантом Фаянса. УИРС (определение массовой доли нитрата серебра методом тиоцианометрии,  хлорида натрия вариантом Фольгарда).

Тема 2.2.:Качественные реакции на катионы I-II аналитической групп.

Тема 2.3.:Качественные реакции на катионы III-IV групп.

Тема 2.4.:Качественные реакции на катионы V-VI аналитических групп.

Тема 2.6.1.:Качественные реакции на анионы I-III аналитических групп».

Органическая  химия:

Тема: «Спирты»

Тема: «Альдегиды»

Фармакология:

Тема: «Лекарственные средства, влияющие на систему крови»

Тема: «Антисептические и дезинфицирующие лекарственные средства»

Структура занятия и режим времени:

  1. Организационный момент                                           до       2        минут
  2. Мотивация занятия и постановка цели                      до       3        минут
  3. Обобщение, систематизация и

    контроль знаний студентов:                                       до       78       минут

4. Подведение итогов, рефлексия                                   до       5        минут

5. Домашнее задание                                                     до       2        минут

План-конспект занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

а) принять рапорт дежурного;

б) отметить  отсутствующих;

в) проверить фарм. порядок: внешний вид, организацию рабочего места;

г) проверить готовность к занятию: состояние доски, наличие мела.

II. МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:                 

Мотивация занятия:

Биологическая роль меди, серебра, цинка, хрома, марганца, железа велика. Некоторые соединения этих элементов(серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат) широко применяются в медицинской практике. На занятиях аналитической химии и модуля ПМ 02: «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», Вы неоднократно будете сталкиваться с этими соединениями. Поэтому необходимо знать химические свойства этих соединений, качественные реакции на указанные катионы и анионы.

Цель занятия: обобщить, систематизировать, углубить знания по предложенной теме.

III. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

Студентам предлагается набор вопросов фронтальной  беседы, химического диктанта, учебно - проблемных задач с целью систематизации, обобщения и контроля имеющихся у студентов знаний  и умений.        

1.проверка  внеаудиторной  работа студентов

в форме взаимопроверки                                         (приложение 1)

2.фронтальная беседа                                                 (приложение 2)

3.химический диктант                                                 (приложение 3)

4.сообщения студентов

5.решение учебно-проблемных задач                         (приложение 4)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ:

Подводя итог, преподаватель рассматривает достижение цели.

Преподаватель   ведет   учет   работы   каждого   студента   на   всех   этапах   занятия, обобщает, сообщает общий итог семинара, отмечает особо  отличившихся студентов, указывает на недоработки.

Рефлексия: используется методика “ Незаконченного предложения”.

Студентам предлагается дописать предложения:

«На занятии я чувствовал (а)  себя…»

«Мне было трудно …»

«На занятии я работал (а)…»

«Своей работой на семинаре  я…»

«Самым интересным на занятии было ……»

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  подготовка к экзамену

Для самоподготовки использовать литературу:

1.Пустовалова Л.М.,Никанорова И.Е. Неорганическая химия. Ростов-на-   Дону. Феникс.2005год.

2.Оганесян Э.Т. , Книжник А.З. «Неорганическая химия», М.: « Медицина» 2005г.

3.Конспекты лекций по общей и неорганической химии.

4.Материал – лабораторно- практических занятий по общей и неорганической химии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Приложение 1

ПРОВЕРКА  ВНЕАУДИТОРНОЙ  РАБОТА СТУДЕНТОВ

Цель: проверить правильность выполнения домашней работы.

Правильность выполнения домашней работы осуществляется в форме взаимопроверки. Решения домашних  заданий выведены на экран.

1.Решите уравнения окислительно-восстановительной реакции. Какие свойства проявляет соединение марганца в данной  реакции:

 KMnO4 + H2O2 + Н2SO4 = O2+ MnSO4+ K2SO4+ H2O

Решение:

2 KMnO4 + 5 H2O2  +  3H2SO4 = 2 MnSO4 +  5O2↑ + K2SO4 +  8 H2O

 окис-тель       восст-тель

2      MnO4 −  + 8H+  + 5ē               Mn2+  +  4 H2O  процесс восстанов., окислитель

5       H2O2      −2ē                  O2    +   2H+                   процесс окисл., восстановитель

         2 MnO4−  + 5 H2O2  + 16 H+                   2Mn 2+ + 8H2O +  5SO2 + 10 H+

                                    6

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы:

1.Назовите внешний эффект  этой реакции?

2.К каким электролитам (сильным, слабым или средним) относится пероксид водорода?

3.Какими свойствами  с точки зрения окислительно-восстановительных  способностей  обладает  калия перманганат?

2.Используя данные таблицы выберите реактивы и укажите эффект качественных реакций на ионы: а)Ag+ ,б)Cu2+ ,в)Hg2+, г)Zn2+, д) CrO42-,е)Fe2+ ,ж)Fe3+,з)Br-.

1.Na3[Co(NO2)6]

2.Белый, студенистый осадок

3.Интенсивное синее окрашивание раствора

4.Na2S

5.Желтый крист.осадок

6.K3[Fe(CN)6]

7.K4[Fe(CN)6]

8.HCl

9.Белый крист.осадок ни в чем не растворимый

10.(NH4)2C2O4

11.Кольцо эфира синего цвета

12.Белый крист. осадок, раств. в HNO3  и не р-рим  в уксусной кислоте

13.Хлорная вода,

хлороформ

14.NH4OH

15.Расвор кроваво-красного цвета

16.Слой хлороформа- желто-оранжевого цвета

17.Na2S2O3

18.Раствор ярко-синего цвета

19. KI

20.Белый аморфный осадок

21.Белый творожистый осадок

22.Спирт,конц.серная кислота

23.Осадок ярко-красного цвета

24.Пламя с с зеленой каймой

25.Осадок бел. цвета, переход. при стоянии в черный

26.Дифениламин в конц. серной кислоте

27.BaCl2

28.Осадок темно-синего цвета

29.H2O2, Н2SO4, эфир

30.NH4CNS

Решение:

Открываемый ион

Реактив

Внешний эффект

Ag+:    

1.HCl

21.Белый творожистый осадок

17.Na2S2O3

25.Осадок белого  цвета, переходящий при стоянии в черный

Cu2+:  

14.NH4OH

18.Раствор ярко-синего цвета

Hg2+:    

19. KI

23.Осадок ярко-красного цвета

Zn2+:  

7.K4[Fe(CN)6]

2.Белый, студенистый осадок

4.Na2S

20.Белый аморфный осадок

CrO42-:    

29.H2O2, Н2SO4, эфир

11.Кольцо эфира синего цвета

Fe2+:  

6.K3[Fe(CN)6]

28.Осадок темно-синего цвета

Fe3+:

30.NH4CNS

15.Расвор кроваво-красного цвета

7.K4[Fe(CN)6]

28.Осадок темно-синего цвета

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы:

 Назовите реактивы и укажите эффекты реакций на ионы:

  1. серебра
  2. меди (II)
  3. ртути(II)
  4. цинка
  5. железа(II)
  6. железа(III)
  7. хромат-анион

3.Распределите формулы предложенных соединений-Ag2О, CuO,Cu2O, ZnO, HgO, Cr2O3, CrO3, MnO,  MnO2,  Mn2O7, Fe2O3, FeO  по типам оксидов.

Результаты работы оформите в виде предложенной таблицы:

ОКСИДЫ

основные

  кислотные

    амфотерные

Ag2О, CuO, Cu2O, HgO,

MnO,  FeO

CrO3, Mn2O7,

ZnO, Cr2O3, MnO2,  Fe2O3,

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы:

1.Какие соединения мы относим к оксидам?

2.Какие оксиды называются:

-кислотными

-основными

-амфотерными

3.Назовите оксиды (из числа предложенных), которые относятся к оксидам:

- кислотным

-основным

-амфотерным

                                                                                                         Приложение 2

ФРОНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА

    Цель фронтальной  беседы: обобщить, систематизировать и актуализировать знания, которые помогут студентам успешно ответить на вопросы тестированного задания, индивидуального опроса у доски и  решить ситуационные задачи.

Данный вид опроса составлен на основе теоретических знаний, полученных при изучении тем «d - элементы   I группы.  Соединения  меди  и  серебра», «d-элементы II группы. Соединения цинка и ртути», «d – элементы VI группы. Соединения хрома», « d – элементы VII группы. Соединения марганца», «d-элементы VIII группы. Соединения железа» и рассчитан на  10 минут. Преподаватель задаёт вопросы по очереди каждому из студентов. Если студент не справляется с данным вопросом, то вопрос переходит к следующему студенту (по выбору преподавателя или по желанию студентов).

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

За каждый правильный ответ на вопрос  студент получает 0,5 балла.

За каждую неточность снимается  –0,1балла

За неправильный ответ снимается  0,5  балла

оценка «5» - 0,5 балла

оценка «4» - 0,4 балла

оценка «3» - 0,3 балла

             оценка «2» - 0,2 балла и менее

Вопросы  фронтальной  беседы и  ответы на них:

1.Какие элементы относятся к d-элементам?

Ответ:  к d-элементам относятся элементы, у которых последним  заполняется d-подуровень предвнешнего  уровня;

2.Какой  металл по физическим свойствам  является жидкостью?

Ответ:  ртуть

3.Препараты какого элемента применяются в медицинской практике для   лечения анемии?

Ответ:  железа

4.Какие оксиды железа Вы знаете? Укажите тип оксида.

Ответ:  оксид железа (II)и оксид железа(III)

5.Назовите высшую степень окисления марганца.

Ответ:  +7

6.Какое соединения марганца  применяется в медицинской практике?

Ответ: калия перманганат

7.Какие свойства проявляет перманганат калия в ОВР?

Ответ:  окислительными

8.В  какой среде наиболее ярко проявляются окислительные свойства калия перманганата и почему?

Ответ:  в кислой,  т.к. отдает наибольшее число электронов

9.Какую окраску имеют соединения хрома (III)?

Ответ: зеленую

10.Как называются соли хромовой и дихромовой кислот?

Ответ:  соли хромовой кислоты-хроматы, дихромовой-дихроматы или бихроматы

11.Как по внешнему признаку отличить хроматы от дихроматов?

Ответ: хроматы-желтого цвета, дихроматы-оранжевого цвета

12.Какие свойства проявляют  хроматы и дихроматы в окислительно-восстановительных реакциях и почему?

Ответ: окислительные, т.к. в этих соединениях хром находится в высшей степени окисления

13.Какие из изучаемых элементов способны образовывать комплексные соединения класса аммиакатов.

Ответ: медь, серебро, цинк,

14. Какие основания называют амфотерными?

 Ответ: амфотерными называют основания, которые диссоциируют и по типу основания, и по типу кислоты. Взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами;

15.Как определить активность металла?

Ответ: активность металла  можно определить по ряду напряжения металлов.

16.Как получают нерастворимые основания?

Ответ: нерастворимые основания получают действием на соль соответствующего металла щелочью;

17.Как получают на практике амфотерные основания?

 Ответ: на практике амфотерные основания получают действием недостатка щелочи на соль соответствующего металла;

18.Назовите амфотерные основания из предложенной темы?

Ответ: гидроксид цинка, гидроксид хрома (III), гидроксид железа (III), гидроксид марганца (IV).

Приложение 3

ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Цель химического диктанта: с минимальной затратой времени проверить умение студентов составлять формулы химических соединений.

Задание: По названию составить формулу вещества и указать окраску:             

1 вариант                                            

1.Гексацианоферрат(III)  железа (II)          

2.Надхромовая кислота                        

3.Дихромат калия                        

4.Хлориддиаммин серебра                        

5.Роданид железа (III)

2 вариант

1.Сульфид серебра        

2.Калия перманганат

3.Гексацианоферрат (II) железа (III)        

4.Хромат калия

5.Сульфат тетраамминмеди (II)


Эталоны ответов

1 вариант

1.Гексацианоферрат(III)  железа (II)           Fe3[Fe(CN)6]2           темно – синий

2.Надхромовая кислота                        Н2Сr2О8                    синий

3.Дихромат калия                        К2Сr2О7                     оранжевый

4.Хлориддиаммин серебра                          [Ag (NH3)2]Cl        бесцветный раствор

5.Роданид железа (III)                Fe(CNS)3                 кроваво – красный

2вариант

1.Сульфид серебра                                   Ag2S                     черный

2.Калия перманганат                                  КMnO4                 розово – фиолетовый                  

3.Гексацианоферрат (II) железа (III)         Fe4[Fe(CN)6]3         темно – синий

4.Хромат калия                         К2СrO4                      желтый

5.Сульфат тетраамминмеди (II)                [Cu(NH3)4]SO4         ярко - синий

                                               

Критерии оценки за химический диктант:

За правильно составленную формулу-0,5 балла

За правильно  указанный цвет соединения-0,5 балла

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент равно 5

        оценка «5»  -5 баллов

        оценка «4» -  4,5-4 балла

        оценка «3» -   3,5-3 балла

        оценка «2» -  2,5-2  балла

Приложение № 4

РЕШЕНИЕ УЧЕБНО-СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Цель решения учебно-ситуационных задач:  

 Развивать логическое мышление и творческую  активность студентов, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации.

ЗАДАЧА №1

БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ

М.В. Ломоносов в своем рапорте президенту Академии наук К. Разумовскому писал в январе 1750 г.: «В конце прошлого лета и по осени искал я способов как делать лазурь берлинскую, которой два сорта при сем прилагаю».

Берлинская лазурь - это синее вещество составов Fe4[Fe(СN)6]3 и KFe[Fe(СN)6]. Второе из этих веществ сейчас называют гексацианоферратом(II) железа(III)-калия. Какие только имена не имела берлинская лазурь: лазорь, берлинская синь, берлинский голубец, английская лазурь, парижская лазурь!.. Ее с давних пор применяли в России для окраски тканей, бумаги, в иконописи и росписи фресок. Впервые берлинскую лазурь получил в 1704 г. немецкий мастер Дисбах, готовивший краски для художников.

М. Ломоносов синтезировал берлинскую лазурь, смешивая водные растворы желтой кровяной соли и сульфата железа (III) Fе2(SO4)3.

Эту реакцию применяют до сих пор в промышленном и лабораторном масштабе.

Задание: Напишите реакцию получения берлинской лазури, предложенную М.В.Ломоносовым. Назовите исходные вещества и продукты реакции. Укажите внешний эффект.

Решение:

4[Fe(СN)6] + 2Fе2(SO4)3 = Fe4[Fe(СN)6]3 ↓+ 6К2SO4.

        гексацианоферрат (II)               гексацианоферрат(II)

    калия                                         железа(III)

                                             

Внешний эффект: осадок темно-синего цвета

ЗАДАЧА №2

«КРОВЯНЫЕ СОЛИ»

Правительственный Сенат в 1749 г. постановил отпускать московским купцам П. Сухареву и И. Беляеву бычью кровь «с боен безденежно... ибо оная стекает на землю и пропадает туне, от которой в летнее время бывает... пребезмерная духота и вонь смрадная». В одном из законов Российского государства, изданном в 1830 г., было сказано, что покупка синькали, или синильно-кислого поташа, разрешается только по свидетельству земской полиции.

«Желтая и красная кровяные соли» получили свое название от способа их производства. Соли получали из животных отбросов, в том числе и из крови, собираемой на бойнях. Кристаллы «желтой кровяной соли» состава К4[Fe(CN)6] • 3Н2O имеют желтый цвет, а «красной кровяной соли» К3[Fe(CN)6] - красный. Современное название этих солей - гексацианоферрат(II) калия и гекcацианоферрат (Ш) калия.

При взаимодействии гексацианоферрата (Ш) калия с сульфатом железа(II) выделяется синий осадок.

Этот осадок получил название «турнбулевой сини». Дед Рамзая (английский химик) по фамилии Турнбуль в 1780—1790 гг. владел заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей. Он впервые получил синюю краску — «турнбулеву синь», или, как тогда ее еще называли, «турнбульскую лазурь». Технология окраски тканей по методу Турнбуля заключалась в протравливании ткани раствором сульфата железа(II)  и затем в обработке ее раствором красной кровяной соли.

Задание: Напишите реакцию, лежащую в основе технологии окраски тканей по методу Турнбуля.  Назовите исходные вещества и продукты реакции. Укажите внешний эффект.

Решение:

К3[Fe(CN)6] + FeSO4 = Fe3[Fe(CN)6]2 ↓+ К2SO4.

Гексациано-                   гексацианоферратом(III)

феррат(III)калия                      железа(II)

 

Внешний эффект: осадок темно-синего цвета

ЗАДАЧА №3

«СЕРЕБРЯНАЯ» ВОДА

«Серебряная вода» — это взвесь мельчайших частиц серебра Аg в воде. Она образуется при хранении воды в серебряных сосудах или вообще при контакте воды с серебряными изделиями. Частицы серебра в такой воде уже при концентрации 10-6 мг/л обладают антисептическими свойствами, т. е. убивают микроорганизмы.

В IV в. до н.э. войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах р. Инд в войске разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры - серебряной. Невесомых количеств растворенного серебра оказалось достаточным для дезинфекции воды и пищи...

 Если в вашем доме есть серебряная ложка или другой  серебряный предмет, то вы сможете приготовить «серебряную воду» и убедиться в ее полезных свойствах.

Задание: Какими качественными реакциями можно доказать присутствие иона серебра в растворе? Напишите уравнения реакций.

Решение:

Качественные    реакции   на  Аg+:

1)         AgNO3   +  HCl       =    AgCl↓  +   HNO3

                                   белый  творожистый

        AgCl  + 2 NH4OH   =   [Ag(NH3)2]Cl  + 2H2O

                                   хлориддиаммин серебра

        [Ag(NH3)2]Cl   +  2 HNO3   =  AgCl ↓  +  2 NH4NO3

2)         2AgNO3  +   Na2S2O3   =   Ag2S2O3  ↓  + 2 NaNO3

        избыток                        белый, желтый

                                        тиосульфат  серебра  

        Ag2S2O3  + H2O    =   Ag2S ↓ + H2SO4

                                      черный  

ЗАДАЧА № 4

Это лекарственное средство применяется в медицине как антисептическое и вяжущее средство, очень редко применяется внутрь как рвотное средство. Раствор этого лекарственного средства - бесцветный. Напишите формулу данного лекарственного средства.

Какими  качественными  реакциями  можно подтвердить состав   этой соли? Напишите уравнения реакций.

ЗАДАЧА №5

Из раствора комплексной соли CoCI3 ∙ 5NH3 нитрат серебра осаждает весь

содержащийся в ней хлор. В растворе соли не обнаружено ионов кобальта и свободного аммиака. Измерение электрической проводимости раствора показывает, что соль распадается на 4 иона. Каково координационное строение этого соединения. Напишите уравнение диссоциации комплексной соли.

ЗАДАЧА №6

При погружении в раствор нитрата серебра некоторого металла, относящегося к I группе периодической системы элементов Д.И.Менделеева, раствор окрашивается в голубой цвет. О каком металле идет речь? Напишите уравнение реакции в ионной форме.

ЗАДАЧА №7

К раствору хлорида хрома (III) добавили нейтральный раствор лакмуса. Цвет лакмуса изменился. Почему? Ответ мотивируйте написанием уравнения реакций.

ЗАДАЧА №8

Можно ли сохранять раствор медного купороса (CuSO4):

а) в оцинкованных ведрах;

б) в луженых (покрытых слоем олова) ведрах?

Ответ подтвердите написанием уравнений реакций.

ЗАДАЧА №9

К раствору, содержащему Cr2(SO4)3 и CuSO4 прилили избыток щелочи. Какое вещество выпадет в осaдок?

Ответ подтвердите уравнениями реакций.

ЗАДАЧА № 10

Имеется смесь хлорида железа (II) и хлорида алюминия. К раствору смеси добавили избыток раствора гидроксида натрия и появившийся осадок отфильтровали. Что находится в осадке и что в растворе? Напишите уравнение реакции.

ЗАДАЧА №11

Одним из первых металлов, обнаруженных человеком в доисторическую эпоху, была медь, а не железо, хотя меди в земной коре около 0,005%, а железа почти в 1000 раз больше. Чем это можно объяснить?

ЗАДАЧА №12

При мытье посуды применяется так называемая хромовая смесь. Это смесь дихромата калия и конц. серной кислоты имеет темно - оранжевый цвет. После неоднократного употребления хромовая смесь постепенно изменяет окраску на зеленую и тогда уже ее нельзя использовать. Чем объяснить такое изменение окраски? На каком свойстве дихромата основано употребление хромовой смеси для мытья посуды?

ЗАДАЧА №13

«ТУРЕЦКИЙ КУПОРОС»

В одной из московских торговых книг 1725 г. было записано о покупке «турецкого купороса» по цене один фунт за гривну.

«Турецким», «турским», «синим» или «медным» купоросом называли пентагидрат сульфата меди СиSO4*5Н2O. До 1725 г. его ввозили в Россию из-за границы. А в 1725 г. его производство было организовано на медеплавильных заводах Урала. Сульфат меди получали прокаливанием на воздухе смеси кусков меди Сu и серы S:

Сu+S + 2O2 = СuSO4.

Белый продукт реакции СuSO4 обрабатывали водой, а полученный голубой раствор упаривали в котлах и затем охлаждали в деревянных корытах для кристаллизации СuSO4* 2O. Продукт выделялся в виде крупных темно-синих кристаллов.

Медный купорос уже в 1679 г. применяли в медицине для составления мазей. Как считали в те времена, он «нечисть скорее объедает». Позднее медный купорос стали использовать для протравы семян и в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

Алхимики, не зная состава сульфата меди, считали, что его водный раствор может превращать железо в медь. Если полоску железа опустить в раствор СuSO4* 2O, то почти немедленно медь отлагается на поверхности железа.

Современная технология производства сульфата меди состоит из стадий получения медных гранул (пустотелых шариков), окисления их паровоздушной смесью в специальных керамических башнях(1уравнение), орошаемых разбавленной серной кислотой, и кристаллизации СuSO4* 2O из полученных растворов. (2 уравнение),

Задание:

1.Напишите реакцию взаимодействия медного купороса с железом.

2.Напишите две реакции, лежащие в основе современной технологии производства сульфата меди (II).

3.Какой реакцией можно доказать присутствие иона меди(II) в растворе медного купороса? Ответ подтвердите написанием уравнения реакции.

Решение:

1.в результате реакции: СuSO4 + Fe=Cu↓ +FeSO4

железо не превращается в медь, а вытесняет медь из ее сульфата.

2.а)2Сu + O2 = 2СuО;

   б(СuО + Н2SO4=СиSO4 + Н2O

3. CuSO4  +  4 NH4OH   = [Cu(NH3)4]SO4  +  4 H2O

                              ярко-синий раствор

ЗАДАЧА №14

О ЗЕРКАЛАХ

В 1858 г. немецкий химик  Юстус фон Либих (немецкий профессор органической химии) писал одному из своих друзей, Клемму: «Я опять занимаюсь фабрикацией зеркал, благодаря некоторым улучшениям думаю, что можно приготовить правильные зеркала любых размеров».

Зеркала появились задолго до новой эры. Ими служили отполированные до блеска металлические пластинки из золота, серебра и бронзы (сплава меди и олова). Серебряные зеркала были наилучшими по качеству отражения. В I в. н. э. начали изготавливать стеклянные зеркала — стеклянные пластинки, соединенные со свинцовой или оловянной. Затем ремесленные мастерские перешли на выпуск стеклянных зеркал, отражающая поверхность которых была сделана из амальгамы олова (раствор олова Sn в ртути Нg).Либих предложил изготавливать стеклянные зеркала с серебряным покрытием. Разработанный им метод состоял из следующих операций. Сначала к водному раствору нитрата серебра АgNO3 добавляли водный раствор гидроксида калия КОН, что приводило к осаждению черно-коричневого осадка оксида серебра Аg2О. (1уравнение),

Осадок отфильтровывали и перемешивали с водным раствором аммиака NH3.

В этой реакции оксид серебра переходил в раствор в виде гидроксида диамминсеребра(I). (2 уравнение),  Затем в полученный прозрачный раствор погружали лист стекла, одна из поверхностей которого была тщательно обезжирена, и добавляли формальдегид НСНО. Формальдегид восстанавливал серебро, которое осаждалось на очищенной поверхности стекла с образованием зеркала. (3 уравнение),

Самыми высококачественными оказались зеркала из индия In. В отличие от серебра индий не тускнеет на воздухе, долго сохраняет высокий коэффициент отражения. Индиевые зеркала, установленные в прожекторах, позволяли легко находить фашистские самолеты, сбрасывавшие бомбы на Лондон. Лучи индиевых зеркал пробивали плотный туман, часто висящий над столицей Великобритании.

Задание: Напишите три реакции, лежащие в основе получения зеркал.

Решение:

1.2 АgNO3+ 2КОН= Аg2О ↓+ 2KNO3+ H2O

2. Аg2О + 4 NH3 + H2O = 2[Аg (NH3)2] ОН

3. 2[Аg (NH3)2] ОН+ НСНО = 2Аg | + НСОONH4 +3NH3+ H2O

                                                                                                    Приложение № 4

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАРСКОГО  ЗАНЯТИЯ

1.Домашнее задание    - 5 баллов

Из них:

-подготовка презентации-2 балла

-выполнение упражнений-3 балла

2.Фронтальная  беседа – 0,5 балла

3.Химический диктант   – 5 баллов

4.Решение ситуационных задач - 5 баллов

Критерий оценки презентации:

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент – 2 балла

оценка «5» - 2,0-1,4  баллов

оценка «4» - 1,8-1,6 баллов

оценка «3» - 1,5-1,4   баллов

оценка «2» - 1,3 балла  и меньше

Набранные баллы на занятии переводятся в оценки по следующему критерию:

                  15,5 –   14,7  баллов   -  оценка   «5»           (100-95%)

                      14,6 –    12,4 баллов   -  оценка    «4»           (94--80%)

                      12,3 –  10,9   баллов    -  оценка   «3»           (79 – 70%)

                      10,8 балла   и меньше  - оценка   «2»           (69%  и менее)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:  Общая и неорганическая химия

РАЗДЕЛ 2.3;2.5: Химия элементов и их соединений

Методические рекомендации по самоподготовке к семинарскому занятию №6.

ТЕМА: 2.3.1. -  2.3.5.  «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ d – ЭЛЕМЕНТОВ».

Мотивация занятия: Биологическая роль меди, хрома, цинка, марганца, железа велика. Некоторые соединения этих элементов (серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат) широко применяются в медицинской практике. На занятиях аналитической химии, модуля  ПМ 02: «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля») вы неоднократно будет сталкиваться  с этими соединениями. Поэтому необходимо знать химические свойства этих соединений, качественные реакции на катионы и анионы, образованные указанными элементами.

Цель самоподготовки:

 После изучения тем  студенты   должны       ответить   на   все    предложенные преподавателем вопросы и применить полученные знания при решении ситуационных задач.

План изучения темы:

  1. Характеристика меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа по положению в периодической системе Д. И. Менделеева.
  2. Физические и химические свойства меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа.
  3. Строение соединений и свойства меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа, в том числе лекарственных.
  4. Качественные реакции на катионы меди, серебра, цинка, ртути, железа (II),(III).
  5. Биологическая роль меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа.
  6. Применение в медицине, народном хозяйстве соединений меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа.

Вопросы, на которые студенты должны знать ответы:

1.Какие элементы относятся к d-элементам?

2.Какой  металл по физическим свойствам  является жидкостью?

3.Препараты какого элемента применяются в медицинской практике для лечения анемии?

4.Какие оксиды железа Вы знаете? Укажите тип оксида.

5.Назовите высшую степень окисления марганца.

6.Какое соединения марганца  применяется в медицинской практике?

7.Какие свойства проявляет перманганат калия в ОВР?

8.В  какой среде наиболее ярко проявляются окислительные свойства калия перманганата и почему?

9.Какую окраску имеют соединения хрома (III)?

10.Как называются соли хромовой и дихромовой кислот?

11.Как по внешнему признаку отличить хроматы от дихроматов?

12.Какие свойства проявляют  хроматы и дихроматы в окислительно-восстановительных реакциях и почему?

13.Какие из изучаемых элементов способны образовывать комплексные соединения класса аммиакатов.

14.Какими свойствами обладают амфотерные основания?

15.Как определить активность металла?

16.Как получают нерастворимые основания?

17.Как получают на практике амфотерные основания?

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения: лаборатория химии.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студента:

1.Решите уравнение окислительно-восстановительной реакции. Какие свойства проявляет калия перманганат в данной  реакции?

 KMnO4 + H2O2 + Н2SO4 = O2 + MnSO4+ K2SO4+ H2O

2.Используя данные таблицы выберите реактивы и укажите эффект качественных реакций на ионы: а)Ag+ ,б)Cu2+ ,в)Hg2+, г)Zn2+, д) CrO42-е)Fe2+,ж)Fe3+,з)Br-.

1.Na3[Co(NO2)6]

2.Белый, студенистый осадок

3.Интенсивное синее окрашивание раствора

4. Na2S

5.Желтый крист.осадок

6.K3[Fe(CN)6]

7.K4[Fe(CN)6]

8.HCl

9.Белый крист.осадок ни в чем не растворимый

10.(NH4)2C2O4

11.Кольцо эфира синего цвета

12.Белый крист. осадок, раств. в HNO3  и не р-рим  в уксусной кислоте

13.Хлорная вода,

хлороформ

14.NH4OH

15.Расвор кроваво-красного цвета

16.Слой хлороформа- желто-оранжевого цвета

17.Na2S2O3

18.Раствор ярко-синего цвета

19. KI

20.Белый аморфный осадок

21.Белый творожистый осадок

22.Спирт,конц.серная кислота

23.Осадок ярко-красного цвета

24.Пламя с с зеленой каймой

25.Осадок бел. цвета, переход. при стоянии в черный

26.Дифениламин в конц. серной кислоте

27.BaCl2

28.Осадок темно-синего цвета

29.H2O2, Н2SO4, эфир

30.NH4CNS

Пример оформления ответа:

Открываемый ион

Реактив

Внешний эффект

Br-:

13.Хлорная вода,

хлороформ

16.Слой хлороформа- желто-оранжевого цвета

3.Распределите формулы предложенных соединений-Ag20,CuO,Cu2O,ZnO,HgO,Cr2O3,CrO3,MnO, MnO2, Mn2O7,Fe2O3,FeO  по типам оксидов. Результаты работы оформите в виде предложенной таблицы:

ОКСИДЫ

основные

  кислотные

    амфотерные

Студенты на занятии должны:

  1. Ответить на вопросы фронтального опроса.
  2. Написать химический диктант.
  3. Решить проблемно-ситуационные задачи.

После выполнения    на занятии всех предложенных преподавателем заданий студенты должны уметь:

1. Составлять формулы комплексных соединений и давать названия.

2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность  ( ОК 3.)

3.Организовывать хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы  (ПК 1.1.) 

Список  литературы для самоподготовки   к  данному занятию:

1. Оганесян Э.Т. , Книжник А.З. «Неорганическая химия», М.:

« Медицина» 2005г.  с. 348-373 (выборочно)

2. Пустовалова Л.М.,Никанорова И.Е. Неорганическая химия. Ростов-на-   Дону. Феникс.2005год, стр. 318-347 .

3.Конспекты лекций по указанным выше темам 20-22

4.Материал – лабораторно- практических занятий №  20-22

5.Подготовить сообщение  по темам:

«Биологическая роль меди»,

«Биологическая роль серебра»,

«Биологическая роль цинка»,

«Биологическая роль железа»

«Биологическая роль  хрома»,

«Биологическая роль марганца»

«Влияние ртути и ее  соединений на живые организмы»

«Применение меди и ее соединений в медицине и народном хозяйстве»

«Применение серебра и ее  соединений в медицине и народном хозяйстве»

«Применение цинка   и его соединений в медицине и народном хозяйстве»

«Применение  ртути и ее соединений в медицине и народном хозяйстве»

«Применение хрома  и его соединений в медицине и народном хозяйстве»

«Применение марганца и его соединений в медицине и народном    хозяйстве»

«Применение железа   и его соединений в медицине и народном хозяйстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка семинарского занятия на тему «А.И. Солженицын. Биография. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

Данное занятие разработано в соответствии с учебным планом с учетом возрастных особенностей обучающихся.На уроке используется  ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, средство организации са...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисц...

методическая разработка семинарского занятия "Частная бактериология"

Методическая разработка по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии"...

Методическая разработка "Упражнения на тему "Свойства оксидов" "

Это тренинговая работа на повторение и закрепление свойств как солеобразующих оксидов  /основных,кислотеых, амфотерных/ , так и несолеобразующих / на примере угарного газа/.  Эти учебные мат...

Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у чело...

Методическая разработка урока по теме "Свойства квадратных корней"

Методическая разработка по теме «Свойства квадратных корней» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби...