методическая разработка семинарского занятия "Частная бактериология"
методическая разработка

Шайтанова Екатерина Игоревна

Методическая разработка по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_mikrobiologii.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Николаевский-на-Амуре  филиал  коренных малочисленных народов Севера краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Хабаровского края

Методическая разработка семинарского занятия по теме:

«Частная бактериология»

дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии»

Раздел 2. Бактериология

Тема 2.3. Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях

Отделение 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

г. Николаевск – на - Амуре

2019 год

ОДОБРЕНО

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ______

«____»__________________

Председатель ЦМК ОПД

___________Шайтанова Е. И.

Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса дисциплины, профессионального модуля, различных видов практик НФ КМНС ХГМК.

РАССМОТРЕНО

Учебно-методическим советом

НФ КМНС ХГМК

Протокол №________

«___»_________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Отделом УВР

________________Азарова А. Г.

«___»________________

Составитель:

Шайтанова Е. И., преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»  НФ КМНС ХГМК

Методические указания для преподавателя:

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01 «Лечебное дело»

Дисциплина: «Основы микробиологии и иммунологии»

Вид занятия: семинарское

Продолжительность занятия: 90

Цель: Формировать у студентов общие и профессиональные и компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Задачи:

  1. Организовать деятельность студентов на изучение отдельных возбудителей бактериальных инфекций наружных покровов, бактериальных кровяных инфекций, бактериальных респираторных инфекций, бактериальных кишечных инфекций;
  2. Содействовать изучению способов диагностики и профилактики бактериальных инфекций;
  3. Организовать деятельность студентов проведение санитарно-гигиенического просвещения населения.

Средства обучения и контроля:

  1. Методическая разработка семинарского занятия;
  2. Презентация к теме занятия;
  3. Раздаточный материал по данной теме.

Основные источники:

  1. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. К.С. Камышева. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2014. – 281, [1] с. – (Медицина)

Дополнительные источники:

  1. Медицинская паразитология : лабораторная диагностика : учебник / В. П. Сергиев [ и др.] ; под ред. В. П. Сергиева, Е. Н. Морозова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2017. – 250, [1] с. : ил. – (Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова).
  2. Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html
  3. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. - М. : Медицина, 2005. - (Учеб, лит. Для студ. мед. Училищ). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225042791.html

Семинарское занятие: «Частная бактериология»

п/п

Содержание

Обоснование методических приемов

Время

(мин)

1.

Организационный момент  

приветствие, проверка присутствующих

Способствовать формированию ОК 1,2.

Мобилизовать внимание студентов.

Создать рабочую атмосферу.

5

2.

Вводная часть: 

формулирование задач, целей, мотивация изучения темы

Способствовать формированию ОК 1.2. сформировать мотив и активизировать познавательную деятельность студентов. Показать теоретическую и практическую значимость изучаемого материала.

5

3.

Основная часть: поэтапное формирование новых знаний.

План изложения:

  1. Обозначение темы, цели и задач семинарского занятия;
  2. Заслушивание и обсуждение сообщений студентов;
  3. Выполнение закрепляющих заданий по теме занятия;
  4. Изготовление памяток по выбранным темам сообщений.

Способствовать формированию ОК 1,2, 8-10, 12-13, ПК 2.1-2.7.

Способствовать формированию основы теоретических знаний студентов по теме. Доказать важность теоретических знаний и их связь с практикой.

Способствовать формированию профессионально важных качеств студентов (ответственность, способность работать в коллективе, способность к саморазвитию)

67

4.

Закрепление нового материала.

Для закрепления студентам предлагаются таблицы для заполнения, контрольные вопросы и изготовление памяток.

Способствовать формированию ОК 1-12. Систематизировать знания, определить степень усвоения материала.

8

5.

Заключительная часть: преподаватель отвечает на вопросы студентов, дает установку для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию. Домашнее задание.

Способствовать формированию ОК 1-12.

Сформулировать основной вывод, дать установку для самостоятельной работы.

5

Итого:

90 мин.

Приложение 1

Частная бактериология

Отделение 34.02.01 «Сестринское дело»

Отделение 31.02. 01 «Лечебное дело»

1. Специальная микробиология:

1.1. Возбудитель туберкулеза

1. 2. Возбудитель гонореи

1. 3. Возбудитель сифилиса

1. 4. Возбудитель чумы

1.5. Возбудитель бруцеллеза

1. 6. Возбудитель сальмонеллеза

1.7. Возбудитель коклюша

1.8. Возбудитель бешенства

1.9. Возбудитель сыпного тифа

1.10. Возбудитель холеры

1.11. Возбудитель ботулизма

1.12. Возбудитель натуральной оспы

1.13. Возбудитель кори

1.14. Возбудитель столбняка

1.15. Возбудитель газовой гангрены

1.16. Возбудитель гепатита С

1.17. Возбудитель гриппа

1.18. Возбудитель иммунодефицита человека

1. 19. Возбудитель менингококковой инфекции

1.20. Возбудитель скарлатины

1.21. Возбудитель сибирской язвы

1.22. Возбудитель брюшного тифа

1.23. Возбудитель краснухи

1.24. Возбудитель герпеса


2. План изложения

2.1. Название возбудителя  и заболевания (русское и латинское название)

2.2. Кем открыт возбудитель;

2.3. Морфология;

2.4. Физиология (токсинообразование);

2.5. Устойчивость во внешней среде;

2.6. Иммунитет;

2.7. Диагностика;

2.8. Профилактика.

3.Правила оформления: работы выполняется на отдельном листе (формат А4), в верхнем колонтитуле с правой стороны указать Ф. И. О. студента, № группы, отделение. Объем работы: 1 лист (допускается выполнение работы с двух сторон листа).


Приложение 2

Таблица по теме «Частная бактериология. Возбудители инфекционных болезней»

Название возбудителя

(русское)

Морфология

Физиология

Диагностика

Профилактика

1.

2.

3.

4.

5.

7.

8.


Приложение 3

Составить кроссворд по теме «Частная бактериология. Возбудители инфекционных болезней»

  1. Каждому студенту необходимо составить по одному вопросу к каждой теме доклада.
  2. Совместно студенты составляют кроссворд из подготовленных вопросов.

Приложение 4

Составление буклетов по теме «Частная бактериология. Возбудители инфекционных болезней»

  1. Буклеты по возбудителям инфекционных болезней выполняются в программе Microsoft Publisher;
  2. Информацию в полях буклета необходимо излагать сжато, концентрированно, только необходимые данные и факты. Главная задача донести до населения важную информацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Методическая разработка семинарского занятия на тему «А.И. Солженицын. Биография. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

Данное занятие разработано в соответствии с учебным планом с учетом возрастных особенностей обучающихся.На уроке используется  ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, средство организации са...

Система семинарских занятий по школьному курсу «Литература» в 11 классе. Методическая разработка

Эффективной формой организации в старших классах являются семинарские занятия,  которые предусматривают самостоятельную работу над содержанием тем, проблем и задач по курсу «Литература». Методиче...

Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в.

Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в....

Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»

АннотацияСоединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.Р...

Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные с...