Урок химии в 9 классе "Алюминий и его свойства"
презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) на тему

урок химии в 9 классе "Алюминий и его свойства",конспект урока с применением технологии на образно-эмоциональной основе и презентация с использованием интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_alyuminiy_iego_svoystva.rar28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс « Я - педагог»

Номинация «Разработка урока»

Урок учителя химии

МБОУ СОШ № 31г.Шахты Ростовской обл.

Володиной Татьяны Михайловны

Тема: «Алюминий и его свойства»

Цель урока:

Образовательная: сформировать у учащихся  ключевые химические компетенции о свойствах алюминия,  и о связи этих свойств со строением атомов; способствовать дальнейшему развитию знаний  об элементах имеющих амфотерные свойства.

развитию мышления на примере установления причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами алюминия.

Развивающие:

-  развивать  мышление на примере установления причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами алюминия

- развивать  умение наблюдать  и объяснять  наблюдаемые явления,

- развивать навык получения информации из различных источников

- развивать  навыки самоанализа.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, формировать коммуникативные качества (корректность  поведения и высказываний в   ходе обсуждения) прививать  навыки  самоорганизации, самооценки.

Тип урока: Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диски.

Реактивы: Al, HCl (разб.), H2SO4(разб.) (конц.), NaOH,  пробирки, штативы, спиртовка,  пробиркодержатель.

Методы и формы обучения:

                  Урок – изучения нового материала на образно-эмоциональной основе, использование  информационно- коммуникативных технологий, работа с интерактивной  доской SMART .

Формы организации:

                Индивидуальная работа, групповая работа, коллективная работа,                         самостоятельная работа.

 «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Сенека Младший

Содержание урока

1. Создание образно-эмоциональной педагогической ситуации.

2. Усвоение знаний.

3. Рефлексия.

Учитель. Прежде чем я объявлю тему урока, предлагаю посетить химическую лабораторию 19 века  во Франции и послушать о чем говорят французский химик Девиль, профессор Французской академии наук Дюма и император Франции Наполеон III. (Для создания проблемной ситуации демонстрируется инсценированное выступление учащихся «Вручение алюминеевой  медали Наполеоном III Ф. Вёлеру» Слайд 1)

Автор «Девилль подробно исследовал продукт реакции: в платиновой трубке образовался алюминий. Мелкие серебристо белые частицы алюминия обладали хорошей ковкостью  и не теряли блеска на воздухе.

Девиль - По всему видно, что новый металл приближается по свойствам к благородным металлам. Единственная разница в их удельных весах: алюминий чрезвычайно лёгок – Думаю, что его получение должно заинтересовать наше правительство.

 Автор сказал Девилль, обращаясь к профессору Французской Академии наук Дюма.

Дюма - Если алюминий оправдает наши ожидания, страна, в которой будет много этого металла, станет могучей державой. Продолжайте свои опыты. Какие перспективы открываются перед  Францией!

Девиль -Не только перед Францией- перед всем человечеством, профессор Дюма. Ведь сырьё для получения алюминия есть повсюду: это глина.

Автор Успех Девиля вызвал настоящую сенсацию. Император Наполеон III долго любовался блестящими слитками металла.

Император Как вы считаете, удастся ли нам  использовать его в армии? –спросил император.

Девиль - Он дороже золота, ваше величество– Пока из него можно  производить только самые дорогие  украшения. ,

Автор- ответил Девилль

Император - Если вы усовершенствуете, метод и получите дешёвый металл, то мы, вероятно, могли бы  начать производство шлемов и брони. Представляете себе,  французский солдат будет неуязвим! …

Автор - 18 июля 1855 года на заводах Жавеля получили первый слиток алюминия, произведённый в промышленном масштабе….

Когда была готова алюминиевая медаль, Академия наук устроила специальное торжество и вручила её Ф. Вёлеру, ученому который получил первым алюминий в лабораторных условиях. Девиль настоял на том, чтобы на медали было выгравировано имя Вёлера и год, когда немецкий учёный  получил крохотные зёрна металла,-1827.»

(«Анри Этьенн Сент. - Клер Девилль.»  «Великие химики» МИР 1977.)

Учитель: В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стояла дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.

 Мировое производство Al постоянно растёт. Он стал вторым по значению металлом продолжающегося железного века.

Я думаю, что вы уже готовы назвать тему урока. Но я хотела бы вам еще предложить одно задание. « Что объединяет изображения?» ( Раскрываются цели и план урока).

Задаётся   проблемный вопрос: «Почему алюминий называют металлом будущего?» 

      Изучаемые вопросы (слайд )

        Строение атома Al.

         Распространённость Al  в природе.

         Физические свойства

         Химические свойства алюминия

         Применение алюминия на основе его свойств.

  1. Строение атома алюминия на основе его положения в периодической системе.

Задание: Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе, объяснить строение атома, составить электронно-графическую и электронную формулы атома на интерактивной доске.(слайд)

Дополнительный вопрос: Укажите возможные степени окисления Al.

  1. Распространенность алюминия в природе.

Задание I . Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе». Определите, какое место занимает Al среди других элементов (слайд)

Задание II. Рассмотрите образцы природных соединений - изделия из бирюзы, сапфира, рубина. (слайд, выставка) 

3. Физические свойства Al. (слайд)

Задание. Рассмотрите выданные образцы металла. Используя таблицу «Физические свойства некоторых металлов», ответе на вопрос: « Какими же свойствами обладает Al? Что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей?».

  Вывод. Алюминий – металл  серебристо- белого цвета, лёгкий  ( q- 2,7  г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью,  легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.

4.  Химические свойства.

Задание I. Определите место Al в электрохимическом  ряду напряжения, сделайте вывод об его активности.

Задание II. Работа с опорной схемой. Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S2 ). (слайд)

Демонстрация опытов из виртуальной лаборатории.

Задание III. Взаимодействие Al со сложными веществами.

Работа в группах. ПТБ (слайд). Выполнение лабораторных опытов «Взаимодействие алюминия с растворами кислот, щелочей, солей».

 Поместите в три пробирки  алюминиевые стружки. В пробирку 1 добавьте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор гидроксида натрия, в третью –  раствор сульфата меди (II). Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Внимание вопрос! Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп?

 Задание. Найти соответствие между реагентами и продуктами реакции.

 Обобщение: Алюминий  восстанавливает все  элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.

Вопрос! Какое свойство характерно для алюминия в отличие от других металлов?

Ответ. Взаимодействие со щелочью. Алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует и с кислотами  и с щелочами.) (слайды)

5.  Применение алюминия.

Реклама «Самая цивилизованная упаковка»

 Задание. Используя рисунок – слайд, изученный материал, назовите области применения алюминия, прорекламируйте любое изделие из алюминия.

  Алюминий применяют:

 для производства различных сплавов; в авиа-, авто -, суда -, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту;

 алюминием покрывают чугун и сплавы для защиты от коррозии (алитирование); термит (смесь алюминия и оксидов железа)- для сварки рельсов;  получение металлов особой чистоты (алюмотермия).

  Обобщение.

 Рассмотрев свойства алюминия, области применения металла и его сплавов, дайте ответ на главный вопрос урока: «Почему алюминий называют металлом будущего?»

Продолжая разговор об областях применения алюминия – оцените потребительские качества изделий из алюминия.

Потребительские качества алюминия.

  1. Высокая технологичность на всех стадиях передела: для изготовление профилей, механической обработке, нанесение защитно – декоративных покрытий, сборке, монтаже и эксплуатации.
  2. Высокая коррозионная стойкость. Алюминий лучше, чем любой другой металл, обладает устойчивостью к коррозии, вызываемой агрессивностью внешней среды.
  3. Долговечность. Конструкции из алюминия будут служить практически «вечно».
  4. Архитектурная выразительность. Алюминиевые конструкции могут быть смонтированы в любом типе строений.
  5. Малая плотность при удовлетворительной прочности. Алюминий – легкий прочный металл, что позволяет делать большие конструкции.
  6. Надежность работы при низких температурах.
  7. Отсутствие искрообразования. Обладает стопроцентной пожаробезопасностью.
  8. Рециклинг. Эффективное сырье для вторичной переработки.

Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость  к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое применение во многих отраслях  народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы занимают в авиационном и космическом транспорте, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.

  1. Рефлексия. Графический диктант (слайд)

                           Самопроверка

 Учитель подводит итоги, оценивает учащихся, заканчивает урок « Что бы вы добавили после сегодняшнего урока?».              

  1. Домашнее задание

 §13 задание  № 7 письменно по учебнику  О.С.Габриеляна, 2002

 Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него или вопросы для интервью у алюминия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Оксиды их свойства и применение"

Данный урок проводиться в 8 классе по теме свойства оксидов и их применение. Этот урок усвоение новых знаний. Учащиеся знакомятся со свойства основных оксидов при проведении лабораторного опыта. Изуче...

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...

Презентация к уроку химии 8 кл. "Воздух, состав, свойства, значение"

Одной из основных проблем при изучении химии является проблема наглядности. Презентация помогает сделать доступным сложный учебный материал. Материал данной презентации можно использовать на уроке хим...

презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"

презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...

Урок химии в 8 классе "Химические свойства кислорода"

Урок химии  с мутьтимедийной презентацией...

Урок химии в 9 классе « Химические свойства металлов»

Урок химии в 9 классе« Химические свойства металлов»...

Разработка урока химии "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" 9класс

Разработка урока "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" с использованием ИКТ...