Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Догбал Чодураа Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрскогокожууна РТ

 

 

«Утверждаю»

Директор школы:

__________/А.О. Монгуш/

«__» __________ 20__ г.

 

 

10 класс

 

 

Учитель химии

ДогбалЧодураа Михайловна

 

с. Солчур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_10_klass.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрскогокожууна РТ

«Утверждаю»

Директор школы:

__________/А.О. Монгуш/

«__» __________ 20__ г.

Рабочая программа по химии

10 класс

Учитель химии

ДогбалЧодураа Михайловна

с. Солчур

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по химии для 10 класса создана на основе:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

2. БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;

3. Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений РТ, утвержденного приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 года №953 /д-1.

4. Программа по химии под редакцией Н.Н. Гара  - Просвещение, 2011 (образовательный стандарт);

5. Учебного плана МБОУ Солчурской СОШ, утвержденного приказом директора №73 от 29 августа 2013 года.       

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая  химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.

           

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса, разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), 2006 г., программы курса химии для 10 класса образовательных учреждений (базовый уровень) Н. Н. Гара (Издательство «Просвещение», 2011) и Государственного образовательного стандарта.
 

             Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа  рассчитана на  68 часов в X классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  4 часа, практических работ - 6 часов.

       Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004года, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

 Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

   В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества,  в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

      Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в  научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Структура

Программа по химии состоит из четырех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям  и умениям учащихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.

Цели и задачи:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и  уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей  в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. на примере полученных знаний и умений для  безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  6. изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
  7. в изучении курса значительная роль отводится  химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил  поведения в химических лабораториях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД – универсальные учебные действия)

  1. использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
  2. проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  3. использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  4. соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познавательная деятельность

      Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Информационно-коммуникативная деятельность

      Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивная деятельность

       Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание учебной дисциплины

1. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения органических веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

2. Фактологическая часть программы включает сведения органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

3. Теоретическую основу изучения органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, периодический закон  Д.И.Менделеева с краткими  сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

4. В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.

Календарно-тематическое планирование курса химии 10 класса:

Темы, разделы

Количество часов

в т.ч. практических работ

Контрольные работы

С использованием ИКТ

Тесты

Экскурсии

Внеклассная работа

1

Тема 1. Теоретические основы органической химии

3

-

-

1

1

-

-

2

Тема 2. Предельные углеводороды

8

1

1

3

2

-

-

3

Тема 3. Непредельные углеводороды

7

1

-

3

2

-

-

4

Тема 4. Ароматические углеводороды

4

-

-

1

1

-

-

5

Тема 5. Природные источники углеводородов

6

-

1

3

2

1

1

6

Тема 6. Спирты и фенолы

8

-

-

3

2

1

-

7

Тема 7. Альдегиды и кетоны.

3

-

-

1

-

-

-

8

Тема 8. Карбоновые кислоты

6

2

1

3

1

1

1

9

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.

3

-

-

1

-

1

1

10

Тема 10. Углеводы.

7

1

-

2

1

1

1

11

Тема 11. Амины и аминокислоты

2

-

-

1

1

-

-

12

Тема 12. Белки

3

-

-

1

1

-

-

13

Тема 13. Синтетические полимеры

5

1

1

2

1

1

-

Тема 1. Теоретические основы органической химии (3 часов). Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ.

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

Классификация органических соединений.

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)

(8 часов).

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры. Номенклатура алканов.

Административная контрольная работа.  

Физические и химические свойства алканов.

Химические свойства алканов.

Получение и применение алканов.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода.

Циклоалканы.

Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.

Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды»

Тема 3. Непредельные углеводороды

 (7 часов).

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов.

Свойства, получение и применение алкенов.

Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств.

Понятие о диеновых углеводородах (алкадиены). Природный каучук.

Ацетилен (алкины) и его гомологи.  

Получение и применение ацетилена.

Обобщающий урок по пройденным темам.  Решение задач на определение молекулярной формулы непредельных углеводородов.

Тема 4. Ароматические углеводороды (4 часа). Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура.

Физические и химические свойства бензола.

Гомологи бензола. Толуол.Свойства. Применение.

Генетическая связь ароматических углеводородов в другими классами углеводородов.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 часов). Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование.

Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти.

Крекинг нефти.

Коксохимическое производство.

Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Обобщение и актуализация знаний по теме «Углеводороды»

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».

Тема 6. Спирты и фенолы  (8 часа).

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.

Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Получение спиртов. Применение.

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, свойства, применение.

Глицерин. Свойства, получение и применение.

Строение, свойства и применение фенола и его производных.

Генетическая связь фенолов с другими классами  органических соединений.

Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 часа).

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура.

Свойства альдегидов. Получение и применение альдегидов.

Ацетон-представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 часов).

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

Свойства карбоновых кислот. Получение и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практическая работа №3. Получение и свойства карбоновых кислот.

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Контрольная работа №3 по пройденным темам.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 часа).

Строение и свойства сложных эфиров, их применение.

Жиры, их строение, свойства и применение.

Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Тема 10. Углеводы (7 часов).

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.

Химические свойства глюкозы. Применение.

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение.

Крахмал, его строение, химические свойства, применение.

Целлюлоза, ее строение и химические свойства.

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно.

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 11. Амины и аминокислоты (2 часа).

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов.

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства.

Тема 12. Белки  (3 часа).

Белки – природные полимеры. Состав, строение и свойства белков. Превращение белков в организме.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты.

Химия и здоровье человека.

Тема 13. Синтетические полимеры (5 часов).

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Классификация пластмасс. Полиэтилен. Полипропилен.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон.

Итоговая контрольная работа №4 по пройденным темам.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;     б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;  в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

       Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

       Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме письменной работы.

       Методы контроля: письменный и устный.

       Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы.

       При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.

При использовании учебно-методических и материально-технических средств образовательного процесса по химии следует учитывать временные и здоровьесберегающие технологии, налагаемые санитарными правилами и нормами (Сан. ПиН. 2.4.2. 178-02)

- Учебно-методические средства обучения: учебники (учебно-методические комплекты), включенные в федеральные перечни учебников. Учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др. а также дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы- инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для самопроверки, контроля знаний, демонстрационные таблицы (портреты выдающихся химиков, комплекты таблиц).

- Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, а также коллекции, изготовленные самими учащимися.

- Химические реактивы и материалы, лабораторное оборудование: химическая посуда, аппараты и приборы.

- Модели: атомы, кристаллы, кристаллические решетки, шаростержневые модели молекул.

- Экранно-звуковые средства обучения: к экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть восприняты зрением и слухом. Это видеофильмы, диафильмы, компакт  - диски, слайды, транспаранты, серии диапозитивов.

- Информационно – коммуникативные средства обучения: электронные книги, электронно- информационно- энциклопедическая литература.

- Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультипроектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеоплейер.

- Образовательные сайты на интернете.

- Специальное оборудование кабинета химии: наличие демонстрационного стола, вытяжки и наличие медицинской аптечки.

- MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2.  Виртуальная лаборатория – компакт - диск

- Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.

Литература

      Литература для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: Органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М.:  ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.

      Литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru

«Согласовано»                                                                                                                                                                                        «Согласовано»

Руководитель МО учителей биологии, химии, географии                                                                                на заседании Педагогического совета

_____________/З.А-С.Куулар/                                                                                                                           Председатель Педагогического совета:

«___» _______________ 20____ г.                                                                                                                         _______________/ А.О. Монгуш/

                                                                                                                                                                               «___» ________________ 20___ г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....