"Состав и названия оксидов, кислот, оснований , солей"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Николаева Елена Михайловна

Урок химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических соединений"   "Состав и названия оксидов, кислот, оснований , солей".

урок закрепления знаний, умений и навыков.

Данный урок идет почти в самом конце темы "Соединения химических элементв". Один из важнейши, так как сведения об основных классах неорганических соединений входят в основное содержание курса химии 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состав и названия оксидов, кислот, оснований, солей

Цель урока: повторить и обобщить материал о составе веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений, закрепить умения учащихся составлять формулы и давать названия веществам.

Задачи урока

Образовательные:

1. выявить прочность усвоения учащимися основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли;

2. закрепить умение учащихся составлять формулы веществ;

3. закрепить умение учащихся давать названия веществам;

4. закрепить умение учащихся классифицировать вещества по их формулам.

Развивающие:

1. развивать мышление;

2.  развивать зрительную память учащихся.

Воспитательные:

1. воспитание самостоятельности;

2. показать практическое значение изучаемых веществ.

Оборудование:

Таблица «Классификация неорганических веществ»

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Таблица растворимости

Карточки с общими формулами оксидов, кислот, оснований, солей

Магниты

Карточки для самостоятельной работы

Ход урока:

I. Организационная часть урока.

Сообщение темы, цели  и задач урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с основными классами неорганических  соединений. Среди этих соединений встречается много знакомых нам веществ, например, соляная кислота, которая входит в состав желудочного сока, природные соединения оксида алюминия - драгоценные камни рубин и сапфир,  гидроксид калия, используемый в элементах питания, карбонат кальция - мрамор и известняк. Сегодня на уроке мы повторим состав и названия этих соединений, Это понадобится нам в дальнейшем при изучении классификации и химических свойств этих соединений.

II. Основная часть урока.

Фронтальный опрос.

1.  Перечислите классы неорганических соединений.

2. Дайте определение оксидам, основаниям, кислотам, солям.

Самостоятельная работа.

Задание 1. Из формул, приведенных ниже, выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты, соли и дайте им названия:

НСl, СаО, NaOH, Ca(OH)2, K23, HNО3, Fe(OH)2, СО2, H24, Fе2О3, CuSО4, NaCl

(Учащимся выданы карточки с заданием 1. Во время работы класса 4-х учащихся вызывают для выполнения того же задания у доски: один выписывает формулы оксидов, второй - оснований, третий - кислот, четвертый – солей, записи нe видны классу. Когда работа заканчивается, эти записи открывают для проверки результатов, для исправления ошибок и самопроверки. Названия веществам даются устно.)

Затем проводится беседа по этому заданию:

1) Почему вещества СаО, СО2, Fe2О3 относят к оксидам?

2) Что общего в составе приведенных оснований, кислот, солей?

3) Что общего и чем различаются по составу кислоты и соли, основания и соли?

 4) В каких случаях в названиях соединений в скобках приводится римская цифра?

Задание 2. Составьте формулы хлорида меди (II), гидроксида магния, сернистой кислоты, оксида серы (VI), сульфата натрия, фосфорной кислоты, гидроксида железа (III), оксида калия.

(Учащимся выданы карточки с заданием 2. Во время работы класса 1 ученика вызывают для выполнения того же задания у доски, записи нe видны классу. Когда работа заканчивается, эти записи открывают для самопроверки, взаимопроверки, для исправления ошибок).

Фронтальная работа

Задание 3. Задание «Третий лишний»

Среди каждой тройки веществ найдите вещество, отличающееся от двух других.  Укажите признак отличия.

1.

НNО3

НСl

Н2О

2.

Na24

Н24

ВаСl2

3.

Са(ОН)2

Al(ОН)3

Al(NО3)3   

4.

Cа(ОН)2 

NaОН

Cu(ОН)2

5.

P2О5

2

MgО

6.

ВаО

СО2

СаО

Задание 4. Задание «Найди формулу»

На доску проецируется задание 4 на установление соответствия между формулой вещества и его названием.

Какая формула соответствует

1. гидроксиду натрия

    NaН          NaОН        NaНСО3      Na2СО3

2. сероводородной кислоте

    Н2S           Н23         Н24         Н2S2О7

3. гидроксиду бария

    Ва(ОН)2    Ве(ОН)2     НВrO      BаОНCl

4. карбонату калия

     СаСО3      К23        К2СО3      КНСО3

5. соляной кислоте

      НСl          НСlО          НСlО3       НСlО4

6. сульфиту калия

      К2СО3     К24         К23        К2S

Задание 5.

Учащиеся отгадывают химические загадки.

1. Кислота, раствор которой используется в аккумуляторах в автомобиле.

2. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.

3. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?        

4. Только в воду соль попала, холодней в стакане стало.

5. Порознь каждый ядовит, вместе – будет  аппетит.

6. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.

7. Поташ, селитру, сильвинит какой металл объединит?

8. Вещество, необходимое растениям для фотосинтеза.

Ответы:

1.        Серная кислота.

2.        Угольная кислота.

3.        Гашение извести или питьевой соды.

4.        Нитрат аммония.

5.        Хлорид натрия.

6.        Мрамор и известняк.        

7.        Калий.

8.         Углекислый газ, вода.

Задание 6. Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

Из формул, приведенных ниже, выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты, соли и дайте им названия:

КОН,  MgО, НСl , Cu(ОН)2 , Н24, СаСО3, SО2,  КСl.  

Ва(ОН)2 , НNО3, 3, CaСl2, К2СО3, CuО,  КОН, Н23.   

АgNО3, Na24, NН3, Al(ОН)3,  P2О5, СаS,  Fe(ОН)3,  СS2, FeСl2, Н2S, Na2О, Н3РО4.

III. Подведение итогов урока.

Задание на дом. Напишите формулы веществ и расскажите, где используются эти вещества: речной песок, углекислый газ, карбонат кальция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» .

Тип урока: урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» с использованием схематических таблиц, дидактических карточек...

Урок по химии в 8 классе" Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект представлен в виде технологической карты. На данном уроке используются разнообразные формы и методы работы, что позволяет достигать хороших...

Текстовые задания для 8 класса. Оксиды, кислоты, основания, соли.

Текстовые задания для 8 класса. Способствуют развитию навыка работы с текстом. Задания составлены с использованием текста к темам: "Оксиды", "Килоты", "Основания", "...