Проект урока "Спирты и фенолы"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Журавлева Людмила Юрьевна

Проектирование уроков по органической химии УМК О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spirty_i_fenoly.docx1011.49 КБ

Предварительный просмотр:

Курский институт

развития образования

Кафедра естественно-математического образования

Предмет – химия

Тема: Проектирование уроков химии.

Спирты и фенолы


Оглавление

I Введение

II Проект урока «Спирты и фенолы»

III Приложения

IV Выводы

V Библиографический список


Введение

Одной из форм защиты учителя на категорию является разработка проекта  урока. Проект урока отличается от конспекта урока обязательной диагностичностью целей, соответствием методов, форм и средств урока, а также                                                                                             продуманной, обоснованной пошаговой деятельностью учителя на уроке с обязательной ее коррекцией, учитывающей деятельность учеников.

Отметим, что проектировочная деятельность учителя в настоящий момент достаточно широко обсуждается в методической литературе, адаптируется к школьной практике.

Когда учитель будет действовать на уроке, каждый раз четко представляя, с какой целью он совершает то или иное действие, какую ответную реакцию он ждет от своих учеников, только тогда станет возможным избавиться от беспокоящего всех дидактов и методистов-химиков, формализма знаний учащихся по химии, который неизбежно порождается формализмом знаний учителя.

Поэтому перед нами- сложная задача: с одной стороны, научить учителей осознанно действовать на уроке, что достигается в большей или меньшей степени при проектировании урока, но очень редко- при написании конспекта, а с другой стороны- не усложнять их работы сверх необходимого.

В статье [1] предлагается алгоритм написания проекта, который может быть освоен каждым учителем при получении им подробного методического инструктажа. С другой стороны, если мы ведем речь о создании полноценного психолого-педагогического проекта или создания проекта урока в системе развивающего обучения, необходима помощь профессионалов-психологов и педагогов по обучению учителей даннойработе.

Рекомендуемый алгоритм и некоторые комментарии к написанию

проекта урока.

Проект урока должен включать:

  1. Программа и учебник, по которому работает  учитель.
  2. Краткая характеристика класса, в котором проводится урок. Эта характеристика пишется в произвольной форме, в ней обсуждается степень мотивированности учащихся данного класса к учению вообще и к изучению химии в частности, склонность их к определенному виду познавательной деятельности, уровень сформированности их общеучебных умений и навыков. Если есть возможность, то привлекается школьный психолог.

Именно этот пункт проекта заставляет учителя продумывать содержание урока, выбор   методов и средств урока с учетом особенностей класса в целом и отдельных учеников.

Если ученики в классе серьезно различаются по всем описанным позициям, учитель должен подумать об организации такого учебного процесса, который обеспечит вовлечение в работу всех учеников  класса.

  1. Название урока.
  2. Название темы и место урока в ней, т.е.  должно быть приведено поурочное планирование и необходимые комментарии.
  3. Тип урока. Мы рекомендуем использовать традиционную типологию уроков:   урок усвоения новых знаний

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

урок актуализации знаний и умений     (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений

урок контроля знаний и умений

урок коррекции знаний, умений и навыков

комбинированный урок

С учителями обговариваются цели и задачи каждого типа уроков и основные структурные элементы урока, обязательные для каждого типа урока.

  1. Цель на изучаемую тему. Задачи данного урока.

Система обучения химии (как, впрочем, и любому другому предмету) состоит из взаимосвязанных элементов: цели и задач, предметного содержания, методов обучения, средств и организационных форм обучения, методов контроля усвоения содержания.

  1. Методы обучения, используемые на уроках. Подробная классификация методов обучения по разным основаниям приводится многими авторами ( например, Зайцевым О.С. в учебнике "Методика обучения химии" ). Опыт работы с учителями показал, что наиболее приемлемой для них является классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся при усвоении содержания образования, и мы рекомендуем выделять три основные позиции: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.
  2. Форма организации занятий: это может быть лекция, семинар, эвристическая беседа, урок-игра, практическая работа, контрольная работа и т.д.
  3. Средства обучения (или оборудование): книги, раздаточный материал, дидактические карточки, ТСО и ИКТ т.д.
  4. Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, в парах, работа по вариантам, индивидуальная и т.д.
  5. Хронометраж урока.
  6. Содержание урока, в котором присутствуют три позиции: собственно ход урока (что делаю?), обоснование деятельности учителя (зачем делаю?), и прогнозируемая деятельность учеников.

Наибольшую трудность испытывают учителя при описании цели своих действий, а прогнозируемая деятельность учеников зачастую сводится не к отслеживанию уровня усвоения материала учениками, а к простому описанию его действий: записал уравнение реакции, заполнил таблицу. Для   описания прогнозируемой деятельности учеников можно порекомендовать воспользоваться теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно этой теории для полноценного формирования знаний необходимо выполнить известную последовательность этапов и каждый учитель, стремящийся получить результат, должен предусматривать в своей деятельности выполнение всех необходимых шагов учениками.

  1. Результаты урока. Предлагаемый подход к описанию урока показал, что многие учителя не отдают себе отчета в том, что результаты урока должны соответствовать поставленной цели и задачам.
  2. Самоанализ урока должен включать разбор успехов и неудач урока.

Урок проходил в 10 классе при изучении курса органической химии. Изучаемый раздел "Кислородсодержащие органические вещества", тема "Спирты и фенолы".

К моменту проведения урока учащиеся владеют знаниями о строении и свойствах предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Имеют понятие о функциональной группе –как о реакционном центре молекулы. Учащиеся умеют писать уравнения реакций с участием углеводородных радикалов и функциональной группы, прогнозировать свойства вещества, зная его строение, производить химические расчеты. Владеют некоторыми приемами обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Характеристика класса. Школьный тест умственного развития (ШТУР), выявляющий общий объем знаний, сформированность понятий общественно-политического, научно-культурного циклов, а также понятий, заключенных в школьных курсах математики, физики, химии, биологии и др., а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций- классификации, обобщения, логики, показывает:

  • Общий средний показатель по классу составляет 90 баллов из 130 возможных;
  • У учащихся   класса отмечается высокий уровень осведомленности, умение обобщать, находить логические связи между понятиями и  явлениями;
  • Вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, объединять и классифицировать предметы и явления по определенным признакам.

Психологические исследования показали, что большинство ребят обладают высоким уровнем развития логико-количественных отношений. В работе им помогает умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание на определенное, достаточно длительное, время, умение точно выполнить инструкцию учителя.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

  • Мотив общения- 100%;
  • Социальный мотив- 92%;
  • Познавательный мотив- 75%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам и, конечноже, важно для формирования устойчивого интереса к урокам химии. Это подтверждается следующими данными психологического исследования:

  • Высокий уровень интереса к урокам химии проявляет 48% учащихся;
  • Средний уровень 42%;
  • Низкий уровень 12%.

Эмоциональное отношение к предмету химия изучалось с помощью цветового теста отношений Люшера (модифицированный вариант) и подтверждалось предыдущими методами:

  • Полное эмоциональное принятие предмета проявляют 70% учащихся;
  • Полное эмоциональное принятие педагога 90% учащихся.

Изучение общей тревожности в учебном заведении, как общего эмоционального состояния ребенка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы, показывает, что ребята чувствуют себя спокойно, комфортно, без проявления тревожности. Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью сознательно управлять своими действиями. 65% учащихся обладают высоким уровнем волевой саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе, устойчивость намерений (низкий уровень волевой саморегуляции проявляют лишь 18% учащихся).

Цель урока. Углубить, обобщить, систематизировать учебный материал по теме "Спирты и фенолы". Выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути устранения недостатков.

Образовательные задачи. Закрепить знания учащихся о составе, строении, свойствах спиртов и фенолов в зависимости от особенностей их строения.  Расширить понятие о функциональной группе спиртов и фенолов, о водородной связи, физических и химических свойствах соединений этих классов. Отработать умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, также методику распознавания веществ на основании их химических свойств.

Познавательные задачи. Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами, делать выводы и обобщения. Развивать логическое и творческое мышление.

Воспитательные задачи . Особое внимание уделить проблеме физиологического действия спиртов, вредного воздействия этанола на организм человека, а также экологической проблеме загрязнения рек сбросами фенола. А также воспитывать самостоятельность, коммуникативность, креативность, познавательную активность. Воспитывать отношение к себе как к части окружающего мира.

На основе изложенного материала учащимся представляется возможность сделать вывод о взаимосвязи общего и частного (особенного), о влиянии количественных отношений на качественные изменения (появление новых свойств).

Методы. Групповой семинар, индивидуальная работа, практическая работа в парах.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства. Проектор, ноутбук, таблицы сравнения кислотных свойств одноатомных, многоатомных спиртов и фенолов, магнитная доска, химическое оборудование (пробирки, штативы, спиртовки, химические вещества).

Предлагаемый урок по типу является обобщающим. Это означает, что в нем присутствуют все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, постановка учебной задачи, преобразование учебной задачи, моделирование, отработка конкретно-практических задач, контроля и оценки. И в этом смысле предлагаемый урок является обычным для курса химии.

Однако этот урок имеет ряд отличительных особенностей. В ходе урока предусмотрено использование некоторых дидактических средств:

  1. Для формирования познавательной активности на уроке было организовано выполнение практической задачи на распознавание органических веществ, т.к. все знания умения и качества личности могут быть приобретены  человеком только через его собственную творческую деятельность;
  2. Для формирования самостоятельности мышления учащегося необходимо организовать его участие в качестве субъекта учебной деятельности в реализации ее последнего этапа -оценки. На отдельном этапе урока учащиеся по пятибалльной системе оценивали свою собственную работу и работу друг друга.

На протяжении всего урока учащиеся активно работали, были внимательны. Смена форм деятельности и переключение внимания позволили более полно реализовать поставленные задачи.

Использование проектора,ноутбука, плакатов, таблиц, магнитной доски, подготовленных протоколов практической работы обеспечило рациональное использование времени и исключение перегрузки учащихся.

В результате, поставленные задачи удалось реализовать. Контрольный этап, а также отсроченный контроль знаний показал: тема была усвоена всеми учащимися: оценку" 5 "получили 38% учащихся, оценку" 4 "-42%, оценку "3 "-20%.

План урока,

  1. Организационный момент. Постановка задачи.
  2. Фронтальная беседа: определение класса соединений, классификация веществ по числу функциональных групп и характеру углеводородного радикала, номенклатура органических веществ.
  3. Сходство и различие одноатомных предельных спиртов и фенолов.
  4. Сравнение кислотных свойств спиртов и фенолов.
  5. Практическая работа: распознавание органических веществ на основе качественных реакций.
  6. Самоконтроль знаний: тестовая работа.
  7. Применение спиртов и фенолов. Их физиологическое действие на организм, экологические проблемы, связанные с производством фенола.
  8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Теоретическое обоснование.

Организационный момент.

Подготовка учащихся к активной работе, формирование благожелательного микроклимата.

  1. Мотивационно-ориентационная часть

Актуализация знаний учащихся. С этой целью проводится фронтальная беседа, выполняются подготовительные упражнения. Это обеспечивает правильный перенос знаний, помогает преодолеть интерференцию. Происходит активация познавательной деятельности и одновременно корректировка знаний. При этом отслеживается полнота усвоения знаний, а также умение выделять общее и частное. Используется репродуктивный метод.

Используется проблемный метод, что способствует формированию познавательного интереса, учит высказывать и обосновывать свое мнение, приводит к пониманию причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами вещества.

  1. Операционно-исполнительская часть.

Учащиеся приходят к пониманию того, что теоретические знания служат основой для решения на уроках учебных проблем, которые возникают всегда, когда надо разрешить противоречия между новыми фактами и прежними теоретическими представлениями.

Этап способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность, помогает прогнозировать взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ.

Формируется умение переводить вербальную информацию и визуальную, знаковую систему (моделирование), а также умение пользоваться приемом по аналогии и в сходных ситуациях.

Учитель получает обратную связь, отслеживая полноту усвоения материала.

На исследовательском этапе выполняется практическая работа в паре. Этап содержит большой воспитательный потенциал, содействует творческому подходу к поставленной задаче, формирует умение работать в коллективе, планировать и прогнозировать свои действия, выполнять элементарные правила техники безопасности.

Учащиеся развивают и совершенствуют практические навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

  1. Рефлексивно-оценочная часть.

Формируется сознательное, ответственное отношение к учению. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать знания и умения для выполнения задания, при этом происходит выработка критериев правильной оценки.

Формируется умение поводить поиск, обработку, систематизацию материала. Вырабатывается умение вести диалог с аудиторией заинтересованных слушателей.

Заключительная часть.

Формируется умение обобщать, вычленять главное и второстепенное, оценивать итоги коллективного труда, а также собственный вклад в выполненную работу, вырабатываются критерии объективной оценки и самооценки.

Проект урока.

Оговаривается тема, цель и план урока.

На протяжении некоторого времени мы говорили об органических веществах, которые отнесли к классу спиртов и к классу фенолов. Итак, вспомним:

  1. какие вещества относятся к классу спиртов?
  2. какие вещества относятся к классу фенолов?

На экране  представлены формулы веществ. Определить класс, дать название веществу. Найти среди представленных веществ изомеры и гомологи.

Что общего у представленных веществ?

Имеются ли у веществ сходные химические свойства? Какие группы атомов обуславливают сходство веществ?

Какие различия имеют представленные вещества? Какие группы атомов обуславливают различия в химических свойствах?

Вывод: различия и сходства в свойствах веществ обусловлены строением.

На магнитной доске 4 модели

(формулы)

C:\Users\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpeg

Выясняем: 1) углеводородный радикал влияет на полярность связи О-Н: алкильный радикал понижает полярность связи О-Н и, следовательно, кислотные свойства; фенильный радикал повышает полярность связи О-Н и, следовательно, кислотные свойства вещества; 2) Функциональная группа О-Н влияет на свойства углеводородного радикала: являясь заместителем 1 рода, облегчает реакции замещения в орто- и пара- положения бензольного кольца.

Сделанные выводы подтверждаем примерами конкретных химических свойств, формируя следующую таблицу:

Сходства и различия в химических свойствах спиртов и фенолов (см. приложение 1)

Еще раз отмечаем: бензольное кольцо повышает полярность группы О-Н и; следовательно, кислотные свойства вещества.

Сравниваем кислотные свойства веществ в ряду: одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы.

Делаем вывод: кислотные свойства в представленном ряду увеличиваются.

Примечание: Работа ведется с иллюстративным материалом. На отдельных плакатах отражены кислотные свойства одноатомных предельных, многоатомных спиртов, фенолов. Работа с каждым отдельным плакатом велась во время изучения соответствующего раздела темы. Теперь все плакаты расположены в одном ряду и наглядно видно увеличение кислотных и уменьшение основных свойств соединений.

Как уже отмечалось выше, вещества имеют как общие свойства, так и индивидуальные особенности. Эти индивидуальные особенности позволяют отличать одни вещества от других. Иными словами, речь идет о качественных реакциях.

Задание: В трех пронумерованных пробирках находятся вещества - этанол, глицерин, фенол. Опытным путем определить, под какими номерами находятся перечисленные вещества. Работа выполняется в паре. На столе есть все необходимое оборудование и реактивы. Учащиеся намечают порядок действий, вспоминают основные требования техники безопасности применительно к данной ситуации, выполняют работу. Результаты исследования заносятся в протокол, (см. приложение 2)

На этапе обсуждения результатов на доске записываются качественные реакции, с помощью которых были идентифицированы вещества: (см. приложение 3).

Для проведения этапа контроля подготовлены два варианта тестовых заданий (см. приложение 4). Работа выполняется индивидуально. Время выполнения 5 минут. Через 5 минут поменялись с соседом по парте заданием и выполненной работой. Проверили. Сверили ответы с теми, что появились на экране кодоскопа. Оценили работу по пяти балльной шкале, (текст работы прилагается)

Учащиеся подготовили сообщения о применении спиртов и фенолов в промышленности, медицине, быту, о физиологическом действии метанола и этанола, об экологических проблемах, связанных с производством фенола.

Итак, наш урок подходит к концу. Под руководством учителя учащиеся обсуждают вопрос: выполнены ли поставленные в начале урока цели.

В заключении урока подведены итоги работы на уроке, выставлены оценки за работу на уроке и тестовую работу, задано домашнее задание.

Результаты: в результате урока поставленные цели достигнуты.

Самоанализ урока.


Приложение 1

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ СПИРТОВ И ФЕНОЛОВ

Химические свойства, обусловленные наличием О-Н группы

кислотные свойства

2Н5ОН+2Na→2С2Н5ONa+Н2        2С6Н5ОН+2Na→2С6Н5ОNа+Н2

2Н5ОН+NаОН                                С6Н5ОН+NaОH→C6Н5ONa+Н2O        

Основные свойства

Н2SO4

С2Н5ОН+HС1→С2Н5С1+Н20                С2Н5ОН+НС1

Реакции окисления


Приложение 2

РАСПОЗНАВАНИЕ ВЕЩЕСТВ

Исследуемые вещества:                        этанол,глицерин,фенол.

Реактивы:                                        подкисленный раствор K2Cr2O7,

Растворы NаОН, СиSO4 и FеС1з

Приборы:                                        спиртовка, набор  пробирок,

Держатель для пробирок, спички

реактив

№пробирки

FеС1з

Сu(ОН)2

K2Cr2O7

Вывод

1.

2.

3.

Приложение 3


Приложение 4

Тест «спирты, фенолы» ВАРИАНТ 1

  1. С помощью свежеосажденного гидроксида меди можно распознать (различить) вещества между собой:
  • глицерин, этиленгликоль
  • глицерин, этанол
  • этанол, фенол
  1. Этиленгликоль получают по реакции:

Нg2+

  • СН≡СН+Н2О

-        С2H42О

        

                [O]

-        С2H4

                [t]

-        С2H6

  1. Сходство в строении предельных одноатомных спиртов и фенолов в том, что они имеют:
  • Кратную связь
  • Гидроксильную группу – ОН

  1. У фенола кислотные свойства выражены чем у этанола
  • слабее
  • сильнее
  • в одинаковой степени
  • ни фенол, ни этанол не проявляют кислотных свойств
  1. Укажите основной продукт А, полученный в результате цепочки превращений:

        +CI2        KOH        [O]        

CH3-CH3→X1X2→A

Приложение 4 (продолжение)

Тест «спирты, фенолы» ВАРИАНТ 2

  1. По реакции с бромной водой (Вг2) можно распознать (различить) вещества между собой:
  • глицерин, этиленгликоль
  • фенол, бензол
  • глицерин, этанол
  1. Этанол получают по реакции:

Нg2+

  • СН≡СН+Н2О

-        С2H4 + Н2О

                [O]

-        С2H4  

                [t]

-        С2H6      

  1. Различие в строении предельных одноатомных спиртов и фенолов том, что они имеют:
  • Разное число гидроксильных групп
  • Разные углеводородные радикалы
  • Разные функциональные группы
  1. У глицерина кислотные свойства выражены, чем у фенола
  • слабее
  • сильнее
  • в одинаковой степени
  • ни глицерин, ни фенол не проявляют кислотных свойств
  1. Укажите основной продукт А, полученный в результате цепочки превращений:

                                                        + H2                    H2O           [O]

                                                CH3-CH3X1X2→A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 10 кл "Фенол"

Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация....

Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»

Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...

презентация №Фенол"

Одной из самых трудных разделов химии для изучения - органическая химия. Трудна своей пространственностью, условиями. строением, изомерией и многое другое. Трудна для восприятия обучающимися. Требует ...

Таблица – пособие по теме: «Спирты, фенол».

Таблица – пособие, содержит основной обобщающий материал базового уровня по теме: «Спирты, фенол». Может быть предложена учащимся для самостоятельной подготовки к обобщению и систематизации знаний по ...

Фенолы.

Конспект урока...

Фенол: строение, физические и химические свойства. Применение фенола.

Профильный химико-биологический класс Тип урока:урок изучения нового материала. Методы ведения урока: словесные (беседа, объяснение, рассказ); наглядные (компьютерная презентация); практические...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...