Рабочая программа. ХИМИЯ -10
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Алексей Геннадиевич Селезнёв

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10._rabochaya_programma._himiya_-10.docx107.2 КБ

Предварительный просмотр:


МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

На заседании МО Учителей_______________
_______________________________________

Протокол № ____ от «___» _________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР
___________________  /__________________/
                  (подпись)                                         (ФИО)
«___» __________ 2014 г.


Утверждаю:
Директор МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»
____________________  /Н.В. Тузова/
                     (подпись)                                      (ФИО)
«_____» ___________________ 2014 г.


Рабочая программа

Наименование курса: ХИМИЯ
Класс:
10
Уровень общего образования: основная школа
Учитель химии: Алексей Геннадиевич Селезнёв
Срок реализации программы: 2014 - 2015 уч.год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе примерной программы Химия. Предметная линия учебников О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством Образования и Науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.)

Учебник: Химия.10 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 191 с.: ил.

Рабочую программу составил ____________________________________________  Алексей Геннадиевич Селезнёв
                                                                                                                                      (подпись)

с. Белозерье, 2014

Рабочая программа по ХИМИИ 10 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа – резервное время

УМК О.С.Габриеляна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место химии в учебном процессе:
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Функции рабочей программы:

  • - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
  • - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «химия»;
  • - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ОС), а также степень их трудности;
  • - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира , важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Концепции, заложенные в содержании учебного материала.

Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы. В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики, биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей , таких как, материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применением; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1089 от 05.03.2004г;
-федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ №1312 от 09.03.2004г;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и Науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2014-2015 учебный год;
-Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)

-учебного плана МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).                                                                                                                                                                 

Срок реализации рабочей программы 1 год

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014 - 2015 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.

Формы и методы, технологии обучения:
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих  форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;  
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ , контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 9-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013.

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора   включены в
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы.

Требования к уровню подготовки учеников:

Знать / понимать:

  • важнейшие химические понятия : вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы : уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценивать их последствия;
  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;
  • объяснять: химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
  • составлять:  уравнения химических реакций, характеризующих свойства соединений, принадлежащих различным классам органических соединений;
  • оценивать: влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • обращаться: с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;
  • приготовить: растворы заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критически оценить достоверность химической информации, поступающей из разных источников

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:
Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. К основным формам контроля, используемым мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная
1.Оценка теоретических знаний:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
2.Оценка экспериментальных умений:
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
3.Оценка умений решать экспериментальные задачи:
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:  
задача не решена.
4.Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок , задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок , но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок , но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении .
Отметка «1»:
задача не решена.
5.Оценка письменных контрольных работ:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Тематическое планирование по ХИМИИ, 8 класс,

 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2часа – резервное время
УМК О.С. Габриеляна

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

2.

Раздел  №1:
Теория строения органических соединений

6

Практическая работа № 1. «Изготовление моделей молекул углеводородов»

3.

Раздел  №2:
Углеводороды и их природные источники

15

Практическая работа № 2 .Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»

Контрольная работа № 1

4.

Раздел  №3:
Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

20

Лабораторная работа № 1. «Свойства этилового спирта. Свойства глицерина»

Лабораторная работа № 2. «Свойства формальдегидов»

Лабораторная работа № 3. «Свойства уксусной кислоты»

Лабораторная работа № 4. «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»

Лабораторная работа № 5. «Свойства глюкозы»

Лабораторная работа № 6. «Свойства крахмала»

Контрольная работа № 2

Контрольная работа № 3

5.

Раздел  №4:
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

9

Лабораторная работа № 7. «Свойства белков»

Контрольная работа № 4

6

Раздел  №5:
Биологически активные органические соединения

8

7

Раздел  №5:
Искусственные и синтетические полимеры

7

8

Резервное время

2

Всего:

68

Из них 2 часа резервное время

Содержание тем учебного курса ХИМИИ 10 класс:

Введение – 1 час
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук  в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории  строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и  электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь,  ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации:
sp3- гибридизация (на примере молекулы метана), sp2- гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Раздел  №1: Теория строения органических соединений – 6 часов 
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены)  и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, амиды, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной  изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Практическая работа № 1. «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Раздел  №2: Углеводороды и их природные источники – 15 часов
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Общая формула -      Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Циклоалканы. Общая формула -    Гомологический ряд и общая  формула циклоалканов. Напряжение цикла в   ,  ,  , конформации , изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Алкены. Общая формула -       Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов.  Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Общая формула -     Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена  и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и  тримеризация  алкинов. Окисление.  Применение алкинов.
Алкадиены. Общая формула -   Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства,  взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Арены. Общая формула -    Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения.  Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации: Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.
Практическая работа № 2 .Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»
Контрольная работа № 1

Раздел  №3: Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе - 20 часов 
Спирты. Общая формула -    или R-OH. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами , межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.  
Демонстрации: Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров.  Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III)). Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Альдегиды. Общая формула -    Состав, классификация и изомерия. Строение и свойства . Функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура.
Кетоны. Общая формула -  Состав, классификация и изомерия. Строение и свойства. Функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд кетонов. Номенклатура.
Карбоновые кислоты. Общая формула -    Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Общая формула -    Строение сложных эфиров, изомерия  (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.  
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации: Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Углеводы. Общая формула -     Их состав и классификация. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители.  Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе.  Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.                    
Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна).  Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с  неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации:  Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторная работа № 1. «Свойства этилового спирта. Свойства глицерина»
Лабораторная работа № 2. «Свойства формальдегидов»
Лабораторная работа № 3. «Свойства уксусной кислоты»
Лабораторная работа № 4. «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»
Лабораторная работа № 5. «Свойства глюкозы»
Лабораторная работа № 6.
«Свойства крахмала»
Контрольная работа № 2
Контрольная работа № 3

Раздел  №4: Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе - 9 часов 
Амины. Общая формула -      Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.                                            
Аминокислоты. Общая формула -     Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот  и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Общая формула -     Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации: Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторная работа № 7. «Свойства белков»
Контрольная работа № 4

Раздел  №5: Биологически активные органические соединения - 8 часов 
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных  веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения  лекарственных форм. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Раздел  №5: Искусственные и синтетические полимеры – 7 часов
Полимеры: природные, искусственные, синтетические. Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Волокно - полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон). Их строение, свойства. Практическое использование.
Синтетические полимеры. Каучук(и)/ Общая формула -   []
Применение полимеров в медицине

Резервное время – 2 часа
Обобщение тем, изученных в данном курсе

Календарно-тематическое планирование уроков ХИМИИ в 10 классе
2 часа в неделю. Всего 68 часов, из них резервное время – 2 часа

№ урока

Календ. сроки

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовленности

Домашнее задание

Введение – 1 час

1

1-е полугод.

Предмет органической химии

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Знать:

**роль химии в естествознании, значение в жизни современного общества;

** важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул,

**вещества молекулярного и немолекулярного  строения; функциональная группа, гомология;

Уметь:

**определять пространственное строение молекул.

§-1, упр.1-6

Раздел  №1: Теория строения органических соединений – 6 часов

1/2

1-е полугод.

Строение атома углерода

Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная и водородная связи.

Знать:

**важнейшие химические понятия : атомные s-, p-, d- орбитали; атом.

Уметь:

**определять тип химической связи;

**объяснять природу и способы образования химической связи

§-2, стр.13-15

2/3

1-е полугод.

Электронная природа химической связи в органических веществах

Способы образования  и разрыва ковалентной связи, формы перекрывания электронных облаков

Знать:

 **важнейшие химические понятия, такие как- гибридизация орбиталей;

Уметь:

**определять тип химической связи;

**объяснять природу и способы образования химической связи

§-2, стр.15-17, упр.3-5

3/4

1-е полугод.

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ.

Знать:

**основные теории химии - теорию строения органических соединений;

Уметь:

**определять - изомеры и гомологи; валентность и степень окисления химических элементов.

§-2, стр.17-21, упр.6-8

4/5

1-е полугод.

Валентные состояния атома углерода. Практическая работа № 1. Изготовление моделей молекул углеводородов

1,2,3 валентные состояния, геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Знать:

**важнейшие химические понятия - химическая связь; изомерия; радикал

Уметь:

**определять тип химической связи;

**объяснять природу и способы образования химической связи;

**составить химическую формулу органического соединения;

**дать название органического соединения

§-2, упр.1-2, 9-1

05/6

1-е полугод.

Основы номенклатуры органических соединений

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы названия веществ.

Задание в тетр.

6/7

1-е полугод.

Изомерия

Изомерия на примере бутана и изобутана

Задание в тетр.

Раздел  №2: Углеводороды и их природные источники - 15 часов

1/8

1-е полугод.

Природные источники углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь. Практическая работа № 2 .Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»

 Коллекция образцов нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве.

Знать:

**важнейшие химические понятия - вещество, природные источники углеводородов и способы их переработки;

**вещества и материалы, широко используемые в быту - углеводород;

Уметь:

**осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

**использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических.

§-3, стр.23-25, упр.1-3,5-6

§-8, упр.1-9

2/9

1-е полугод.

Алканы: строение, изомерия,  номенклатура, получение, физические свойства

Предельные углеводороды (алканы), общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Систематическая номенклатура.

Знать:

**важнейшие химические понятия - радикал, гибридизация орбиталей, гомология;

**вещества и материалы, широко используемые в практике - углеводороды (алканы);

Уметь:

**называть - алканы по международной и тривиальной номенклатуре;

**определять - принадлежность веществ к различным классам органических соединений (алканам);

**характеризовать строение алканов.

§-3, стр.25-28, упр.7-11

3/10

1-е полугод.

Алканы: химические свойства

Горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения.

Знать:

 **важнейшие химические понятия - механизм реакции;

Уметь:

**характеризовать свойства углеводородов (алканов);

**Объяснять реакционную способность органических соединений от строения их молекул.

§-3, стр.28-31, упр.12

4/11

1-е полугод.

Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, методы получения, свойства.

Знать:

**понятия - пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология; классификацию и номенклатуру циклоалканов;

Уметь:

**называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

**определять изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

§-4, стр.34, задание в тетр.

5/12

1-е полугод.

Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Алкены. sp2 и sp-гибридизация электронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия

Знать:

**важнейшие химические понятия -химическая связь, гибридизация орбиталей; структурная и пространственная изомерия, гомология; классификацию и номенклатуру алкенов;

**вещества и материалы, широко используемые в практике - углеводороды;

Уметь:

**называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре;

**определять изомеры и гомологи.

§-4, стр.33-35, упр.1-6

6/13

1-е полугод.

Алкены: химические свойства

Горение этилена. Присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова.

Получение и применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе.

Знать:

**важнейшие химические понятия - механизм реакции; основные типы реакций органический химии;

Уметь:

**определять - типы реакций; характер взаимного влияния атомов в молекулах; **характеризовать свойства алкенов; **объяснять реакционную способность алкенов от строения их молекул

§-4, стр.35-40, стр.7-9

7/14

1-е полугод.

Обобщение по темам «Алканы», «Алкены»

§§: 3-4, Задание в тетр.

8/15

1-е полугод.

Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Взаимное расположение двойных связей: кумулированое, сопряженное, изолированное; алкадиены, общая формула, свойства: изомерия и гомология.

Знать:

**важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул,

**классификацию и номенклатуру.

§-5, упр.1-5

9/16

1-е полугод.

Алкины: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Ацетилен – представитель алкинов – углеводородов с тройной связью в молекуле

sp-гибридизация электронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи.

Знать:

**важнейшие химические понятия

-пространственное строение молекул, структурная и пространственная изомерия;

**классификацию и номенклатуру алкинов;

**вещества и материалы, широко используемые в практике - углеводороды;

Уметь:

**называть изученные вещества  по тривиальной и международной номенклатуре;

**характеризовать  строение ацетилена;

§-6, стр.47-48, упр.1-3

10/17

1-е полугод.

Алкины: химические свойства

Горение ацетилена. Реакция присоединения, реакция Кучерова, тримеризация, димеризация, реакции окисления.

Знать:

** важнейшие химические понятия - основные типы реакций в органической химии;

Уметь:

**определять тип химической связи;

** характеризовать свойства органических соединений;

**объяснять реакционную способность органических соединений от строения молекул.

§-6, стр.48-51, упр.4-11

11/18

1-е полугод.

Ароматические углеводороды(Арены). Строение молекулы бензола, физические свойства, получение

Электронное строение молекулы. Реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора).

Знать:

**важнейшие химические понятия - валентность, пространственное строение молекул, структурная изомерия;

**классификацию и номенклатуру аренов; Уметь:

**называть арены по тривиальной и международной номенклатуре;

**характеризовать строение аренов;

**определять - изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических веществ.

§-7, стр.52-53

12/19

1-е полугод.

Химические свойства бензола, применение бензола и его гомологов.

Горение бензола. Отношение  бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола Стирол.

Получение и применение бензола и его гомологов.

Знать:

**важнейшие химические понятия - гомология, структурная изомерия;

**классификацию и номенклатуру органических соединений; 

**вещества и материалы, широко используемые в практике - углеводороды.

§-7, стр.53-55

13/20

1-е полугод.

Генетическая связь между классами углеводородов

Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Знать:

**важнейшие химические понятия - гомология, основные типы химических реакций в органической химии;

Уметь:

**называть  изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

**определять - изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах; типы реакций в органической химии;

**характеризовать  строение и свойства.

§§: 3-8

14/21

1-е полугод.

Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

15/22

1-е полугод.

Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды»

Раздел  №3: Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе - 20 часов

1/23

1-е полугод.

Спирты: состав, классификация и изомерия

Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О-Н. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы

Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Спирты первичные, вторичные, третичные.  Особенности химических свойств этиленгликоль и глицерина, практическое использование

Знать:

**важнейшие химические понятия -функциональная группа, углеродный скелет, структурная изомерия;

**классификацию и номенклатуру спиртов;

**вещества и материалы, широко используемые в практике - метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин;

Уметь:

**определять - валентность, степень окисления, тип химической связи, изомеры и гомологи, характеризовать: строение спиртов.

**называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

**определять -типы химической связи, характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение спиртов;

**объяснять природу и способы образования химических свойств.

§-9, стр.63-68, упр.1-7

2/24

1-е полугод.

Химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Лабораторная работа № 1. Свойства этилового спирта. Свойства глицерина

Горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале

Знать:

**важнейшие химические понятия - механизм реакции, электрофил, нуклеофил.

Уметь:

**определять - характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

**характеризовать свойства органических соединений (одноатомных спиртов);

**объяснять реакционную способность органических соединений от строения молекул.

§-9, стр.68-73, упр.8-14

3/25

1-е полугод.

Фенолы

Отличие по строению от ароматических спиртов. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Взаимодействие с натрием, щелочью, бромом.

Знать:

**важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул спиртов, функциональная группа, структурная изомерия;

**вещества и материалы, широко используемые в практике - фенол;

Уметь:

**объяснять  природу и способы образования химической связи;

**определять  характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение фенола.

§-10, упр.1-6

4/26

1-е полугод.

Альдегиды: состав, классификация и изомерия. Строение и физические свойства

Функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура.

Знать:

**важнейшие химические понятия -пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, химическая связь;

**классификацию и номенклатуру альдегидов;

Уметь:

**называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

**определять - изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение альдегидов.

§-11, стр.80-81, упр.1-5

5/27

1-е полугод.

Химические  свойства альдегидов. Лабораторная работа № 2. Свойства формальдегидов

Окисление, присоединение водорода. Качественные реакции на альдегиды.

Уметь:

**определять типы реакций в органической химии;

**характеризовать свойства альдегидов;

**объяснять реакционную способности органических соединений от строения их молекул.

§-11, стр.82-83, упр.6-7

6/28

1-е полугод.

Кетоны: состав, классификация и изомерия. Строение и свойства

Функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд кетонов. Номенклатура.

Знать:

**важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, химическая связь;

**классификацию и номенклатуру кетонов;

Уметь:

**называть  изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

**определять  изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение кетонов.

Задание в тетр.

7/29

1-е полугод.

Карбоновые кислоты: состав, классификация и изомерия. Строение и физические свойства

Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Номенклатура

Знать:

**важнейшие химические понятия - химические свойства, функциональная группа, гомология, структурная изомерия;

**классификацию и номенклатуру карбоновых кислот;

Уметь:

**называть  карбоновые кислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре

§-12, стр.84-89, упр.1-5

8/30

1-е полугод.

Химические свойства карбоновых кислот. Лабораторная работа № 3. Свойства уксусной кислоты

Взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты

Знать:

**важнейшие химические понятия - основные типы реакций в органической химии;

Уметь:

**определять - характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций и органической химии;

**объяснять реакционную способности органических соединений от строения их молекул;  

**выполнять химический эксперимент -получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

§-12, стр.90, упр.6-10

9/31

1-е полугод.

Обобщение по теме «Спирты Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты»

Осуществление цепочек превращений. Решение задач. Сравнение свойств спиртов, фенолов и альдегидов. Распознавание, решение экспериментальных задач.

Знать:

**важнейшие химические понятия - химические свойства, функциональная группа, гомология, структурная изомерия;

**классификацию и номенклатуру спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот;

Уметь:

**называть  спирты, фенолы, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре

§§: 9-12, подг. к контр.работе

10/32

2-е полугод.

Контрольная работа № 2 по теме «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты»

11/33

2-е полугод.

Эфиры- простые и сложные. Жиры.

Строение. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров  пищи в организме. Состав, строение, особенности свойств СМС, защита природы от загрязнения СМС.

СМС) – их составе , строении, особенностях свойств. Защита природы от загрязнения СМС .

Знать:

**номенклатуру органических соединений (сложных и простых эфиров);

**вещества и материалы, широко используемые в практике – жиры, синтетические моющие средства;

Уметь:

**называть  изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

**определять - изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций и органической химии;

**осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

§-13, стр.92-97, упр.1-6

12/34

2-е полугод.

Мыла и СМС. Лабораторная работа № 4. Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

§13, стр 97-99, упр.7-12

13/35

2-е полугод.

Углеводы, их состав и классификация

Классификация углеводов.

Знать:

**классификацию и номенклатуру органических соединений;
** вещества и материалы, широко используемые в практике -  глюкоза;

Уметь:

**определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

§-14,стр.100-103, упр.1-7

14/36

2-е полугод.

Строение глюкозы, фруктозы

Как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы и фруктозы

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - глюкоза, фруктоза;

**важнейшие химические понятия -пространственное строение молекул;

Уметь:

**определять - принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах,

**характеризовать  строение глюкозы.

§-14, стр.103-105, упр.8-9

15/37

2-е полугод.

Химические свойства глюкозы. Лабораторная работа № 5. Свойства глюкозы

Реакция « серебряного зеркала»  глюкозы, окисление  в кислоты с помощью гидроксида меди.

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - глюкоза;

важнейшие химические понятия:

**пространственное строение молекул;

Уметь:

**характеризовать строение и свойства органических соединений.

§-14, стр.105-108, упр. 10-11

16/38

2-е полугод.

Дисахариды

Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - сахароза;

важнейшие химические понятия:

**пространственное строение молекул;

Уметь:

**характеризовать  строение и свойства органических соединений (сахароза).

§-15, стр.110-112, упр.1-3

17/39

2-е полугод.

Полисахариды. Лабораторная работа № 6. Свойства крахмала

Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз.

Знать:

**важнейшие химические соединения - крахмал, целлюлоза;
**типы химических реакций в органической химии;

Уметь:

**характеризовать строение и свойства крахмала, целлюлозы;

**объяснять реакционную способности органических соединений от строения их молекул;

§-15, стр.112-115, упр.4-7

18/40

2-е полугод.

Получение ацетатного волокна

Задание в тетр.

19/41

2-е полугод.

Решение расчетных задач

Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз.

Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - глюкоза; сахароза, крахмал, целлюлоза;

**важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул;

**химические свойства углеводов;

Уметь:

**определять - принадлежность веществ к раз-личным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах,

**характеризовать - строение глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы.

Подг. к контр. работе

20/42

2-е полугод.

Контрольная работа № 3 по теме «Углеводы»

Раздел  №4: Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе - 9 часов

1/43

2-е полугод.

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение, химические свойства

Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Взаимодействие с водой и кислотами.

Знать:

**важнейшие химические понятия - функциональная группа, химическая связь;

Уметь:

**определять  характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение и свойства органических соединений;

§-16, стр.116-117, упр.1-3

2/44

2-е полугод.

Анилин

Строение анилина, причины ослабления основных свойств в сравнении  с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза.

Знать:

**важнейшие химические понятия -функциональная группа, химическая связь;

Уметь:

**определять характер взаимного влияния атомов в молекулах;

**характеризовать строение и свойства органических соединений;

**объяснять реакционную способности органических соединений от строения их молекул;

§-16, стр.117-120, стр.4-8

3/45

2-е полугод.

Аминокислоты: строение, классификация, номенклатура, получение, химические свойства

Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Биологическое значение ά-аминокислот. Синтез пептидов, их строение.

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - аминокислоты;

**важнейшие химические понятия - функциональная группа, изомерия;

**номенклатуру аминокислот;

Уметь:

**характеризовать строение и свойства органических соединений;

§-17, стр.122-128, упр.1-5

4/46

2-е полугод.

Белки как биополимеры.

Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков.

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - белки;

**важнейшие химические понятия - пространственное строение молекул;

Уметь:

**называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;  

**определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

§-17, стр.128-130, упр.6-11

5/47

2-е полугод.

Свойства белков. Лабораторная работа № 7. Свойства белков

Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.

Горение птичьего пера и шерстяной нити. Гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков.

Уметь:

**определять типы реакций в органической химии;

**характеризовать  свойства органических соединений; 

**использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

§-17, стр.130-133

6/48

2-е полугод.

Нуклеиновые кислоты

ДНК, РНК

Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов

Уметь:

**определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах; ** характеризовать строение и свойства органических соединений (нуклеиновых кислот).

§-18, упр.1-10

7/49

2-е полугод.

Генетическая взаимосвязь между органическими веществами

Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Взаимодействие с водой и кислотами. Строение анилина, причины ослабления основных свойств в сравнении  с аминами предельного ряда. Гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме.

Уметь:

**определять типы реакций в органической химии;

**характеризовать  свойства органических соединений;

**использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

§§: 3-18

8/50

2-е полугод.

Решение расчетных задач

Задание в тетр.

9/51

2-е полугод.

Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие соединения»

Раздел  №5: Биологически активные органические соединения - 8 часов

1/52

2-е полугод.

Ферменты

Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

Знать:

**основные БАД-ы, их классификацию, биологическое значение;

**основные ферменты, их биологическое значение;

**основные группы лекарственных веществ;

**правила хранения лекарственных веществ

Уметь:

**осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

**использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

§-19, стр.142-144

2/53

2-е полугод.

Ферменты

§-19, стр.145-147

3/54

2-е полугод.

Витамины. Водорастворимые витамины

Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

Коллекция витаминных препаратов.

Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

§-20, стр.148-151

4/55

2-е полугод.

Витамины. Жирорастворимые витамины

§-20, стр.151-152

5/56

2-е полугод.

Гормоны

Испытание  аптечного препарата инсулина на белок.

§-20, стр.153-154

6/57

2-е полугод.

Лекарственные средства

Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

§-20, стр.155-157

7/58

2-е полугод.

Лекарственные средства

§-20, стр.157-160

8/59

2-е полугод.

Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Задание в тетр.

Раздел  №5: Искусственные и синтетические полимеры – 7 часов

1/60

2-е полугод.

Полимеры: природные, искусственные, синтетические

Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса.

Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров.

Полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Знать:

**вещества и материалы, широко используемые в практике - каучуки, пластмассы, волокна;

**полимеры, используемые в медицине;

**строение молекул полимеров(принципы построения молекул)

Уметь:

**характеризовать строение и свойства органических соединений (полимеров)

§-21, стр.162

2/61

2-е полугод.

Искусственные полимеры. Пластмассы

§-21, стр.163-164

3/62

2-е полугод.

Искусственные полимеры. Волокна

§-21, стр.164-165

4/63

2-е полугод.

Синтетические полимеры. Волокна

§-22, стр.166-170

5/64

2-е полугод.

Синтетические полимеры. Каучук(и)

§-22, стр.171-172

6/65

2-е полугод.

Применение полимеров в медицине

Задание в тетр.

7/66

2-е полугод.

Решение экспериментальных задач

Уметь:

**определять типы реакций в органической химии;

**использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задание в тетр.

Резервное время – 2 часа

1/67

2-е полугод.

Типы химических реакций в органической химии

Задание в тетр.

2/68

2-е полугод.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы названия веществ.

Знать:

**основные теории химии - теорию строения органических соединений;

Уметь:

**определять - изомеры и гомологи; валентность и степень окисления химических элементов.

Задание в тетр.

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа:
 Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.       
2. Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

3. Учебные пособия:

  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 9 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 11 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 10 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 11 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 11 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. _М.: Просвещение, 1980

4. Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html  

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html 

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html 

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html 

5. Материально-техническое обеспечение:
5.1. Таблицы по химии:

Серия 1

НАЧАЛА ХИМИИ
1.1.  Химические знаки и атомные массы важнейших элементов.
1.2.  Распространенность химических элементов.
1.3.  Формы существования химических элементов.
1.4.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
1.5.  Структурные изменения веществ.
1.6.  Способы разделения смесей.
1.7.  Химические знаки и формулы.
1.8.  Составление формул по валентности.
1.9.  Моль – единица количества вещества.
1.10. Физические величины выражения порций вещества.
1.11. Признаки и условия течения химических реакций.
1.12. Типы химических реакций.
1.13. Генетическая связь классов органических веществ.

Серия 2
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
2.1. Исторические модели строения атома.
2.2. Строение атома.
2.3. Электронное строение атомов элементов II периода.
2.4. Модели строения веществ.
2.5. Атомные радиусы элементов I-IV периодов.
2.6. Относительная электроотрицательность элементов.
2.7. Степени окисления элементов.
2.8. Ковалентная связь.
2.9. Валентные углы в молекулах.
2.10. Ионная связь.
2.11. Водородная связь.
2.12. Донорно-акцепторная связь.
2.13. Соотношение видов связи.
2.14. Металлическая связь.
2.15. Виды кристаллов.
2.16. Валентность и степень окисления.


Серия 3
РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

3.1. Дисперсные системы.
3.2. Свойства воды.
3.3. Кривые растворимости веществ.
3.4. Способы выражения концентрации растворов.
3.5. Электролиты.
3.6. Гидратация ионов.
3.7. Растворение веществ с ионной связью.
3.8. Растворение веществ с ковалентной полярной связью.
3.9. Кислотно-основные реакции.
3.10. Реакции ионного обмена.
3.11. Гидролиз водных растворов солей.
3.12. Иониты.

Серия 4
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
4.1. Виды энергии.
4.2. Тепловой эффект химической реакции.
4.3. Законы сохранения массы и энергии.
4.4. Измерение теплового эффекта реакции.
4.5. Скорость химической реакции.
4.6. Зависимость скорости химической реакции от условий.
4.7. Обратимые реакции.
4.8. Динамический характер химического равновесия.
4.9. Смещение химического равновесия.
4.10. Катализ
4.11. Гетерогенный катализ.
4.12. Окислительно-восстановительные реакции.
4.13. Многообразие окислительно-восстановительных реакций.
4.14. Классификация химических реакций.

Серия 5
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
7.1. Строение атома.
7.2. Электронная орбиталь.
7.3. Модели атомов некоторых элементов.
7.4. Кристаллы.
7.5. Валентность.
7.6. Степень окисления.
7.7. Изомерия часть 1.
7.8. Изомерия часть 2.
7.9. Гомология.  

Серия 6
8.1. Закономерность изменения свойств  соединений элементов главных подгрупп.
8.2. Степень окисления.
8.3. Закономерность изменения свойств  соединений химических элементов главных подгрупп.
8.4. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ
8.5. Типы химических реакций.
8.6. Окислительно-восстановительные реакции.
8.7. Переработка нефти.

Серия 7
СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ТАБЛИЦ ПО ХИМИИ.
9.1. Классификация неорганических веществ (односторонняя)
9.2. Химические реакции.
9.3. Зависимость силы кислот и оснований от заряда и радиуса иона образующего их элемента.
9.4. Качественные реакции на катионы.
9.5. Качественные реакции на анионы.
9.6. Гибридизация атомных орбиталей.
9.7. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(метан, этан, этилен, ацетилен)
9.8. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(бутадиен, бензол)
9.9. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета.
9.10. Функциональные группы и соответствующие им классы органических соединений.
9.11. Галогенирование алканов.
9.12. Геометрическая изомерия.
9.13. Важнейшие реакции алкенов.
9.14. Качественные реакции органических соединений(углеводороды и функциональные соединения.)
9.15. Качественные реакции органических соединений (функциональные соединения)

5.2. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
  3. Окраска индикаторов в различных средах.
  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

6. Практикум. Инструктивные таблицы:
Нагревательные приборы. Нагревание.
П 1. Спиртовка.
П 2. Газовая горелка.
П 3. Электронагреватели.
П 4. Нагревание.
П 5. Приемы обращения с лабораторным штативом.
П 6. Получение и собирание газов.
Правила обращения с различными веществами.
П 7. Обращение с твердыми веществами.
П 8. Обращение с жидкими веществами.
Основные химические операции.
П 9. Взвешивание.
П 10. Приготовление растворов.
П 11. Фильтрование.
П 12. Перегонка.
П 13. Титрование.

7. СПИСОК ПОЛЕЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ ПО ХИМИИ:
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru
ChemNet : портал фундаментального химического образования  http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой  http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов  http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже  http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов  http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии  http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа  http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах  http://all-met.narod.ru
Мир химии  http://chem.km.ru
Кабинет химии : сайт Л.В. Рахмановой  http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия  http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы  http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех : иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии   http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова   http://chemistry.r2.ru
Школьная химия  http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике   http://rushim.ru/books/books.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...