рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
рабочая программа (химия, 8,9 класс) по теме
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_himiya_8_-_9.doc | 696 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
«ВТОРОЙ ДОНСКОЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО на заседании МС Директор кадетской школы
Протокол № « »_________200 .г _______________________
от « »_____200 _г.
Рабочая программа
курса химия
КЛАСС 8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Естествознание
МО Естественно - математическое
УЧЕБНЫЙ ГОД 2010 - 2011
УЧИТЕЛЬ Исаева Лариса Константиновна
г. Ростов – на – Дону
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику О. С. Габриеляна «Химия -8». Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 21.10.04 г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ».
Особенность данной программы состоит в том, что теоретический материал курса рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно изучать фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные теоретические сведения на конкретном фактическом материале.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту.
Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством, их сформированности.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗД - ВО |
1. | О. С. Габриелян | Программа химии 8 – 11 класс | 2008 | Блик |
2. | О. С. Габриелян | Химия - 8 | 2008 | Дрофа |
3. | О. С. Габриелян | Настольная книга учителя | 2002 | Дрофа |
4. | О. С. Габриелян | Изучаем химию в 8 классе | 2005 | Дрофа |
5. | О. С. Габриелян | Задачи по химии и способы их решения | 2004 | Дрофа |
6. | В. Н. Доронькин | Тесты по химии | 2004 | Март |
7. | О. С. Габриелян | Контрольные и проверочные работы | 2003 | Дрофа |
8. | О. С. Габриелян, А. В. Яшукова | Химия рабочая тетрадь 8 класс | 2003 | Дрофа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗД - ВО |
1. | Н. А. Глинка | Общая химия | 1975 | «Химия» |
2. | Н. С. Ахметов | Неорганическая химия | 1975 | Высшая школа |
3. | А. Т. Пилипенко | Справочник по элементарной химии | 2000 | «Химия» |
4. | Н. Е. Кузьменко | Начала химии | 2001 | Оникс 21 век |
5. | И. В. Свитанько | Нестандартные задачи по химии | 2006 | Литература |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК
ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ ИСАЕВА Л.К.
№ | Дата | Изучаемая тема | Кол-во часов | Виды контроля | |||
КР | ПР | СР | Тест | ||||
I. | ВВЕДЕНИЕ | 3 | 1 | ||||
1.1 (1) | Предмет химии. Вещества. . | 1 | |||||
1.2 (2) | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | |||||
1.3 (3) | Краткие сведения по истории химии. | 1 | +. | ||||
2 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | 11 | 1 | 4 | 2 | ||
2.1 (4) | Первые попытки классификации химических элементов. | 1 | |||||
2.2 (5) | Периодическая система химических элементов. | 1 | + | ||||
2.3 (6) | Химические формулы. Относительная молекулярная и молярная массы. | 1 | |||||
2.4 (7) | Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер. Изотопы. | 1 | |||||
2.5 (8) | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. | 1 | + | ||||
2.6 (9) | Понятие о s - и p- электронах и распределение их по энергетическим уровням. | 1 | + | ||||
2.7 (10) | Образование ионов. Ионная химическая связь. | 1 | |||||
2.8 (11) | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | + | ||||
2.9 (12) | Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | |||||
2.10 (13) | Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах; видах химической связи. | 1 | + | + | |||
2.11 (14) | Тематическая контрольная работа №1: ПСХЭ Д. И. Менделеева. Атомы химических элементов | 1 | + | ||||
3 | ВЕЩЕСТВА | 20 | 1 | 2 | 7 | 3 | |
3.1 (15) | Простые вещества – металлы. Аллотропия. Металлическая связь. | 1 | + | ||||
3.2 (16) | Простые вещества – неметаллы. | 1 | + | ||||
3.3 (17) | Количество вещества. | 1 | |||||
3.4 (18) | Молярная масса вещества. | 1 | + | ||||
3.5 (19) | Молярный объем газообразных веществ. | 1 | + | ||||
3.6 (20) | Урок-упражнение: решение задач | 1 | + | ||||
Практикум. Простейшие операции с химическими веществами. | 2 | ||||||
3.7 (21) | Практическая работа №1: Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | 1 | + | ||||
3.8 (22) | Практическая работа №2: Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 | + | ||||
3.9 (23) | Степень окисления. Составление формул бинарных соединений. | 1 | |||||
3.10 (24) | Бинарные соединения металлов и неметаллов. | 1 | + | ||||
3.11 (25) | Важнейшие классы бинарных соединений. | 1 | |||||
3.12 (26) | Основания. | 1 | |||||
3.13 (27) | Кислоты: характеристика. | 1 | + | ||||
3.14 (28) | Кислоты: состав; классификация. | 1 | |||||
3.15 (29) | Соли, как производные кислот. | 1 | + | ||||
3.16 (30) | Соли, как производные оснований. | 1 | + | ||||
3.17 (31) | Упражнения в составлении формул кислот, солей, оснований, оксидов. | 1 | |||||
3.18 (32) | Кристаллические решетки. | 1 | + | ||||
3.19 (33) | Обобщение пройденного материала. | 1 | |||||
3.20 (34) | Контрольная работа № 2: Вещества | 1 | + | ||||
4 | ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 10 | 1 | 2 | 3 | ||
4.1 (35) | Физические явления. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. | 1 | + | ||||
4.2 (36) | Химические уравнения. | 1 | |||||
4.3 (37) | Типы химических реакций. Реакции разложения. | 1 | + | ||||
4.4 (38) | Реакции соединения. | 1 | |||||
4.5 (39) | Реакции замещения. | 1 | + | ||||
4.6 (40) | Реакции обмена. | 1 | |||||
4.7 (41) | Расчеты по химическим уравнениям реакций. | 1 | + | ||||
4.8 (42) | Расчеты по химическим уравнениям реакций. | 1 | + | ||||
4.9 (43) | Обобщение пройденного материала. | 1 | |||||
4.10 (44) | Контрольная работа №3: Химические явления. | 1 | + | ||||
5 | РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ. | 23 | 2 | 2 | 5 | 2 | |
5.1 (45) | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. | 1 | |||||
5.2 (46) | Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. | 1 | + | ||||
5.3 (47) | Расчеты, связанные с понятием «массовая доля». | 1 | |||||
5.4 (48) | Практическая работа №4: Приготовление раствора поваренной соли с определенной массовой долей растворенного вещества. | 1 | + | . | |||
5.5 (49) | Ионные уравнения реакций. | 1 | |||||
5.6 (50) | Классификация кислот. Кислоты в свете ТЭД. | 1 | |||||
5.7 (51) | Кислоты. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | + | ||||
5.8 (52) | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства | 1 | |||||
5.9 (53) | Основания. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | + | ||||
5.10 (54) | Оксиды. | 1 | |||||
5.11 (55) | Соли в свете ТЭД; классификация; их свойства. | 1 | |||||
5.12 (56) | Соли. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | + | ||||
5.13 (57) | Практическая работа №4: Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. | 1 | + | ||||
5.14 (58) | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | + | + | |||
5.15 (59) | Обобщение пройденного материала. | 1 | |||||
5.16 (60) | Контрольная работа №4: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 1 | + | . | |||
5.17 (61) | Классификация химических реакций. Окислительно-восстано-вительные реакции. | 1 | |||||
5.18 (62) | Упражнения в составлении ОВР. | 1 | |||||
5.19 (63) | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР | 1 | |||||
5.20 (64) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | + | ||||
5.21 (65) | Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | 1 | + | ||||
5.22 (66) | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | 1 | + | ||||
5.23 | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
Резерв | 1 | ||||||
Итого | 68 | 4 | 5 | 19 | 10 |
Календарно- тематическое планирование
кадетского компонента содержания образования
№ | Тема урока | Содержание кадетского компонента, вид работы | Примечание |
1. | Предмет химии | Значение химии в формировании военного потенциала государства. | |
2 | Периодический закон Д. И. Менделеева. ПСХЭ | Свойства урана и заурановых элементов. Ядерное и водородное оружие. Заражение окружающей среды радиоактивными компонентами. | Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов, сообщений, рефератов. Возможности интеграции: физика, история, биология, литература. Экология. |
3 | Простые вещества – металлы. | Легкие сплавы – авиационные материалы. Стали ру-жейные, орудийные, жаропрочные, режущие для производства боеприпасов, брони. | Подготовка сообщений, самостоятельная работа с дополнительной литературой, участие в дискуссии. Возможности интеграции: история, литература. |
3 | Химические реакции | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | Защита проектов. |
4 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. | Защита проектов. |
5 | Обобщение пройденного материала по теме: Растворы. Свойства растворов электроли-тов. | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Защита проектов. |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Контрольная работа: ПСХЭ Д. И. Менделеева. Атомы химических элементов | |
2 | Контрольная работа: Вещества | |
3 | Контрольная работа: Химические явления. | |
4 | Контрольная работа: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | |
5 | Итоговый контроль |
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. | |
2 | Разделение смесей. | |
3 | Рассмотрение коллекций металлов. | |
4 | Знакомство с образцами оксидов. | |
5 | Действие индикаторов на растворы щелочей. | |
6 | Действие индикаторов на растворы кислот. | |
7 | Разложение СиСО3, Си(ОН)2. | |
8 | Получение сульфида железа (II). | |
9 | Взаимодействие железа с раствором сульфата меди. | |
10 | Реакции обмена между растворами. | |
11 | Получение из пероксида водорода кислорода. | |
12 | Растворимость сахара в воде при разной температуре. | |
13 | Реакции обмена между электролитами, идущие до конца. | |
14 | Взаимодействие NaOH c H2SO4, c CO2, c CuSO4. Разложение Cu(OH)2. Взаимодействие Cu(OH)2 с H2SO4. | |
15 | Изучение свойств основных оксидов. | |
16 | Изучение свойств солей: а) взаимодействие CuSO4 с Fe; б) взаимодействие CuSO4 с NaOH; в) взаимодействие Na2SO4 с BaCl2; г) взаимодействие Na2CO3 с HCl. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | ПТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | |
2 | Очистка загрязненной поваренной соли. | |
3 | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе | |
4 | Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца | |
5 | Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПРЕДМЕТ ХИМИЯ
КЛАСС 8
УЧИТЕЛЬ ИСАЕВА Л. К.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
ВСЕГО 68 ЧАСОВ; В НЕДЕЛЮ 2 ЧАСА.
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УРОКОВ; РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | КОЛ – ВО ЧАСОВ | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВ-НЮ ПОДГОТОВКИ | ВИД КОНТРОЛЯ | ДОПОЛНИТ. ЗУН (ПОВЫШЕН-НЫЙ УРОВЕНЬ) | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | |
I. | ВВЕДЕНИЕ | 3 | ПЛАН | ФАКТ | ||||
1.1 (1) | Предмет химии. Вещества. . | 1 | Химический элемент и формы его существования; свободные атомы; простые и сложные вещества. | Знать: основные фор-мы существования хим. элемента. | Понятие о химическом анализе и синтезе. | |||
1.2 (2) | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | Физические, химические явления; положительная и отрицательная роль химии. | Знать: различие между физическими и химическими явлениями. | ||||
1.3 (3) | Краткие сведения по истории химии. | 1 | Краткое представление об истории возникновения и развития химии. | С.р. Тест. Первичная проверка понимания. | ||||
2 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | 11 | ||||||
2.1 (4) | Первые попытки классификации химических элементов. | 1 | Общее знакомство со структурой ПСХЭ: периоды, группы. | Знать: исторические сведения. | Анализ работы учащихся. | Выступления по индивидуальным темам. | ||
2.2 (5) | Периодическая система химических элементов. | 1 | Знакомство со структурой ПСХЭ. | Знать: знаки химических элементов; называть химический по его символу; определять положение элемента в ПСХЭ. | СР: Тренировочные задания | |||
2.3 (6) | Химические формулы. Относительная молекулярная и молярная массы. | 1 | Химические формулы, индексы, коэффициенты, расчеты по формулам. | Определять качественный и количественный состав веществ по их формулам; вычислять относительные молекулярные и молярные массы. | Химический диктант | Атомная единица массы. | ||
2.4 (7) | Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер. Изотопы. | 1 | Строение атома; заряд ядра, протоны, нейтроны, электроны. Физический смысл порядкового номера. | Определять число протонов и электронов, число электронных уровней в атоме, число электронов на внешнем уровне. | Анализ вы-полнения тренировочных за-даний. | |||
2.5 (8) | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. | 1 | Электронная оболочка. Энергетический уровень | Знать: Физический смысл номера периода; основные сведения о строении атомов элементов малых периодов. | Самост. рабо-та (задания дифференц. характера) | Понятие о завершенном энергетическом уровне. | ||
2.6 (9) | Понятие о s - и p- электронах и распределение их по энергетическим уровням. | 1 | Причины изменения сво-йств химических элементов в периодах и группах. | Тестовый контроль | ||||
2.7 (10) | Образование ионов. Ионная химическая связь. | 1 | Положительные и отрицательные ионы. Понятие о валентности и с.о. | Знать: основные виды химических связей. | Фронтальный опрос | |||
2.8 (11) | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | Ковалентная связь. Электронные формулы. | Знать: основные виды химических связей. | С. Р. Тренировочные упраж-нения | Кратность хи-мической связи. Структурные формулы. | ||
2.9 (12) | Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | ЭО; КП связь | Знать: основные виды химических связей. | Анализ ответов уч - ся | Частичный заряд. | ||
2.10 (13) | Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах; видах химической связи. | 1 | Атом. Строение атома. Символы химических элементов. Вещество как объект изучения химии. Виды химической связи. Расчеты по формулам. | Знать: формы существования хим. элемента; основные све-дения о строении атома; основные виды хим. связи. Уметь: применять изученные понятия; разъяснять смысл формул; производить расчеты по хим. формулам. | С.р. Тест. Тренировочные задания и упражнения. | |||
2.11 (14) | Тематическая контрольная работа №1: ПСХЭ Д. И. Менделеева. Атомы химических элементов | 1 | Тематический контроль знаний | |||||
3 | ВЕЩЕСТВА | 20 | ||||||
3.1 (15) | Простые вещества – металлы. Аллотропия. Металлическая связь. | 1 | Физические свойства металлов. Металлическая связь | Знать: свойства простых веществ | С.р. Анализ ответов учащихся | Легкие сплавы – авиационные материалы. Стали ружейные, орудийные, жарпрочные, ржущие для производства боеприпасов, брони. | ||
3.2 (16) | Простые вещества – неметаллы. | 1 | Физические свойства неметаллов. | Знать: свойства простых веществ – неметаллов. | С.р. Задания диф – ного характера | |||
3.3 (17) | Количество вещества. | 1 | Молярная масса. Количество вещества. | Уметь вычислять ко-личество вещества. | ||||
3.4 (18) | Молярная масса вещества. | 1 | Количество вещества. Число Авогадро. Моль. Относительная и молекулярная масса. | Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе веществ. | С.р. Тренировочные задания | |||
3.5 (19) | Молярный объем газообразных веществ. | 1 | Моль. Газообразное агрегатное состояние. | Понимать важнейшие химические понятия. | С.р. Проверочная работа | Нормальные условия.. | ||
3.6 (20) | Урок-упражнение: решение задач | 1 | Массовая доля химического элемента. Количество вещества. Молярная масса вещества. Молярный объем газообразных веществ. | Уметь использовать приобретенные зна-ния и умения в прак-тической деятельности. | С.р. Анализ умения решать задачи | |||
Практикум. Простейшие операции с химическими веществами. | 2 | |||||||
3.7 (21) | Практическая работа №1: Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | 1 | Уметь обращаться с лабораторным оборудованием; знать ПТБ при работе с приборами. | ПР | ||||
3.8 (22) | Практическая работа №2: Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 | Разделение смесей. Очистка вещества. Фильтрование. | Правила работы в школьной лаборатории. | ПР | |||
3.9 (23) | Степень окисления. Составление формул бинарных соединений. | 1 | Степень окисления. | Уметь: составлять формулы бинарных соединений по с.о. | Коррекция знаний; индивид. задания | |||
3.10 (24) | Бинарные соединения металлов и неметаллов. | 1 | Степень окисления химических элементов бинарных соединений. | Уметь разъяснять смысл химических формул; определять с. о. атомов хим. элементов по формулам бинарных соединений. | Промежуточный контроль знаний (самостоятельная работа) | |||
3.11 (25) | Важнейшие классы бинарных соединений. | 1 | Оксиды. Вода. Углекислый газ. Гидриды. Хлороводород и соляная кислота. Аммиак. | Уметь определять состав веществ по формулам, тип химической связи в соединениях. | Анализ самостоят. работы уч – ся. | Выступления по индивидуальным темам. | ||
3.12 (26) | Основания. | 1 | Гидроксид-ион. Номенклатура оснований. Щелочи. Индикаторы. | Уметь: характеризовать качественный и количественный состав оснований; называть соединения изученных классов. | Анализ умения работать самостоятельно. | |||
3.13 (27) 3.14 (28) | Кислоты. | 2 | Классификация кислот. Характеристика физических свойств. Применение. | Уметь: определять вещества по их формулам; принадлежность к определенному классу соединений; ПТБ при работе с кислотами. | Самост. работа (тест) | |||
3.15 (29) | Соли, как производные кислот. | 1 | Классификация солей. Таблица растворимости: соли растворимые, нерастворимые и малорастворимые. | Уметь: объяснять понятия по теме; определять растворимость солей по ТР; вычислять массовые доли элементов по формуле сложного вещества. | Анализ работы уч-ся | Индивидуальные сообщения уч – ся по выбранным темам. | ||
3.16 (30) | Соли, как производные оснований. | 1 | Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. | Уметь характеризовать распространенность, физические свойства представителей класса солей. | Самост. работа (тест) | |||
3.17 (31) | Упражнения в составлении формул кислот, солей, оснований, оксидов. | 1 | Составление формул веществ. | Уметь: классифицировать сложные вещества, определять принадлежность к различным классам по формулам. Расчеты по формулам соединений. | Выполнение заданий разной сложности (индив. работа) | |||
3.18 (32) | Кристаллические решетки. | 1 | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические вещества. | Знать: смысл закона постоянства состава; уметь характеризовать связь между составом и свойствами вещества. | Оценивание самост. работы с учебником | Аморфные вещества. типы кристаллических решеток. | ||
3.19 (33) | Обобщение пройденного материала. | 1 | Тест. Анализ степени усвоения материала по теме. | |||||
3.20 (34) | Контрольная работа № 2: Вещества | 1 | Тематический контроль знаний | |||||
4 | ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 10 | ||||||
4.1 (35) | Физические явления. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Признаки химических реакций. Условия течения химических реакций. Реакции экзо- и эндотермические. Реакция горения. Закон сохранения массы веществ. | Называть: признаки физических и химических явлений; признаки и условия осуществления химических реакций. | Проблемы бе-зопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. (защита проектов) | |||
4.2 (36) | Химические уравнения. | 1 | Химические уравнения. Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций. | Объяснять: уравнения химических реакций различных типов. | С.р. Тренировочные задания | |||
4.3 (37) | Типы химических реакций. Реакции разложения. | 1 | Реакции разложения. Катализаторы. Ферменты. | Знать и распознавать признаки реакций разложения. | Анализ работы на уроках. | Скорость химической реакции. | ||
4.4 (38) | Реакции соединения. | 1 | Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Цепочки переходов. Обратимые и необратимые реакции. | Знать и распознавать признаки реакций соединения. Уметь составлять уравнения реакций изученного типа. | Тест. Тренировочные задания. | |||
4.5 (39) | Реакции замещения. | 1 | Реакции замещения. Ряд активности металлов. Условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. | Знать и распознавать признаки реакций замещения. Уметь составлять уравнения реакций изученного типа. | Тренировочные задания. | |||
4.6 (40) | Реакции обмена. | 1 | Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. | Знать и распознавать признаки реакций обмена. Уметь составлять уравнения реакций изученного типа. | Тест: Типы химических реакций. | Гидролиз. | ||
4.7 (41) | Расчеты по химическим уравнениям реакций. | 1 | Единицы важнейших величин. Алгоритм вычисления по уравнению реакции. | Уметь вычислять количество, массу веществ по количеству, массе вещества одного из вступивших в реакцию или полученных веществ. | ||||
4.8 (42) | Расчеты по химическим уравнениям реакций. | 1 | Те же расчеты, но с использованием по-нятия «доля». | Самостоятельное решение задач. | ||||
4.9 (43) | Обобщение пройденного материала. | 1 | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | Тест. Самостоятельная работа. | ||||
4.10 (44) | Контрольная работа №3: Химические явления. | 1 | Тематический контроль знаний. | |||||
5 | РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ. | 23 | ||||||
5.1 (45) | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. | 1 | Растворы. Физическая и химическая теория растворов. Тепловые явления при растворении. Гидраты и кристаллогидраты. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. | Называть: хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества; основные положения физической и химической теории растворов. Различать и характеризовать растворы | Анализ ответов уч-ся. | |||
5.2 (46) | Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация и ассоциация. Механизм диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения ТЭД. Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные, катионы и анионы. | Уметь: Сильные и слабые электролиты; характеризовать механизм диссоциации веществ с различным типом связи. | Анализ ответов уч-ся. | Степень ЭД. | ||
5.3 (47) | Расчеты, связанные с понятием «массовая доля». | 1 | Массовая доля вещества. | Уметь: вычислять массовые доли растворенного вещества. | С.р. Тренировочные упражнения. | |||
5.4 (48) | Практическая работа №4: Приготовление раствора поваренной соли с определенной массовой долей растворенного вещества. | 1 | Уметь приготавливать растворы. Получение кристаллов солей. | Анализ практических умений. | ||||
5.5 (49) | Ионные уравнения реакций. | 1 | Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости. | Уметь: составлять реакции ионного об-мена. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Анализ ответов учащихся. | |||
5.6 (50) | Классификация кислот. Кислоты в свете ТЭД. | 1 | Классификация кислот. Типичные свойства кислот. Условия протекания типичных реакций кислот. | Уметь: определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений. | Анализ ответов. | |||
5.7 (51) | Кислоты. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | Кислоты в свете ТЭД. | Знать: химические свойства кислот в свете ТЭД. | Индивид. задания | |||
5.8 (52) | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства | 1 | Определение оснований как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам; основные химические свойства. | Знать: химические свойства оснований в свете ТЭД. Уметь: характеризовать химические свойства оснований. | Анализ работы учащихся на уроке. | |||
5.9 (53) | Основания. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | Взаимодействие оснований с кислотами; щелочей с солями; оксидами неметаллов. | Уметь записывать изученные уравнения химических реакций. | Индивид. задания | |||
5.10 (54) | Оксиды. | 1 | Состав оксидов, их классификация. Свойства оксидов. | Знать: химические свойства оксидов. Уметь записывать изученные уравнения химических реакций. | Анализ ответов. | |||
5.11 (55) | Соли в свете ТЭД; классификация; их свойства. | 1 | Определение солей как электролитов, их диссоциация. Основные химические свойства. | Знать: химические свойства солей. Уметь записывать изученные уравнения химических реакций. | Анализ ответов. | |||
5.12 (56) | Соли. Химические свойства в свете ТЭД. | 1 | Взаимодействие солей с металлами; особенности этих реакций; взаимодействие с солями; кислотами; щелочами. | Уметь записывать изученные уравнения химических реакций. | Индивид. задания | |||
5.13 (57) | Практическая работа №4: Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. | 1 | Уметь проводить химические реакции в растворах; определять характер среды. | |||||
5.14 (58) | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | Генетическая связь. Генетический ряд металлов и неметаллов; их разновидности. | Осуществлять химические превращения на практике и отображать их с помощью уравнений химических реакций. | Тест | Токсичные, го-рючие и взрывоопасные вещества. (защита проектов) | ||
5.15 (59) | Обобщение пройденного материала. | 1 | Самостоятельная работа. Текст. | Человек в мире веществ, материалов и хи-мических реакций (защита проектов) | ||||
5.16 (60) | Контрольная работа №4: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 1 | Тематический контроль зна-ний. | |||||
5.17 (61) | Классификация химических реакций. окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Окислительно-восстанови-тельные реакции. Окис-литель. Восстановитель. | Называть признаки реакций ОВР. Определять степени окисления элементов; окислитель и восстановитель. Уметь составлять уравнения реакций изученного типа. | Анализ ответов учащихся. | Электролиз. Фотолиз. | ||
5.18 (62) | Упражнения в составлении ОВР. | 1 | Метод электронного баланса. | Уметь объяснять сущность процессов окисления и восстановления; использо-вать метод элек-тронного баланса при составлении ОВР. | Тренировочные задания индивид. характера | |||
5.19 (63) | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР | 1 | Характеристика свойств простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот, солей в свете ОВР. | Уметь составлять уравнения реакций изученного типа. | Тренировочные задания индивид. характера | |||
5.20 (64) | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме. | |||||
5.21 (65) | Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | 1 | Распознавание химическим путем веществ разных классов, анионов и катионов в растворах электролитов. | Уметь проводить химический эксперимент; проводить качественный анализ веществ. | ||||
5.22 (66) | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | 1 | Итоговый контроль знаний. | |||||
5.23 | Анализ контрольной работы | 1 | ||||||
Резерв | 1 | |||||||
Итого | 68 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
«ВТОРОЙ ДОНСКОЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО на заседании МС Директор кадетской школы
Протокол № « »_________200 .г _______________________
от « »_____200 _г.
Рабочая программа
курса химия
КЛАСС 9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Естествознание
МО Естественно - математическое
УЧЕБНЫЙ ГОД 2010 - 2011
УЧИТЕЛЬ Исаева Лариса Константиновна
г. Ростов – на – Дону
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику О. С. Габриеляна «Химия -9». Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2011 – 2012 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 21.10.04 г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ».
Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Курс построен, исходя из укрупненной дидактической единицы. Он начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса химии – 8 и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов – металлов и неметаллов и свойства некоторых представителей каждого класса, групп химических элементов.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту.
Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗД -ТВО |
1 | О. С. Габриелян | Программа химии 8 – 11 класс | 2004 | Блик |
2 | О. С. Габриелян | Химия - 9 | 2008 | М.: Дрофа |
3 | О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов | Настольная книга учителя. Химия 9 класс. Методическое пособие. | 2002 | Блик |
4 | О. С. Габриелян | Изучаем химию в 9 классе. Дидактическое пособие. | 2001 | М.: Дрофа |
5 | О. С. Габриелян | Задачи по химии и способы их решения | ||
6 | В. Н. Доронькин | Тесты по химии | 2004 | Март |
7 | О. С. Габриелян | Контрольные и проверочные работы. 9 класс. | 2003 | М.: Дрофа |
8 | О. С. Габриелян, А. В. Яшукова | Химия. Рабочая тетрадь 9 класс. | 2003 | М.: Дрофа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗД - ТВО |
1 | Н. А. Глинка | Общая химия | 1975 | «Химия» |
2 | Н. С. Ахметов | Неорганическая химия | 1999 | Высшая |
3 | Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков, Ю. Б. Додонов | Сборник задач и упражнений по химии. | 1999 | М. |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК
ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ ИСАЕВА Л. К.
№ | Дата | Изучаемая тема | Кол-во часов | Виды контроля | |||
КР | ПР | СР | Тест | ||||
1 | Введение | 6 | 1 | ||||
1.1 | ПЗ и ПСХЭ | 1 | |||||
1.2 | Характеристика элементов на основании положения в ПС и строения атома. | 1 | |||||
1.3 | Переходные элементы. | 1 | |||||
1.4 | Типы химических связей. | 1 | |||||
1.5 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР. | ||||||
1.6 | Стартовый контроль | + | |||||
2 | Металлы | 17 | 1 | 2 | 3 | 2 | |
2.1 | Положение металлов в ПС и особенности строения их атомов. Физические свойства. | 1 | |||||
2.2 | Химические свойства металлов. | 1 | |||||
2.3 | Сплавы. | 1 | |||||
2.4 | Металлы в природе. Общие способы их получения. | 1 | |||||
2.5 | Решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции. | 1 | + | ||||
2.6 | Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы. | 1 | |||||
2.7 | Соединения щелочных металлов. | 1 | + | ||||
2.8 | Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. | 1 | |||||
2.9 | Соединения щелочно – земельных металлов. | 1 | + | ||||
2.10 | Практическая работа №1: Осуществление цепочки химических превращений. | 1 | + | ||||
2.11 | Алюминий. Физические и химические свойства. | 1 | + | ||||
2.12 | Соединения алюминия. | 1 | |||||
2.13 | Железо. Физические и химические свойства. | 1 | |||||
2.14 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. | 1 | |||||
2.15 | Практическая работа №2: Качественные реакции на ионы металлов. | 1 | + | ||||
2.16 | Коррозия металлов. | 1 | |||||
2.17 | Обобщение по теме «Металлы». | 1 | + | ||||
2.18 | Контрольная работа №2: Металлы | 1 | + | ||||
3 | Неметаллы | 33 | 4 | 4 | 12 | 7 | |
3.1 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | |||||
3.2 | Водород. Получение, свойства и применение водорода. | 1 | + | ||||
3.3 | Общая характеристика галогенов. | 1 | |||||
3.4 | Соединения галогенов. | + | |||||
3.5 | Практическая работа №3: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | 1 | + | ||||
3.6 | Кислород и сера. Физические и химические свойства. | 1 | + | ||||
3.7 | Соединения серы. | 1 | |||||
3.8 | Производство серной кислоты | 1 | |||||
3.9 | Семинар: Кислород и сера. Соединения серы. | 1 | + | + | |||
3.10 | Решение задач. | 1 | + | ||||
3.11 | Практическая работа №4: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | + | ||||
3.12 | Контрольная работа №3: Подгруппа VII и VI групп. | 1 | + | ||||
3.13 | Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и его свойства. | 1 | |||||
3.14 | Аммиак и его свойства. | 1 | |||||
3.15 | Практическая работа №5: Получение аммиака и опыты с ним. | 1 | + | ||||
3.16 | Соли аммония. | 1 | |||||
3.17 | Оксиды азота. | 1 | |||||
3.18 | Азотная кислота и ее свойства. Получение азотной кислоты. | 1 | |||||
3.19 | Семинар: Азот и его соединения. | 1 | + | + | |||
3.20 | Решение задач. | 1 | + | ||||
3.21 | Фосфор | 1 | + | ||||
3.22 | Соединения фосфора. | 1 | + | ||||
3.23 | Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». | 1 | + | ||||
3.24 | Обобщение пройденного материала. | 1 | + | + | |||
3.25 | Контрольная работа №4: Подгруппа азота. | 1 | + | ||||
3.26 | Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Химические свойства углерода и кремния, и их соединений. | 1 | |||||
3.27 | Оксиды углерода (II и IV). | 1 | + | ||||
3.28 | Угольная кислота. Карбонаты. | 1 | + | ||||
3.29 | Кремний. Соединения кремния. | 1 | + | ||||
3.30 | Силикатная промышленность. | 1 | + | ||||
3.31 | Практическая работа № 7: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | + | ||||
3.32 | Обобщение темы «Неметаллы» (зачет) | 1 | + | + | |||
4 | Органические вещества | 10 | 1 | 3 | 1 | ||
4.1 | Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. | 1 | + | ||||
4.2 | Предельные углеводороды. | 1 | |||||
4.3 | Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. | 1 | |||||
4.4 | Спирты. | 1 | |||||
4.5 | Альдегиды и одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | |||||
4.6 | Понятие о сложных эфирах. | 1 | |||||
4.7 | Понятие об аминокислотах. | 1 | |||||
4.8 | Белки. | 1 | + | ||||
4.9 | Углеводы. | 1 | |||||
4.10 | Обобщение знаний по органической химии. | 1 | + | + | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | + | |||||
Резерв | 1 | ||||||
Итого: | 68 | 5 | 7 | 18 | 10 |
Календарно- тематическое планирование
кадетского компонента содержания образования
№ | Тема урока | Содержание кадетского компонента, вид работы | Примечание |
1. | Сплавы | Легкие сплавы – авиационные материалы. Стали ру-жейные, орудийные, жаропрочные, режущие для производства боеприпасов, брони. Значение химии в формировании военного потенциала государства. | |
2 | Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы | Производство сверхлегких сплавов. Пиротехника. Металлическое горючее. | Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов, сообщений, рефератов. Возможности интеграции: физика, история, биология, литература. Экология. |
3 | Водород. Получение, свойства и применение водорода. | Аэростаты. гидриды металлов как источник водорода. | Подготовка сообщений, самостоятельная работа с дополнительной литературой, участие в дискуссии. Возможности интеграции: история, литература. |
3 | Общая характеристика галогенов | Боевые отравляющие вещества. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | Защита проектов. |
4 | Производство серной кислоты. | Роль серной кислоты при производстве ВВ. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. | Защита проектов. |
5 | Соли аммония. | Соли аммония и нитраты – основа для производства взрывчатых веществ. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Защита проектов. |
Элементы содержания кадетского компонента:
- История и роль кадетских корпусов, нравственный кодекс кадета, примеры достойного служения кадет Отчизне (героизм, достижения в науке, в общественной жизни и др);
- Военная тематика: достижения науки в военной технике, технологиях; фрагменты текстов военной тематики, использование военной тематики в подборе задач, упражнений;
- Проблемы гражданственности, патриотизма, верности конституционному долгу, героизма в мирное время.
- Ответственность за безопасность личную, общественную и государственную. Техника безопасности. Поведение в экстремальных условиях и др.
Виды работы:
- включение в урок текстов кадетской тематики, фрагментов фильмов, иллюстраций;
- решение задач, выполнение упражнений, диктантов, заданий кадетской тематики;
- домашние задания, в том числе требующие обращения к Интернету, к справочникам, к дополнительной литературе кадетской тематики;
- включение кадет в проектную деятельность, интегрирующую предметную и кадетскую тематику.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Стартовый контроль | |
2 | Контрольная работа №2: Металлы | |
3 | Контрольная работа №3: Подгруппа VII и VI групп. | |
4 | Контрольная работа №4: Подгруппа азота. | |
5 | Итоговая контрольная работа |
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Практическая работа №1: Свойства амфотерных веществ | |
2 | Практическая работа №2: Качественные реакции на ионы металлов. | |
3 | Практическая работа №3: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | |
4 | Практическая работа №4: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | |
5 | Практическая работа №5: Получение аммиака и опыты с ним. | |
6 | Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». | |
7 | Практическая работа № 7: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Свойства гашеной и негашеной извести. | |
2 | Коллекция изделий из алюминия. | |
3 | Получение и свойства Al(OH)3 | |
4 | Получение и свойства Fe(OH)2 и Fe(OH)3 | |
5 | Взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой. | |
6 | Разложение Н2О2 в присутствии MnO2. | |
7 | Качественная реакция на ион алюминия. | |
8 | Распознавание солей аммония. | |
9 | Качественные реакции на ионы NO3- и NO2- | |
10 | Качественная реакция на ион РО43-. | |
11 | Получение, собирание и распознавание СО2. | |
12 | Знакомство с коллекцией карбонатов. | |
13 | Качественные реакции на карбонаты. | |
14 | Знакомство с коллекцией природных соединений кремния. | |
15 | Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПРЕДМЕТ ХИМИЯ
КЛАСС 9
УЧИТЕЛЬ ИСАЕВА Л. К.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
ВСЕГО 68 ЧАС.; В НЕДЕЛЮ 2 ЧАСА
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УРОКОВ; РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | КОЛ – ВО ЧАСОВ | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ | ВИД КОНТРОЛЯ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗУН (ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ) | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | |
1 | Введение | 6 | ПЛАН | ФАКТ | ||||
1.1 | ПЗ и ПСХЭ | 1 | ПЗ. ПСХЭ - графическое отображение ПЗ. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. | Уметь объяснять физический смысл порядкового номера, номеров групп и периодов; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | ||||
1.2 | Характеристика элементов на основании положения в ПС и строения атома. | 1 | План характеристики химического элемента. Генетические ряды металла и неметалла | Уметь характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. | Анализ ответов учащихся. | |||
1.3 | Переходные элементы. | 1 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. переходные элементы, или переходные металлы. | Уметь давать определения и применять понятия: переходные элементы, амфотерность. | Анализ ответов учащихся | |||
1.4 | Типы химических связей. | 1 | Ковалентная неполярная и полярная связи, ионная, металлическая. Механизм образования типов связи. | Знать виды связей; уметь определять типы химических связей в соединениях. | Тренировочные задания | |||
1.5 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР. | Химические свойства оксидов кислотных и основных, кислот, оснований и солей. | Уметь характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений. | Тренировочные задания | ||||
1.6 | Стартовый контроль | Анализ зна-ний за 8 класс | ||||||
2 | Металлы | 17 | ||||||
2.1 | Положение металлов в ПС и особенности строения их атомов. Физические свойства. | 1 | Классификация металлов. Восстановительные свойства ме-таллов. Основные физические свойства металлов. | Знать важнейшие химические понятия: металлическая связь, восстановитель, окисление. | Фронтальный опрос. | Свойства урана и заурановых элементов. | ||
2.2 | Химические свойства металлов. | 1 | Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений. поправка к правилам применения электрохимического ряда напряжений. | Уметь составлять уравнения изученных реакций в свете ОВР. | Выполнение тренировочных заданий. | |||
2.3 | Сплавы. Р. К. Легкие сплавы – авиационные материалы. | 1 | Сплавы и их классификация. Черные металлы. Цветные металлы. | Иметь представление о сплавах и их классификации. | Анализ ответов учащихся | Сообщения: Легкие сплавы – авиационные материалы. | ||
2.4 | Металлы в природе. Общие способы их получения. | 1 | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и ее виды. | Знать основные способы получения металлов. | ||||
2.5 | Решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции. | 1 | Уметь вычислять массовой доли выхода продукта реакции. | Самостоятельная ра-бота | ||||
2.6 | Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы. | 1 | Строение атомов щелочных металлов. Химические свойства щелочных металлов. | Уметь характеризовать химические элементы I группы главной подгруппы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. | ||||
2.7 | Соединения щелочных металлов. | 1 | Оксиды и пероксиды, гидроксиды. Едкие щелочи. Соли. | Знать основных представителей соединений щелочных металлов; нахождение в природе, свойства, применение. | Тест | Сообщения о важных представителях соединений щелочных металлов. | ||
2.8 | Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. | 1 | Строение атомов бериллия и магния, щелочноземельных металлов. Химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов. | Уметь характеризовать химические элементы II группы главной подгруппы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей стро-ения их атомов. | ||||
2.9 | Соединения щелочно – земельных металлов. | 1 | Оксиды, гидроксиды и соли щелочноземельных металлов. | Знать основных представителей соединений щелочных металлов; нахождение в природе, свойства, применение. | Тест | |||
2.10 | Практическая работа №1: Осуществление цепочки химических превращений. | 1 | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
2.11 | Алюминий. Физические и химические свойства. | 1 | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства. Алюминотермия. | Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами. | Самостоятельная ра-бота | |||
2.12 | Соединения алюминия. | 1 | Природные соединения алюминия. амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | Знать основных представителей соединений алюминия; нахождение в природе, свойства, применение. | Анализ ответов учащихся. | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | ||
2.13 | Железо. Физические и химические свойства. | 1 | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа. | Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами. | Анализ ответов учащихся | |||
2.14 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. | 1 | Железо в природе. Соединения катионов Fe2+ и Fe3+. качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. | Оксиды, гидроксиды и соли железа: строение, свойства, применение. | Выполнение индивидуальных заданий. | |||
2.15 | Практическая работа №2: Качественные реакции на ионы металлов. | 1 | Уметь распознавать опытным путем ионы металлов. | Анализ пра-ктических умений учащихся. | ||||
2.16 | Коррозия металлов. | 1 | Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы борьбы с коррозией. | Знать важнейшие химические понятия: коррозия. | Анализ практических умений учащихся | |||
2.17 | Обобщение по теме «Металлы». | 1 | С,Р,: выполнение индивид. заданий | |||||
2.18 | Контрольная работа №2: Металлы | 1 | Тематический контроль знаний | |||||
3 | Неметаллы | 33 | ||||||
3.1 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | Элементы - неметаллы. Строение атомов неметаллов. Простые вещества - неметаллы. Аллотропия. Состав воздуха. | Знать важнейшие химические понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Уметь характеризовать элементы – неметаллы по их положению в ПСХЭ и строения атомов. | ||||
3.2 | Водород. Получение, свойства и применение водорода.. | 1 | Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Физические и химические свойства водорода. применение водорода. Получение, собирание и распознавание водорода. | Знать характерные особенности водорода - простого вещества. | Самостоятельная ра-бота | Сообщения на тему: Аэростаты. гидриды металлов как источник водорода. | ||
3.3 | Общая характеристика галогенов. | 1 | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Физические и химические свойства галогенов. | Уметь давать общую характеристику простым веществам; записывать уравнения химических реакций. | Анализ ответов учащихся. | |||
3.4 | Соединения галогенов. | Галогенводороды. Га-логенводородные кислоты. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Природные соединения галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | Знать основных представителей соединений галогенов; нахождение в природе, свойства, применение | Тест | ||||
3.5 | Практическая работа №3: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | 1 | Уметь получать в лаборатории изученные вещества; проводить с ними химические реакции. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
3.6 | Кислород и сера. Физические и химические свойства. | 1 | Кислород и сера в природе. Строение атомов и аллотропия кислорода и серы. Физические и химические свойства. получение кислорода. Применение кислорода и серы. Биологическое значение кис-лорода и серы. | Знать свойства простых веществ, характеризовать связь между строением, свойствами и получением. Уметь определять степень окисления элемента в соединении; составлять ОВР. | Самостоятельная ра-бота | |||
3.7 | Соединения серы. | 1 | Сероводород и сульфиды. Сернистый газ и сернистая кислота, сульфиты. Серная кислота разбавленная и концентрированная. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты. | Знать основных представителей соединений серы; нахождение в природе, свойства, применение. | Сообщение: Сернистая и сероводородная кислоты. | |||
3.8 | Производство серной кислоты. Р. К. Роль серной кислоты при производстве ВВ. | 1 | Серная кислота разбавленная и концентрированная. производство серной кислоты. Экологические проблемы при производстве серной кислоты | Знать основные этапы производства серной кислоты. | Анализ ответов учащихся. | |||
3.9 | Семинар: Кислород и сера. Соединения серы. | 1 | Самостоятельная ра-бота; тест | |||||
3.10 | Решение задач. | 1 | Самостоятельная ра-бота | |||||
3.11 | Практическая работа №4: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Уметь решать экспериментальные задачи по теме. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
3.12 | Контрольная работа №3: Подгруппа VII и VI групп. | 1 | Тематический контроль знаний. | |||||
3.13 | Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и его свойства. | 1 | Строение атомов и молекул азота. Свойства азота. Получение азота из жидкого воздуха. Применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Уметь давать общую характеристику простым веществам; записывать уравнения химических реакций. | ||||
3.14 | Аммиак и его свойства. | 1 | Строение молекулы аммиака. Водородная связь. Свойства аммиака. Донорно-акцептор-ный механизм образования иона аммония. Получение, собирание и распознавание аммиака. | Знать основные сведения о аммиаке. Уметь записывать химические реакции, отражающие его химические свойства. | Анализ ответов учащихся. | |||
3.15 | Практическая работа №5: Получение аммиака и опыты с ним. | 1 | Уметь получать в лаборатории изученные вещества; проводить с ними химические реакции. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
3.16 | Соли аммония. Р. К. Соли аммония и нитраты – основа для производства взрывчатых веществ. | 1 | Соли аммония. свойства солей аммония, обусловленные ионом аммония, кислотных остатков. Разложение солей аммония. Качественная реакция на ион аммония. | Знать основные сведения о соединении азота. Уметь записывать уравнения химических реакций, отражающих их химические свойства. | Выполнение индивидуальных заданий дифференцрованного ха-рактера. | Сообщения на тему: Соли аммония и нитраты – основа для производства взрывчатых веществ. | ||
3.17 | Оксиды азота. | 1 | Несолеобразующие и кислотные оксиды азота. | Знать характерные признаки оксидов азота, их физические и химические свойства. | Анализ ответов учащихся. | |||
3.18 | Азотная кислота и ее свойства. Получение азотной кислоты. | 1 | Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Применение и получение азотной кислоты. | Знать свойства и способы получения азотной кислоты. | ||||
3.19 | Семинар: Азот и его соединения. | 1 | Самостоятельная ра-бота. Тест. | |||||
3.20 | Решение задач. | 1 | Решение задач разных типов. | Уметь проводить вычисления объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | Самостоятельная ра-бота: решение задач | |||
3.21 | Фосфор | 1 | Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | Уметь давать общую характеристику простым веществам; записывать уравнения химических реакций. | Самостоятельная ра-бота | |||
3.22 | Соединения фосфора. | 1 | Фосфорная кислота и ее свойства. Три ряда солей фосфорной кислоты. биологическое значение фосфора. Применение фосфора. | Знать основные сведения о соединении фосфора. Уметь записывать уравнения химических реакций, отражающих их химические свойства. | Тест | |||
3.23 | Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». | 1 | Уметь решать экспериментальные задачи по теме. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
3.24 | Обобщение пройденного материала. | 1 | Самостоятельная ра-бота. Тест. | |||||
3.25 | Контрольная работа №4: Подгруппа азота. | 1 | Тематический контроль знаний | |||||
3.26 | Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Химические свойства углерода и кремния, и их соединений. | 1 | Строение атомов углерода и кремния., степени окисления. Аллотропия углерода. Адсорбция, ее применение. Химические свойства углерода, кремния. Карбиды кальция и алюминия. Круговорот углерода. | Уметь давать общую характеристику простым веществам; записывать уравнения химических реакций. | Анализ ответов учащихся. | |||
3.27 | Оксиды углерода (II и IV). | 1 | Оксиды углерода: получение, свойства и применение. | Знать характерные признаки оксидов углерода, их физические и химические свойства | Самостоятельная ра-бота | |||
3.28 | Угольная кислота. Карбонаты. | 1 | Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды – временная и постоянная – и способы ее устранения. | Знать свойства и способы получения угольной кислоты. Знать свойства и способы получения азотной кислоты. | Тест | |||
3.29 | Кремний. Соединения кремния. | 1 | Оксид кремния. Силан. Кремниевая кислота и ее соли: получение, свойства, применение. | Знать основные сведения о соединении кремния. Уметь записывать уравнения химических реакций, отражающих их химические свойства. | Самостоятельная ра-бота | |||
3.30 | Силикатная промышленность. | 1 | Применение кремния и его соединений. Стекло. Цемент. | Самостоятельная ра-бота | Тема: Силикаты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). | |||
3.31 | Практическая работа № 7: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | Уметь получать в лаборатории изученные вещества; проводить с ними химические реакции. | Анализ практических умений учащихся. | ||||
3.32 | Обобщение темы «Неметаллы» (зачет) | 1 | Самостоятельная ра-бота. Тест. | |||||
4 | Органические вещества | 10 | ||||||
4.1 | Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. | 1 | Предмет изучения органической химии. Особенности органических веществ. Валентность и степень окисления. Теория строения органических веществ. Структурные формулы. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Самостоятельная ра-бота | |||
4.2 | Предельные углеводороды. | 1 | Предельные углеводороды. Гомологический ряд. Радикалы. Изомеры и изомерия. Физические и химические свойства предельных углеводородов. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Анализ ответов уч-ся | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | ||
4.3 | Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. | 1 | Нередельные углеводороды. Гомологический ряд. Реакции полимеризации, мономеры, полимеры. Гидратация и дегидратация. Качественные реакции на двойную связь. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Анализ ответов уч-ся | Полимеры. представления о полимерах на примере полиэтилена. | ||
4.4 | Спирты. | 1 | Спирты и их атомность. Химические свойства. качественная реакция на многоатомные спирты. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Анализ выполнения индивидуальных заданий | |||
4.5 | Альдегиды и одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | Карбоксильная группа. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Анализ выполнения индивидуальных заданий | |||
4.6 | Понятие о сложных эфирах. | 1 | Жиры как сложные эфиры. Применение жиров. СМС. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Тест | |||
4.7 | Понятие об аминокислотах. | 1 | Аминокислоты и их амфотерность. реакции поликонденсации. Пептидная связь. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Работа с учебником | |||
4.8 | Белки. | 1 | Биологические функции белков. Свойствабелков и качественная реакция на белки. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Самостоятельная ра-бота | Тема: Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. | ||
4.9 | Углеводы. | 1 | Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза, фруктоза. Сахароза, крахмал и целлюлоза. | Уметь определять состав веществ по формулам, принадлежность к определенному классу. Знать основные химические свойства, биологическую роль. | Анализ выполнения индивидуальных заданий | |||
4.10 | Обобщение знаний по органической химии. | 1 | Самостоятельная ра-бота, тест. | Сообщение: Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||||||
Резерв | 1 | |||||||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа "Химия. 8 класс" по учебнику А.А. Журина, 3 ч/неделю
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа "Химия 8 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
Рабочая программа "Химия 8 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис...
Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис...
Рабочая программа "Химия 10-11 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
Рабочая программа "Химия 10-11 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис...