Рабочая программа. ХИМИЯ -11
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Алексей Геннадиевич Селезнёв

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._rabochaya_programma._himiya_-11.docx92.04 КБ

Предварительный просмотр:


МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

На заседании МО Учителей_______________
_______________________________________

Протокол № ____ от «___» _________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР
___________________  /________________/
                  (подпись)                                         (ФИО)
«___» __________ 2014 г.


Утверждаю:
Директор МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»
____________________  /Н.В. Тузова/
                     (подпись)                                      (ФИО)
«_____» ___________________ 2014 г.


Рабочая программа

Наименование курса: ХИМИЯ
Класс:
11
Уровень общего образования: основная школа
Учитель химии: Алексей Геннадиевич Селезнёв
Срок реализации программы: 2014 - 2015 уч.год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе примерной программы Химия. Предметная линия учебников О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством Образования и Науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.)

Учебник: Химия.11 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 218 с.: ил.

Рабочую программу составил ____________________________________________  Алексей Геннадиевич Селезнёв
                                                                                                                                      (подпись)

с. Белозерье, 2014

Рабочая программа по ХИМИИ 11 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа – резервное время

УМК О.С.Габриеляна

Пояснительная записка

Место химии в учебном процессе:
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

Функции рабочей программы:

  • - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
  • - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «химия»;
  • - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ОС), а также степень их трудности;
  • - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Концепции, заложенные в содержании учебного материала:

Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы. В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики, биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1089 от 05.03.2004г;
-федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ №1312 от 09.03.2004г;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и Науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2014-2015 учебный год;
-Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)

-учебного плана МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

Срок реализации рабочей программы 1 год

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014 - 2015 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.

Формы и методы, технологии обучения:
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих  форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. 

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;  
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 2-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2007.

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора   включены в
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы

Требования к уровню подготовки учеников:
Знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь и её виды, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений;  валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • обращаться: с горючими и токсичными веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:
Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. К основным формам контроля, используемым мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибальная

Оценка теоретических знаний:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений:
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи:
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:  
задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год

Тематическое планирование по ХИМИИ, 8 класс,
2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2часа – резервное время
УМК О.С. Габриеляна

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Раздел  №1:
Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

6

2.

Раздел  №2:
Строение вещества

24

Лабораторная работа № 1 «Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств»

Лабораторная работа № 2. «Ознакомление с дисперсными системами».

Лабораторная работа № 3. «Ознакомление с коллекцией полимеров и изделий из них»

Практическая работа № 1.

«Получение, собирание и распознавание газообразных веществ».

Лабораторная работа № 4. «Ознакомление с минеральными водами».

Лабораторная работа № 5. «Испытание воды на жесткость. Устранение»

Контрольная работа № 1

Контрольная работа № 2

3.

Раздел  №3:
Химические реакции

18

Лабораторная работа № 6. «Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса».

Лабораторная работа  № 7. «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком».

Лабораторная работа  № 8. «Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца и каталазы сырого картофеля».

Лабораторная работа  № 9. «Различные случаи гидролиза солей».

Контрольная работа № 3

4.

Раздел  №4:
Вещества и их свойства

18

Лабораторная работа  № 10. «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами».

Лабораторная работа  № 11,12,13. «Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями».

Лабораторная работа  № 14. «Получение и свойства нерастворимых  оснований».

Лабораторная работа  № 15. «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов».

Лабораторная работа  № 16. «Ознакомление с коллекциями различных веществ»

Практическая работа  № 2. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

Контрольная работа № 4

6

Резервное время

                2

Всего:

68

Из них 2 часа резервное время

Содержание тем учебного курса ХИМИИ 11 класс:

Раздел  №1: Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева - 6 часов 
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.
Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона.  ПСХЭ Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и ПСХЭ Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Раздел  №2: Строение вещества - 24 часа 
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие
«массовая доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации: Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторная работа № 1 «Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств»
Лабораторная работа № 2. «Ознакомление с дисперсными системами».
Лабораторная работа № 3. «Ознакомление с коллекцией полимеров и изделий из них»
Практическая работа № 1. «Получение, собирание и распознавание газообразных веществ».
Лабораторная работа № 4. «Ознакомление с минеральными водами».
Лабораторная работа № 5. «Испытание воды на жесткость. Устранение»
Контрольная работа № 1
Контрольная работа № 2

Раздел  №3: Химические реакции - 18 часов 
Реакции, идущие без изменения  состава веществ. Аллотропия  и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические.
Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно–восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации: Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторная работа № 6. «Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса».
Лабораторная работа  № 7. «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком».
Лабораторная работа  № 8. «Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца и каталазы сырого картофеля».
Лабораторная работа  № 9. «Различные случаи гидролиза солей».
Контрольная работа № 3

Раздел  №4: Вещества и их свойства - 18 часов 
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация, свойства оснований. Щелочи. Взаимное влияние атомов в молекуле.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов, комплексные соединения. Амфотерность аминокислот.
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Демонстрации: Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторная работа  № 10. «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами».
Лабораторная работа  № 11,12,13. «Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями».
Лабораторная работа  № 14. «Получение и свойства нерастворимых  оснований».
Лабораторная работа  № 15. «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов».
Лабораторная работа  № 16. «Ознакомление с коллекциями различных веществ»
Практическая работа  № 2. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».
Контрольная работа № 4

Резервное время - 2 часа
Обобщение тем, изученных в данном курсе

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 11 классе
2 часа в неделю. Всего 68 часов, из них резервное время – 2 часа

№ урока

Календ. сроки

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовленности

Домашнее задание

Раздел  №1: Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева - 6 часов

1

1-е полугод.

Основные сведения о строении атома

Атом, ядро и электронная оболочка, электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Знать:

**современные представления о строении атома ХЭ, 
**химические понятия -химический элемент, изотопы, атом.

**строение атома и расположение электронов по орбиталям

Уметь:

**определять состав и строение атома элемента по положению в ПСХЭ

§-1, стр.3-5

2

1-е полугод.

Состояние электронов в атоме

Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, атомные орбитали.

Знать: 

**сущность понятий электронная орбиталь и электронное облако, формы орбиталей – s-, p-, d- и f-орбиталь, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.

§-1, стр.5-7

3

1-е полугод.

Электронная конфигурация атомов химических элементов

Электронная формула атомов элементов. Графические и электронные формулы. Электронно – графические формулы атомов элементов, электронная классификация элементов, особенности электронных оболочек переходных элементов

Знать:

**основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами.

Уметь: 

**составлять электронные формулы атомов.

§-1, стр.8-9

4

1-е полугод.

Валентные возможности атомов

Валентные электроны, сравнение валентности и степени окисления.

Знать:

**химические понятия - валентность и степень окисления.

Уметь: 

**составлять формулы химических веществ, на основе валентности атомов ХЭ

Задание в тетр.

5

1-е полугод.

Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Предпосылки открытия закона, Строение периодической системы, изотопы, современное представление химического элемента. Физический смысл порядкового номера элемента, причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов, значение закона для развития науки. Различные формы ПСХЭ Д.И.Менделеева

Знать:

**смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины – свойства ХЭ в периодах и группах ПСХЭ.

Уметь: 

**давать характеристику элемента  на основании его расположения в ПСХЭ.

§-2, стр. 11-18

6

1-е полугод.

Изменение свойств элементов в периодах и группах

§-2, стр.18-23

Раздел  №2: Строение вещества - 24 часа

1/7

1-е полугод.

Ионная химическая связь

Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералоы: кальцита, галита.

Знать: 

**классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Уметь:

**характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки;
**предполагать тип связи по формуле вещества,

**предсказывать тип кристаллической решетки.

§-3, упр.1-10

2/8

1-е полугод.

Ковалентная химическая связь

Насыщаемость и поляризуемость, направленность – геометрия молекулы. Направленность ковалентной связи. Типы гибридизации.

Знать: 

**классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Уметь: 

**характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки;

**предполагать тип связи по формуле вещества,

**предсказывать тип кристаллической решетки.**определять геометрию  молекулы по характеристикам химической связи;

**составлять уравнения химических реакций

§-4, стр. 29-31, упр.1-6

3/9

1-е полугод.

Механизмы образования ковалентной связи

Сигма- и Пи-связи. Свойства Сигма- и Пи-связи. Механизмы образования ковалентных связей.

§-4, стр.31-36, упр.7-13

4/10

1-е полугод.

Металлическая химическая связь

Кристаллические решётки металлов.  Свойства Ме, обусловленные металлической связью

§-5, упр.1-10

5/11

1-е полугод.

Водородная химическая связь

Модель молекулы ДНК

§-6, упр.1-10

6/12

1-е полугод.

Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома. Химическая связь»

7/13

1-е полугод.

Кристаллические решетки. Лабораторная работа № 1 Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Кристаллические решётки металлов.  Свойства Ме, обусловленные металлической связью

Знать: 

**определение кристаллической решётки
**виды кристаллических решёток

Уметь:

**составить макет кристаллической решётки

Задание в тетр.

8/14

1-е полугод.

Дисперсные системы. Лабораторная работа № 2. Ознакомление с дисперсными системами.

Дисперсные системы, дисперсионная среда и дисперсная фаза, типы дисперсных систем и их значение в природе, золи, гели, коллоиды? Диффузия, способы выражения концентрации растворов

Знать: 

**определение и классификацию дисперсных систем,
**понятия - истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерзис. Способы выражения концентрации растворов.

Задание в тетр.

9/15

1-е полугод.

Термопласты

Углеродный скелет, радикал, функциональные группы, гомологический ряд, виды изомерии, взаимное влияние атомов в молекуле, основные направления развития теории. Стереорегулярность. Полимеры, ВМС, структурное звено, степень полимеризации, Мr.

Знать: 

**основные положения ТХС А.М.Бутлерова, **важнейшие понятия - изомерия, гомологический ряд;

** основные понятия химии - мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, основные способы получения полимеров, ВМС **наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.

Уметь:

**составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты..

§-7, стр.54

10/16

1-е полугод.

Реактопласты. Лабораторная работа № 3. Ознакомление с коллекцией полимеров и изделий из них

§-7, стр. 54-59, упр.1-5

11/17

1-е полугод.

Волокна

Образцы волокон и изделий из них

Знать: 

**классификацию волокон;

Уметь:

**распознавать волокна по их происхождению и химическому составу

§-7, стр.60-65, упр.6-10

12/18

1-е полугод.

Газообразное состояние вещества

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем»,  «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».

Знать/понимать:

**агрегатные состояния веществ

**химическое  понятие  молярный объем

Уметь:

**вычислять по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

§-8, стр.67-68, упр.1-8

13/19

1-е полугод.

Молярный объем газообразных веществ

§-8 стр.68-78, упр.9-14

14/20

1-е полугод.

Получение, собирание и распознавание газообразных веществ. Практическая работа № 1.

Знать:

**правила ТБ;

**способы сбора газообразных веществ

Уметь:

**провести получение газообразных веществ и их сбор

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Задание в тетр.

15/21

1-е полугод.

Жидкое состояние вещества. Лабораторная работа № 4. Ознакомление с минеральными водами.

Три агрегатных состояния воды

Приборы на жидких кристаллах

Знать:

**правила ТБ;

**агрегатное состояние вещества

Уметь:

**определить агрегатное состояние вещества

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

§-9, стр.80-82, упр.1-6

16/22

1-е полугод.

Жесткость воды и способы ее устранения

Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления.

Жесткость воды и способы ее устранения. Виды жёсткости воды – карбонатная, сульфатная, фосфатная, смешанная

Знать/понимать:
**правила ТБ;

**понятие -  жёсткость воды; виды жёсткости воды

**способы устранения жёсткости воды

Уметь:

**провести химическую реакцию по устранению жёсткости воды;

**составить уравнения химической реакции

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

§-9, стр.83-86, упр.7-11

17/23

1-е полугод.

Жесткость воды и способы ее устранения. Лабораторная работа № 5. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Задание в тетр.

18/24

1-е полугод.

Твердое состояние вещества

Образцы твёрдых веществ. Характеристика твёрдого вещества

Знать/понимать:

**агрегатные состояния веществ

Уметь:

**определить агрегатное состояние вещества

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

§-10, упр.1-11

19/25

1-е полугод.

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза. Дисперсная среда. Грубодисперсные системы – эмульсии и суспензии. Пасты. Аэрозоли. Коллоидные системы – гели и золи. Тонкодисперсные системы. Истинные растворы – молекулярные, молекулярно-ионные, ионные

Знать/понимать:

**понятия -дисперсные системы, суспензии, эмульсии, аэрозоли, пасты, гели, золи; истинные растворы

**отличия грубодисперсных систем от тонкодисперсных;

**виды коллоидных растворов
Иметь представление о истинных растворах

Уметь:

**отличить эмульсии от суспензий; гели от паст

§-11, упр.1-11

20/26

1-е полугод.

Состав вещества и смесей

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. Практическое получение поваренной соли, используя разные методы разделения смесей.

Знать/понимать:

**понятия - вещества и смеси

Уметь:

**провести разделение смесей

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

**использовать приобретенные знания в практической деятельности

§-12, упр.1-6

21/27

1-е полугод.

Понятие «массовая доля»

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Знать/понимать:

**химические понятия -моль, молярная масса

**агрегатное состояние вещества

**основные положения ТХС А.М.Бутлерова, **важнейшие понятия - изомерия, гомологический ряд;

** основные понятия химии - мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, основные способы получения полимеров, ВМС **наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.

Уметь:

**вычислять - молярную массу, количество вещества;

**составить уравнение химической реакции и произвести по нему расчёты

**провести разделение смесей

**определить агрегатное состояние вещества

**составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты..

§-12, стр.106-110, упр.7-14

22/28

1-е полугод.

Решение расчетных задач

Решение экспериментальных задач. Составление уравнений химических реакций

23/29

1-е полугод.

Обобщение по теме «Строение вещества»

§§: 3-12

24/30

1-е полугод.

Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

Раздел  №3: Химические реакции - 18 часов

1/31

1-е полугод.

Классификация химических реакций в неорганической химии. Лабораторная работа № 6. Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса.

Химическая реакция, типы химических реакций, идущие без изменения качественного состава вещества, реакции ионного обмена в водных растворах

Знать: 

**определение процессов, называемых химическими реакциями, в чем их суть;

**понятия - скорость химической реакции, катализ, энергия активации;

Уметь:

**устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации.

**иметь представление о факторах, влияющих на скорость реакций, сравнение ферментов с неорганическими катализаторами

§-13

2/32

2-е полугод.

Классификация химических реакций в органической химии

Химическая реакция, типы химических реакций в органической химии Химические реакции идущие без изменения качественного состава вещества и с изменением качественного состава вещества

§-13, Задание в тетр.

3/33

2-е полугод.

Химические реакции, протекающие без изменения состава веществ

Химическая реакция, типы химических реакций, идущие - без изменения качественного состава вещества, с изменением качественного состава вещества.  Реакции ионного обмена в водных растворах

Знать: 

**определение процессов, называемых химическими реакциями, в чем их суть;

Уметь:

**устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам химических реакций

§-13, упр.1-9

4/34

2-е полугод.

Химические реакции, протекающие с изменением состава веществ

§-14, упр.1-9

5/35

2-е полугод.

Скорость химических реакций. Лабораторная работа  № 7. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

Взаимодействие растворов серной кислоты с тиосульфатом натрия различной концентрации и температуры

Знать/понимать:

**химические понятия - скорость химической реакции; катализатор и ингибитор; химическое равновесие

Уметь:

**объяснять условия протекания химической реакции по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические реакции), а также по обратимости (обратимые и необратимые реакции);

**составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства веществ и определять их тип.

§-15, стр.126-131, упр.1-5

6/36

2-е полугод.

Факторы, влияющие на скорость реакции. Лабораторная работа  № 8. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью окисда марганца и каталазы сырого картофеля.

Зависимость скорости реакций от различных факторов. Модель кипящего слоя. Катализаторы и ингибиторы. Ферменты пищеварительных соков, как биологические катализаторы

§-15, стр.126-135, упр.6-12

7/37

2-е полугод.

Обратимость химических реакций

Обратимость реакций. Понятие о химическом равновесии, равновесные концентрации, константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение

равновесия. Принцип Ле -Шателье

Знать: 

**классификацию химических реакций (обратимые и необратимые),

**понятие - химическое равновесие и условия его смещения

§-16, стр.137-138, упр.1-3

8/38

2-е полугод.

Химическое равновесие

§-16, стр.138-142, упр.4-5

9/39

2-е полугод.

Электролитическая диссоциация. Водородный показатель

Электролиты и не электролиты. Диссоциация электролитов, Механизм диссоциации, свойства ионов, катионы

Катионы и  анионы, степень диссоциации, константа диссоциации. Сильные, слабые электролиты. Основные положения ТЭД.

Знать: 

**понятия -  электролит, не электролит, катион,  анион ;

**Понимать сущность механизма диссоциации, константу диссоциации воды, ионное произведение.

Уметь:

**определять характер рН среды растворов неорганических соединений.
**привести примеры сильных, средних, слабых электролитов;

§-17, стр.143-145, упр.1-5

10/40

2-е полугод.

Электролитическая диссоциация. Водородный показатель

Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Знать/понимать:

** химические понятия - электролит и не электролит,

электролитическая диссоциация.

Уметь:

**объяснять сущность реакций ионного обмена

**определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

**составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

§-17, стр.145-149, упр.6-10

11/41

2-е полугод.

Гидролиз неорганических веществ. Лабораторная работа  № 9. Различные случаи гидролиза солей.

Понятие гидролиза, среда водных растворов: кислая, щелочная, нейтральная. гидролиз солей – 3 случая.

Знать: 

**типы гидролиза солей

Уметь:

**составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды..

§-18, стр.150-152, упр.1-7

12/42

2-е полугод.

Гидролиз органических веществ

Гидролиз органических соединений. Практическое значение гидролиза.

Знать: 

**типы гидролиза органических соединений.

Уметь:

**составлять уравнения гидролиза органических соединений, определять характер среды.

§-18, стр.153-154, упр.8-11

13/43

2-е полугод.

Растворимость и классификация веществ по этому признаку

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

Знать/ понимать:

**понятия растворы, кристаллогидраты; концентрация растворов

Уметь:

**составлять уравнения химических реакций и производить расчёты

Записи в тетради

14/44

2-е полугод.

Окислительно-восстановительные реакции

Понятие об окислительно-восстановительной реакции, окислителе, восстановителе. Метод электронного баланса. Окисление, восстановление. Степень окисления.

Знать:

**понятия - окислитель, восстановитель; степени окисления

Уметь:

**составлять ОВР методом электронного баланса;

**определять степень окисления в сложных веществах ионах, составлять формулы по степени окисления.

§-19,стр.155-156, Записи в тетради

15/45

2-е полугод.

Окислительно-восстановительные реакции

§-19, стр.156-158, Записи в тетради

16/46

2-е полугод.

Электролиз

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его значение.

Знать:

**понятие электролиз

Уметь:

**составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления.

Понимать суть металлургических процессов.

Иметь представление о электропечах, используемых в металлургии

§-19, стр.-158-162

17/47

2-е полугод.

Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации

Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.

Знать/понимать:

**химические понятия - электролит и не электролит, электролитическая диссоциация.

Уметь:

**объяснять сущность реакций ионного обмена

**определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

**составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена и производить по ним расчёты

Задание в тетр.

18/48

2-е полугод.

Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции»

Раздел  №4: Вещества и их свойства - 18 часов

1/49

2-е полугод.

Классификация неорганических веществ. Лабораторная работа  № 10. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

Вещество, простые и сложные вещества, оксиды гидроксиды, кислоты, основания, соли – классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений.

Знать:

**важнейшие классы неорганических соединений.

Уметь:

**определять принадлежность  веществ к различным классам неорганических соединений.

**характеризовать свойства ХЭ опираясь на их положение в ПСХЭ
**составлять уравнения химических реакций

Задание в тетр.

2/50

2-е полугод.

Классификация органических веществ

Органические соединения. Классификация и номенклатура. Изомерия

Знать:

**важнейшие классы органических соединений.

Уметь:

**характеризовать свойства органических соединений.
**составлять уравнения химических реакций

Задание в тетр.

3/51

2-е полугод.

Простые вещества – металлы. Общие химические свойства металлов

Простые вещества – металлы,  строение кристаллов и металлическая связь. Свойства металлов, оксиды и гидроксиды металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Основные металлы и сплавы.

Знать: 
**основные металлы, свойства металлов, опираясь на их положение в ПСХЭ

**промышленные способы получения металлов.

Уметь: 

**определять принадлежность вещества к различным классам.
**составлять уравнения химических реакций

§-20, стр.164-167, упр.1

4/52

2-е полугод.

Общие химические свойства металлов

Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.

Знать: 

**химические свойства металлов.

Уметь: 

**определять принадлежность вещества к различным классам.
**составлять уравнения химических реакций и производить расчёты

§-20,стр.167-169, упр.2-4

5/53

2-е полугод.

Коррозия металлов

Коррозия, виды коррозии, способы защиты от коррозии.

Знать:

**причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии.
Уметь:
**составлять уравнения химических реакций и производить расчёты

§-20, стр.170-173, упр.5-6

6/54

2-е полугод.

Общие способы получения металлов

Металлы в природе, общие способы получения; металлургия; пиро-, гидро-, электрометаллургия.

Знать: 

**общие способы получения металлов

Уметь:

**составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления.

Понимать:

**суть металлургических процессов.

Иметь представление о доменном и конвертерном производстве стали, о алюмо- и магниетермии; о сплавах и их применении

§-20, стр.169, Задание в тетр., упр.7-8

7/55

2-е полугод.

Урок-упражнение по классу «Металлы»

Решение экспериментальных задач. Составление уравнений химических реакций

Знать:

**основные металлы их свойства, положение в ПСХЭ, окислительно-восстановительные свойства.

Уметь:

**составить уравнение химической реакции и произвести по нему расчёты

§-20, Задание в тетр.

8/56

2-е полугод.

Простые вещества - неметаллы

Неметаллы, атомное и молекулярное строение, аллотропия, инертные газы. Свойства неметаллов.

Знать:

**основные неметаллы, их положение в ПСХЭ, окислительно-восстановительные свойства.

Уметь:

** характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ. Изменение кислотных свойств высших оксидов неметаллов в периодах и группах.
**составлять уравнения химических реакций и произвести по нему расчёты

§-21, стр.171-176, упр.1-2

9/57

2-е полугод.

Химические свойства неметаллов

Изменения кислотно – основных свойств периодах и группах, оксиды, кислоты. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов, характеристика подгруппы галогенов.

§-21, стр.176-179, упр.3-7

10/58

2-е полугод.

Урок - упражнение по классу « Неметаллы»

Задание в тетр.

11/59

2-е полугод.

Неорганические и органические  кислоты. Лабораторная работа  № 11,12,13.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями.

Кислоты в свете протолитической теории, классификация, общие свойства, особенности свойств некоторых кислот. Соляная, азотная, уксусная кислоты.

Знать:
**классификацию и номенклатуру кислот, особенности свойств неорганических кислот – серной и азотной; особенности свойств органических кислот – муравьиной и уксусной

Уметь:

**характеризовать свойства кислот.
**составлять уравнения химических реакций и произвести по нему расчёты

§-22, упр.1-9

12/60

2-е полугод.

Основания органические и неорганические. Лабораторная работа  № 14. Получение и свойства нерастворимых  оснований.

Основания в свете протолитической теории. Классификация, свойства оснований. Щелочи. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Знать:

**классификацию и номенклатуру оснований,

**свойства оснований

Уметь:

**характеризовать свойства оснований.
**составлять уравнения химических реакций и произвести по нему расчёты

§-23, упр.1-9

13/61

2-е полугод.

Амфотерные органические и неорганические соединения

Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов, комплексные соединения. Амфотерность аминокислот.

Знать:

**понятие амфотерности.

Уметь:

**характеризовать свойства амфотерных соединений – неорганических и органических;

**составлять формулы пептидов.

**составлять уравнения химических реакций и произвести по нему расчёты

Задание в тетр.

14/62

2-е полугод.

Классификация солей. Лабораторная работа  № 15. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Знать/понимать:

**важнейшие вещества и материалы соли, минеральные удобрения

Уметь:

 **называть соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

**определять характер среды в водных растворах солей;

**характеризовать общие  химические свойства солей

**объяснять зависимость свойств солей от их состава и строения;

**выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

§-24, упр.1-9

15/63

2-е полугод.

Генетическая связь между веществами. Лабораторная работа  № 16. Ознакомление с коллекциями различных веществ

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. Качественные реакции на катионы и анионы.

Знать: 

**основные правила ТБ;

**важнейшие классы неорганических соединений;

**важнейшие классы органических соединений

Уметь:

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

§-25, упр.1-7

Задание в тетр.

16/64

2-е полугод.

Практическая работа  № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Задание в тетр.

17/65

2-е полугод.

Обобщение по теме» Вещества и их свойства»

Систематизация материала по данной теме, отработка теоретического материала в рамках данной темы.
Вещество. Простые и сложные вещества, оксиды, гидроксиды(основания), кислоты, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Классификация и номенклатура органических соединений. Основные классы органических соединений, их свойства.

Знать: 

**основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ, **свойства изученных классов соединений.
Уметь:
**составлять уравнения химических реакций и производить расчёты
**составлять формулы
веществ

**дать название вещества по его формуле

§§: 3-25

18/66

2-е полугод.

Контрольная работа № 4 по теме «Вещества и их свойства»

Резервное время - 2 часа

1/67

2-е полугод.

Качественные реакции на катионы и анионы

Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Знать:
**основные положения
электролитической диссоциации
Уметь
:
**составлять уравнения химических реакций

Задание в тетр.

2/68

2-е полугод.

Роль химии в жизни общества

Обобщение знаний по курсу «Химия»

Знать:

**место и роль химии в жизни человека

Задание в тетр.

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа:
 Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.       
2. Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

3. Учебные пособия:

  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 9 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 11 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 10 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 11 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 11 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. _М.: Просвещение, 1980

4. Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html  

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html 

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html 

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html 

5. Материально-техническое обеспечение:
5.1. Таблицы по химии:

Серия 1
НАЧАЛА ХИМИИ
1.1.  Химические знаки и атомные массы важнейших элементов.
1.2.  Распространенность химических элементов.
1.3.  Формы существования химических элементов.
1.4.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
1.5.  Структурные изменения веществ.
1.6.  Способы разделения смесей.
1.7.  Химические знаки и формулы.
1.8.  Составление формул по валентности.
1.9.  Моль – единица количества вещества.
1.10. Физические величины выражения порций вещества.
1.11. Признаки и условия течения химических реакций.
1.12. Типы химических реакций.
1.13. Воздух. Кислород. Горение.
1.14. Строение пламени.
1.15. Составление формул солей.
1.16. Генетическая связь классов неорганических веществ.


Серия 2
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
2.1. Исторические модели строения атома.
2.2. Строение атома.
2.3. Электронное строение атомов элементов II периода.
2.4. Модели строения веществ.
2.5. Атомные радиусы элементов I-IV периодов.
2.6. Относительная электроотрицательность элементов.
2.7. Степени окисления элементов.
2.8. Ковалентная связь.
2.9. Валентные углы в молекулах.
2.10. Ионная связь.
2.11. Водородная связь.
2.12. Донорно-акцепторная связь.
2.13. Соотношение видов связи.
2.14. Металлическая связь.
2.15. Виды кристаллов.
2.16. Валентность и степень окисления.

Серия 3
РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

3.1. Дисперсные системы.
3.2. Свойства воды.
3.3. Кривые растворимости веществ.
3.4. Способы выражения концентрации растворов.
3.5. Электролиты.
3.6. Гидратация ионов.
3.7. Растворение веществ с ионной связью.
3.8. Растворение веществ с ковалентной полярной связью.
3.9. Кислотно-основные реакции.
3.10. Реакции ионного обмена.
3.11. Гидролиз водных растворов солей.
3.12. Иониты.

Серия 4
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
4.1. Виды энергии.
4.2. Тепловой эффект химической реакции.
4.3. Законы сохранения массы и энергии.
4.4. Измерение теплового эффекта реакции.
4.5. Скорость химической реакции.
4.6. Зависимость скорости химической реакции от условий.
4.7. Обратимые реакции.
4.8. Динамический характер химического равновесия.
4.9. Смещение химического равновесия.
4.10. Катализ
4.11. Гетерогенный катализ.
4.12. Окислительно-восстановительные реакции.
4.13. Многообразие окислительно-восстановительных реакций.
4.14. Классификация химических реакций.

Серия 5
НЕМЕТАЛЛЫ

5.1. Галогены.
5.2. Химия галогенов.
5.3. Сера. Аллотропия.
5.4. Химия серы.
5.5. Химия азота.
5.6. Оксиды азота.
5.7. Азотная кислота – окислитель.
5.8. Фосфор. Аллотропия.
5.9. Классификация минеральных удобрений.
5.10. Распознавание минеральных удобрений.
5.11. Углерод. Аллотропия.
5.12. Адсорбиция.
5.13. Оксид кремния.
5.14. Силикаты.
5.15. Применение кремния и его соединения.
5.16. Инертные газы.

Серия 6
МЕТАЛЛЫ
6.1. Щелочные металлы.
6.2. Химия щелочных металлов.
6.3. Элементы IIА группы.
6.4. Жесткость воды.
6.5. Алюминий.
6.6. Применение алюминия.
6.7. Железо.
6.8. Виды коррозии.
6.9. Методы защиты от коррозии.
6.10. Общие свойства металлов.

Серия 7
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
7.1. Строение атома.
7.2. Электронная орбиталь.
7.3. Модели атомов некоторых элементов.
7.4. Кристаллы.
7.5. Валентность.
7.6. Степень окисления.
7.7. Изомерия часть 1.
7.8. Изомерия часть 2.
7.9. Гомология.  

Серия 8.
8.1. Закономерность изменения свойств  соединений элементов главных подгрупп.
8.2. Степень окисления.
8.3. Закономерность изменения свойств  соединений химических элементов главных подгрупп.
8.4. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ
8.5. Основания.
8.6. Типы химических реакций.
8.7. Окислительно-восстановительные реакции.
8.8. Переработка нефти.
8.9. Производство серной кислоты
.

Серия 9.
СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ТАБЛИЦ ПО ХИМИИ.
9.1. Классификация неорганических веществ (односторонняя)
9.2. Химические реакции.
9.3. Зависимость силы кислот и оснований от заряда и радиуса иона образующего их элемента.
9.4. Качественные реакции на катионы.
9.5. Качественные реакции на анионы.
9.6. Гибридизация атомных орбиталей.
9.7. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(метан, этан, этилен, ацетилен)
9.8. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(бутадиен, бензол)
9.9. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета.
9.10. Функциональные группы и соответствующие им классы органических соединений.
9.11. Галогенирование алканов.
9.12. Геометрическая изомерия.
9.13. Важнейшие реакции алкенов.
9.14. Качественные реакции органических соединений(углеводороды и функциональные соединения.)
9.15. Качественные реакции органических соединений (функциональные соединения)

5.2. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
  3. Окраска индикаторов в различных средах.
  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

6. Практикум. Инструктивные таблицы:

Нагревательные приборы. Нагревание.
П 1. Спиртовка.
П 2. Газовая горелка.
П 3. Электронагреватели.
П 4. Нагревание.
П 5. Приемы обращения с лабораторным штативом.
П 6. Получение и собирание газов.
Правила обращения с различными веществами.
П 7. Обращение с твердыми веществами.
П 8. Обращение с жидкими веществами.
Основные химические операции.
П 9. Взвешивание.
П 10. Приготовление растворов.
П 11. Фильтрование.
П 12. Перегонка.
П 13. Титрование.

7. СПИСОК ПОЛЕЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ ПО ХИМИИ:
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования  http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой  http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов  http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже  http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов  http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии  http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа  http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах  http://all-met.narod.ru
Мир химии  http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой  http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия  http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы  http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии   http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова   http://chemistry.r2.ru
Школьная химия  http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике   http://rushim.ru/books/books.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...