Рабочая программа. ХИМИЯ -9
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Алексей Геннадиевич Селезнёв

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._rabochaya_programma._himiya_-9.docx103.69 КБ

Предварительный просмотр:


МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

На заседании МО Учителей_______________
_______________________________________

Протокол № ____ от «___» _________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР
___________________  /__________________/
                  (подпись)                                         (ФИО)
«___» __________ 2014 г.


Утверждаю:
Директор МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа»
____________________  /Н.В. Тузова/
                     (подпись)                                      (ФИО)
«_____» ___________________ 2014 г.

Рабочая программа

Наименование курса: ХИМИЯ
Класс:
9
Уровень общего образования: основная школа
Учитель химии: Алексей Геннадиевич Селезнёв
Срок реализации программы: 2014 - 2015 уч.год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе примерной программы Химия. Предметная линия учебников О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством Образования и Науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.)

Учебник: Химия.9 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.: ил.

Рабочую программу составил ____________________________________________  Алексей Геннадиевич Селезнёв
                                                                                                                                      (подпись)

с. Белозерье, 2014

Рабочая программа по ХИМИИ 9 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа – резервное время

УМК О.С.Габриеляна

Пояснительная записка

Место химии в учебном процессе:
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Функции рабочей программы:

  • - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
  • - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «химия»;
  • - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ОС), а также степень их трудности;
  • - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике, о химических объектах и процессах природы;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Концепции, заложенные в содержании учебного материала:

Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы. В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики, биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Курс 9 класса начинается темой «Введение». В которой обобщаются вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
В теме «Металлы» рассматриваются общие свойства химических элементов металлов, групп щелочных и щелочно-земельных металлов, в теме «Неметаллы» -  подгруппы кислорода, галогенов, азота и углерода. Учащиеся получают представление о наиболее важных в народно-хозяйственном отношении веществ.
При изучении учебного материала химии элементов повторяются, развиваются и обобщаются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории курса. Курс 9 класса завершается темой «Знакомство с органическими веществами».
В ходе изучения курса большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. Планирование содержит 5 практических работ.
При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов- вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.
                                                                                                                                                                                                                   

Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1089 от 05.03.2004г;
-федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ №1312 от 09.03.2004г;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и Науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2014-2015 учебный год;
-Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)

-учебного плана МКОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение тем:

-  Раздел № 1 «Металлы» вместо 15 часов – 20 часов;

-  Раздел № 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

Сокращено число часов:

- на повторение « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-  на Раздел № 3  «Органические соединения» отведено 13 часов

- из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2 часа в неделю.

-  практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

   Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

                                                                          

Срок реализации рабочей программы 1 год

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014 - 2015 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.

Формы и методы, технологии обучения:
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих  форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. 

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;  
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ , контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора   включены в
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы.

Требования к уровню подготовки учеников:
Знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон

Уметь:

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • обращаться: с горючими и токсичными веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:
Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. К основным формам контроля, используемым мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная
1.Оценка теоретических знаний:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
2.Оценка экспериментальных умений:
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
3.Оценка умений решать экспериментальные задачи:
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:  
задача не решена.
4.Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок , задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок , но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок , но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении .
Отметка «1»:
задача не решена.
5.Оценка письменных контрольных работ:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Тематическое планирование по ХИМИИ, 8 класс,

 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2часа – резервное время
УМК О.С. Габриеляна

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение

5

2.

Раздел  №1:
Металлы

20

Практическая работа № 1 Решение расчётных задач по типу:  Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке»

Алюминий и его соединения. Лабораторная работа № 1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств».

Практическая работа № 2 Решение расчётных задач по типу: «Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси»

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач – «Металлы».

Контрольная работа № 1

3.

Раздел №2:
Неметаллы

26

Лабораторная работа № 2 «Получение кислорода. Собирание и распознавание».

Практическая работа № 4 Решение задач типа: «Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным»

Практическая работа № 5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты».

Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач – «Практическое осуществление переходов».

Контрольная работа № 2

4.

Раздел №3:
Органические соединения

13

Лабораторная работа № 3 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Лабораторная работа № 4 «Взаимодействие крахмала с йодом»

Контрольная работа № 3

5.

Раздел №4:
Обобщение знаний по химии за курс основной школы

2

6

Резервное время

2

Всего:

68

Из них 2 часа резервное время

Содержание тем учебного курса ХИМИИ 9 класс:

Введение: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса  - 5часов
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Раздел  №1: Металлы – 20 часов 
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика
элементов главной подгруппы I группы - щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика
элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды и . Качественные реакции на и . Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации:  Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Практическая работа № 1 Решение расчётных задач по типу:  Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке»
Лабораторная работа № 1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств».
Практическая работа № 2 Решение расчётных задач по типу: «Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси»
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач – «Металлы».

Контрольная работа № 1

Раздел №2: Неметаллы – 26 часов 
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика
галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Хлор. Строение молекулы. Хлороводород. Соляная кислота.  Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Халькогены. Общая характеристика. Халькогены  и их свойства. Применение соединений халькогенов в народном хозяйстве.
Кислород. Соединения кислорода. Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации: Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторная работа № 2 «Получение кислорода. Собирание и распознавание».
Практическая работа № 4 Решение задач типа: «Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным»
Практическая работа № 5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты».
Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач – «Практическое осуществление переходов».
Контрольная работа № 2

Раздел №3: Органические соединения – 13 часов 
Вещества - органические и неорганические. Относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Предельные углеводороды (Алканы). Общая формула -     Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Непредельные углеводороды (Алкены). Общая формула -       Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой, галогенами. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Непредельные углеводороды (Алкины). Общая формула -      Ацетилен. Химическое строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Взаимодействие ацетилена с водой, галогенами. Реакции полимеризации ацетилена. Полиацетилен и его значение.
Предельные одноатомные спирты. Общая формула -    или R-OH   Метанол и этанол. Трехатомный спирт — глицерин -
Альдегиды. Общая формула -      На примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Общая формула -      Уксусная (этановая) кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
С
ложные эфиры. Общая формула -       Жиры - как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Реакции этерификации
Аминокислоты. Общая формула -       Реакции поликонденсации. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот  и ее причины 
Белки. Общая формула -       Строение и биологическая роль. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды.
Углеводы. Общая формула -      Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации:  Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторная работа № 3 «Изготовление моделей молекул углеводородов»
Лабораторная работа № 4 «Взаимодействие крахмала с йодом»
Контрольная работа № 3

Раздел №4: Обобщение знаний по химии за курс основной школы -  2 часа 
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Резервное время – 2 часа
Обобщение тем, изученных в данном курсе

Календарно-тематическое планирование уроков ХИМИИ в 9 классе
2 часа в неделю. Всего 68 часов, из них резервное время – 2 часа

№ урока

Календ. сроки

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовленности

Домашнее задание

Введение: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса  - 5часов

1/1

1-я четв.

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и ПСХЭ Д.И. Менделеева

Знать/понимать:

**химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество; Периодический закон.

Уметь:

**называть/объяснять:

--химические элементы по их символам;

--физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

--закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

§-3, стр.12-16

2/2

1-я четв.

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

§-3, стр.16-19

Записи в тетр.

3/3

1-я четв.

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Состав  атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Знать/понимать:

**химические понятия - вещество, классификация веществ.

Уметь:

**характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения их атомов;

**Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;

**составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева.

§-1, стр.3-6,

Записи в тетр.

4/4

1-я четв.

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

§-1, стр.6-8

генетические ряды неорганических соединений

5/5

1-я четв.

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Переходный элемент, амфотерность, генетический ряд переходного элемента

Уметь:

**давать определения - переходный элемент, амфотерность;

**составлять генетический ряд переходного элемента.

§-2, упр.1-4

Раздел  №1: Металлы – 20 часов

1/6

1-я четв.

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атомов металлов. Физические свойства.

Положение Ме в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства.

Уметь:

**характеризовать положение Ме в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства Ме;

--связь между физическими свойствами  и строением Ме (металлическая связь,  металлическая кристаллическая решётка)

§-4, упр.1-6

§-5, упр.1-3

2/7

1-я четв.

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атомов металлов. Физические свойства.

§-6, упр.1-5

3/8

1-я четв.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

Химические свойства Ме как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений Ме и его использование для характеристики химических свойств конкретных Ме.

Уметь:

**характеризовать химические свойства Ме;

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства Ме в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с НМе, кислотами и солями).

§-8, упр.1-4

4/9

1-я четв.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

§-8,упр.5-7

5/10

1-я четв.

Коррозия металлов

Коррозия, виды коррозии, способы защиты Ме от коррозии

Уметь:

**давать определение  коррозии Ме

**характеризовать виды коррозии Ме и способы защиты от неё

§-10, упр.1-6

6/11

1-я четв.

Металлы в природе. Способы получения металлов.  Сплавы.

Нахождение Ме в природе. Способы получения Ме: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Знать/понимать:

**химические понятия - окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

**составлять уравнения реакций восстановления Ме из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

§-9, упр.1-6

7/12

1-я четв.

Практическая работа № 1 Решение расчётных задач по типу:  Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке»

Уметь:

**Производить вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.

8/13

1-я четв.

Щелочные металлы. Общая характеристика. Свойства

Строение атомов щелочных Ме. Щелочные Ме – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных Ме – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Профессия – металлург

Уметь:

**объяснять закономерности изменения свойств щелочных Ме в пределах главной подгруппы, сходства и различия в строении атомов щелочных Ме;

**характеризовать щелочные Ме (Li, Na, K) по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

**составлять  уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных Ме, их оксидов и гидроксидов;

§-11, стр.52-54, упр.1

9/14

1-я четв.

Щелочные металлы и их соединения. Свойства

§-11, стр.54-58, упр.2-3

10/15

1-я четв.

Щелочноземельные металлы. Общая характеристика. Свойства.

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства

Уметь:

**называть/ объяснять закономерности изменения свойств щелочноземельных Ме в пределах главной подгруппы, сходства и различия в строении атомов щелочноземельных Ме;

**характеризовать щелочноземельные Ме по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных Ме, их оксидов и гидроксидов.

§-12, стр.60-62. Упр.1-3

11/16

1-я четв.

Щелочноземельные металлы и их соединения. Свойства

§-12, стр.62-67. Упр.4-5

12/17

2-я четв.

Алюминий и его соединения. Лабораторная работа № 1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств».

Строение атома алюминия(Al). Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

Уметь:

**характеризовать алюминий по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, химические свойства алюминия и его соединений;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений, в т.ч. уравнения, в которых проявляются амфотерные свойства соединений алюминия;

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

§-13, стр.68-71, упр.1-4

13/18

2-я четв.

Амфотерный характер соединений алюминия

§-13, стр.71-74,упр.5-7

14/19

2-я четв.

Практическая работа № 2 Решение расчётных задач по типу: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси»

Массовая доля чистого вещества, примесей

Уметь:

**Производить вычисления  массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Задание в тетр.

15/20

2-я четв.

Железо. Физические и химические свойства. Получение

Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Уметь:

**называть/ характеризовать особенности строения атома железа по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

§-14, стр.76-78, упр.1-3

16/21

2-я четв.

Соединения железа: оксиды железа (II) и (III)

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Профессия – инженер-технолог.

§-14, стр.78-80, упр.4-5

17/22

2-я четв.

Амфотерный характер соединений железа

Соединения железа: оксиды железа(II) и (III), гидроксиды железа (II) и (III), их амфотерный характер.

Уметь:

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа  и его соединений, в т.ч. уравнения, в которых проявляются амфотерные свойства соединений железа;

§-14, стр.80-81, упр.6-7

18/23

2-я четв.

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач – Металлы».

Знать: качественные реакции на важные катионы металлов,

Уметь:
**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

**использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни

Стр.86-87

19/24

2-я четв.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы».

Решение задач и упражнений.

§§: 4-14

20/25

2-я четв.

Контрольная работа № 1 по теме: «Металлы».

Раздел №2: Неметаллы – 26 часов

1/26

2-я четв.

Общая характеристика неметаллов

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха

Знать/понимать:

** химическую символику – знаки ХЭ неметаллов

Уметь:

**Называть/ объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

**характеризовать ХЭ НМе малых периодов на основе их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения атомов неметаллов;

**определять тип химической связи в соединениях неметаллов

§-15, упр.1-6

§-16, упр.1-6

2/27

2-я четв.

Водород.  Физические и химические свойства.

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода

Знать/понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

**объяснять/ характеризовать двойственное положение водорода в ПСХЭ, физические и химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

**распознавать опытным путём  водород среди других газов

§-17, упр.1-5

3/28

2-я четв.

Галогены. Общая характеристика

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Знать/понимать:

**химическую символику - знаки ХЭ- галогенов, формулы галогенов, галогеноводородов, галогеноводородных кислот, в т.ч. формулу соляной кислоты

Уметь:

**объяснять/ характеризовать закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; химические свойства галогенов: взаимодействие с НМе, водородом, растворами солей галогенов; химические свойства хлороводорода и соляной кислоты в свете теории ЭД и ОВР-й;

**определять степень окисления и тип химической связи в соединениях галогенов, в соединениях соляной кислоты;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов, взаимодействия соляной кислоты с Ме, с основными оксидами, щелочами,

**распознавать опытным путём соляную кислоту среди растворов веществ других классов;

§-18, упр.1-7

4/29

2-я четв.

Соединения галогенов. Свойства

Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

§-19, упр.1-4

5/30

2-я четв.

Хлор. Свойства. Хлороводород. Соляная кислота

Строение атома хлора. Соединения хлора и водорода. Соляная кислота и её соли

§-20, упр.1-7

6/31

2-я четв.

Халькогены. Общая характеристика.

Халькогены  и их свойства. Применение соединений халькогенов в народном хозяйстве.

Знать/понимать:

**химические понятия - окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

**объяснять/ характеризовать строение атома кислорода, серы, их  положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физические и химические свойства кислорода, серы: взаимодействие с простыми веществами (Ме и НМе), сложными веществами;

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

**определять тип химической связи в молекуле кислорода, в оксидах серы, степень окисления атома кислорода и серы  в соединениях;

§-21, упр.1-4,

7/32

3-я четв.

Кислород. Соединения кислорода.

Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода

Уметь:

**объяснять строение атома кислорода по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева,

**характеризовать химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (Ме и НМе), сложными веществами;

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

**определять тип химической связи в молекуле кислорода, в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;

§-21, упр.5-6

8/33

3-я четв.

Кислород. Лабораторная работа № 2 «Получение кислорода. Собирание и распознавание».

Уметь:

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; получения кислорода;

**распознавать опытным путём

кислород среди других газов;

Стр.191

9/34

3-я четв.

Сера. Физические и химические свойства

Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация).

Уметь:

**объяснять/ характеризовать строение атома серы по её положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (O и S) в пределах главной подгруппы; химические свойства серы (взаимодействие с Ме, кислородом, водородом) в свете представлений об ОВР;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

§-22, упр.1-5

10/35

3-я четв.

Соединения серы: оксиды (IV) и (VI)

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Растворение  в воде. Свойства серной кислоты: и

Знать/понимать:
** химическую символику
 - формулы оксида серы (IV) и (VI), серной кислоты.

Уметь:

**определять тип химической связи в соединениях серы, химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; химические свойства  в свете ТЭД и ОВР-й

**составлять уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами, характеризующие свойства разб. и конц. серной кислоты(взаимодействие с Cu);

§-23, стр.134-135

11/36

3-я четв.

Серная кислота и её соли.

§-23, стр.135-141

12/37

3-я четв.

Сравнительная характеристика неметаллов 5А группы. Азот.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Уметь:

**Объяснять/ характеризовать строение атома азота по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об ОВР;

**определять тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

§-24, упр.1-5

13/38

3-я четв.

Водородное соединение азота – аммиак. Соли аммония.  

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

Знать/понимать:

**химическую символику – формулу аммиака

Уметь:

**определять/ характеризовать соли аммония по их химическим формулам; химические свойства аммиака, солей аммония; тип химической связи в молекуле аммиака и солях аммония; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

**составлять  уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом), свойства солей аммония;

**распознавать опытным путём аммиак среди других газов;

§-25, упр.7-10

§-26, упр.4,5

14/39

3-я четв.

Кислородсодержащие соединения азота - оксиды

Оксиды азота со степенью окисления +1, +2, +3, +4, +5, разбавленная азотная кислота.

Знать/понимать:

**химическую символику -  оксида азота (II) и (IV), азотной кислоты  ;

Уметь:

**называть/ характеризовать химические свойства оксида азота (IV), азотной кислоты в свете ТЭД и ОВР-й, солей азотной кислоты (разложение при нагревании); валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

**определять степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV), свойства разб. и

конц. азотной кислоты (взаимодействие с Cu); уравнения химических реакций,

**распознавать опытным путём азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

§-27, стр.156

15/40

3-я четв.

Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Профессия – эколог. Свойства азотной кислоты:  и

§-27, стр.156-158, упр.1-7

16/41

3-я четв.

Практическая работа № 4 Решение задач типа: «Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным»

Алгоритм решения

Знать: важнейшие химические понятия - доля выхода продукта реакции, практический выход продукта реакции, теоретический выход продукта реакции.

Уметь:

**составлять уравнения химических реакций в окислительно-восстановительном и ионном виде.

**вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Задание в тетр.

17/42

3-я четв.

Фосфор. Физические и химические свойства

Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.

Уметь:

**Объяснять строение атома фосфора по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

**характеризовать химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об ОВР;

**определять тип химической связи и степень окисления атома фосфора в соединениях;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

§-28, стр.159-160, упр.2-3

18/43

3-я четв.

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота   и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.

Уметь:

**Называть/ характеризовать химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете ТЭД;

**определять принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), в ортофосфорной кислоте и фосфатах;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты.

§-28, стр.160-163, упр.4-5

19/44

3-я четв.

Сравнительная характеристика неметаллов  4А группы. Углерод.

Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Уметь:

**объяснять/ характеризовать строение атома углерода по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; химические свойства углерода (взаимодействие с Ме, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об ОВР;

**определять тип химической связи и степень окисления атома углерода в соединениях;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

§-29, упр.1-8

20/45

3-я четв.

Соединения углерода. Угольная кислота и её соли.

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Угольная кислота

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы оксида углерода (II) и (IV), угольной кислоты

Уметь:

**Называть/ характеризовать химические свойства оксида углерода (IV), угольной кислоты;

**определять  валентность и степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах, в угольной кислоте;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV), превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;;

**распознавать опытным путём углекислый газ среди других газов;

**использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни

§-30, упр.1-7

21/46

3-я четв.

Практическая работа № 5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты».

Соли угольной кислоты – карбонаты () и гидрокарбонаты (. Профессия – лаборант.

Уметь:

**характеризовать способы получение, собирания и распознавания углекислого газа;

**составлять уравнения химических реакций получения углекислого газа;

**осуществлять превращение карбонатов в гидрокарбонаты;

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

**использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни

Стр.192

22/47

3-я четв.

Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:

**называть/ характеризовать химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете ТЭД и ОВР-й;

**определять валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте, в силикатах;

**составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

§-31, упр.1-6

23/48

3-я четв.

Генетические ряды неметаллов.

Генетические ряды неметаллов.

Уметь:

** составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неметаллов, их генетическую связь

§§: 15-31

24/49

3-я четв.

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач – «Практическое осуществление переходов».

Уметь:

**составлять уравнения химических реакций получения неорганических веществ при осуществлении переходов,

**обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Стр.186-188

25/50

4-я четв.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

Знать/понимать:

**химическую символику;

Уметь составлять уравнения химических реакций

§§: 15-31

26/51

4-я четв.

Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы».

Раздел №3: Органические соединения – 13 часов

1/52

4-я четв.

Предмет органической химии.

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова (Бутлерова -Кекуле-Купера). Структурные формулы. Изомерия. Значение органической химии.

Знать/понимать:

**химические понятия - вещество, классификация веществ.

Уметь:

**характеризовать строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;

**определять валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

§-32, стр.193-198, упр.1-2

2/53

4-я четв.

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Лабораторная работа № 3 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова (Бутлерова -Кекуле-Купера). Структурные формулы. Изомерия.

Знать/понимать:

**химические понятия - изомерия, радикал; теорию химического строения органических соединений

Уметь:

**характеризовать связь между составом и строением органических веществ;

**определять валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

§-32, стр.198-199, упр.3-6

3/54

4-я четв.

Предельные углеводороды (Алканы).

Гомологические ряды. Изомерия. Радикалы. Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы метана и этана.

Уметь:

**называть/ характеризовать химические свойства метана и этана;

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

§-33, упр.1-5

4/55

4-я четв.

Непредельные углеводороды (Алкены).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулу этилена.

Уметь:

**Называть/ характеризовать связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена;

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

§-34, упр.1-3

5/56

4-я четв.

Непредельные углеводороды (Алкины).

Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

Знать/понимать:

**химическую символику - формулу ацетилена

Уметь:

**Называть/ характеризовать связь между составом, строением и свойствами ацетилена; химические свойства ацетилена;

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

§-34. Задание в тетр.

6/57

4-я четв.

Спирты.

Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

**Называть/ характеризовать связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола;

§-35, упр.1-5

7/58

4-я четв.

Карбоновые кислоты. Эфиры

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. Эфиры- соединения карбоновых кислот и спиртов. Реакция этерификации

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

**Называть/ характеризовать вязь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

**составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты;

§-36, упр.1-3

8/59

4-я четв.

Биологически важные вещества: жиры

Жиры в природе и их применение, свойства жиров.

Знать/понимать:

**химическую символику - формулы жиров

Уметь:

**характеризовать состав, нахождение в природе, физические свойства и применение жиров, получения мыла; роль жиров  в организме;

**составлять уравнения реакций получения жиров, омыления жиров

§-37, упр.1-4

9/60

4-я четв.

Биологически важные вещества: аминокислоты и белки

Белки, их строение. Пептидная связь. Биологическая роль белков.  Калорийность белков

Знать/понимать:

**химическую символику - пептидные связи, формулы аминокислот, белков

Иметь представление о первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуре белков

Уметь:

**характеризовать состав, физические свойства и применение   аминокислот,  белков

§-38, упр.1-4

10/61

4-я четв.

Биологически важные вещества: углеводы.

Углеводы. Их классификация. Применение углеводов. Биологическая роль углеводов.

Знать важнейшие материалы -искусственные и синтетические волокна и пластмассы, углеводы.

Уметь:

**характеризовать строение молекул углеводов; строение полимеров

§-39, упр.1-6

11/62

4-я четв.

Полимеры. Лабораторная работа № 4 «Взаимодействие крахмала с йодом»

Понятие о  полимерах. Природные полимеры (белки, жиры и углеводы). Получение  полимеров. Реакция полимеризации.  Применение полимеров

Знать важнейшие материалы - искусственные и синтетические волокна;  пластмассы.

Уметь:

**характеризовать строение полимеров; написать уравнение полимеризации

§-40, упр.1-5

12/63

4-я четв.

Обобщение и систематизация знаний по курсу органическая химия

Уметь:

**определять типы химической связи в органических соединениях;

**давать названия согласно номенклатуре;

**составлять уравнения химических реакций.

Стр.242-245

13/64

4-я четв.

Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества»

Раздел №4: Обобщение знаний по химии за курс основной школы -  2 часа

1/65

4-я четв.

Строение веществ

Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Знать/понимать:

**химические понятия - атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

**характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

**определять тип химической связи в соединениях.

Задание в тетр.

2/66

4-я четв.

Классификация химических реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Знать/понимать:

**химические понятия - химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

**определять типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

**составлять уравнения химических реакций.

Задание в тетр.

Резервное время – 2 часа

3/67

4-я четв.

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Знать/понимать:

**Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Задание в тетр.

4/68

4-я четв.

Решение задач

Уметь:

**Производить вычисления  

Задание в тетр.

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа:
 Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.       
2. Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

3. Учебные пособия:

  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 9 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 11 класс. – М.: Дрофа, 2001
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 10 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 11 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 11 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. _М.: Просвещение, 1980

4. Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html  

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html 

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html 

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html 

5. Материально-техническое обеспечение:
5.1. Таблицы по химии:

Серия 1

НАЧАЛА ХИМИИ
1.1.  Химические знаки и атомные массы важнейших элементов.
1.2.  Распространенность химических элементов.
1.3.  Формы существования химических элементов.
1.4.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
1.5.  Структурные изменения веществ.
1.6.  Способы разделения смесей.
1.7.  Химические знаки и формулы.
1.8.  Составление формул по валентности.
1.9.  Моль – единица количества вещества.
1.10. Физические величины выражения порций вещества.
1.11. Признаки и условия течения химических реакций.
1.12. Типы химических реакций.
1.13. Воздух. Кислород. Горение.
1.14. Строение пламени.
1.15. Составление формул солей.
1.16. Генетическая связь классов неорганических веществ.

Серия 2
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
2.1. Исторические модели строения атома.
2.2. Строение атома.
2.3. Электронное строение атомов элементов II периода.
2.4. Модели строения веществ.
2.5. Атомные радиусы элементов I-IV периодов.
2.6. Относительная электроотрицательность элементов.
2.7. Степени окисления элементов.
2.8. Ковалентная связь.
2.9. Валентные углы в молекулах.
2.10. Ионная связь.
2.11. Водородная связь.
2.12. Донорно-акцепторная связь.
2.13. Соотношение видов связи.
2.14. Металлическая связь.
2.15. Виды кристаллов.
2.16. Валентность и степень окисления.


Серия 3
РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

3.1. Дисперсные системы.
3.2. Свойства воды.
3.3. Кривые растворимости веществ.
3.4. Способы выражения концентрации растворов.
3.5. Электролиты.
3.6. Гидратация ионов.
3.7. Растворение веществ с ионной связью.
3.8. Растворение веществ с ковалентной полярной связью.
3.9. Кислотно-основные реакции.
3.10. Реакции ионного обмена.
3.11. Гидролиз водных растворов солей.
3.12. Иониты.

Серия 4
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
4.1. Виды энергии.
4.2. Тепловой эффект химической реакции.
4.3. Законы сохранения массы и энергии.
4.4. Измерение теплового эффекта реакции.
4.5. Скорость химической реакции.
4.6. Зависимость скорости химической реакции от условий.
4.7. Обратимые реакции.
4.8. Динамический характер химического равновесия.
4.9. Смещение химического равновесия.
4.10. Катализ
4.11. Гетерогенный катализ.
4.12. Окислительно-восстановительные реакции.
4.13. Многообразие окислительно-восстановительных реакций.
4.14. Классификация химических реакций.

Серия 5
НЕМЕТАЛЛЫ

5.1. Галогены.
5.2. Химия галогенов.
5.3. Сера. Аллотропия.
5.4. Химия серы.
5.5. Химия азота.
5.6. Оксиды азота.
5.7. Азотная кислота – окислитель.
5.8. Фосфор. Аллотропия.
5.9. Классификация минеральных удобрений.
5.10. Распознавание минеральных удобрений.
5.11. Углерод. Аллотропия.
5.12. Адсорбиция.
5.13. Оксид кремния.
5.14. Силикаты.
5.15. Применение кремния и его соединения.
5.16. Инертные газы.

Серия 6
МЕТАЛЛЫ
6.1. Щелочные металлы.
6.2. Химия щелочных металлов.
6.3. Элементы IIА группы.
6.4. Жесткость воды.
6.5. Алюминий.
6.6. Применение алюминия.
6.7. Железо.
6.8. Виды коррозии.
6.9. Методы защиты от коррозии.
6.10. Общие свойства металлов.

Серия 7
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
7.1. Строение атома.
7.2. Электронная орбиталь.
7.3. Модели атомов некоторых элементов.
7.4. Кристаллы.
7.5. Валентность.
7.6. Степень окисления.
7.7. Изомерия часть 1.
7.8. Изомерия часть 2.
7.9. Гомология.  

Серия 8.
8.1. Закономерность изменения свойств  соединений элементов главных подгрупп.
8.2. Степень окисления.
8.3. Закономерность изменения свойств  соединений химических элементов главных подгрупп.
8.4. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ
8.5. Основания.
8.6. Типы химических реакций.
8.7. Окислительно-восстановительные реакции.
8.8. Переработка нефти.
8.9. Производство серной кислоты.

Серия 9.
СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ТАБЛИЦ ПО ХИМИИ.
9.1. Классификация неорганических веществ (односторонняя)
9.2. Химические реакции.
9.3. Зависимость силы кислот и оснований от заряда и радиуса иона образующего их элемента.
9.4. Качественные реакции на катионы.
9.5. Качественные реакции на анионы.
9.6. Гибридизация атомных орбиталей.
9.7. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(метан, этан, этилен, ацетилен)
9.8. Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(бутадиен, бензол)
9.9. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета.
9.10. Функциональные группы и соответствующие им классы органических соединений.
9.11. Галогенирование алканов.
9.12. Геометрическая изомерия.
9.13. Важнейшие реакции алкенов.
9.14. Качественные реакции органических соединений(углеводороды и функциональные соединения.)
9.15. Качественные реакции органических соединений (функциональные соединения)

5.2. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
  3. Окраска индикаторов в различных средах.
  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

6. Практикум. Инструктивные таблицы:
Нагревательные приборы. Нагревание:
П 1. Спиртовка.
П 2. Газовая горелка.
П 3. Электронагреватели.
П 4. Нагревание.
П 5. Приемы обращения с лабораторным штативом.
П 6. Получение и собирание газов.
Правила обращения с различными веществами.
П 7. Обращение с твердыми веществами.
П 8. Обращение с жидкими веществами.
Основные химические операции.
П 9. Взвешивание.
П 10. Приготовление растворов.
П 11. Фильтрование.
П 12. Перегонка.
П 13. Титрование.

7. СПИСОК ПОЛЕЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ ПО ХИМИИ:
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru
ChemNet : портал фундаментального химического образования  http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой  http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов  http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже  http://www.chemistry.ru
WebElements : онлайн-справочник химических элементов  http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии  http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа  http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах  http://all-met.narod.ru
Мир химии  http://chem.km.ru
Кабинет химии : сайт Л.В. Рахмановой  http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия  http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы  http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех : иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии   http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова   http://chemistry.r2.ru
Школьная химия  http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике   http://rushim.ru/books/books.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...