Обобщающий урок по теме: " Атомы химических элементов"
презентация урока для интерактивной доски по химии (8 класс) на тему

Живанкова Наталья Викторовна

Обобщающий урок по  теме: " Атомы химических элементов" в 8 классе. Учебник О.С.Габриелян, базовый курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока :

« Обобщающий урок по теме: « Атомы химических элементов».

Вид урока – беседа.

Цели и задачи урока.

Обучающие.  Повторить, обобщить и систематизировать сведения о строении атома, структуре периодической таблицы и периодичности свойств атомов химических элементов основанных на строении атома, видах химической связи.

Развивающие. Развивать доказательную речь учащихся, умения использовать химическую терминологию, умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов, определять вид химической связи на основании анализа состава химического соединения, сравнивать, анализировать, выделять главное устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям.

Методы и методические приемы. Диалогический метод изложения знаний, контроль знаний с помощью теста. 

Структура урока.

  1. Организационный момент. ( 2мин)
  2. Актуализация  опорных знаний. (5мин).
  3. Повторение и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов»
  4. Подведение итогов урока и выставление оценок.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. 

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Вот уже как почти два месяца вы путешествуете по новой для вас стране- стране под названием «Химия».  Уже немало вам известно, но ещё очень многое предстоит узнать, ведь мы только лишь попытались изучить одну из областей химии- АТОМ Ы ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.  Впереди новые области, которые предстоит нам  открыть. Но чтобы двинуться в путь дальше, нужно сегодня на уроке повторить, обобщить и закрепить то, что мы уже знаем: строение атома, умения составлять электронные  схемы и формулы, определять типы химических связей и кристаллических решёток, составлять схемы образования химических связей.

А чтобы было интереснее добиваться поставленных  целей разделимся на две команды:

Команда «АТОМ»

(представление командира и членов команды)

Команда «МОЛЕКУЛА»

(представление командира и членов команды) 

3. Повторение и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов»

Начало состязаний

Учитель. И так начнём! Первая станция:

Станция: « Состав атома» ( за каждый правильный ответ команда получает жетон)

  • 1.Что такое атом?

2.Как устроен атом?

  • 3.Какие из частиц атома имеют о заряд?

4. А почему атом является нейтральной частицей?

5. Какими свойствами обладает электрон?

  • 6.Где в атоме располагаются электроны? С чем это связано?

7. Что такое орбиталь?

  • 8. Какие по форме бывают орбитали?

9.Как определить число электронов в атоме химического элемента?

  • 10.Как называется совокупность всех электронов в атоме?

11.Из каких частиц состоит ядро?

  • 12.Какими свойствами обладают эти частицы?

13.Имеет ли заряд ядро? Какой он по значению?

  • 14.Имеет ли массу атом? Где сосредоточена вся  масса атома?

15.Как определить, сколько протонов в атоме? Если изменить в атоме число протонов измениться ли заряд ядра?

  • 16. Как определить, сколько нейтронов в атоме?

17.Как называются разновидности атомов химических элементов имеющие одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу?

Практическая часть (от каждой команды по два участник поочерёдно )

Задание№1.  Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов.

Задание№2. Запишите  для атома  алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в вашем атоме? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………?

(оценка правильности выполнения заданий)

Станция: « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома» ( за каждый правильный ответ команда получает жетон)

  • 1.Как устроена периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева?

2.Как изменяются свойства химических элементов в ПСХЭ? С чем связано такая периодичность?

  • 3. На какие две группы условно можно разделить все элементы периодической системы?

 4. Какое количество электронов на внешнем энергетическом уровне у металлов и у неметаллов?

  • 5.Кто легче, металлы или неметаллы, отдают свои внешние электроны. Почему?

6. Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе. Почему?

  • 7.Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в периоде. Почему?

8. Что вы понимаете под понятием «атомный радиус»

  • 9 . Отчего в группе (главной подгруппе) радиус атома увеличивается, сверху вниз?

10. Отчего в периоде радиус атома уменьшается слева на право?

Практическая часть (от каждой команды по одному участнику)

Задание№1.Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Mg, Sr, Ca, Ra, Ba. Кто является самым сильным металлом? 

Задание№1. Расположите элементы в порядке увеличения их  неметаллических свойств: Na, Si, Al, P,Cl . Кто является самым сильным неметаллом?

В классе  после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них  была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов.

Определите:

-номер группы,

-номер периода,

-порядковый номер

-название химического элемента

Задание №2

     2    2     6     2       2

1s 2s 2p 3s 3p

Задание №2

)   )   )   )

2     8    8     2                          

 (оценка правильности выполнения заданий)

Станция: « Химическая связь» (за каждый правильный ответ команда получает жетон).

1.Что такое химическая связь?

  • 2.Какие виды химической связи вам известны?

3.Какую связь называют ионной?

  • 4. Что такое ион? Какие бывают ионы?

5. Для каких соединений она характерна?

  • 6.Какую химическую связь называют ковалентной?

7.Для каких соединений она характерна?

  • 8. Назовите виды ковалентной связи? Дайте им определения.

9. Какую химическую связь называют металлической?

  • 10. Для каких веществ она характерна?

Практическая часть (от каждой команды по одному участнику)

Задание№1. Даны вещества:

F2, Fe, H2S ,BaCl2

Определите вид химической связи для каждого вещества.  Запишите механизм образования химической связи  для одного любого из веществ.

Задание№2.  Запишите механизм образования ионной связи для вещества:

CaO

Задание №3  Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для простого  вещества О2

Задание №4 Запишите механизм образования ковалентной полярной  связи для вещества:

HCl

Задание №5  Запишите механизм образования металлической связи для простого вещества  Mg

(оценка правильности выполнения заданий)

4.Подведение итогов урока и выставление оценок.

Дорогие ребята, вы продемонстрировали  свои знания и умения.

(Отметить работу учащихся, указать на знания и пробелы в них. Оценить каждого. Дать напутствия: 5 жетонов и более оценка «5»

                     4 жетона оценка «4»

                     3 жетона оценка «3»)

И теперь вы можете продолжать свое путешествие по химической стране в поисках новых знаний.

5.Домашнее задание

Повторение основных вопросов темы: «Атомы химических элементов»Подготовка к контрольной  работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь в страну ХИМИЯ

Слайд 2

« АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК Презентация составлена учителем химии МБОУ Вадьковская СОШ Живанковой Н.В.

Слайд 3

Цели: Повторить, обобщить и систематизировать сведения о строении атома, структуре периодической таблицы и периодичности свойств атомов химических элементов основанных на строении атома, видах химической связи. Задачи: -отработать умения определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов, -определять, как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе и периоде. -определять вид химической связи в веществах; -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи; Цели и задачи урока .

Слайд 4

КОМАНДА «АТОМ» КОМАНДА «МОЛЕКУЛА»

Слайд 5

Станция « Строение атома»

Слайд 6

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число называются ИЗОТОПАМИ H 1 1 ПРОТИЙ H 2 1 ДЕЙТЕРИЙ H 3 1 ТРИТИЙ АТОМНАЯ МАССА ЗАРЯД ЯДРА

Слайд 7

Задание№1 . Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов. Задание №2 . Запишите для атома алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в атоме алюминия? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………….?

Слайд 8

Строение атома Ядро 1 s орбиталь 2 s орбиталь 2 p орбиталь 3s орбиталь 3p орбиталь 3d орбиталь Э Л Е К Т Р О Н Н А Я О Б О Л О Ч К А

Слайд 9

Распределение электронов по энергетическим уровням. Составление электронных схем Номер периода совпадает с числом энергетических уровней элемента. Период Р Фосфор 15 30,9748 3 Группа V 3 Число электронов (N) на уровне рассчитывается по формуле. N = 2 n 2 , n –номер энергетического уров ня. n = 1, N = 2 . 1 2 = 2 2 n = 2 , N = 2 . 2 2 = 8 8 Номер группы совпадает с числом электронов на последнем энергетическом уровне. 5 15 Проверка 15

Слайд 10

Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»

Слайд 11

Задание№ 1 . Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Sr , Mg , Ca , Ba . Кто является самым сильным металлом? Задание№2. Расположите элементы в порядке увеличения их неметаллических свойств: Si , Na , Al , Cl . Кто является самым сильным неметаллом? В классе после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов. Определите: -номер группы, -номер периода, -порядковый номер -название химического элемента Задание №2 1s 2s 2p 3s 3p 2 2 6 2 2 Задание №2 ) ) ) ) 2 8 8 2

Слайд 12

Увеличиваются заряды атомных ядер; Число электронов на внешнем энергетическом уровне остаётся неизменным; Увеличивается число энергетических уровней; Увеличивается радиус атома. В пределах одной и той же группы ( в главной подгруппе) сверху вниз металлические свойства усиливаются , а не металлические – ослабевают, так как:

Слайд 13

Увеличиваются заряды атомных ядер; Увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне; Число энергетических уровней постоянно; Радиус атома уменьшается В пределах одного и того же периода слева на право металлические свойства ослабевают, а не металлические – усиливаются, так как:

Слайд 14

Станция «Химическая связь»

Слайд 15

ЗАДАНИЯ -Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для O2 -Запишите механизм образования металлической связи для Mg -Даны вещества: BaCl2, F2, Al, H2S . Определите вид химической связи для каждого вещества. Запишите механизм образования химической связи для одного любого из веществ. -Запишите механизм образования ионной связи для вещества: CaO -Запишите механизм образования ковалентной полярной связи для вещества: HCl .

Слайд 16

Ионы и ионная химическая связь. Химическая связь, образующуюся между ионами, называется ионной . Ион – это частица образующаяся в результате отдачи или принятия электрона. Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом. Пример: NaCl – хлорид натрия (поваренная, пищевая соль) Na + 11 23 0 2 8 1 + Cl + 17 35 0 2 8 7 Na + 11 23 +1 2 8 ион натрия + 17 Cl 35 -1 2 8 8 ион хлора -1

Слайд 17

Ковалентная неполярная связь Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами химических элементов, называется ковалентной. Связь возникающая между атомами одного и того же химического элемента неметалла называется ковалентной неполярной . Пример: Н 2 Н Н + Н Н 0 0

Слайд 18

Ковалентная полярная связь Связь возникающая между атомами разных Химических элементов неметаллов называется ковалентной полярной . Ряд неметаллов. F, O, N, Cl , Br, S, C, P, Si, H. ЭО уменьшается Пример: + Н - δ + δ HCl H Cl Cl

Слайд 19

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ Металлическая связь- это связь возникающая в металлах между ионами и атомами посредством обобществлённых электронов. Na + Na Na Na Na Na Na Na Na Na Na + Na + Na + Na Na Na + Na + Na + Na + Na + Na Na Na + Na + Me 0 -ne - — Me +n Me +n +ne — Me 0

Слайд 20

Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома» Станция «Строение атома» Станция «Химическая связь

Слайд 21

Задачи: - отработать навыки владения «химическим языком» - уметь определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов, -повторить структуру периодической таблицы Д.И.Менделеева и периодичность в изменении свойств атомов химических элементов -определять вид химической связи в веществах; -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи; ЗАДАЧИ УРОКА

Слайд 22

С П А С И Б О ЗА У Р О К!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Атомы химических элементов. Химическая связь"

Тест для обобщения и закрепления знаний по темам "Атомы химических элементов. Химическая связь"...

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс...

план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20

Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...