Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Понаморенко Наталья Николаевна

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urokdoc.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».

Цели урока: 

Учебная: Систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным понятиям темы. Стимулировать познавательную активность учащихся.

Воспитательнаявоспитывать  коммуникативные умения; чувство сопричастности общему делу.

Развивающаяразвивать интерес к предмету, внимание, память ,смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике. Совершенствовать общеучебные умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

Тип урока -.урок   рефлексии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, дидактический материал, инструкции к работе.

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности

ЦЕЛЬ:

1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2.Определить цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).

Подготовка учащихся к  учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.

Презентация.Слайд1.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .

На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»

«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».


Степан Щипачев

Презентация. Слайд2.

Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим  о выдающимся открытии 19 и 20 веков  -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.

Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.

Осмысление результата деятельности от формы ее организации.

Презентация. Слайд3.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затрудненпя в деятельности.

Цель:

1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.

2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия  некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

"Стартовое задание"

Слайд 4 

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

К

А

Б

У

2е 8е 2е

В

А

К

М

Н

О

П

2е 1е

Л

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

Ь

Е

Г

2е 8е 1е

Ц

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

И

2е 8е 3е

Р

Т

Й

Х

Ц

Ч

Ф

Ответ : кальций

Слайд 5. 

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е 2е

Щ

Ф

Э

К

А

Б

У

2е 8е 1е

О

А

К

М

Н

О

П

2е 1е 5е

Л

С

Ы

Ф

С

А

Я

2е 8е 3е

Р

Б

Ф

В

Ь

Е

Г

2е 8е 4е

Ц

Д

Ж

О

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Р

Ответ:  фосфор

3.Этап включения в систему знаний и повтроения.

Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.

Слайд 7-8

Обобщение и систематизация знаний. Проверка основных понятий по теме.

Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».

1.Какое строение имеет атом?

2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?

3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.

3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?

4. Что показывает порядковый номер элемента ?

5.Что показывает номер периода?

6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?

7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?

8. Как изменяются свойства химических элементов: А)  в главных подгруппах? Б) в периодах?

Слайд 9.

Прием педагогической техники  «Узнай меня» Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.

По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов. Учитель задает вопрос:

Атому, какого химического элемента принадлежит  данная электронная формула?

К какому семейству он относится?

        а)…3S2 3P4

        б)…4S1

        в)…3S2 3P 

Индивидуальный опрос  учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).

Физкультминутка. Прием педагогической техники  «Будьте здоровы». Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли 
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).

Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0

  • 1.Номер периода – это число энергетических уровней.
  • 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.
  • 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.
  • 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .
  • 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.
  • 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.
  • 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.

После ответов на  утверждения, получается число.

Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3».Проводится  С АМОПРОВЕРКА.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Интерактивный тест.

Слайд 13-18.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

1.Формула высшего оксида натрия, его характер

Na2O-кислотный

Na2O-основный

NaO2-кислотный

NaO2-основный

2. Формула высшего оксида фосфора, его характер

P2O5-кислотный

P2O5-основный

P2O3-кислотный

P2O3-амфотерный

3. Чем различаются   изотопы одного элемента:

 Числом протонов

Числом электронов

Зарядом ядра атомов

Числом нейтронов

4. Формула высшего оксида серы, его характер

 SO2-кислотный

 SO2-основный

 SO3-кислотный

 SO3-амфотерный

5. Формула гидроксида алюминия, его характер

Al(OH)3- кислота

Al(OH)3-амфотерный гидроксид

Al(OH)2-основание

Al(OH)2-кислота

6. Формула гидроксида натрия,  его характер

  NaOH-щелочь

 NaOH-кислота

  Na2OH-щелочь

  Na2OH-кислота

Слайд 19.Физкультминутка. Прием педагогической техники  «Будьте здоровы». Через необычную форму организации физкультминутки, проводится коррекция зрения

Учитель читает отрывок из стихотворения  о периодической системе. Прием педагогической техники   «Привлекательная цель». Слайд 20.

Читая стихотворение, учитель привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную активность.

И каждый знак, её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им…

А.Чивилихин

Привлечение внимания учащихся к работе со следующим слайдом.

На слайде появляется Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Демонстрируется проектная работа ученицы   Запоражану Кристины «Значение периодического закона и периодической системы».   Презентация 2.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Слайд 21.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

Выявление качества  и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Тестирование

1вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) Si

2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Na        б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида хлора:?

   а)   Cl2O7           Б) Cl2O5               в)  Cl2O         Г)   Cl2O3

6. Число протонов в атоме       серы   равно:  

1) 39                         2) 20                3) 16                   4) 4

                                                       Тестирование

2вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) P

2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Cs            б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида фосфора:?

   а)   P2O7           Б) P2O5               в)  PO         Г)   P2O3

6. Число протонов в атоме      хлора   равно:  

1) 35                        2) 20                3) 17                   4) 4

5.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.

Подведение результатов урока. «Самооценка».

По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню  подготовки по данной теме.

   

Обобщающий урок химии по теме "Атомы химических элементов. Простые вещества". 8-й класс

Разделы: Преподавание химии

Цели урока.

Образовательная: отработать умения различать формулы веществ с различным типом связи, простых и сложных веществ, металлов и неметаллов. Закрепить умения решать задачи с использованием понятия моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

Развивающая: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности, логического мышления, способности к рефлексии, умения делать выводы.

Воспитывающая: создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование:

  • ПСХЭ на столах учащихся;
  • карточки с задачами на столах учащихся;
  • карточки для первого и третьего этапов урока.

Эпиграф урока:

В простых и сложных веществах 
Все элементы изучались 
Их сочетания в телах 
Веками лишь распознавались. (С. Щипачев)

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Формулирование целей урока.

Учитель: Ребята! Мы закончили изучение двух больших тем “Строение атома и химическая связь”, “Простые вещества”. На этом уроке нам необходимо закрепить полученные знания, окончательно разобраться с основными элементами этих тем. Это последний урок, контрольной работы после этой темы не будет и поэтому оценка, полученная на этом уроке, будет итоговой.

Работать мы будем по следующему плану: (записан на доске)

  • Основные определения и понятия изученных тем.
  • Типы химической связи.
  • Связь между строением атома, его положением в Периодической системе, типом химической связи.
  • Решение задач.

II. Итак, начнем наш урок.

Для того чтобы разобрать 1-ый пункт нашего плана, поступим следующим образом:

Четыре человека работают по карточкам.

Все остальные вместе со мной.

Текст карточек:

I вариант

1. Соотнесите:

Место химического элемента в Периодической знак: системе химических элементов Д. И. Менделеева.

1) 2 период; VI группа;

2) 3 период; II группа;

3)  4 период; II группа побочная подгруппа;

4)  4 период, Iгруппа главная подгруппа

Химический

а) О, б) Мп;

в) К, г) Мg;

д) Zn, е) С;

ж) Сu.

2. Соотнесите:

Понятия

  1. Химический элемент.
  2. Молекула.

Определение

а) Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства;

б) определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра

3. Номер периода таблицы Д. И. Менделеева, в котором расположен элемент указывает на:

а) заряд ядра атома;

б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;

в) число энергетических уровней в электронной оболочке атома;

г) число электронов в атоме.

4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной неполярной связи:

а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО

д) 02 е) СsС1 ж) СО з) НВг

II вариант

1. Соотнесите:

Место химического элемента в Периодической системе химических элементов Д, И. Менделеева.

1) 3 период; VII группа;

2) 1 период; VIII группа ;

3) 4 период; VII группа побочная подгруппа;

4) 5 период, 1 группа

Химический знак

а) He; б) Cu;

в) Ag; г) S;

д) Cl; е) Ne;

ж) Mn

2. Соотнесите:

Понятия

1) атом;

2) простое вещество

Определение понятий.

а) вещество, состоящее из атомов одного химического элемента;

б) мельчайшая электронейтральная химически-неделимая частица

3. Число энергетических уровней в электронной оболочке атома равно:

А) атомному (порядковому) номеру химического элемента;

Б) номеру периода;

В) номеру группу;

Г) заряду ядра атома.

4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной полярной химической связи:

а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО

д) 02 е) СsСl ж) СО з) НВг

Фронтальная работа с классом:

1. Закончи определение:

  1. Наука о веществах и их свойствах (химия).
  2. Вещества - (то из чего состоят тела).
  3. Молекула состоит из (атомов).
  4. Химический элемент - это (определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра).
  5. Атом химического элемента имеет следующую электронную конфигурацию 1з22638826 . Что это за элемент? (Аг) Перечислите ионы, имеющие такую же электронную формулу (СГ, 82\ К+, Са2+, Р3+ и т.д.).
  6. Какие формы существования химического элемента вы знаете? (Атомы, простые вещества, сложные вещества).
  7. На какие группы делят простые вещества? (Металлы и неметаллы).
  8. Каковы особенности строения атомов металлов?
  9. Каковы особенности строения атомов неметаллов? Правильны ли утверждения?
  10. Алмаз и графит аллотропные модификации кислорода (Нет)
  11. Кислород и озон это аллотропные модификации фосфора (Нет)
  12. Что такое аллотропия?

Собираю карточки.

Молодцы! Хорошо поработали. Вспомнили основные понятия, а теперь поговорим о химической связи.

Учитель: Какие типы химической связи вы знаете?

Ученик: Ионная, ковалентная полярная и ковалентная неполярная, металлическая.

Учитель: А сейчас проведем химический диктант. Работать будим по вариантам (4 варианта)

I вариант - ковалентная неполярная связь.

II вариант - ковалентная полярная связь.

III вариант – ионная связь.

IV вариант – металлическая связь.

В тетради записали № варианта и тип химической связи.

Я буду читать формулы веществ, а вы выписываете те, которые имеют тот тип химической связи, который записан у вас в тетради.

У доски работают 4 человека.

Формулы веществ: Н2О, Мg, Сl2, Nа2О, НСl,Li, А1Сl3, NН3, N2 , Р4, NaF, SО2, О2, КСl, Аl, Са.

Запись на доске:

Ковалентная неполярная связь

Ковалентная полярная связь

Ионная связь

Металлическая связь

Сl; N2; Р4; О2

Н2О; НСl; NН3; SО2

2О; АlСl3; NaF; КСl

Мg; Li; Аl; Са

Проверим свои записи в тетради и записи на доске. Все ли правильно записано на доске?

Ученики: исправляют ошибки.

Объясните, пожалуйста, почему вы так сгруппировали формулы этих веществ? Ученик (1): так как ковалентную неполярную связь образуют атомы одинаковых химических элементов - неметаллов.

Ученик (II): ковалентную полярную связь образуют атомы разных химических элементов - неметаллов.

Ученик (III): ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов.

Ученик (IV): металлическая связь образуется между атомами металлов.

Учитель: Скажите, в каких группах записаны простые вещества?

Ученик: В I и в IV.

Учитель: А сейчас попробуем записать механизм образования каждого типа связи.

У доски работают 4 человека:

Остальные ребята выбирают одну из записанных формул у себя в тетради и работают самостоятельно.

После окончания работы у доски проверяем правильность написанного, и объясняем как образуется каждый тип связи.

Учитель: Молодцы! Справились и с этим этапом работы. А сейчас работаем все вместе устно. Я показываю вам табличку с характеристикой частиц: X и У. Вы должны определить эти частицы и назвать тип связи, который они образуют.

А) Х (Са2+); У (Сl-)

Ученик: ионная связь

Ученик: X - Мg; У - О - ионная связь

В) +12Х; +7У;

Ученик: X - Мg; У - N - ионная связь

Г) X (гл. п/гр. VI гр. III период); У (гл. п/гр. I гр. I период)

Ученик: X - S; У - Н - ковалентная полярная связь

Д) X (1s22s263s23); У (1s1)

Ученик: X - Р; У - Н - ковалентная полярная связь.

Учитель: Хорошо. А сейчас самое сложное задание – решение задач. У вас на столах лежат карточки с задачами, написанными разным цветом.

Задача красного цвета — “5”

зеленого — “4”

синего — “3”

Вы выбираете одну из задач по своим силам и решаете ее.

  1. Вычислите массу 0,1 моль СО2
  2. Определите количество вещества аммиака (NНз), содержащееся в 44,8 л.
  3. По формуле угарного газа (СО) вычислите: а) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве вещества; б) какой объем займет данное количество угарного газа?
  4. По формуле аммиака NНз вычислите: а) массу 0,8 моль этого вещества и число атомов водорода в указанном количестве вещества; б) какой объем займет аммиак количеством 1,33 моль.
  5. Вычислите массу оксида хлора (VII) С12О7, в котором содержится столько же атомов кислорода, сколько их содержится в оксиде азота (IV) NO2 объемом 31,36 л.
  6. Вычислите объем аммиака NНз, в котором содержится столько же атомов водорода, сколько их содержится в воде массой 10,8 г.

К доске по карточкам идут решать задачи 2 человека: (один объясняет, один решает самостоятельно).

Сравнить: Число атомов водорода в 30 г фосфорной кислоты (Н3РО4) и число атомов водорода в 40 г воды.

Сравнить: 5*1024 молекул хлороводорода и 200 г хлороводорода (НС1).

Карточку со своей задачей вкладываем в тетрадь и оставляем тетради на партах. Я тетради соберу и проверю все задания сегодняшнего урока.

Итог урока.

Сегодня вы хорошо поработали, очень много успели сделать, разобрали все пункты нашего плана; на мой взгляд можем приступить к изучению еще одной формы существования химического элемента - сложных веществ.

Оценки за урок: ответы с места, работа по карточкам, ответы у доски.

III. Домашнее задание: составить две любых задачи и решить их.

Учитель: Спасибо за урок.


урок Обобщение и систематизация знаний по теме АТомы химических элементов

Главная > урок Обобщение и систематизация знаний по теме АТомы химических элементов

Урок обобщения, повторения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов». 8-й класс

Задачи урока:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление.

Воспитательные : формировать естественнонаучное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; индивидуальная работа учащихся.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.

Ход урока

Вводная часть.

После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи. Как вы думаете, что сегодня мы будем повторять и обобщать? Поясняет, что цель урока – не только обобщение и систематизация знаний по изученному материалу, но и выяснение степени готовности учащихся к контрольной работе. Чтобы вовлечь весь класс в совместный процесс познания, заинтересовать учащихся с любым уровнем подготовки учитель вводит игровой момент. Он сообщает, что на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие-плавание по океану “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”. Необходимо представить, наш класс – это корабль (ученики, сидящие на первой парте – капитаны, а все остальные – матросы корабля).

I этап.

Учитель: Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в реальность фантастические мечты человечества: человек смело исследует моря и океаны, устремляется в бесконечный космос. Все эти достижения стали возможны благодаря огромному труду ученых мира, среди которых назовем имя одного из величайших химиков – Дмитрия Ивановича Менделеева. Закон Менделеева – основной закон химии, а периодическая система позволила составить полную химическую картину окружающего мира. Позволила объяснить, что химические элементы не есть что-то застывшее и неизменное, что в многообразном мире элементов царит беспрерывное движение. Позволила определить, сколько тысячелетий существует наша планета, наша солнечная система, наша Галактика, наша Вселенная… Позволила доказать, что Вселенная вечна, что для неё характерны только обновление и омоложение.

Весь мир большойОт “А” до “Я”,Земля и небо,Ты и я,Трава, песок и снегопад,И ядер атомных распад,И Солнца свет,И блеск Луны,В таблице той заключены.И сложность в ней, И простота,Вселенной наша красота.И в каждой клетке и везде:Что? Почему? Зачем? и Где?

Итак, выполняя первое задание, вы можете получить разрешение выхода “кораблей” в океан “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.

Задание: угадайте химический элемент.

1 вариант:

а) 3-й период III группа ______;

б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;

 

в) 3717 Э ____;

г) 1s22s22p5_______.

2 вариант:

а) 2-й период IV группа ______;

б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;

 

в) 4019 Э ____;

г) 1s22s22p3_______.

(на слайде появляются правильные ответы, кто выполнил правильно поднимают руки.)

Подводится итог первого этапа: за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).

II этап.

Учитель: Поздравляю с успешным началом плавания. Плавание продолжается! Вы знаете, что команда – “дружная семья”, поэтому следующая работа – коллективная, состоит из двух заданий.

1 задание: Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером в солнечном спектре. ( Этот элемент – гелий).

Строение атома

Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

Г

Е

Д

Число электронов в атоме

Е

З

К

Число протонов в ядре атома

Л

В

М

Число электронов в наружном слое

О

А

И

Число электронных слоев

Р

Й

Я

2 задание: Заполните таблицу. (на слайде)

Знак

Название

Число протонов

Число нейтронов

Число электронов

S

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

20

К

 

 

 

 

Подводится итог второго этапа: за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).

III этап.

Учитель: корабль наш уже в открытом море. Ночь, но любой моряк должен хорошо ориентироваться по звездам. В нашем случае – хорошо разбираться в периодической системе химических элементов. Посмотрите на П.С. и подумайте, какие бы вопросы вы могли задать своему товарищу по строению и свойствам атомов.

Одни ученики у таблицы, а другие с места задают вопросы. Каждый получает оценку.

Учитель: да, путешествовать вы любите и можете, а умеете отгадывать загадки?

Г

О

Д

Славен ГОД зимой и летом,

А алмазом славен этот… (Углерод) СЛАЙД № 1-6

В

О

Р

Это и не ВОР как раз,

Это самый легкий газ! (Водород) СЛАЙД № 7-9

Ж

Е

Л

Е

Вот ЖЕЛЕ скажу я вам,

Мне совсем не по зубам. (Железо) СЛАЙД № 10-12

IV этап.

Учитель: Наше плавание продолжается. Но вот на пути наших кораблей препятствия “рифы”. Преодолеть их нам помогут ваши знания о знаниях химических связей!

На доске закрыта схема. Открываю, её надо закончить:

Ученики выходят по очереди и заполняют. Дают определение каждому виду связи.

Задание всем. Класс работает по карточкам (3 варианта). Трое учащихся у доски.

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

Na – 1e  Na+

S + 2e  S-2

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O

Напишите схему образования.

Учитель: Итак, путешествие подходит к концу, необходимо сделать соответствующие записи в “судовом журнале. Решим задачу. Но прежде вспомним, что такое относительная молекулярная масса, массовая доля элемента?

Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

VI этап.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в порт, просчитываем самый короткий путь. Выполните тест.

В ядре атома алюминия протонов …

а) 26; б) 13; в) 27.

Масса атома алюминия …

а) 26; б) 13; в) 27.

Электронов в атоме алюминия …

а) 26; б) 13; в) 14.

Нейтронов в атоме алюминия …

а) 27; б) 13; в) 14.

Энергетических уровней в атоме алюминия …а) три; б) два; в) четыре.

Заключительный этап.

Все устали, можно и отдохнуть. Сонный опрос. Все ложатся головой на парты, я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку.

Металлическая связь образуется в металлах (да).

Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).

Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).

Атом – самая крупная частица вещества (нет).

Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»!

6 этап: Завершение.

Делаю выводы по основным этапам урока.

Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их.

Рассказываю о предстоящей контрольной.

Домашнее задание: параграфы 5-12.

Подводим итоги. Оценка за тест и задачу будет выставлена на следующем уроке. Учитель: Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома не заканчивается для вас: в дальнейшем вы будете изучать химию элементов, опираясь на закон и систему.

Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 20011) повторить §§ 6-12.

Список использованной литературы:

О.С. Габриелян “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 20011), учебник для 8 класса.

Г.И. Штремплер “Загадки. Игры. Ребусы”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).

Г.И. Штремплер “Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова “Занимательные задания и эффектные опыты по химии” (М.: Дрофа, 2008)

Е.Ефимовский “Ракета и травинка”, истории в стихах ( Ленинград: “Детская литература”, 1984)

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O

Напишите схему образования.

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O

Напишите схему образования.

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O Напишите схему образования.

Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния (SiO2) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

Тест 1.

В ядре атома алюминия протонов …

а) 26; б) 13; в) 27.

Масса атома алюминия …

а) 26; б) 13; в) 27.

Электронов в атоме алюминия …

а) 26; б) 13; в) 14.

Нейтронов в атоме алюминия …

а) 27; б) 13; в) 14.

Энергетических уровней в атоме алюминия …а) три; б) два; в) четыре.

Тест 2.

В ядре атома серы протонов …

а) 26; б) 16; в) 17.

Масса атома серы …

а) 32; б) 16; в) 27.

Электронов в атоме серы …

а) 32; б) 13; в) 16.

Нейтронов в атоме серы …

а) 16; б) 32; в) 14.

Энергетических уровней в атоме серы …а) три; б) два; в) четыре.

Заключительный этап.

Все устали, можно и отдохнуть. Сонный опрос. Все ложатся головой на парты, я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку.

Металлическая связь образуется в металлах (да).

Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).

Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).

Атом – самая крупная частица вещества (нет).

Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»!

6 этап: Завершение.

Делаю выводы по основным этапам урока.

Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их.

Рассказываю о предстоящей контрольной.

Домашнее задание: параграфы 5-12.

Подводим итоги. Оценка за тест и задачу будет выставлена на следующем уроке. Учитель: Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома не заканчивается для вас: в дальнейшем вы будете изучать химию элементов, опираясь на закон и систему.

Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 20011) повторить §§ 6-12.

Список использованной литературы:

О.С. Габриелян “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 20011), учебник для 8 класса.

Г.И. Штремплер “Загадки. Игры. Ребусы”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).

Г.И. Штремплер “Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова “Занимательные задания и эффектные опыты по химии” (М.: Дрофа, 2008)

Е.Ефимовский “Ракета и травинка”, истории в стихах ( Ленинград: “Детская литература”, 1984)

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O

Напишите схему образования.

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O

Напишите схему образования.

1 вариант. Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схему образования соединения с ионной связью.

2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.

Напишите схему образования.

3 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:

Zn, S, H2S, H2O Напишите схему образования.

Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния (SiO2) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

Тест 1.

В ядре атома алюминия протонов …

а) 26; б) 13; в) 27.

Масса атома алюминия …

а) 26; б) 13; в) 27.

Электронов в атоме алюминия …

а) 26; б) 13; в) 14.

Нейтронов в атоме алюминия …

а) 27; б) 13; в) 14.

Энергетических уровней в атоме алюминия …а) три; б) два; в) четыре.

Тест 2.

В ядре атома серы протонов …

а) 26; б) 16; в) 17.

Масса атома серы …

а) 32; б) 16; в) 27.

Электронов в атоме серы …

а) 32; б) 13; в) 16.

Нейтронов в атоме серы …

а) 16; б) 32; в) 14.

Энергетических уровней в атоме серы …а) три; б) два; в) четыре.

Тест 3.

В ядре атома хлора протонов …

а) 35; б) 13; в) 17.

Масса атома хлора …

а) 36; б) 35; в) 35,5.

Электронов в атоме хлора …

а) 17; б) 18; в) 35.

Нейтронов в атоме хлора …

а) 18; б) 35; в) 17

Энергетических уровней в атоме хлора…а) три; б) два; в) четыре.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Конаково Тверской области

КВН по теме

«Введение. Атомы химических элементов»

8 класс

Автор:

Дерий Е. А.,

учитель химии

2012

Цель: показать уровень освоения знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Введение. Атомы химических элементов».

Задачи:

·  воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм и коллективизм;

·  развивать у школьников умение сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли.

Предварительная подготовка:

1.  создание команд и выборы капитанов;

2.  сообщение темы «Домашнего задания» и конкурса капитанов.

Оборудование:

·  таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева на стене кабинета и на столах учащихся;

·  таблица «Относительная электроотрицательность химических элементов».

Ход урока

1)  Вступительное слово учителя

В этом году мы с Вами начали изучать новый предмет «Химию». В течение 1 четверти мы изучили знаки химических элементов, структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева, научились подсчитывать Мг., изучили строение атома и виды химической связи в веществах простых и сложных, познакомились с историей химии. И сегодня, во время игры-соревнования, мы проверим уровень усвоения знаний по теме «Введение. Атомы химических элементов».

Учитель объявляет тему и цели урока, представляет команды и жюри.

2)  Конкурс №1 «Разминка»

Каждый член команды берёт карточку с вопросом и отвечает на него. Каждый правильный ответ оценивается в один балл (всего 7 баллов).

Перечень вопросов:

1.  Как называется то, из чего состоят физические тела? (Вещества)

2.  Как называются вещества, образованные атомами одного химического элемента? (простые)

3.  Как называются признаки, по которым одни вещества отличаются от других? (Свойства веществ)

4.  Как называются явления, в результате которых из одних веществ образуются другие? (химические)

5.  Как называются вещества, образованные атомами разных химических элементов? (сложные)

6.  Как называются явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, агрегатное состояние, но состав их остаётся постоянным? (физические)

7.  Приведите 3 примера физических явлений (литьё металлов, таяние льда, испарение воды)

8.  Назовите признаки химических реакций (↑, ↓, появление запаха, выделение теплоты, изменение цвета)

9.  В честь каких планет Солнечной системы названы элементы селен и теллур? (Селен – Луна, Теллурис – Земля)

10.  Сколько элементов в 1-м периоде ПСХЭ Д. И. Менделеева? (2 - водород и гелий)

11.  В чём заключается физический смысл № периода? (№ периода = число энергетических уровней)

12.  В чём заключается физический смысл № группы? (№ группы = число электронов на внешнем энергетическом уровне)

13.  В чём заключается физический смысл порядкового № химического элемента? (порядковый № = заряд ядра атома = число протонов = число электронов)

14.  Как называется частица, имеющая массу 1 , заряд 0? (нейтрон)

15.  Как называется частица, имеющая массу 1 , заряд +1? (протон)

16.  По какой формуле подсчитывается число электронов на энергетическом уровне? (N = 2n 2 )

17.  Перечислите изотопы водорода (протий, дейтерий, тритий)

18.  Как называется связь между ионами за счёт электростатических сил притяжения? (ионная)

19.  Как называется химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар? ( ковалентная)

20.  Как называется связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов? (металлическая)

3)  Конкурс №2 «Домашнее задание»

У истоков мировой научной химии стояли выдающиеся русские учёные: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов. Сегодня, об этих выдающихся учёных, расскажут нам члены команд.

По-очереди слово предоставляется 1-ой и 2-ой команде. Материал можно взять из учебника «Химия 8 кл» О. С. Габриэлян гл 9 «Шеренга великих химиков». Выступление оценивается в 5 баллов (чёткость, организованность, творческий подход).

4)  Конкурс №3 «Конкурс капитанов»

Заранее капитанами составляется тестирование из 10 вопросов с тремя предполагаемыми ответами, один из которых правильный.

Примерный вид теста:

1)  Как называется определённый вид атомов

А. Хим. соединение

Б. Хим. элемент

В. Молекула

2)  Чем отличается ковалентная связь от атомной

А. второе название ионной

Б. второе название металлической

В. Ничем

3)  В честь чего назван химический элемент Ru – рутений

А. Россия

Б. Румыния

В. Рига

4)  Какие вещества относятся к благородным газам

А. неон, криптон, палладий, фтор

Б. аргон, неон, гелий, хлор

В. аргон, неон, гелий, криптон

5)  какие 3 изотопа водорода существуют

А. протий, тритий, терий

Б. протий, дейтерий, тритий

В. прутий, терий, тритий

6) Как называется модель строение атома, предложенная Резерфордом

А. космическая

Б. планетная

В. ядерная

7) Как называется связь, возникающая в результате общих электронных пар

А. ковалентная

Б. ионная

В. металлическая

8) Какое максимальное количество электронов может находиться на одной орбитали любой конфигурации

А. 1

Б. 2

В. 3

9) сколько нейтронов в атоме водорода

А. 1

Б. 0

В. 3

10) Сколько неспаренных электронов в атоме фосфора

А. 1

Б. 2

В. 3

Капитаны обмениваются тестами. В тесте ручкой обводят букву с правильным ответом. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла (максимальный балла 5).

В это время команды выполняют следующее задание : отгадывают кроссворд «Основные химические понятия». Болельщики – кроссворд «Химические элементы Периодической системы» (см. Приложение)

5) Конкурс №4 «Путешествие по таблице Д. И. Менделеева»

1 этап:

Дать характеристику атому химического элемента по ПСХЭ Д. И. Менделеева. Указать адрес, строение атома и электронную формулу, число электронов, протонов, нейтронов, Ar, металл или неметалл. Предлагается охарактеризовать любой атом 1-3 периодов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

2 этап:

Проверяет знания учащихся об изменениях металлических и неметаллических свойств атомов химических элементов в группах (гл. подгруппах) и периодах.

Расположите химические элементы в порядке возрастания

- металлических свойств: Ba, Mg, Ca

- неметаллических свойств: C, F, B

Оценка:

1 этап – 5 баллов (1б – адрес, 1б – строение атома, 1б - электронная формула, 1б- электроны, протоны, нейтроны, 1б – Ar, металл или неметалл).

2 этап – 2 балла (1б - ↑ Me св-ств, 1б - ↑неметаллических свойств)

6)  Конкурс №5 «Мир изотопов»

Разновидности атомоводного и того же химического элемента, имеющий одинаковый заряд ядра, но разное массовое число, называются изотопами (занимающие одно и то же место).

Задание : Определите число протонов, нейтронов и электронов для изотопов железа: 54Fe, 56Fe, 57Fe, 58Fe

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла (всего 2 балла).

7)  Конкурс 6 «Подсчитай» Умение подсчитывать Mr

Задание: подсчитать:

Mr (HClO4) =

Mr (KOH) =

Mr (Na2O) =

Mr (AlPO4) =

Mr (O3) =

Оценивается каждый правильный ответ в 1 балл (всего 5 баллов).

8)  Конкурс 7 «Мир химической связи»

Оценивается умение определять вид химической связи и умение объяснять схему образование связи.

Задание:

Определить вид химической связи и объяснить схему её образование в следующих веществах:

А) HCl

Б) Al

В) F2

Г) NaCl

Оценка: определение вила химической связи 0,5 балла за каждый правильный ответ. (всего 2,5 балла)

Объяснение схемы образования связи 1 балл за каждый правильный ответ (всего 4 балла). Итого – 6,5 балла

9)  Заключительное слово учителя:

Экран успеха проведения игры

Понравилось

Не понравилось

P. s. Регулярно предоставляется слово жюри. В конце заключительное слово жюри, подведение итогов игры-соревнования

Использованная литература

1.  О. С.Габриелян. Химия 8 класс, М, Дрофа, 2008

2.  О. С. Габриелян, П. Н. Берёзкин и др. Контрольные и проверочные работы. Химия. М, Дрофа, 2008

3.  Авторская разработка

Название команды

Разминка

7чел*1б = 7 баллов

Конкурс

капитанов,

0,5*5 заданий

= 5 баллов

Конкурс 4

Конкурс 5

0,5* 4 = 2 балла

Конкурс 6

1*5 = 5 баллов

Конкурс 7

Кроссворды

1 – 5 баллов

2 – 5 баллов

Итого

47-37баллов – отл

36-32 балла – хор

25-31 балл – удв

1 этап

1б*5 заданий = 5 баллов

2 этап

1б*2= 2 балла

Определение вида химической связи

0,5*4 = 2 балла

Схема связи

1*4 = 4 балла

1 команда

2 команда

Работа жюри

Приложение:

Приглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт, который будет размещен внутри портала.

Атомы и молекулы 
так чрезвычайно малы, но так невероятно важны

Обобщающий урок химии по теме: 

"Атомы химических элементов. ". 8-й класс

Задачи урока:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление.

Воспитательные : формировать естественнонаучное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; индивидуальная работа учащихся.

Оборудование:

·  таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева на стене кабинета и на столах учащихся;

·  таблица «Относительная электроотрицательность химических элементов».

Ход урока

1)  Вступительное слово учителя

В этом году мы с Вами начали изучать новый предмет «Химию». В течение 1 четверти мы изучили знаки химических элементов, структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева, научились подсчитывать Мг., изучили строение атома и виды химической связи в веществах простых и сложных, познакомились с историей химии. И сегодня мы проверим уровень усвоения знаний по теме «Введение. Атомы химических элементов».

 Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в реальность фантастические мечты человечества: человек смело исследует моря и океаны, устремляется в бесконечный космос. Все эти достижения стали возможны благодаря огромному труду ученых мира, среди которых назовем имя одного из величайших химиков – Дмитрия Ивановича Менделеева. Закон Менделеева – основной закон химии, а периодическая система позволила составить полную химическую картину окружающего мира. Позволила объяснить, что химические элементы не есть что-то застывшее и неизменное, что в многообразном мире элементов царит беспрерывное движение. Позволила определить, сколько тысячелетий существует наша планета, наша солнечная система, наша Галактика, наша Вселенная… Позволила доказать, что Вселенная вечна, что для неё характерны только обновление и омоложение.

«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».
Степан Щипачев

Весь мир большойОт “А” до “Я”,Земля и небо,Ты и я,Трава, песок и снегопад,И ядер атомных распад,И Солнца свет,И блеск Луны,В таблице той заключены.И сложность в ней, И простота,Вселенной наша красота.И в каждой клетке и везде:Что? Почему? Зачем? и Где?

2)   "Стартовое задание"

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия  некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

К

А

Б

У

2е 8е 2е

В

А

К

М

Н

О

П

2е 1е

Л

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

Ь

Е

Г

2е 8е 1е

Ц

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

И

2е 8е 3е

Р

Т

Й

Х

Ц

Ч

Ф

Ответ : кальций

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е 2е

Щ

Ф

Э

К

А

Б

У

2е 8е 1е

О

А

К

М

Н

О

П

2е 1е 5е

Л

С

Ы

Ф

С

А

Я

2е 8е 3е

Р

Б

Ф

В

Ь

Е

Г

2е 8е 4е

Ц

Д

Ж

О

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Р

Ответ:  фосфор

3)Беглый опрос по базовым вопросам

Перечень вопросов:

1.  Как называется то, из чего состоят физические тела? (Вещества)

2.  Как называются вещества, образованные атомами одного химического элемента? (простые)

3.  Как называются признаки, по которым одни вещества отличаются от других? (Свойства веществ)

4.  Как называются явления, в результате которых из одних веществ образуются другие? (химические)

5.  Как называются вещества, образованные атомами разных химических элементов? (сложные)

6.  Как называются явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, агрегатное состояние, но состав их остаётся постоянным? (физические)

7.  Приведите 3 примера физических явлений (литьё металлов, таяние льда, испарение воды)

8.  Назовите признаки химических реакций (↑, ↓, появление запаха, выделение теплоты, изменение цвета)

9.  В честь каких планет Солнечной системы названы элементы селен и теллур? (Селен – Луна, Теллурис – Земля)

10.  Сколько элементов в 1-м периоде ПСХЭ Д. И. Менделеева? (2 - водород и гелий)

11.  В чём заключается физический смысл № периода? (№ периода = число энергетических уровней)

12.  В чём заключается физический смысл № группы? (№ группы = число электронов на внешнем энергетическом уровне)

13.  В чём заключается физический смысл порядкового № химического элемента? (порядковый № = заряд ядра атома = число протонов = число электронов)

14.  Как называется частица, имеющая массу 1 , заряд 0? (нейтрон)

15.  Как называется частица, имеющая массу 1 , заряд +1? (протон)

16.  По какой формуле подсчитывается число электронов на энергетическом уровне? (N = 2n 2 )

17.  Перечислите изотопы водорода (протий, дейтерий, тритий)

18.  Как называется связь между ионами за счёт электростатических сил притяжения? (ионная)

19.  Как называется химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар? ( ковалентная)

20.  Как называется связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов? (металлическая)

4) А сейчас проведем химический диктант

Я буду читать формулы веществ, а вы выписываете те, которые имеют тот тип химической связи, который записан у вас в тетради.

Формулы веществ: Н2О, Мg, Сl2, Nа2О, НСl,Li, А1Сl3, NН3, N2 , Р4, NaF, SО2, О2, КСl, Аl, Са.

Запись на доске:

Ковалентная неполярная связь

Ковалентная полярная связь

Ионная связь

Металлическая связь

Сl; N2; Р4; О2

Н2О; НСl; NН3; SО2

2О; АlСl3; NaF; КСl

Мg; Li; Аl; Са

Проверим свои записи в тетради и записи на доске. Все ли правильно записано на доске?

Ученики: исправляют ошибки.

Объясните, пожалуйста, почему вы так сгруппировали формулы этих веществ? Ученик: так как ковалентную неполярную связь образуют атомы одинаковых химических элементов - неметаллов.

Ученик : ковалентную полярную связь образуют атомы разных химических элементов - неметаллов.

Ученик : ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов.

Ученик: металлическая связь образуется между атомами металлов.

Учитель: Скажите, в каких группах записаны простые вещества?

Ученик: В I и в IV.

Учитель: А сейчас попробуем записать механизм образования каждого типа связи.

Остальные ребята выбирают одну из записанных формул у себя в тетради и работают самостоятельно.

После окончания работы у доски проверяем правильность написанного, и объясняем как образуется каждый тип связи.

Учитель: Молодцы! Справились и с этим этапом работы.

5) А теперь цифровой диктант

. Да-1,нет-0

1.Номер периода – это число энергетических уровней.

2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.

3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.

4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .

5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.

6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.

7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.

После ответов на  утверждения, получается число.

Все, кто получил правильное число, получает отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3».

4 «Путешествие по таблице Д. И. Менделеева»

1 этап:

Дать характеристику атому химического элемента по ПСХЭ Д. И. Менделеева. Указать адрес, строение атома и электронную формулу, число электронов, протонов, нейтронов, Ar, металл или неметалл. Предлагается охарактеризовать любой атом 1-3 периодов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

2 этап:

Проверяет знания учащихся об изменениях металлических и неметаллических свойств атомов химических элементов в группах (гл. подгруппах) и периодах.

Расположите химические элементы в порядке возрастания

- металлических свойств: Ba, Mg, Ca

- неметаллических свойств: C, F, B

Физкультминутка. Прием педагогической техники  «Будьте здоровы». Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". 

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли 
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

А сейчас вспомним что такое   Изотопы?

«Мир изотопов»

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющий одинаковый заряд ядра, но разное массовое число, называются изотопами (занимающие одно и то же место).

Задание : Определите число протонов, нейтронов и электронов для изотопов железа: 54Fe, 56Fe, 57Fe, 58Fe

А теперь игра «Кто быстрее?» 

Задание: подсчитать:

Mr (HClO4) =

Mr (KOH) =

Mr (Na2O) =

Mr (AlPO4) =

Mr (O3) =

Самостоятельная работа. Тестирование по вариантам.

1)  Как называется определённый вид атомов

А. Хим. соединение

Б. Хим. элемент

В. Молекула

2)  Чем отличается ковалентная связь от атомной

А. второе название ионной

Б. второе название металлической

В. Ничем

3)  В честь чего назван химический элемент Ru – рутений

А. Россия

Б. Румыния

В. Рига

4)  Какие вещества относятся к благородным газам

А. неон, криптон, палладий, фтор

Б. аргон, неон, гелий, хлор

В. аргон, неон, гелий, криптон

5)  какие 3 изотопа водорода существуют

А. протий, тритий, терий

Б. протий, дейтерий, тритий

В. прутий, терий, тритий

6) Как называется модель строение атома, предложенная Резерфордом

А. космическая

Б. планетная

В. ядерная

7) Как называется связь, возникающая в результате общих электронных пар

А. ковалентная

Б. ионная

В. металлическая

8) Какое максимальное количество электронов может находиться на одной орбитали любой конфигурации

А. 1

Б. 2

В. 3

9) сколько нейтронов в атоме водорода

А. 1

Б. 0

В. 3

10) Сколько неспаренных электронов в атоме фосфора

А. 1

Б. 2

В. 3

11.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) Si

12. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

13. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

14. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Na        б) Li                в) K                г) Mg

15. Формула высшего оксида хлора:?

   а)   Cl2O7           Б) Cl2O5               в)  Cl2O         Г)   Cl2O3

16. Число протонов в атоме       серы   равно:  

1) 39                         2) 20                3) 16                   4) 4

Заключительный этап.

Все устали, можно и отдохнуть. Сонный опрос. Все ложатся головой на парты, я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку.

Металлическая связь образуется в металлах (да).

Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).

Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).

Атом – самая крупная частица вещества (нет).

Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»!

6 этап: Завершение.

Делаю выводы по основным этапам урока. 

Подведение результатов урока. «Самооценка».

По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню  подготовки по данной теме.

Рассказываю о предстоящей контрольной.

Подводим итоги. Оценка за тест будет выставлена на следующем уроке. Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома не заканчивается для вас: в дальнейшем вы будете изучать химию элементов, опираясь на закон и систему.

Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 2011) повторить §§ 6-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" 8 класс

Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" для 8 класса . Данная работа состоит из двух частей: вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы со свободным ответом....

Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.

Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....

Презентация к обобщающему уроку химии в 8 классе на тему "Первоначальные химические понятия".

Урок проводится в форме игры-турнира. Основная цель  – это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение ...

Презентация по химии на тему: "Классификация химических элементов" (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Классификация химических элементов" (8 класс)...

Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)...

Разработка урока по химии на тему: "Соединение химических элементов".

Обобщение темы: «Соединения химических элементов». Цель урока:     повторить, систематизировать, обобщить, закрепить изученный материал об основных классах неорганическ...

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...