Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Ковалева Наталья Викторовна

Данная рабочая программа составлена к учебной линии О.С. Габриеляна, реализуется при изучении химии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_8_klass.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа №6

«Рассмотрено»

 Руководитель  ШМО учителей

естественных наук

_________/ Ковалева Н.В./

 Протокол № от________

« Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/ Курицына О.Е./

_______________

( дата)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора школы

_________/Яшникова Е.Е./

Приказ  от________ №

Рабочая   программа  

по ХИМИИ

8 класс

Ковалевой Н.В.

I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №        от

« »        20        _        г.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

-  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

-      Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

-         Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2014/15 учебный год,

 -      Письмо Министерства образования и науки РФ  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 6-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2009г.).

        Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

        Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

        Реализация программы предполагает достижение следующих целей:

1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
3. Развитие познавательных интересов  в процессе самостоятельного приобретения знаний.
4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Необходимость химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
5. Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение химии  в объеме 68 часов(2 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула. Относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь. Вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем. Химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Используемые технологии обучения: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии.

Формы уроков: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Всего  часов

1

Введение

4

2

Тема 1. Атомы химических элементов

10

3

Тема 2. Простые вещества

7

4

Тема 3. Соединения химических элементов

12

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

10

6

Тема 5.Практикум №1.Простейшие операции с веществом.

5

7

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

8

Тема 7.Практикум №2. Свойства растворов электролитов.

2

Итого

68

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ХИМИЯ.   8 КЛАСС»

ВВЕДЕНИЕ —4 ч

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: атомах, простых и сложных веществах. Вещество как объект изучения химии.

Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека.

           Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы. Символы химических элементов.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Индекс. Коэффициент. Чтение формул. Расчет массовой доли химического элемента по формуле.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

            Демонстрации. Коллекция изделий – тел из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.

        ТЕМА 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – 10 ч

           Атом. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.

          Изменения в составе ядер химических элементов.  Изотопы как разновидность атомов одного элемента.

         Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах химических  элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

        Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы. Схемы образования ионных соединений. Схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Схемы образования неполярных молекул. Электронные и структурные формулы. Понятие о металлической связи. Единая природа химической связи.

Демонстрации: Модели атомов химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

ТЕМА 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - 7 ч

           Положение металлов и неметаллов в системе элементов. Строение их атомов. Физические свойства металлов, неметаллов – простых веществ. Понятие аллотропии.

          Единица количества вещества – моль. Постоянная Авогадро.

          Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Молярная масса.

Расчетные задачи. 1. Вычисление малярной массы веществ по химическим формулам.

  1. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Образцы белого и красного фосфора.

ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ - 12 ч

         Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, их названия.Оксиды. Составление формул и названий. Расчеты по формулам. Характеристики важнейших водородных соединений, их представители.

        Основания: состав и классификация, взаимодействие с оксидами неметаллов.

        Кислоты: состав и название, классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями. Отношение к индикаторам.

Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями. Отдельные представители солей.

          Классификация сложных веществ. Генетические ряды. Вещества ионного строения. Вещества атомного и молекулярного строения.  Аморфные и кристаллические вещества. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.Растворы. Массовая и объёмная доля вещества в растворе. Понятие о доли компонентов в смеси.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массовой доли растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Изменение окраски индикаторов. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей.    

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ - 10 ч

       Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды.            Перегонка нефти. Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Тепловой эффект химической реакции. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям.        Объёмные отношения газов в химических реакциях. Расчеты с использованием понятия «доля». Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты. Сущность реакций соединения.                              Составление уравнений химических реакций. Каталитические реакции, обратимость химических реакций. Сущность реакций замещения. Составление уравнений химических реакций. Ряд активности металлов, его использование в прогнозировании возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций до конца. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена.

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Плавление парафина. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди и последующее растворение его в воде. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой и серной кислотой. Взаимодействие растворов щелочей с кислотами. Взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами. Взаимодействие воды с углекислым газом и оксидом кальция. Взаимодействие воды с литием и натрием.

Лабораторные опыты. Взаимодействие металлов с растворами солей; взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, соляной кислоты с нитратом серебра.

ТЕМА 5.ПРАКТИКУМ №1. 0ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ С ВЕЩЕСТВОМ -5 ч

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ – 18 ч

          Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

          Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ в воде с разным типом связи. Степень ЭД. Сильные и слабые электролиты.

         Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов  по составу, заряду и наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД.

         Реакции ионного обмена. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций.

         Классификация кислот в свете ТЭД. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, основаниями и солями. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.

        Определение оснований в свете ТЭД. Классификация по различным признакам. Взаимодействие с кислотами. Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

        Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие. Свойства кислотных и основных оксидов.

       Определение солей как электролитов, их диссоциация, взаимодействие с металлами, кислотами и щелочами.

      Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

      Демонстрации.Примеры нерастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ в воде. Испытание веществ на электропроводность. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Взаимодействие цинка с соляной кислотой, серой, сульфатом меди.

      Лабораторные опыты.Химические свойства кислот на примере серной и соляной. Реакции, характерные для нерастворимых оснований и щелочей. Изучение свойств основных и кислотных оксидов. Химические свойства солей.

ТЕМА 7.ПРАКТИКУМ №2  СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ– 2 ч.

1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 2. Решение экспериментальных задач.

Учебно-тематическое планирование

Класс – 8

Количество часов за год – 68

В неделю – 2 часа

Формы контроля:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Практические работы

0

0

5

2

7

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений

/ О.С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2009

 Учебник: «Химия .8 класс» : учеб. Для общеобразовательных учреждений

 / О.С.    Габриелян. - М.: Дрофа,2009

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Количество часов

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

4

Введение

1

1

Предмет химии и вещества. Правила техники безопасности в кабинете химии (вводный инструктаж).

2

1

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии.

3

1

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.

4

1

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

10

Тема 1. Атомы  химических элементов

5

1

Основные сведения о строении атомов.

6

1

Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

7,8

2

Строение электронных оболочек атомов.

9

1

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь.

10

1

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь.

11

1

Ковалентная полярная химическая связь.

12

1

Металлическая химическая связь.

13

1

Обобщение и систематизация знаний об элементах-металлах и неметаллах, видах химической связи.

14

1

Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов».

7

Тема 2. Простые вещества.

15

1

Простые вещества-металлы.

16

1

Простые вещества-неметаллы.

17

1

Количество вещества.

18

1

Молярный объем газов.

19,

20

2

Урок-упражнение по теме «Количество вещества, молярный объем газов, молярная масса, постоянная Авогадро».

21

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

12

Тема 3. Соединения химических элементов.

22

1

Степень окисления.

23

1

Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды и летучие водородные соединения.

24

1

Основания.

25

1

Кислоты.

26,

27

1

Соли.

28

1

Кристаллические решетки.

29

1

Чистые вещества и смеси.

30

1

Массовая и объемная доли компонентов в смеси (раствора).

31

1

Расчеты, связанные с использованием  понятия «доля».

32

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

33

1

Контрольная работа №2  по теме 3.

10

Тема 4.Изменения, происходящие с веществами.

34

1

Физические явления в химии.

35

1

Химические реакции.

36

1

Химические уравнения.

37,

38

2

Решение задач. Расчеты по химическим уравнениям.

39

1

Реакции разложения.

40

1

Реакции соединения.

41

1

Реакции замещения.

42

1

Реакции обмена. Типы химических реакций на примере свойств воды.

43

1

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

5

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом.

44

1

Практическая работа №1. Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

45

1

Практическая работа №2. Наблюдения, за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

46

1

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.

47

1

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

48

1

Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и определение  массовой доли его в растворе.

18

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов, электролитов

49,

50

2

Растворение. Растворимость веществ в воде.

51

1

Электролитическая диссоциация.

52,

53

2

Основные положение теории электролитической диссоциации.

54

1

Ионные уравнения реакций.

55,

56

2

Кислоты, их классификация и свойства.

57,

58

2

Основания,  их классификация и свойства.

59

1

Оксиды, их классификация и свойства.

60,

61

2

Соли, их классификация и свойства

62

1

Генетическая связь между классами веществ.

63,

64

2

Окислительно-восстановительные реакции.

65

1

Свойства изученных классов веществ в свете представлений об ОВР

66

1

Контрольная работа №4 по теме 6.

2

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов.

67

1

Практическая работа №6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

68

1

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.

Литература

  1. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001.
  2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М. : Дрофа, 2002
  3. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы / М.А. Рябов.- М.: Издательство « Экзамен», 2010
  4. Химия. Задания с выбором ответа. 8-9 кл. / А.С. Корощенко, А.А. Каверина, Р.Г. Иванова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Электронные образовательные ресурсы

      1. http://fcior.edu.ru/about.page

      2. http://school-collection.edu.ru/

      3.http://www.openclass.ru/

      4.  http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...