Конспект урока по теме "Металлическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Мисакян Гаянэ Александровна

Конспект урока по химии по теме  «Металлическая химическая связь» (8 класс) с инструктивными картами, лекционным материалом. Урок с  использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии по теме  «Металлическая химическая связь» (8 класс)

С использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
  • уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;

Развивающие:

  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
  • развитие познавательных способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
  • формирование информационно – коммуникативных навыков.

Воспитательная:

  • воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности, умения работать в команде.

Тип урока: - изучение нового материала.

Оборудование: ПК, медиапроектор, планшеты, на каждом столе у учащихся – образцы металлов и сплавов,  инструктивные карты к уроку.

Проблемы, решаемые обучающимися:

  1. Что такое металлическая связь
  2. Каков механизм ее образования;
  3. Каковы сходство и различие данного вида связи с ковалентной и ионной
  4. Каковы общие свойства у веществ с металлической связью?

Этап занятия

Задача на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Мотивационно-проблемный

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

После вступительного слова предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать самостоятельно тему урока

Просматривают видеоролик и формулируют тему урока. Например, «Химическая связь в металлах»

Фронтальная

Деятельностный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на  решение проблемной ситуации.

Предлагает работу с инструктивными картами

(часть 1) в режиме ограниченного времени.

Выполняют инструкции части 1 инструктивной карты – работа с теоретическим материалом по выяснению механизма образования металлической связи и ее особенностей. Работают с коллекциями металлов и сплавов.

Парная

Контрольный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на исполнения действия для достижения поставленных целей и задач.

Предлагает перейти к выполнению части 2 инструктивной карты, для чего выбрать наиболее удобную форму работы –индивидуальную , парную или групповую.

Работа с частью 2 инструктивной карты по выполнению практических заданий на выбор:

съемка видеоролика или

выполнение письменного задания для  контроля за качеством усвоения материала.

Групповая, парная или индивидуальная.

Рефлексивный

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Организует просмотр отснятого учащимися видеоматериала, обсуждение по вопросам механизма образования металлической, ее особенностей  и свойствам веществ с данным типом связи.

Обсуждают и комментируют созданный видеоматериал.

Фронтальная

Коррекционый

Организовать деятельность обучающихся для внесения корректировок в свою работу в  случае расхождения с эталоном.

Демонстрирует ролик механизма образования металлической связи, предлагает: выполнявшим письменное задание внести исправления в них, снимавшим ролик – прокомментировать изменения, которые необходимо внести , проанализировать ошибки.

Вносят корректировки в свою работу в письменной или устной форме.

Фронтальный

Инструктивная карта к уроку по теме «Металлическая связь»

Работайте с мини – лекцией и §11 на стр.

Часть 1

Ответьте на вопросы устно:

  1. Упорядоченно или хаотично (беспорядочно) располагаются частицы в кристаллах  металлов?
  2. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов?
  3. Какие частицы располагаются между узлами кристаллической решетки металлов?

Запишите в тетрадь определение металлической связи и схему ее образования.

Работайте с образцами металлов и выделите 4 основных общих свойства металлов:

  1. Посмотрите на образцы. Вы еще не притронулись к ним, а уже знаете, что это металл. Как вы догадались? Какое свойство металлов

навело вас на это предположение? Запишите в тетрадь: Общие свойства металлов: первое свойство – это ……..

  1. Согните образец. Он сломался? Из него можно было бы вытянуть проволоку? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: второе свойство – это …….

  1. Подумайте, почему только из металлов изготавливают электрические провода. Догадались? Запишите в тетрадь: третье  свойство – это …….

  1. Подумайте, почему у металлической кастрюли, стоящей на горячей плите нагреваются даже ручки и крышка – ведь мы их не грели? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: четвертое  свойство – это …….

Подумайте, почему все металлы так похожи?

Часть 2  Задание для группы:

Ф.И. учащихся_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте в текст пропущенные слова и снимите видео – ролик «Механизм образования металлической связи»

  • Это атом металла, а это его эн с внешнего уровня.  
  • Таких атомов в образце металла много.
  • Они располагаются определенным порядком, образуя кю ру                             
  • Для завершения внешнего электронного слоя атомам выгоднее  свой эн. Но кому? Никто не хочет принимать э ы
  • Тогда атомы металлов просто объединяют свои внешние э ы в общее облако, сами при этом превращаясь в положительно заряженные и ы.
  • Свободное  эе облако может легко перемещаться по всему кристаллу металла. Эти  э ы общие.
  •  Связь между общими э и и атом – ионами за счет сил эо притяжения называется металлической. Все металлы имеют эту связь.

 

Возьмите раздаточный материал в конверте, планшет  и приступайте к съемке ролика

Часть 2  Задание для работы в паре или индивидуально :

Ф.И. учащихся_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обведите кружком вещества с металлической связью (пользуйтесь таблицей Д.И.Менделеева)

NaCl , O2 ,  HCl , Na  , K2S  ,   H2S,  Mg ,  H2  ,Al

Запишите  схему образования металлической химической связи для выбранных  веществ. ( См. §11 или мини – лекцию)

1.

2.

3.

Ответьте на вопросы:

Для каких веществ характерна металлическая связь?  Ответ:_______________________________                                                                      

Какие частицы участвуют в ее образовании? Ответ:______________________________________                                                                                                                                              

Какие свойства у металлов определяет металлическая связь? Ответ:____________________________

_______________________________________________________________________________________                                                                                                                                                    

Мини-лекция.

Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы См рисунок в учебнике стр …) «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые формируют общее электронное облако.

А схему образования металлической связи можно записать так:                                                        

Ме0      – ne-     Mеn+                                                                                                                                                                                                  

атомы                 ионы                                                                                                                                    

металла            металла                                                                                                                                                                                      

где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.  

                                                   

Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.

  Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Ковалентная связь"

На этом уроке обучающиеся знакомятся с новым типом химической связи....

Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»

Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь"....

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».

Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....

Конспект урока. Виды химической связи

Тема урока: Виды химической связи и типы кристаллических решеток. Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах      химической связи и типах крист...