Программа элективного курса "Секреты школьного мела"
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Тихонова Елена Александровна

Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных операций.

Любая жизненная задача является открытой, творческой, эвристической, исследовательской, изобретательской. Кто и как научит решать эти задачи? Очевидно, что учиться решать открытые задачи необходимо в школе.

Предлагаемый курс «Секреты школьного мела», рассчитан на занятия с учащимися 9 класса. Курс позволит учащимся через систему задач научиться, работая в группах, формулировать цель, планировать свою деятельность, подводить итоги исследования, оформлять и презентовать результаты работы, совершенствовать свои умения в решении расчетных задач.

Мысль, заложенная в содержании данного курса, может быть реализована через любой другой предмет. Первоначально, необходимо заинтересовать учащихся большой мега-задачей, в ходе ее решения возникают мини-задачи, доступными для решения всем, они являться ступенями к решению мега-задачи. Этот прием позволит повысить мотивацию, повысить самооценку, научить решать задачи. Решение каждого типа задач проходит путь: по алгоритму, подобные, задачи в курсе данного предмета, перенос умения в другую ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_sekrety_shkolnogo_mela.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

I Региональный конкурс программ учебных и внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат

Номинация «Авторская программа внеучебного курса, формирующего метапредметный результат  у обучающихся основной школы»

Программа элективного курса

 Секреты школьного мела 

Автор: Тихонова Елена Александровна

МКОУ «СОШ №5 города Ершова Саратовской области»

 учитель химии и биологии

8 906 305 65 82

tea196229@yandex.ru

2015 год

Новый образовательный стандарт, одной из его особенностей является введение обязательной внеурочной деятельности. Считаю, что грамотно организованная внеурочная деятельность способна решить новые задачи воспитания и социализации учащихся, поставленные сегодня перед школой.

Проектная деятельность - этот предмет занял уже свое место в сетке расписания наших пятиклассников. Работа над проектом должна гармонично дополнить классно-урочную деятельность и позволить получить личностные, предметные и метапредметные результаты образования в условиях не ограниченных рамками урока. Важно так спланировать деятельность учащихся, чтобы начиная от выбора темы проекта до получения результата, все было направлено на развитие универсальных учебных действий. К программе данного курса пришла от занятий химического кружка «Мир вокруг нас», где мы исследовали предметы, окружающие нас. Одна из тем «Кусочек школьного мела». Какой восторг я увидела в глазах детей, в момент работы! Самым «сказочным» оказался процесс самостоятельного формования кусочка мела…, каждый работал индивидуально и в группе. Мне хотелось донести это состояние до многих. Каждый год, выбирая рекомендованный министерством Саратовской области курс «Мир смесей», я вносила в него коррективом данную тему. И теперь вот уже четыре выпуска детей с восторгом вспоминают свою работу. Так родился курс, где ведущей стала мысль от практики к теории, через самостоятельную деятельность учащихся. В рамках курса учу ребят работать в группах переменного состава: формулировать цель, планировать деятельность при этом решаем расчетные задачи, ищем ответы на вопросы: какие вещества лучше использовать, в каком количестве необходимо их взять?

Оглавление

Пояснительная записка        

Программа курса        

Тематическое планирование        

Учебно-тематический план курса        

Пояснительная записка

Предлагаемый 12-часовой курс, рассчитан на занятие с учащимися 8 – 9 класса. Сроки проведения курса не регламентированы.

Курс направлен на развитие личности учащегося при формировании универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий инициирующих ученическое действие.

Выбор темы обусловлен тем, что в учебной программе не достаточно выделено времени на решение задач, связанных с повседневной жизнью учащихся и доступностью материала для исследования.

Основные цели курса:

  1. создание мотивации на выбор профиля, связанного с изучением химии;
  2. совершенствование техники решения расчетных задач;
  3. развитие мышления учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей;
  4. обучение применению знаний и умений в процессе разрешения новых ситуаций;
  5. воспитание личности ученика в процессе деятельности, развитие у него самостоятельности и способности к самоорганизации.

Основные идеи курса

Я люблю свой предмет и поэтому

Сначала – практика, затем – теория. Химия находится на одном из последних мест в рейтинге любимых предметов школьников – сложно, непонятно, неинтересно. Одной из причин этого является излишняя теоретизация курса.

Сначала – химия, затем – физика и математика. Химия не должна вытесняться.

Химические вещества и их превращения – вокруг нас. Нужно помнить, что вещества и их превращения встречаются не только в химической лаборатории, они повсюду.

Химия – простому гражданину. Каждый человек должен обладать определенным уровнем химического мышления.

В процессе освоения программы курса учащиеся:

  • учатся ставить цели своей деятельности;
  • научатся составлять план решения расчетных задач, связанных с расчетом массовой и объемной доли в растворе, в смеси;
  • овладеют творческими, исследовательскими методами;
  • смогут рационально планировать свою учебную деятельность;
  • работая, получать результат;
  • будут готовы к сдаче экзамена по химии.

Программа курса

Курс состоит из четырех частей.

Первая часть направлена на знакомство учащихся с одним из самых главных атрибутов урока – кусочком школьного мела. Она включает в себя два занятия. В процессе знакомства учащиеся учатся ставить цели поиска при работе в ИНТЕРНЕТ, выбирать главное, анализировать найденную информацию. Узнают о применении мела в быту и промышленности, о производителях школьных мелков, месторождениях мела в Саратовской области. Учащимся предлагается дома подготовить компьютерную презентацию на одну из тем. Данные презентации будут основой для беседы на следующем занятии.

Во второй части при активном участии ребят строится план доказательства не простого состава школьного мелка. Идет составление плана качественного анализа на ионы кальция, карбонат ионы, сульфат ионы и т.д. Решаются качественные задачи на присутствие данных ионов в объекте.  Для определения количественного состава используют несколько вариантов решения  данной проблемы. Планируем работу с классом так, чтобы все варианты были использованы разными группами. После получения данных эксперимента учащиеся учатся составлять план решения расчетных задач, связанных с понятием массовой и объемной доли в растворе в смеси. Решению задач на данные темы выделяют отдельное занятие (при этом необходимо использовать и задачи повышенной трудности).

 Третья часть это работа на энтузиазме и творчестве, приготовление и непосредственное формование  белого мела. Отдельное занятие посвящается красителям, в качестве домашней работы предлагается создание компьютерной презентации по темам «Красители». Выяснить  оптимальный краситель поможет только экспериментальная работа.

Четвертая часть посвящена подведению итога работы. Итог может быть выражен созданием электронной газеты, буклета и т.д. с обязательным публичным выступлением перед учащимися своей школы.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них практические работы

Образовательный продукт

1.

Неизвестное об известном кусочке мела

2

1

компьютерная презентация

2.

Что там внутри

3

2

отчет по работе, красочно оформленные решенные и составленные задачи практического содержания.

3.

Своими руками

5

3

кусочек белого и цветного мела, компьютерная презентация

4.

Что получили, чему научились

2

1

электронная газета, буклет, публичное выступление

ИТОГО:

12

7

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

  • Постепенное  выстраивание собственного мировоззрение: осознание потребность и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные:

  • приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы,
  • проведения опытов и простых экспериментальных исследований с использованием лабораторного оборудования;
  • умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и делать выводы и умозаключения из наблюдений;

Темы проектов, реализуемых в ходе курса:

  • «Состав школьного мелка»,
  • «Технологические процессы при изготовлении школьного мелка на предприятии»,
  •  «Из истории школьного мела»,
  • «Месторождения писчего мела на территории области»,
  • «Использование мела в быту, промышленности, строительстве»,
  • «Красители в производстве»,
  • «Природные красители»,
  •  «Красители в пищевой промышленности»

Литература

П.А.Ожеговский, Н.А.Титов, Е.В.Сухорукова, Э.Е.Нифантьев Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков //Химия в школе, №5, 1991


Учебно-тематический план курса

Тема

Формы занятия

Образовательный продукт

Планируемое формирование и развитие УУД

Правила безопасной работы в лаборатории

Лабораторная работа

Свод правил «наоборот»

Развитие личностных УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

 Объект исследования. Вездесущий карбонат.

Ролевая игра

Мини проекты в каждой группе

Секрет 1 «Что в кусочке мела?»

Урок-исследование

Подборка видео «Качественные реакции на ионы»

регулятивных УУД:  давать оценку результатам деятельности, самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

     

познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативных УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), планирование учебного сотрудничества в случае затруднений.

Секрет 2 «Сколько всего этого?»

Урок-исследование

Отчет по работе

Сколько взять?

Решение расчетных задач

«Корзина задач»

Первая проба.

практикум

Отчет о работе

Секрет 3 «Оптимальные количества компонентов»

Практикум

Отчет о работе групп

Красители

Урок-проект

Мини проект от каждой группы «Красители»

Цветной мелок своими руками

Практикум

Мелки разного цвета

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за индивидуальную работу;

регулятивных УУД: волевая саморегуляция;  контроль; коррекция

Непачкающие мелки

Практикум

Мелки не пачкающие рук

Чему научились?

Обмен мнениями

Таблица «Чему научились», у кого полнее.

Развитие личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

познавательных УУД: оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

Научим всех.

Мастер-класс для желающих

Мастер-класс для учащихся 7 класса

коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...

Авторская программа элективного курса для 6-го класса "Секреты орфографии"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

     Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...

Программа элективного курса "Секреты текста"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФКГОС – 2004 основного общего образования и на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В. Бабайцевой. М.: «Д...

Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"

Программа элективного курса "Секреты русской оргфографии", 9 кл....

Программа элективного курса «Секреты русского языка»

Программа элективного курса «Секреты  русского языка»  направлена на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ. Работа с тестовыми заданиями предполагает обобщение и систематизацию знан...