Лабораторная работа "Изучение свойств аминокислот и белков" с использованием учебных схем и мультимедиа
опыты и эксперименты по химии (10 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

Тема: “Изучение  свойств аминокислот и белков”.

Цель: формирование  умений изучения свойств аминокислот и белков на основе проведения лабораторного опыта.

Форма работы : индивидуально- парная.

Характер работы : частично-поисковый, экспериментальный.

Рекомендуемая литература : Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.227-233

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная  работа № 6.

Тема: “Изучение  свойств аминокислот и белков”.

Цель: формирование  умений изучения свойств аминокислот и белков на основе проведения лабораторного опыта.

Форма работы : индивидуально- парная.

Характер работы : частично-поисковый, экспериментальный.

Рекомендуемая литература : Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.227-233

Контрольные вопросы:

  1. Биологические функции аминокислот и белков.
  2. Классификация аминокислот. Понятие о незаменимых аминокислотах.
  3. Особенности номенклатуры аминокислот и полипептидов.
  4. Каковы способы получения аминокислот? Сущность и перспективность биотехнологического способа получения незаменимых аминокислот.
  5. Биологическое значение и химизм амфотерных свойств аминокислот.
  6. Биологическое значение и химизм биосинтеза белка ( на примере составления полипептидов).
  7. Форма и структура белка. Понятие о денатурации и ренатурации белка.
  8. Физические и химические свойства белков. Химическая сущность цветных реакций на белок.

Информационный опорный конспект «Белки»

Проверка  знаний

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

Код

1

Дайте название по международной номенклатуре соединению :

                      СН3

                       |

   С - С = С - С - С – СООН

                 |

                NH2

3-амино-4-метилгексановая к-та

4-амино-3-метилгексен-4-овая к-а

3-метил-4-аминопентен3-овая к-а

3-амино-2-метилгептановая к-та

1

2

3

4

2

Какой тип реакции используется для образования полипептидов?

дегидротации

полимеризации

поликонденсации

дегидрогенизации

1

2

3

4

3

Какое значение pH имеет раствор глутаминовой кислоты:

НООС - СН2 - СН2 - СН – СООН

                                     |

                                    NH2

pH > 7

pH =7

pH < 7

1

2

3

4

Назовите вещество Е, которое получают по схеме :

         t        нон   (О)    CI2      NH3

СН4 —› А —› В —› С —› D —› Е

этановая кислота

аминоэтановая кислота

хлоруксусная кислота

анилин

1

2

3

4

5

Какой минимальный объем аммиака надо пропустить через раствор массой 300 г с массовой долей хлоруксусной кислоты 20 % для полного превращения ее в аминоуксусную кислоту (н.у.)?

28,4 л

7,5 л

14,2 л

14 л

1

2

3

4

 

Отчет к лабораторной работе № 6:

Оборудование:    

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

Опыт № 1 . Определение pH растворов разных аминокислот.

На полоску универсальной индикаторной бумаги нанести рядом по 1 капле растворов разных аминокислот ( глицина, аспарагиновой и глутаминовой кислот) и определить по шкале их pH. Сравнить водородные показатели моноаминомонокар-боновых, аминодикарбоновых и диаминокарбоновых кислот. Чем обусловлено различие величин рН растворов этих кислот?

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 2. Амфотерные свойства аминокислот.

          а) Получение натриевой соли глицина.

В пробирку поместить щепотку (или 1 мл насыщенного р-ра) глицина и прилить1 мл раствора соды. Что происходит? Сравните силу аминоуксусной кислоты с другими известными кислотами.

          б) Получение солянокислой соли глицина.

Небольшое количество глицина(кристаллического) смочить несколькими каплями конц. HCI и нагреть до полного растворения кристаллов. Каплю горячего раствора солянокислого глицина нанести на предметное стекло и, как только при охлаждении начнет выделяться соль глицина, рассмотреть ее кристаллы под микроскопом.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 3.  Получение комплексной медной соли аминоуксусной кислоты.

          В пробирку наливают 2 мл 2-% р-ра аминоуксусной кислоты, добавляют 1 мл свежеприготовленного гидроксида меди (11) и при встряхивании немного подогревают. Какого цвета становиться содержимое пробирки?

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 4. Биуретовая реакция на белки.

           К 1 мл раствора белка прилить 10 капель раствора щелочи и 1 каплю раствора сернокислой меди. Что наблюдается при взбалтывании раствора ?

Рисунок опыта и наблюдения :

Выводы :

Опыт № 5. Ксантопротеиновая реакция на ароматические аминокислоты в белке.

           В одну пробирку налить 1 мл раствора яичного белка, в другую - столько же глицина. Добавить в эти пробирки по 3-5 капель конц. азотной кислоты и прогреть в течение 2-3 мин. Как реагируют с азотной кислотой ароматические аминокислоты ?

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 6.  Свертывание яичного белка при нагревании.

          1 мл раствора белка прогреть. Что наблюдается при этом? Обратим ли этот процесс?

Рисунок опыта и наблюдения :

Выводы :

Опыт № 7. Денатурация белков минеральными кислотами.

          В три пробирки налить по 1 мл раствора белка и добавить по каплям в первую – конц. серной, во вторую – конц. соляной, в третью – конц. азотной кислот. Как действуют на раствор белка первые капли кислот? Растворяются ли осадки белков в воде? Что происходит при приливании к осадкам избытка кислот?

Рисунок опыта и наблюдения :

Выводы :

Опыт № 8. Денатурация белка солями тяжелых металлов.

          В три пробирки налить по 1 мл раствора белка и добавить в них по 2-3 капли растворов солей тяжелых металлов (ацетата свинца, сульфата меди, нитрата серебра). Что происходит при этом? Растворяются ли полученные осадки в воде? Обратимо ли осаждение белков солями тяжелых металлов?  Как можно использовать данную реакцию в оказании первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов?

Рисунок  опыта и наблюдения :

Выводы :

Общий  вывод  по лабораторной  работе  № 6:

Самостоятельная работа по вариантам:

Задание № 1: составить схему реакции образования тетрапептида, дать ему название, если известно, что данный пептид образован следующими аминокислотами

1-ый вариант: тре - асп - гли - вал

2-ой вариант: лиз - цис - мет - ала

3-ий вариант: лей - глу - тре- сер

4-ый вариант: асп - сер - лей - тре

5-ый вариант: тир - ала - вал - иле

Решение :

Задание № 2: решить задачу.

              Вычислите объем раствора этанола с массовой долей  w-%  и плотностью  p г/см3 , затраченный на этерификацию аминоуксусной кислоты массой  m г.

Параметры

1

2

3

4

5

w, %

90

89

96

95,5

95,9

p, г/см3

0,75

0,73

0,8

0,79

0,7

m, г

2,5

3,7

3,75

3,95

4,5

 

Решение :

Дополнительные  задания:

На “3”: Назовите вещества А1, А2, А3, А4, А5, которые можно получить по следующей схеме. Осуществите превращения по этой схеме с помощью уравнений химических реакций.

           H2O            (O)            CI2              NH3        NaOH

C2H2 ——› A1 ——› A2 ——› A3 ——› A4 ——› A5

На “4”:    Какая масса соли образуется при взаимодействии 15 г глицина с 91 мл 10-%  р -ра едкого натра плотностю 1,1 г/см3 ?

На “5”:   Из уксусной кислоты массой 27 г получили хлоруксусную кислоту, выход которой составил 60 %. Через раствор хлоруксусной кислоты пропустили аммиак объемом 6,72 л (н.у.). Какое количество вещества (в моль) глицина получили при этом?

Решение :

Оценка за работу:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия Искра О.Ю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по химии на тему: "Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием логических схем.

В  данном учебно - методическом пособии приведены примеры решения задач при помощи логических схем. Пособие могут использовать как ученики,так и учителя ....

Информатика. Использование учебных предметов для построения алгоритмических блок-схем.

На примере иностранного языка ,  литературы , математики ученики разбирают построение блок-схем, тем самым понимают, где и как применяються основы информатики. Это даёт возможность последовательн...

Интегрированный урок по теме "Липиды" с использованием учебных схем и мультимедийных технологий

Данная методическая разработка урока по органической химии является инновационной, так как в ней предусмотрена технология интегрированного учебного занятия по химии и биологии  с помощью учебных ...

Лабораторная работа по теме "Карбоксилсодержащие соединения" с применением мультимедиа и учебных схем

Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”. Цель:  выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений....

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

Методическая разработка "Исследование целесообразности использования учебных схем на уроках химии"

в своей педагогической деятельности необходимо решить следующие учебные задачи:организовывать и проводить учебный процесс так, чтобы студенты всегда испытывали необходимость в преодолении посильных тр...