Лабораторная работа по теме "Карбоксилсодержащие соединения" с применением мультимедиа и учебных схем
опыты и эксперименты по химии (10 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”.

 

Цель:  выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений.

Форма работы: индивидуализированно - парная.

Характер работы: экспериментальный, частично - поисковый.

Рекомендуемая литература:   Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.180-195

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лабораторная работа124.5 КБ
Office presentation icon Учебные схемы2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3.

Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”.

 

Цель:  выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений.

Форма работы: индивидуализированно - парная.

Характер работы: экспериментальный, частично - поисковый.

Рекомендуемая литература:   Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.180-195

Контрольные вопросы:

  1. Определение и классификация карбоновых кислот (примеры).
  2. Особенности номенклатуры предельных, непредельных, ароматических одноосновных и многоосновных карбоновых кислот (примеры).
  3. Каковы промышленные и лабораторные способы получения карбоновых кислот.
  4. Особенности физических свойств карбоновых кислот. Как явление “ассоциации молекул” карбоновых кислот влияет на их физические свойства?
  5. Каковы общие и специфические свойства предельных, непредельных, ароматических одноосновных и многоосновных карбоновых кислот?
  6. Почему из всех карбоновых кислот только метановая кислота дает реакцию “серебряного зеркала”?
  7. Почему непредельные карбоновые кислоты вступают в реакции присоединения против правила Марковникова?
  8. Объясните значимость высших карбоновых кислот. Почему их называют “жирными”?
  9. Каковы области применения карбоксилсодержащих соединений (в т.ч. и в пищевой промышленности)?

Обобщающий опорный конспект «Карбоновые кислоты»

Проверка знаний

Вопросы

Варианты ответов

Код

1

Дайте название по международной номенклатуре соединению :

                          Br

                          |

     C - C = C - C - C - COOH

                                |

                               C

1-метил-2-бромпентен-3-овая кислота

3-бром-2-метилгексен-4-овая кислота

4-бром-5-метилгексеновая кислота

1

2

3

2

При присоединении HCI к кислоте

 C = C - C - COOH образуется:

3-хлорбатановая кислота

4-хлорбутановая кислота

2-хлорбутен-3-овая кислота

1

2

3

3

С помощью каких реактивов можно различить вещества: этанол, муравьиную и уксусную кислоты?

NaOH, Ag2O, HCI

Na2CO3, NaOH, Na

Na, Ag2O, Na2CO3

1

2

3

4

Назовите продукт реакции А5 :

           CI2      KOH   (O)     (O)    CH3OH

C4H10 —›A1 —›A2—›A3—›A4——› A5

метилбутаноат

бутилметаноат

этилэтаноат

1

2

3

5

При  нагревании метанола массой 2,4 г и уксусной кислоты массой 3,6 г получили метилацетат массой 3,7 г. Определите выход эфира.

50 %

80 %

94,2 %

83,3 %

1

2

3

4

Отчет к лабораторной работе № 3.

Оборудование:   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы:     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

Опыт № 1. Растворимость карбоновых кислот.

В пробирки вносят по 0,5 г кислот : муравьиной, уксусной, масляной, стеариновой, олеиновой и добавляют по 2 мл воды. Содержимое пробирок взбалтывают и наблюдают степень растворимости. Объясните различную растворимость кислот, для этого рассчитайте их молекулярные массы.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и расчеты:

Выводы:

Опыт № 2. Сравнение силы карбоновых и минеральных кислот.

На полоску универсальной индикаторной бумаги наносят по капле растворов органических кислот и соляной кислоты. С помощью шкалы определяют pH этих растворов. Как изменяется сила карбоновых кислот с возрастанием молекулярной массы их углеводородных радикалов? Напишите уравнения реакций диссоциации кислот : муравьиной, уксусной, масляной, стеариновой, олеиновой, щавелевой.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 3. Получение и свойства муравьиной кислоты.

а) Получение муравьиной кислоты гидролизом хлороформа.

В пробирку наливают 5-6 капель хлороформа CHCI3, добавляют 2-3 мл 10-% р-ра гидроксида натрия, закрывают пробирку пробкой с обратным холодильником и пр встряхивании осторожно нагревают 3-4 мин. Смесь не должна кипеть, так как хлороформ может испариться. В щелочной среде образуется соль муравьиной кислоты - формиат натрия.

б) Реакция “серебряного зеркала” с муравьиной кислотой.

К 0,5 мл раствора формиата натрия из опыта № 3 а добавляют 1 мл аммиачного раствора оксида серебра, смесь осторожно нагревают. Металлическое серебро выделяется в виде зеркального налета на стенках пробирки или в виде темного осадка.

в) Разложение муравьиной кислоты при нагревании с конц. серной кислотой.

В сухую пробирку вносят 1 мл муравьиной кислоты или 1 г ее соли и 1 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают прбкой с газоотводной трубкой и осторожно нагревают. Муравьиная кислота разлогается с образованием оксида углерода (11) и воды. Угарный газ поджигают у отверстия газоотводной трубки (он горит голубым пламенем).

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 4. Получение и свойства уксусной кислоты.

а) Получение уксусной кислоты из ее солей (тяга!).

В пробирку помещают 1 г ацетата натрия или ацетата кальция и добавляют 2-3 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают газоотводной трубкой и осторожно нагревают реакционную смесь. Выделяющуюся кислоту определяют по запаху (осторожно!) и по изменению цвета влажной синей лакмусовой бумаги, поднесенной к отверстию газоотводной трубки.

б) Взаимодействие уксусной кислоты с кабонатом натрия.

В пробирку насыпают 0,5 г кристаллической соды, добавляют 2-3 капли уксусной кислоты. Что наблюдаете? Будет ли уксусная кислота реагировать с сульфатом или хлоридом натрия?

в) Взаимодействие уксусной кислоты с магнием.

В пробирку наливают 2-3 мл уксусной кислоты, добавляют немного металлического магния и закрывают пробирку пальцем. После окончания реакции поджигают собранный газ.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 5. Свойства предельных высших кислот и их солей.

а) Кислотные свойства ВЖК.

В сухой пробирке растворяют 0,5 г стеариновой кислоты в органическом растворителе и добавляют 2 капли р- ра фенолфталеина. Затем по каплям приливают 10-% р-р NaOH. Появляющаяся вначале малиновая окраска исчезает при встряхивании. Объясните наблюдаемые явления.

б) Гидролиз натриевых солей ВЖК  (гидролиз мыла).

В сухую пробирку наливают 1 мл спиртового р-ра мыла и прибавляют несколько капель фенолфталеина. Затем по стенке этой пробирки приливают воду. На границе раздела слоев воды и мыла появляется кольцо малинового цвета.

Рисунок  или схема опыта :


Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 6. Свойства непредельных карбоновых кислот.

В две пробирки налить 3 капли олеиновой или акриловой кислоты. Затем в одну из них добавить 1 мл 5-% р-ра KMnO4  и 5 капель разб. серной кислоты, а в другую - равный объем бромной воды. Содержимое пробирок встряхнуть. Что наблюдаете? Объясните наблюдения уравнениями реакций.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

 

Выводы :

Опыт № 7.  Изучение свойств двухосновных карбоновых кислот.

а) Кислые свойства щавеливой кислоты.

В пробирку  наливают 2 мл 1 н. р-ра щавелевой кислоты и добавляют 1 мл 1 н. р-ра гидроксида калия. Выпадает осадок калиевой соли щавелевой кислоты (содержится в листьях щавеля).

б) Разложение щавелевой кислоты при нагревании с конц. серной кислотой.

В сухую пробирку помещают 1 г щавелевой кислоты и 1-2 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускают в другую пробирку, содержащую известковую воду. Реакционную смесь нагревают, щавелевая кислота разлагается, известковая вода мутнеет. После этого вынимают газоотводную трубку из пробирки с известковой водой и у отверстия ее поджигают другое газообразное вещество - CO(горит голубыми вспышками).

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

 

Общий вывод по лабораторной работе:

Самостоятельная работа по вариантам :

Задание № 1: осуществите превращения с помощью уравнений реакций, укажите условия их протекания и названия продуктов реакций.

                                                                                                                                  CI2

                                                                                                                                  ——›A

1-й вариант: C3H8—›C3H7CI—›C3H7OH—›C2H5COH—›C2H5COOH     KOH

                                                                                                                                  ——›B

                                                                                                                                              Br2    NH3

2-й вариант: C4H9COOCH3—›C4H9COOH—›C4H9COONa—›C4H9COOH —›A —› B

3-й вариант: CH3-CH2-CH2-OH —› CH3-CH2-COH —› CH3-CHCI-COH ——›

                                                               HCI

 CH2=CH-COH—›CH2=CH-COOH ——› A

4-й вариант: триолеин —› C17H33COOH —› C17H33COONa —› C17H33COOH —›

C17H35COOH —› мыло

                                                                                                                          C3H7OH

5-й вариант : C3H7CI —› C6H14 —› C6H6 —› C6H5CH3 —› C6H5COOH ———› A

Решение :

Задание № 2: решить задачу.

          Грушевая эссенция представляет собой сложный эфир уксусной кислоты с    3-метилбутанолом-1. Какую массу эфира можно получить при нагревании V мл уксусной кислоты w-% с плотностью p г/мл в присутствии серной кислоты с избытком спирта?

Параметры

1

2

3

4

5

V, мл

100

50

25

15

10

w, %

50

70

85

90

96

p, г/мл

1,02

1,025

1,04

1,05

1,06

Решение :

Дополнительные задания :

На “3”:  В трех пробирках выданы вещества : пропен-2-овая кислота(акриловая), пропановая кислота, пропаналь. При помощи каких химических методов можно различить эти вещества? Напишите соответствующие уравнения реакций.

На “4”:  Сколько литров углекислого газа получится (н. у.) при взаимодействии бутановой кислоты массой 44 г, содержащей 3 % примесей, с избытком карбоната натрия?

На “5”:  При взаимодействии 135 г муравьиной кислоты, содержащей 2 % примесей, с аммиачным раствором оксида серебра получено 510 г серебра. Определите выход серебра от теоретически возможного.

Решение :


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия Искра О.Ю.

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.

содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...

Учебно-методическая разработка для лабораторных работ и Практики P-CAD по теме «Особенности применения систем автоматизированного проектирования печатных плат. Пакеты прикладных программ»

В методическом пособии рассмотрены вопросы проектирования радиоэлектронных средств на базе новых информационных технологий. Даны основные сведения по структуре и эксплуатации промышленной системы авто...

Лабораторная работа по теме "Оксосоединения" с применением мультимедиа

Тема: “Получение и изучение свойств карбонилсодержащих соединений”. Цель работы: формирование умений получать, а так же изучать, сравнивать и анализировать свойства альдегидов и кетонов на основе...

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

Лабораторная работа "Изучение свойств аминокислот и белков" с использованием учебных схем и мультимедиа

Тема: “Изучение  свойств аминокислот и белков”.Цель: формирование  умений изучения свойств аминокислот и белков на основе проведения лабораторного опыта.Форма работы : индивидуально- парная....

Лабораторная работа по теме "Углеводы" с применением мультимедиа

Тема: “Изучение свойств углеводов”. Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и  полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.Форма работы: индивидуали...