Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
план-конспект занятия по химии (10 класс) по теме

Искра Ольга Юрьевна

            Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах  спиртов;
  •  Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств  предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
  •  закрепить навыки написания уравнений реакций.
  •  ознакомить учащихся  с  веществами,  которые наносят  вред  организму  при употреблении  спиртных  напитков,  проинформировать  о  заболеваниях,  вызванных алкоголем.

Развивающие:

  • Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам   химия и ОБЖ;
  • Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
  • Развить умения  применять полученные знания в конкретной ситуации.

 Воспитательные:

  • Особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
  • Обосновать необходимость здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Комбинированный урок по  химии

              на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

            Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах  спиртов;
  •  Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств  предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
  •  закрепить навыки написания уравнений реакций.
  •  ознакомить учащихся  с  веществами,  которые наносят  вред  организму  при употреблении  спиртных  напитков,  проинформировать  о  заболеваниях,  вызванных алкоголем.

Развивающие:

  • Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам   химия и ОБЖ;
  • Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
  • Развить умения  применять полученные знания в конкретной ситуации.

 Воспитательные:

  • Особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
  • Обосновать необходимость здорового образа жизни.  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

 Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения демонстрационных работ  (пробирки со спиртом, чашка Петри,  лучина, стеклянная палочка,  колба,  яйцо куриное). Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс.

                                                                                           

                                                                                           Ход урока.

п/п

Хроно

метраж

Этапы, методы

Деятельность

                             учителя

Примерное содержание ответов

                          учащихся

I

3 мин

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Дежурный перечислите отсутствующих.

Сегодня мы проводим необычный урок  - урок на границе наук   ОБЖ и химии. Мы познакомимся с физическими и химическими свойствами одноатомных спиртов.

II

15 мин

Актуализация знаний

-фронтальный опрос

Для начала повторим домашнее задание.

1.Какие вещества называются спиртами?

2. По каким признакам классифицируют спирты?

3. Как правильно давать названия спиртам?

Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп  -ОН, соединения с углеводородным скелетом.

По числу гидроксильных групп         (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала                      ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).  

 По систематической номенклатуре название спирта производят от названий углеводородов с добавлением окончания –ОЛ и цифры, обозначающей номер углеродного атома, при котором стоит гидроксильная группа.

30 сек

Вывод- связка

Итак, мы с вами повторили общие понятия спиртов. Теперь мы обобщим свойства  одноатомных спиртов  на примере этанола.

III

IV

20 мин

5 мин

Изучение нового материала

 Метод: д.о.

Объяснение.

Д.О.

Д.О.

Объяснение.

Закрепление.

Предлагаю  определить физические свойства спирта.

Давайте проделаем небольшой эксперимент.

Растворение в воде.

Реактивы:   этанол, вода.

Добавим воду к спирту. Что наблюдаем.

Какой вывод мы можем сделать?

Подожжем чистый спирт, что мы видим?

Запишите температура испарения=78,3 С.

Каков характер пламени?

От чего зависит такой характер пламени?

А теперь рассмотрим химические свойства одноатомных спиртов.

Химические свойства:

Реакция горения

   C2H5OH + 3O2  → 2CO2 ↑ + 3H2O

Реакция этерификации

Спирт    +    кислота → эфир + вода

C2H5OH + CH3COOH = CH3-COO-CH3 + H2O

Взаимодействие спиртов с металлическим натрием

2CH3 –CH2–OH + 2Na  → 2CH3 –CH2–ONa + H2 ↑  

Реакция дегидратации (H2SO4, t)

 СН3 - СН2 - ОН →СН2 = СН2 + H2O (внутримолекулярная)

С2Н5 -ОН + НО- С2Н5 → С2Н5 -О-С2Н5 + H2O (межмолекулярная).

Давайте проделаем еще 1 небольшой эксперимент.

Осаждение белков этанолом.

Реактивы: раствор яичного белка, этанол, хлорид натрия (крист.)

В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола.

Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы?

5 дней назад мы с вами положили фасоль в стакан с водой и стакан со спиртом. Теперь наблюдаем результат. Какой вывод можно сделать?

Правильно. Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов. На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания, как:

Риск кровоизлияния в головной мозг.

  • Нарушение иммунной системы: нарушаются процессы кроветворения, снижается выработка лимфоцитов, способствует развитию аллергии.
  • Алкогольная энцефалопатия: представляет собой тяжёлую форму алкогольного психоза, связанную с поражением клеток в головном мозге. Психические расстройства всегда сочетаются с нарушениями функционирования внутренних органов и поражением нервов.  
  • Алкогольная нефропатия: острая хроническая почечная недостаточность.
  • Алкогольный гепатит: исчезает аппетит, появляется тошнота, рвота, температура тела до 380, возникают боли в суставах, мышцах, ломота в теле. Появляется печеночная желтуха.
  • Алкогольный панкреатит: проявляется приступом резчайших болей, во время или в ближайшие часы после употребления спиртных напитков.
  • Алкогольный гастрит: характеризуется разнообразными болевыми ощущениями в эпигастральной области.

А теперь давайте вспомним: где применяются спирты?

  Предлагаю заполнить таблицу «Положительная и отрицательная роль спиртов для живых организмов».

Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод о спиртах?

Правильно, мы узнали состав спиртов, их свойства, применение, влияние на живые организмы. Как же мы противостоим вредным привычкам? Как мы организуем свой досуг?

Вывод: Этанол – бесцветная жидкость, имеет специфический запах.  Хорошо растворяется в воде.

Горит.

Пламя яркое, голубоватое

От содержания атомов С в молекуле (на доске производим расчет процентного содержания углерода в молекуле этанола).

Обучающиеся самостоятельно расставляют коэффициенты в уравнении.

Спирт денатурирует белок, следовательно опасен для живых организмов.

Спирт губит все живое.

Семена в водке  перестали развиваться, а с водой набухли и готовы дать черешок. Этим опытом мы еще раз доказали  вредные свойства спирта.

Косметика и парфюмерия, средства гигиены.

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Спирты играют важную роль в жизни человека:

1.Экологически чистое топливо

2.Растворители

3.Лекарственные препараты

4.Лаки, краски

5.Сложные эфиры

6.Уксусная кислота

7.Косметическая промышленность

Спирты  вредят    организму человека:

1.Слабый наркотик

2.Производство ликероводочных изделий

3.« алкоголь»

(арабское – одурманивающий)

4.«Пьянство есть упражнение в безумии»

 ( Пифагор)

Спирты бывают одно, двух и трехатомными. Спирт выполняет как положительную, так и отрицательную роль.

Это:

  1. Конный спорт
  2. Горные лыжи
  3. Брейк-данс
  4. Коллекционирование

-Моделей самолетов

-Почтовых марок

  1. Рукоделие.

                                Совместно с обучающимися делаем вывод

 Завершая урок,   мы даем рекомендации:

  1. Спите не меньше 8 часов в сутки
  2. Занимайтесь зарядкой
  3. Закаляйтесь
  4. Веселитесь
  5. Потребляйте витамины и белки
  6. Посещайте сауну или русскую баню.
  7. Занимайтесь любимым делом

V

1 мин

Д.З.

§32, вопросы к параграфу.

Презентации «Влияние алкоголя на подростка» - по желанию обучающихся.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 1.

                               Тема: Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений.

 Цель работы:  формирование умений изучать, сравнивать и анализировать свойства гидроксилсодержащих соединений путем проведения химического эксперимента.

 Форма работы:   парно-индивидуальная.

 Характер работы:   экспериментальный, частично-поисковый.

 Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.143-158

Контрольные вопросы:

  1. Определение и классификация спиртов.
  2. Особенности номенклатуры и изомерии спиртов.
  3. Каковы физические свойства спиртов? Сущность явления “ассоциации молекул”.
  4. Особенности химических свойств гидроксилсодержащих соединений.
  5. Какими химическими реакциями можно различить одно- и многоатомные спирты?
  6. Каковы промышленные и лабораторные  способы получения гидроксилсодержащих   соединений?
  7. Значение и применение спиртов (в том числе и в пищевой промышленности).

Информационный опорный конспект «Спирты»


Проверка знаний

     

Вопрос

Варианты ответов

Код

1

Выберите соответствующие названия для соединения:

               С      С

                 |        |

       С — С — С — С — С — С

                 |                 |

                OH              OH

3,4-диметилпентадиол-3,5

2,3-диэтилгександиол-2,4

2,3-диметилгександиол-2,4

3,2-диметил-2,4-диоксипентан

2,3-диметил-2,4-диоксигексан

1

2

3

4

5

2

Выберите соответствующие названия для соединения:

                                   OH

         

              C—C

                             

1-окси-4-этил-бензол

4-этил-фенол

п-окси-этил-бензол

1-метил-4-окси-фенол

1-этил-фенол

1

2

3

4

5

3

Как химическим путем установить, в какой пробирке содержится пропен-2-ол-1, а в какой – пропантриол-1,2,3 ?

Действием: Br2  и NaOH

    Na и KMnO4

   Cu(OH)2 и I2

   HCI и NaOH

   Br2  и Na

1

2

3

4

5

4

Укажите продукт Е, полученный в результате превращений:

         HOH      Na      HOH    (O)     (H)

C4H8 —› A —› B—› C—›D—›E

Бутаналь

Бутен-2

Бутанол

Бутанон

Бутановая кислота

1

2

3

4

5

5

При взаимодействии 7,4 г одноатомного спирта с металлическим натрием выделилось 1,12 л водорода, при-  

веденного к н. у. Опредилите формулу исходного спирта.

C9H19OH

C2H5OH

C8H17OH

C4H9OH

CH3OH

1

2

3

4

5

 

Отчет к лабораторной работе №1.

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

Опыт №1. Растворимость спиртов и отношение их к индикаторам.

В четыре пробирки наливают по 0,5 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Отмечают их запах. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. От чего зависит растворимость спиртов? Затем в каждую пробирку вносят полоски универсальной индикаторной бумаги. Содержимое пробирок делят на две части, в одну половину добавляют по 1 капле м-о, а в другую- по 1 капле ф-ф. Изменяется ли окраска индикаторов? Объясните это явление.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 2. Горение спиртов.

           На фарфоровую плитку наносят 1-2 капли этанола, пропанола и бутанола. Затем одновременно их поджигают. Отмечают характер их пламени. Объясните, от чего зависит характер пламени( для этого расчитайте %-е содержание углерода в молекулах сгоревших спиртов ).

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт №3. Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса.

           Реактив Лукаса представляет собой смесь конц. соляной кислоты и хлорида цинка в соотношении 1:1. В три сухие пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этанола, пропанола-2 и бутанола-2. Затем в каждую пробирку добавляют по 1 мл реактива Лукаса, встряхивают и оставляют стоять 1-3 мин. Какие изменения происходят в прбирках? Какой спирт вступает в реакцию, по какому механизму? Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой реакции?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 4. Образование и гидролиз алкоголятов.

           В сухую пробирку вносят 1мл любого из предложенных спиртов и кусочек металлического натрия (со спичечную головку). Сразу же закрывают пробирку пальцем. После того, как весь натрий прореагирует, открывают отверстие пробирки и тут же поджигают выделившийся газ. Затем добавляют 1 мл воды и 1 каплю раствора ф-ф. Объясните наблюдаемые явления

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 5. Окисление спиртов.

           а) Окисление спиртов оксидом меди. В пробирку помещают 1 мл любого из предложенных спиртов. Медную проволочку в виде спирали вносят в пламя горелки и нагревают до красного каления и затем быстро опускают ее в пробирку со спиртом. Что при этом наблюдается ? Изменяется ли запах содержимого пробирки?

           б) Окисление спиртов хромовой смесью. В пробирку помещают 0,5 мл этанола, 6 капель 1н. р-ра серной кислоты и 4 капли 0,5н. р-ра дихромата калия. Смесь встряхивают и осторожно нагревают. Как изменяется цвет раствора и появляется ли специфический запах? Что он вам напоминает?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 6. Образование диэтилового эфира.

         В пробирку помещают 0,5 мл этанола и (осторожно!) 0,5 мл конц. серной кислоты. Смесь осторожно нагревают до кипения. Затем добавляют 5 капель этанола , закрывают пробирку пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и снова нагревают. Ощущаете ли запах эфира? Подожгите выделяющиеся пары. Какая побочная реакция может сопутствовать реакции получения диэтилового эфира?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы: 

Опыт № 7. Образование сложного эфира.

           В сухую пробирку помещают 3 капли изоамилового спирта, 3 капли уксусной кислоты и 1-2 капли конц. серной кислоты. Смесь встряхивают 2 мин. и разбавляют водой. Снова встряхивают. Появляется характерный запах эфира. Что он вам напоминает?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

 

Выводы:

Опыт № 8. Комплексообразование многоатомных спиртов.

В четыре пробирки помещают по 5 капель р-ра сульфата меди и р-ра гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют две капли этанола, во вторую – одну каплю этиленгликоля, в третью – две капли глицерина, в четвертую – кристаллик  маннита (или сорбита). Что наблюдаете во всех четырех пробирках? Затем в три последние пробирки вносят две капли разб. серной кислоты. Что при этом происходит? Объясните наблюдаемые явления.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Общий вывод по лабораторной работе:

Самостоятельная работа по вариантам :

Задание № 1: осуществите превращения с помощью химических уравнений   реакций.

1-й вариант: пропанол-1—› 1-бромпропан—› н-гексан—› бензол—›

                                                HNO3

изопропилбензол—› фенол  —›  A

                                                                                    Na     HOH    C3H7COOH

2-й вариант: C3H7CI—› C6H14—› A—› C6H13OH—› B—›  C————›D

                                                                                        Br2        2KOH   Cu(OH)2

3-й вариант: C4H9I—› C4H9OH—›C4H9CI—› C4H8  —› A——›B———› C

                                                                                                                          Br2     2KOH                     

4-й вариант: CaC2—› C2H2—› CH3 COH—› C2H5OH—› бутадиен-1,3 —› A——› B

5-й вариант: метановая кислота—› пропилформиат—› пропанол-1—› А—›   2-бромпропан —› 2,3-диметилбутан

Решение :


Задание № 2 : решить расчетную задачу.

Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола  массой  m г с V мл w-%-ного раствора гидроксида натрия, плотность которого  p г/ мл ?

Параметры

1

2

3

4

5

m

8,2

4,7

12

2,3

1,7

V

10

5

15

3

2

w

30

35

20

25

40

p

1,2

1,4

1,1

1,3

1,25

                                                                                                                                               

Решение :

Дополнительные задания

На “3”: В трех пробирках выданы бутанол-1, глицерин, фенол. При помощи каких химических реакций можно различить эти вещества ? Напишите сответствующие уравнения реакций.

На “4”: метанол количеством вещества 0,5 моль нагрели с избытком бромоводорода, получили бромметан массой 38 г. Определите выход бромметана.

На “5”: при дегидротации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г. Массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%. Определите массу пропанола-2, взятую для реакции.

Решение :

         

Оценка за работу:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия Искра О.Ю.

Слайд 5

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"

Урок  в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Обобщение педагогического опыта "Организация лабораторных работ и экскурсий по биологии"

Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта по методике организации лабораторных работ  и экскурсий в школьном курсе биологии...

Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...