Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии
статья на тему

Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии и во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Кокорина С.Е., учитель химии МБОУ СОШ № 10 г. Североморск        

«Пути усиления прикладной и практической направленности

на уроках химии»

Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является усиление роли личности учащегося в образовании, что требует новых подходов к построению содержания образования и методам его предъявления в учебном процессе. Приоритетной задачей обновления содержания школьного курса химии признается задача усиления его прикладной и практической направленности.

В последнее время все чаще звучат негативные оценки состояния школьного химического и в целом естественнонаучного образования. Об этом свидетельствуют и результаты международного исследования знаний учащихся (TIMSS). Проведенные исследования позволили выявить некоторые недостатки в естественнонаучной подготовке учащихся школ России, например, неумение применять полученные знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни; недостаточное развитие пространственных представлений; неумение интегрировать естественнонаучные знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.  Вместе с тем школьники хорошо владеют фактологическим материалом, умеют решать типовые задачи, но испытывают затруднения в понимании сущности нестандартно поставленных вопросов, при решении нестандартных комбинированных задач. В их сознании абстрактные понятия оторваны от химической практики.  Анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод о необходимости работы по усилению практической направленности в обучении химии и другим естественнонаучным дисциплинам. Необходимо менять акценты в учебно-воспитательных задачах учебных предметов.

 Химия, как учебный предмет, призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов и совместно с другими естественнонаучными дисциплинами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности.

Важно, чтобы   умения, приобретенные на уроках, находили применение в повседневной жизни. Только в этом случае они будут интересны и понятны учащимся. А это в свою очередь будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету, внутренней мотивации учения. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы школьники все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Желающих сдавать экзамены по химии в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс средней школы тоже стало немного. Причин может быть несколько. Химия из экспериментальной превратилась в излишне теоретизированную, «меловую» дисциплину. На 33% сократилось количество часов на изучение химии. Возникли противоречия между увеличивающимся объемом учебного материала по предмету, и снижением потенциальных возможностей учащихся, и низким уровнем развития общеучебных умений и навыков, усиление хемофобии и др.

Каждому учителю не раз приходилось убеждаться в том, что для многих учеников знания, полученные на уроках, так и остаются чем-то мифическим, непригодным для использования на практике, являются формальным знанием, не затрагивающим их. Психологами и физиологами давно установлено, что перегрузка, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала школьников определяется даже не столько числом учебных часов, сколько психологическим настроем, интересом ребят к изучаемому предмету.

Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? Что нужно современному выпускнику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок, учитель, чтобы подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?

Согласно концепции Л.Б. Ительсона, для того, чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен«видеть» («чувствовать») их полезность. Стимул обучения – практическая значимость знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги). Интересно полезное и актуальное – это нужно помнить, готовя материал для уроков. Задача учителя -  показать учащимся, что дают им эти знания для жизни. Конечно, совсем не просто на каждом занятии отыскивать то, что пригодится школьникам в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Но ведь современных школьников уже не убеждают уверения в том, что им это нужно «для общего развития» или что они «просто обязаны» учиться. Особенно неубедительно звучат такие слова для подростков.

В этих условиях вывод о необходимости усиления внимания к прикладному аспекту в преподавании химии кажется более чем своевременным. Нельзя не согласиться с основными идеями, отмеченными в ряде публикаций  прикладная сторона преподавания – не самоцель, ее необходимо усилить и тесно увязать с теоретическим курсом,  который должен оставаться систематическим.

 Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», ястараюсь строить систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками. Ведущая идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед учащимися спектр приложений химических знаний; основная задача – передать свою увлеченность предметом ученикам.  Я предлагаю несколько приемов по реализации прикладной направленности, которые используются мной на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, темы урока, особенностей класса. Все приемы появлялись постепенно, часть из них заимствована из опыта других учителей; часть из книг, методических пособий, часть – придумывала сама.

Идею усиления прикладной и практической направленности  можно реализовывать в классно-урочной системе  и во внеурочной деятельности.

I В классно-урочной системе:  

                                         

  1. При решении различного типа задач.
  •  интегрированных (с привлечением исторических данных, литературы, биологии, физики)
  • расчетных задач прикладной направленности (с медицинским и фармацевтическим, экологическим содержанием, с использованием регионального компонента)                                                      
  • творческих заданий исследовательского характера.

2) при выполнении химического эксперимента:

  • практических работ
  • лабораторных опытов
  • экспериментальных задач

II во внеурочной деятельности

1)   в рамках профильной или предпрофильной подготовки:

  • Факультатив
  • Элективный курс

2)  в проектной деятельности

3)  исследовательской деятельности

  1. ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ.

Согласно программным требованиям на уроках химии школьники учатся решать расчетные задачи. Это способствует усвоению теоретических знаний, формированию и развитию умений логически мыслить, переносить абстрактные знания в конкретный контекст, работать по алгоритму, систематизировать и конкретизировать задачи. Однако вместо практического и математически точного обоснования способов производства, свойств или направлений применения веществ, т.е. прикладной мотивации школьников к изучению некоторой темы, расчетные задачи, как правило, ставят перед учащимися абстрактные вопросы, которые требуют столь же абстрактных ответов. Таким образом, за текстом задачи ученик не видит практического применения и важности выполняемого им задания. Напротив, расчетные задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, интересны и понятны школьникам. Понимая важность решаемой задачи, учащиеся получают качественное мотивационное подкрепление своей учебно-познавательной деятельности.

Методически этот подход можно реализовать при изучении любой темы курса.

1.1. Расчетные, дифференцированные  задачи:

            При изучении темы «Серная кислота» заранее планируется урок по отработке умения решать задачи ранее изученных типов с использованием алгоритмов (Приложение 1-а-г). С целью мотивации к изучению серной кислоты, актуализации знаний о химических свойствах кислот предлагаем учащимся выбрать и решить одну или несколько из практически направленных задач по данной теме. Задачи дифференцированы по сложности на три уровня: А - задачи, соответствующие обязательному минимуму содержания образования, В- задачи более высокого уровня сложности, С –комбинированные задачи. Таким образом, любой школьник может выбрать себе задачу по силам. Если учащийся в предусмотренное учителем для этого время решил две задачи уровня А, он получает оценку «4»; при успешном выполнении двух задач уровней А и В –«5 (Приложение  2).

По результатам решения предложенных задач совместно с учащимися составляем сводную таблицу:

Химические свойства серной кислоты

Области применения кислоты (или продукта указанной реакции)

Возможность использования результата решенной конкретной задачи для составления общей таблицы вызывает у школьников чувство компетентности и ощущение успешной деятельности. Работу можно организовать как групповую. При такой форме организации познавательной деятельности у учащихся возникают дополнительные социальные мотивы: они видят востребованность результатов своего труда, имеют возможность самореализоваться в коллективной деятельности, повысить свою самооценку.

На уроке закрепления  знаний можно использовать составление учащимися вариативных по содержанию расчетныхзадач по инструктивной карте, в которой изложены прикладные сведения по изучаемой теме и указан порядок действий по составлению задачи (Приложение 2а). Школьники, чьи знания и умения еще недостаточно прочны для такого вида работы, продолжают решать типовые задачи по алгоритмам. Таким образом, знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера, разнообразной по содержанию, что не приводит к переутомлению. В результате такого приема учащиеся  приобщаются к чтению научно-популярной литературы по химии, что увеличивает интерес, творческую активность. А это, в свою очередь способствует лучшему усвоению материала.

  1. Интегрированные задачи:

        Одним из условий реализации прикладной направленности обучения является  использование межпредметных связей.   Привлечение медпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Для этой цели мной используются интегрированные задачи и задания, при разработке которых осуществлялась интеграция знаний химии с историей, литературой, биологией, медициной.

            На начальном этапе интегрированные задачи используются в большей степени с целью привлечения внимания и стимулирования любопытства или даже развития любознательности. В этот период задачи имеют преимущественно иллюстративный характер (приложение 3).

       Так, в 8 классе при отработке умения рассчитывать относительные молекулярные массы химических соединений  можно использовать задачи такого содержания

        Задача 1. Известно, что сами по себе лук и чеснок практически лишены запаха. Однако стоит их разрезать или измельчить, т. е. разрушить клетки растительных тканей, как присутствующие в них ферменты превращают содержащиеся в аминокислотах азот и серу в летучие соединения. Запах сухого порошкообразного чеснока отличается от запаха свежего чеснока, потому что действие ферментов уже давно закончилось и наиболее летучие соединения испарились и окислились. Запах чеснока обусловлен главным образом диаллилдисульфидом C6Н10 S2, а запах лука - аллилпропилдисульфидом - C6Н12 S2. Действие ферментов на аминокислоты лука приводит также к образованию тиопропионового альдегида C3Н6 O S. Это соединение является лакриматором, именно оно вызывает слезы, когда вырежете сырой репчатый лук. Рассчитайте относительные молекулярные массы указанных соединений.

            При изучении органической химии в 10 классе можно использовать интегрированные задачи разных типов: на знание конкретных фактов, химических понятий (задача 2) и на построение логической комбинации, источник которой находится в информации нехимического характера (задача 3)

            Задача 2  Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта — органической кислоты, которая является продуктом окисления производного бензола. В данном производном бензольное кольцо связано с углеводородным радикалом. Назовите эту кислоту и напишите ее структурную формулу.

        Задача 3. Процесс приготовления вина принципиально почти не изменился с древних времен: после сбора урожая красный или белый виноград давят и из этой массы путем отжимания получают виноградный сок. Потом сок бродит в, специальным образом, закупоренных сосудах. Когда образовавшееся вино созреет, его фильтруют и разливают по бутылкам. Если вино длительное время стоит открытым (бродильный сосуд неправильно закупорен), вместо вина образуется кислая жидкость. Объясните этот процесс с химической точки зрения.

             На последующих уроках темы интегрированные задачи приобретают проблемность. Для создания проблемных ситуаций  разработаны задачи с сериями подсказок или уточняющей информацией (Приложение 3а).

Системное применение интегрированных задач порождает у учащихся стремление к самостоятельному составлению подобных, поэтому систематически предлагаю учащимся задания по подбору информации для подобных задач.

1.3  Расчетные задачи и задания с фармацевтическим содержанием:

Прикладной характер химической науки  можно раскрывать на уроках в блоках: «Растворы», « Расчеты, связанные с использованием понятия массовая доля» (8 класс),  используя в качестве дополнительных заданий задачи с фармацевтическим содержанием. Тем самым,  развивая интерес учеников к медицине (приложение 4). Эти задачи могут использоваться на обобщающем уроке курса неорганической химии. Показать роль химии для медицины можно на уроках органической химии в 10 классе, знакомя учащихся с лекарственными веществами, полученными из спиртов и фенолов: салициловая кислота, ацетилсалициловая кислота, фениловый эфир салициловой кислоты, витаминами.

Использование в учебном процессе практических задач с прикладной направленностью создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни. Среди таких задач могут быть задания, требующие применения ранее полученных знаний на практике. Например,

  1. Для лечения малокровия ( пониженное содержание в крови гемоглобина) с давних пор применяют препараты железа, в том числе сульфат железа(II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт от малокровия – «железное яблоко»: в яблоко (лучше сорт «Антоновка») втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Объясните эффективность «железного яблока» с точки зрения химика.
  2. Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им болеют более 96% населения. Одна из мер профилактики - тщательный уход за  зубами. Желательно их  чистить щеткой после каждого приема пищи.  Но есть одно исключение- если вы съели кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа не чистить зубы, особенно жесткой щеткой. Объясните, почему?

1.4 Расчетные задачи, задания и материалы экологического содержания:

В  связи с обострением экологической обстановки в мире необходимо знакомить учащихся с проблемами экологии. Вопросы, касающиеся состояния окружающей среды можно разъяснять на любых этапах школьного курса, учитывая соответствующую подготовку учащихся.

В рамках темы  «Электролитическая диссоциация»  можно организовать изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. Здесь важно  формировать представления о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных дождей, их влиянии на живую и неживую природу,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              архитектурные сооружения. Этот материал можно изучать фрагментарно, приурочивая его к рассмотрению отдельных химических понятий. Например, понятие о кислотности растворов, а также влиянии кислотных осадков на окружающую среду целесообразно рассмотреть, основываясь на представлениях об электролитической диссоциации, а  основные загрязнители, их источники, химические реакции, которые способствуют повышению кислотности атмосферных осадков, - при рассмотрении р-элементов V-VI групп периодической системы Д.И.Менделеева.

На уроках  в качестве дополнительного материала в блоке «Сера и ее соединения», после того,  как учитель проводит имитационный  опыт «кислотный дождь»; учащиеся обсуждают пагубное действием кислотных дождей на окружающую среду, проводят лабораторный опыт «Воздействие кислотных осадков на растения и живые организмы» (Приложение 16), можно предложить им решить расчетные задачи  и вопросы  экологического содержания  (Приложение 5),  составить вариативные задачи  по предложенной инструкции (приложение 2а)

            При изучении блока  «Азот и его соединения» продолжается формирование экологической культуры, практической грамотности учащихся.  При изучении темы «Минеральные удобрения»  обсуждаются вопросы о питательной ценности для растений азотсодержащих удобрений, правилах соблюдения дозировок при  их подкормки,  токсическом действии нитратов на организм человека.

Проводится лабораторный опыт по  качественному определению нитратов и нитритов   по методу, предложенному А.Л. Рычковым (1-й Московский институт имени И.М.Семашко) с использованием аптечных препаратов.  Также можно предложить выполнить в домашних условиях химический эксперимент «Влияние нитратов на растения»

При изучении природных источников углеводородов, говорим об экологических последствиях, возникающих при добыче и транспортировке нефти. Создаем имитационную модель разлитой нефти, в качестве задания учащимся предлагаем разработать и экспериментально проверить способы устранения данного загрязнения.

           Применяемые в школьной практике задачи с экологическим содержанием показывают, что школьники лучше начинают ориентироваться в нестандартных ситуациях.

1.5. Творческие, исследовательские задания:

В настоящее время  актуальным является использование на уроках химии творческих заданий, среди которых особое место занимают исследовательские. Содержание их может включать информацию из других предметов, т.е. иметь интегрированный характер. Решение таких задач основывается на поиске, наблюдениях, открытиях (Приложение 6). В формулировку творческих  задач включаются исторические факты, полезная для повседневной жизни информация, непосредственно само задание, указываются направления поиска.

Использовать подобные задания можно  при закреплении и обобщении знаний соответствующих тем школьного курса химии или в блоке: «Химия в жизни общества» (11класс).   В эти задания   можно включать экспериментальную часть  для подтверждения предлагаемого решения, таким образом превращая их в экспериментальные творческие задачи. Так, при изучении темы: «Подгруппа углерода» учащиеся  выполняют практическую работу «Анализ газированного напитка»  и экспериментальную  задачу прикладного характера  «Как сохранить свежими куриные яйца)

  1. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

  1. Практические работы, лабораторные опыты

Химия – наука экспериментальная. Поэтому стараюсь построить урок так, чтобы в нем как можно больше присутствовал эксперимент. Он необходим для того, чтобы учащиеся понимали роль химии в окружающей действительности. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.”

Школьный химический эксперимент включает в себя: практические работы, демонстрационные и лабораторные опыты, экспериментальные задачи

Практические работы, выполняемые по инструкциям учебников, ограничивают самостоятельность учащихся, т. к. содержание этих работ предполагает в основном  исполнительскую деятельность. Из всех методов, которые стимулируют познавательную самостоятельность и воспитывают творческую инициативу при познании основ наук, наибольшее признание получил исследовательский метод. Поэтому в работы необходимо включать элементы исследовательской деятельности. А прикладная направленность создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни.

             В связи с этим возникла идея переработать часть практических работ, предусмотренных программой курса химии, посвятив их изучению пищевых продуктов, лекарственных препаратов, средств бытовой химии, веществ, широко применяемых в повседневной жизн.

Все экспериментальные работы направлены на достижение не только

образовательных  целей:  закрепления знаний о качественных реакциях и свойствах органических и неорганических веществ, но и актуализации  химических знаний на практически  значимом материале.

Их развивающая цель заключается не только в том, чтобы  способствовать развитию   навыков  ведения химического эксперимента: проводить наблюдения, фиксировать и описывать результат, аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, но и  в развитии аналитических способностей,  умения планировать эксперимент, обобщать  полученные результаты, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; в  развитии  интереса к исследовательской деятельности,  к  химической науке в целом.

Воспитательная  цель:   формировать  химически-грамотное обращение с веществами (пищевыми продуктами, лекарственными препаратами, средствами бытовой химии) в повседневной жизни.

Эти работы носят интегрированный  характер и позволяют использовать разные, в том числе инновационные, формы деятельности: исследование,  обсуждение, групповую, индивидуальную  деятельность. Заранее готовятся   карты  заданий для учащихся, сводные таблицы «Качественное определение катионов и анионов», «Качественные реакции органических соединений», вопросы для обсуждения  и др. пособия.

Роль преподавателя заключается в создании мотивации, сопровождении обучения и обеспечении условий для рефлексии.

Все  практические работы, лабораторные опыты и экспериментальные задачи лаконично вписываются в школьный курс химии, при этом дополняя его (Приложение 8)

           Например, в 8 классе  при изучении темы «Чистые вещества и смеси» проводится практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». Во многих методических пособиях, как правило,  задания имеют формулировку: приготовить 100г 5%-ного раствора сахара. Такие задачи малопривлекательные для решения. Наиболее  интересными  являются задачи практического содержания (Приложение 9).   Разработка и применение большого количества  разных по содержанию задач

 дает возможность организовать индивидуальное выполнение работы, что имеет большое значение как в совершенствовании и закреплении умений и навыков, так и в оценке фактического уровня их усвоения знаний.

Объективность оценки возрастает при сочетании устной (фронтальной или индивидуальной) и письменной проверок. Устная фронтальная проверка - совместное обсуждение, проводимое всем классом перед началом  практической работы или при подведении итогов с целью выявления понимания учащимися теоретических вопросов работы. Письменная проверка – контроль в виде письменных отчетов учащихся в тетрадях.

Самостоятельность выполнения работы каждым учеником легко реализуется при проведении практической работы «Определение минеральных удобрений» в 9 классе (приложение 10), в которой  не только устанавливается состав выданного удобрения, но и производится расчет его питательной ценности, исследование физических свойств, и  на основании этого обсуждаются вопросы и разрабатываются рекомендации о правилах дозировки того или иного удобрения. С помощью контрольных вопросов выясняем степень понимания сущности проведенных опытов, а также умение применять полученные знания в новых ситуациях. В конце урока подводится итог выполненной работы.

Связь химических знаний с повседневной  практической жизнью можно осуществлять  на уроках, посвятив их изучению пищевых продуктов (Приложение 10). Умение определять или получать химические соединения, которые входят в состав пищи, способствует углублению представлений об их химических свойствах, является конкретным подтверждением функций органических и неорганических соединений, изучаемых в курсах химии и биологии.

С этой целью при изучении курса «Органической химии» можно проводить серию лабораторных опытов и  практических работ  в рамках соответствующих тем:

Лабораторные опыты:

  1. Определение пригодности к употреблению растительного масла
  2. Определение маннита в ламинарии
  3. Определение белков в пищевых продуктах (биуретовая и ксантопротеиновая реакции, определение серосодержащих белков).
  4. Определение качества молока
  5. Открытие углеводов в пищевых продуктах
  6.  Определение содержания нитратов в овощах и фруктах.
  7. Ферментативный гидролиз крахмала

         

  Практические работы:

  1. Получение фруктовых эфиров.
  2. Получение эфирного масла мяты, эфирного масла из гесперидия лимона.
  3. Исследование состава молока
  4. Определение пригодности молочных продуктов к употреблению
  5. Исследование меда
  6. Получение аминов (метиламина) и исследование его свойств
  7. Определение витамина С в яблочном соке, в ламинарии, витамина А - в подсолнечном масле, витамина Д -  в рыбьем жире и курином желтке.

Другая область из доступных средств исследования – лекарственные препараты, средства бытовой химии, вещества, используемые в повседневной жизни. Предлагаемый эксперимент прост, доступен для понимания учащихся, не требует сложного оборудования. Работа по этой тематике способствует формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни, действии лекарственных препаратов. К таким работам относятся:

Лекарственные препараты:

  1. Определение качественного состава витаминного комплекса
  2. Исследование аспирина
  3. Исследование амфотерности глицина.
  4. Ферментативный гидролиз белков (с использованием препаратов «Фестал», «Панкреатин»)

 Средства, используемые в быту:

  1. Окислительно-восстановительные реакции.
  2. Опыты с бытовыми химикатами.
  3. Получение мыла, исследование его свойств.
  4. Определение качества мыла.
  5. Обнаружение свинца в предметах домашнего обихода.

Каждая работа включает:

  • краткие теоретические сведения по теме работы (материал, содержащий сведения практической значимости, имеющий межпредметные связи с другими дисциплинами), мотивирующие учащихся на выполнение работы,
  • цель работы, задания;
  • при необходимости ссылки на учебную литературу  
  • вопросы (это могут быть вопросы-подсказки, вопросы для обсуждения)
  • экспериментальную часть (список необходимого оборудования и реактивов, необходимых для осуществления эксперимента, инструкцию к проведению опытов);
  • указания по оформлению результатов работ.

Информацию о вреде табакокурения можно подкреплять вескими научными аргументами, используя простую методику определения аминосоединений в сигаретном табаке, вполне выполнимую на уроке. В ходе эксперимента обсуждается вопрос о токсичности продуктов, образующихся при сгорании аминосоединений, содержащихся в табаке.

Использование в учебном процессе работ исследовательского характера дает возможность создавать на уроке проблемные ситуации, способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность,позволяет расширить кругозор учащихся.

Химический эксперимент «Исследование аспирина», можно проводить при изучении темы  «Спирты и фенолы» в рамках традиционной работы «Качественные реакции органических веществ, а также темы: «Гидролиз органических веществ» в 11 классе. Именно практическая часть урока позволяет учащимся усвоить сложный материал и в дальнейшем грамотно применять свои знания на практике, в повседневной жизни. В ходе эксперимента ребята раскрывают практическую значимость гидролиза на примере ацетилсалициловой кислоты. Перед проведением опытов отвечают на вопросы: где, и в каких случаях применяют аспирин?

После проведения эксперимента разрабатывают рекомендации по его использованию. Данный вид исследования можно провести на семинарском занятии «Методы синтеза и области применения спиртов и фенолов», где знакомлю учащихся с некоторыми лекарственными веществами, полученными из спиртов и фенолов: салициловая кислота, ацетилсалициловая кислота, фениловый эфир салициловой кислоты. Тем самым раскрывается роль химии для медицины.

В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов (как биогенов, так и загрязнителей), их положительном и негативном воздействии на организм человека.  Один из вариантов раскрытия этого вопроса проведение практических работ: «Определение качественного состава витаминного комплекса», «Обнаружение тяжелых металлов», «Обнаружение свинца в предметах домашнего обихода» при изучении темы: «Металлы» в 9 классе или вместе с работами: «Анализ газированного напитка», «Опыты с бытовыми химикатами», «Окислительно-восстановительные реакции», «Определение качества мыла», «Исследование минеральных удобрений» на обобщающем практикуме в 11 классе.

Проводя такие работы, учащиеся понимают, что, изучая химию, можно избежать многих отрицательных последствий, связанных с применением тех или иных веществ. Практическая деятельность учащихся на уроках усиливает их интерес к изучению предмета. Поэтому важно показать им значимость опытов, сформировать положительное отношение к эксперименту, грамотно организовать их практическую работу.

Интерес учащихся к лабораторным работам на уроках химии, несомненно, возрастает, когда объектами исследования становятся они сами. К таким работам можно отнести «Обнаружение фосфатов в смывах кожи»,  «Ферментативный гидролиз крахмала»

Большая исследовательская работа может быть проведена при изучении солей азотной кислоты – нитратов и минеральных удобрений в 9 классе, при завершении школьного курса химии в 11 классе.  В блоке: «Химия и повседневная жизнь человека» в полной мере раскрывается и прикладной характер химии. В тему: «Химия и производство» в качестве регионального компонента можно включать работы: «Изучению минерально-сырьевых ресурсов и промышленности Мурманской области», «Экологических проблемы региона и пути их решения». В теме: «Химия и повседневная жизнь человека» - исследовательские работы  «Изучение своего образа жизни», «Изучение питания: пища, которую мы едим», практические работы и лабораторные опыты: «Домашняя химчистка»,  «Опыты с бытовыми химикатами».

В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п.

Исследуя состав и качество различных товаров, например, моющих средств, продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.

2.2. Экспериментальные творческие задачи

 В отличие от практических занятий и лабораторных опытов решать экспериментальные задачи можно на каждом уроке в течение всех лет обучения химии при изучении и закреплении нового материала, а также в домашних условиях. Они могут выполняться индивидуально, отдельными группами и всеми учащимися одновременно. Решая экспериментальные задачи, школьники не только совершенствуют приобретенные ранее умения и навыки, но и учатся применять полученные знания. Это способствует самостоятельному нахождению теоретического решения поставленной задачи с обязательной проверкой опытным путем правильности полученного результата. Интерес учащихся к такому роду деятельности повышается, если задачи имеют практическую направленность (Приложение 12).  

Конечно, полностью охватить прикладную сторону химической науки в школьном курсе химии не представляется возможным из-за недостатка свободного времени.  Реализация прикладной и практической направленности может осуществляться не только на уроках, но и

во внеурочное время: на факультативных занятиях, через элективные курсы, проектную деятельность.

Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников экологически грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к химии:  подводят учащихся к убеждению, что знание химии не роскошь, а жизненная необходимость.

Главное, что каждый, даже не очень успешно учившийся по предмету ученик, может использовать химические знания в повседневной жизни. И пусть мои ученики не станут все великими химиками, но зато они могут грамотно приготовить любой раствор, обнаружить фальсификацию некоторых пищевых продуктов, без спичек с помощью походной аптечки быстро и умело разжечь костёр, очистить воду в походе и никогда не нальют электролит в оцинкованную посуду. А значит, они компетентны в моём предмете! И это самое главное!

Работать над реализацией прикладной направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся.  Внедрять ее нужно совместными усилиями всех, кто причастен к осуществлению и обеспечению учебно-воспитательного процесса от учителя химии до авторов учебников и пособий, издательств и предприятий, выпускающих учебное оборудование. И тогда, быть может, выпускники школ будут охотнее рассматривать ее как возможную область будущей практической деятельности.