Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Горбункова Людмила Александровна

Рабочая программа  составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования    (утвержден приказом МО от 05.03.2004 г. № 1089), образовательной программы МОУ  «СОШ с.Черкасское », Примерной программы основного общего образования по химии,  авторской программы Габриелян О.С по химии   8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, положения «О рабочей программе педагога» МОУ «СОШ с.Черкасское».

          Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством Габриелян О.С; учебника Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М. : Дрофа, 2009./

Согласно  образовательной программе МОУ  «СОШ с.Черкасское »на изучение химии в 8 классе отводится 2 час в неделю (70 ч в год).

Планируется в I четверти – 17 часов , II четверти- 17  часов, III четверти -19 часов ,  IV четверти - 17  часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа с.Черкасское

 Вольского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/Горбункова Л.А./

   ФИО

Протокол №

от  «  »____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

      ________/Козлова Н.Ю./

                                       ФИО  

 «   » _______________2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________/Мочалова И.Л./

                                ФИО

Приказ

№ _   от «    »__________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Горбунковой Людмилы Александровны I категория

Ф.И.О., категория

по биологии  8 класс

предмет, класс

                                                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                                                  педагогического совета

                                                                                           протокол № ____ от

                                                                                                    «___»___________  2013 г.

2013 – 2014  учебный год

Пояснительная записка

 к рабочей программе по химии 8 класс на основе УМК Габриеляна О.С.

Рабочая программа  составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования    (утвержден приказом МО от 05.03.2004 г. № 1089), образовательной программы МОУ  «СОШ с.Черкасское », Примерной программы основного общего образования по химии,  авторской программы Габриелян О.С по химии   8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, положения «О рабочей программе педагога» МОУ «СОШ с.Черкасское».

          Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством Габриелян О.С; учебника Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М. : Дрофа, 2009./

Согласно  образовательной программе МОУ  «СОШ с.Черкасское »на изучение химии в 8 классе отводится 2 час в неделю (70 ч в год).

Планируется в I четверти – 17 часов , II четверти- 17  часов, III четверти -19 часов ,  IV четверти - 17  часов.

Цели изучения курса химии:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

•  Формирование знаний основ химической науки - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;

•  развитие умений сравнивать, вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;

•   знакомство с применением химических знаний на практике;

•  формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

•  формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;

•  раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

•  раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;

•  раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в  научную картину мира.

Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через  различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Достижению результатов обучения обучающихся 8 класс способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, тех, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих).

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ -30 , проектов - 2, практических работ – 8.  Обучение по предмету планируется с использованием рабочихтетрадей, для практических, лабораторных и контрольных работ.

        В рабочей программе используются следующие формы учета знаний:

Практические работы:

  • №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

№ 3. Очистка загрязненной поваренной соли.

№ 4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

№ 5. Признаки химических реакций,

 № 6 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№8. Решение экспериментальных задач.

   Из авторской программы исключены практические работа  №2 «Наблюдения за горящей свечой», т.к. она проводились в 7 классе в курсе пропедевтики.

 Контрольные работы

  1. Текущий контроль «Атомы химических элементов».
  2. Текущий контроль «Простые вещества. Соединения химических элементов».
  3. Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
  4. Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

        Повторение учебного материала планируется по всем темам изученным в курсе химии 8 класса и закончится контрольной работой в форме тестирования.

    Коррекция знаний строится с учетом результатов контрольных работ, по всем разделам  изучаемым в курсе химии.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В процессе обучения ученики 8 класса должны

Знать и понимать:

-химическую символику: знаки химических элементов

- химические понятия: вещество, химический элемент,  атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы 

-основные законы: периодический закон

-изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления

- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём

- растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация

-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь:

-называть химические элементы

-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона

-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения

-вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции

- называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений

-объяснять сущность реакций ионного обмена

-характеризовать химические свойства изученных веществ

-объяснять зависимость свойств веществ от их состава  и строения

- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ

- определять окислитель и восстановитель.

Основное содержание программы:

I . Введение (5 часов)

химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакий; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.

II. Атомы химических элементов (8 часов)

Основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

III. Простые вещества (7 часов)

Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

IV. Соединения химических элементов (15 часов)

Степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.

V. Изменения, просиходящие с веществами (11часов)

Признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.

VI. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (21 часов)

Основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями;  виды концентраций и формулы для их расчета.

VII. Итоговое повторение  (3 часов)

  Критерии оценки учебной деятельности

        УСТНЫЙ ОТВЕТ

Оценка "5" - ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Оценка "4"  -ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых химических явлений;
  9. При решении задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" - ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание химической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области химии;
  10. Скудны химические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает химические связи.

Оценка "2"- ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" - ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  РАСЧЕТНЫЕ   ЗАДАЧИ

Оценка «5»-в логическом  рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»-в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»-в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»-имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Оценка"5"- правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка"4"- правильно составлен план решения, подобраны реактивы,

при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка"3"- правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка"2 "-допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Отметка "5"- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" - Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая таблицы из учебника. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3 - Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.

Отметка "2" - Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

ОЦЕНКА  РЕФЕРАТА

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

                                                          


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименования раздела

(с указанием часов),

тема урока

Дата

Типология уроков

Цель урока (образовательная)

Основные понятия

Виды и

 Способы

 деятельности

Контрольно-измерительные материалы

Электронные образовательные

 ресурсы

Оборудование

 Д. - демонстрационный

Л. - лабораторный

План

Факт

Введение (5 часов )

  1. 1

Предмет химии. Вещества

04.09

04.09

Урок изучения нового материала        

Дать понятия о предмете химии. Сформулировать первоначальные представления.

Инструктаж по техники безопасности.

атом, химический элемент, вещество,простые и сложные вещества.

Фронтальная беседа.

Презентация

Д. Коллекции изделий   из алюминия и стекла.  

  1. 2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

08.09

05.09

Комбинированный         

Сформировать понятия о химических явлениях, их отличий от физических явлений. Дать  первоначальные понятия  о химических реакциях.

химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

Работа в парах. Дискуссия.

Тест.

Презентация

Д.

1. Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

2. Помутнение «известковой воды».

  1. 3

Практические работы: №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием.

 Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории.

11.09

11.09

Практическая

реализация

изученного

Сформировать навыки обращения  с лабораторным оборудованием. Познакомить с правилами по ТБ.

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.
Приемы работы со спиртовкой. Химическая посуда.

Выполнение работ практикума.

  1. 4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

15.09

12.09

Комбинированный

Познакомить со структурой Периодической таблицы. Ввести понятия о знаках химических элементов.

химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).

Фронтальная работа, моделирование.

Электронные варианты ПСХЭ.

ПСХЭ, знаки карточки

  1. 5-6

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

18.09

22.09

18.09

19.09

Комбинированный

Дать первоначальные представления о химических формулах, научить читать их. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула, качественный и количественный состав вещества по химической формуле соединения.

Работа в группах. Конструирование.

Тест.

Презентация

ПСХЭ, карточки химические формулы

  1. 7

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

25.09

25.09

Комбинированный        

Формировать знания о составе и строении атома и   атомного  ядра. (протоны, нейтроны) и электроны. Сформировать представления об изотопах.

химический элемент, физический смысл порядкового номера химического элемента

Составление словаря. Прогнозирование.

тест

Презентация.

Д. Модели атомов химических элементов.  

  1. 8

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

29.09

26.09

Комбинированный        

Сформировать представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях.

схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

.

Мини -проект.  Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Презентация

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

  1. 9

Строение электронных оболочек атомов.

02.10

02.10\

Комбинированный        

Рассмотреть строение электронных оболочек атомов    первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева..

физический смысл номеров группы и периода,

закономерности изменения свойств элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп.

Защита проекта на уроке

Презентация

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

  1. 10

Ионы. Ионная химическая связь.

06.10

03.10

Комбинированный        

Дать первоначальное представление об ионной химической связи, ионах, образование ионов.

ион,

ионная химическая связь

Прогнозирование. Фронтальная работа.

тест

Презентация

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

  1. 11

Ковалентная связь.

09.10

09.10

Комбинированный        

Дать понятия об ковалентной полярной и неполярной  химической связи. Сформировать понятие о кратности связи.

ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь

Индивидуальная работа. Сбор и классификация коллекционного материала.

тест

Электронное приложение. Повторение и контроль знаний «Неорганическая химия»

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

  1. 12

Металлическая химическая связь.

13.10

10.10

Комбинированный        

Сформировать представления о металлической химической связи.

металлическая связь

Индивидуальная работа.

тест

Презентация

Д. Модели кристаллических решеток магния.

  1. 13

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

16.10

16.10

Урок повторительного обобщения        

Повторить, обобщить  и закрепить знания по теме «Атомы химических элементов»

Типы  химической связи в  соединениях .

Фронтальная работа. Систематизация учебного материала.

Турнир

Уроки с использованием ИКТ.

Мастер класс учителя химии.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

  1. 14

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов.».

20.10

17.10

Урок контроля и учета знаний

Проверить уровень усвоения знаний учащимися по теме:«Атомы химических элементов».

Индивидуальная  работа.

к/р

  1. 15

Простые вещества

-металлы.

23.10

23.10

Комбинированный        

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.

связь между строением и свойствами металлов

Индивидуальная работа, работа в парах.

тест

Презентация

Д. Коллекция металлов.

  1. 16

Простые вещества

-неметаллы.

27.10

24.10

Комбинированный        

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

положение неметаллов в периодической системе;

строение атомов неметаллов.

Работа в мини – группах.

тест

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Уроки химии  8-9  классы. CD-ROM

Д. Коллекция неметаллов.

  1. 17

Количество вещества

06                                   .11

06.11

Комбинированный        

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

моль,

молярная масса

Индивидуальная работа. 

тест

Презентация

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

  1. 18

Количество вещества

10.11

07.11

Комбинированный        

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

моль,

молярная масса

Индивидуальная работа. Решение текстовых количественных и качественных задач.

Работа с индив.

Презентация

  1. 19

Молярный объем газов.

13.11

13.11

Комбинированный        

Понятие о молярном объеме газов.

молярный объем

Фронтальная работа.

Презентация

  1. 20

Молярный объем газов.

17.11

14.11

Комбинированный        

Молярном объем газов.

молярный объем

Фронтальная работа, индивидуальная .  

Диктант

Презентация

  1. 21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

20.11

20.11

Урок повторительного обобщения        

Совершенствовать умения решение задач и упражнений .

по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

Систематизация учебного материала.

Электронное приложение. Повторение и контроль знаний «Неорганическая химия»

  1. 22

Контрольная работа №2.по теме Простые вещества.

24.11

21.11

Урок контроля и учета знаний

Определить уровень  знаний учащихся по теме: Простые вещества.

Индивидуальная работа.

к/р

  1. 23

Степень окисления

27.11

27.11

Комбинированный        

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях.

бинарные соединения по их химическим формулам

Лекция

Презентация

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

  1. 24

Важнейшие классы бинарных соединений.

01.12

28.11

Комбинированный        

 Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.

химическое понятие: оксиды

.

Индивидуальная работа.

Тест

Уроки с использованием ИКТ.

Мастер класс учителя химии.

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

  1. 25

Основания.

04.12

04.12

Комбинированный        

 Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.

основания,  щелочи.

Мини – проект. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Защита проекта на уроке.

Д. Образцы щелочей и  нерастворимых оснований.

Л.1. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде

  1. 26

Кислоты.

08.12

05.12

Комбинированный        

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.

кислота, щелочь.

Работа в парах. Беседа.

Тест

Презентация

Д. Образцы кислот.

Л.1. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

27

Соли.

11.12

11.12

Комбинированный        

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.

химические формулы солей

Работа с раздаточным материалом

Тест.

Презентация

Д.  Образцы солей.

  1. 28

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

15.12

12.12

Комбинированный        

Классификация веществ. Расчеты по химическим формулам.

классификация веществ

химического элемента по формуле соединения,

количество вещества,

объем или массу вещества по его количеству.

Систематизация учебного материала.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии  8-9  классы. CD-ROM

  1. 29

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

18.12

18.12

Комбинированный        

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ.

-закон постоянства состава веществ

 

Фронтальная  работа. Работа с раздаточным материалом

Презентация

Д. Модели кристаллических решеток.

  1. 30

Чистые вещества и смеси.

22.12

19.12

Комбинированный        

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие.

чистом вещества и смеси

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Тест

Презентация

Д. Образцы смесей.

Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

  1. 31

Практическая работа №3.  «Очистка загрязненной поваренной соли».

25.12

25.12

Комбинированный        

 Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Практикум Индивидуальная работа.

Лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка. химический стакан (2шт), предметное стекло, держатель, фильтровальная бумага, загрязнённая поваренная, дистиллированная вода.

  1. 32

Массовая доля компонентов и смеси.

29.12

26.12

Комбинированный        

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.

массовую долю вещества в растворе.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия. Уроки химии  8-9  классы.

CD-ROM

  1. 33

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

15.01

15.01

Практическая

реализация

изученного

Уметь применять  на практике теоретический и практический материал.

Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

Практикум.

Мерный цилиндр, коническая  колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.

Реактивы:  Сахар, вода.

  1. 34

Обобщение и систематизация знаний по теме  3.

19.01

16.01

Урок повторительного обобщения

Систематизация учебного материала.

  1. 35

Контрольная работа №3 по теме: Соединения химических элементов.

22.01

22.01

Урок контроля и учета знаний

Определить уровень  знаний учащихся по теме:  Соединения химических элементов.

Индивидуальная работа.

к/р

  1. 36-37

Явления физические и химические. Химические реакции.

26.01

29.01

23.01

29.01

Комбинированный

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

 Постановка опытов для демонстрации классу.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

тест

Презентация

Д.Горения магния

    Возгонка йода

    Плавление парафина

Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки

 5. Помутнение известковой воды

 6. Получение углекислого газа.  

 7. Замещение меди в растворе  хлорида меди (II) железом.

  1. 38

Химические уравнения.

02.02

30.01

Комбинированный

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление  уравнений химических реакций.

Знать/понимать

-закон сохранения массы веществ

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций.

Фронтальная работа. Индивидуальная работа.

тест

Презентация

  1. 39

Расчеты по химическим уравнениям.

05.02

05.02

Комбинированный

 Решение расчетных задач.

 количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Индивидуальная работа.  Выполнение заданий по разграничению понятий.

тест

Презентация

  1. 43

Типы химических реакций.

09.02

06.02

Комбинированный

Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.

классификация реакций

Уметь

-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.      

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Тест

Презентация

Д. Химические реакции различных типов.

  1. 44

Типы химических реакций на примере свойств воды.

12.02

12.02

Комбинированный

Химические свойства воды. Типы химических реакций.

химические свойства воды

уравнения , химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  1. 45

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

16.02

13.02

Практическая

реализация

изученного  – практикум.

уравнения химических реакций

использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

Выполнение работ практикума.

Видео фильм.

Раствор сульфата меди (II), алюминий, натрий, едкий натр (раствор), разбавленная соляная кислота, гидроксокарбонат меди (II), раствор хлорида бария, известковая вода, штатив с пробирками, прибор для разложения веществ, спиртовка

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

19.02

19.02

Урок повторительного обобщения.        

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Систематизация учебного материала.

  1. 46

Контрольная работа №3. по теме 4.

26.02

20.02

Урок контроля знаний

к/р

  1. 47

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

02.03

26.02

Комбинированный

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

Постановка опытов.

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

  1. 48

Электролитическая диссоциация

05.03

05.03

Комбинированный

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации..

электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

Постановка опытов.

ЦОР

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  1. 49

Диссоциация кислот, оснований и солей.

09.03

06.03

Комбинированный

Сильные и слабые электролиты

электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

Проведение исследовательского эксперимента.

ЦОР

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

  1. 50

Ионные уравнения реакций

12.03

12.03

Комбинированный

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

сущность реакций ионного обмена

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

-составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Постановка опытов.

ЦОР

Д. Примеры реакции, идущие до конца.

  1. 51

Практическая работа №6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

16.03

13.03

Практическая

реализация

изученного – практикум.

полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

Выполнение работ практикума.

Пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

  1. 52-53

Кислоты, их классификация и свойства.

19.03

02.04

19.03

20.03

Комбинированный

Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

кислоты

характеризовать: химические свойства кислот.

- определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

Постановка фронтальных опытов. Проведение исследовательского эксперимента.

Тест

ЦОР

Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

  1. 54-55

Основания, их классификация и свойства.

06.04

09.04

02.04

03.04

Комбинированный

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований;

основания:

характеризовать: химические свойства оснований.

 - определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

Постановка фронтальных опытов. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Проведение исследовательского эксперимента.

Тест

ЦОР

Л.9. реакции  характерные для растворов щелочей

Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.

  1. 56-57

Оксиды, их классификация и свойства

13.04

16.04

09.04

10.04

Комбинированный

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

оксиды

- определять: принадлежность веществ к  классу оксидов

-характеризовать: химические свойства   оксидов.

Постановка фронтальных опытов. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Проведение исследовательского эксперимента.

Тест

ЦОР

Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов

Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов  

  1. 58-59

Соли, их свойства.

20.04

23.04

16.04

17.04

Комбинированный

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями .

принадлежность веществ к классу солей

- характеризовать:

химические свойства солей.

Тест

ЦОР

  1. 60

Генетическая связь между классами неорганических соединений .

27.04

23.04

Комбинированный

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

химические свойства основных классов неорганических веществ

Тест

ЦОР

Спиртовка, магний, ложечка для сжигания веществ, оксид магния, растворы гидроксида натрия, хлорида магния, вода.

  1. 61

Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.

30.04

24.04

Практическая

реализация

изученного  – практикум.

Опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположить химические свойства соляной кислоты и проверьте экспериментально ваши предположения

- обращаться с химической посудой и реактивами

- распознавать опытным.  путем растворы кислот  и щелочей.

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

Выполнение работ практикума.

Схемы.

ЦОР

Раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;

  1. 62

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

04.05

30.04

Урок повторительного обобщения.

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

 решать  расчетные задачи по уравнениям реакций.

Систематизация учебного материала.

ПСХЭ, учебник

  1. 63

Контрольная работа №4

По теме 5.

07.05

07.05

Урок контроля знаний.        

Контроль уровня усвоения учащимися знаний и умений по теме 5

 применять полученные знания для решения программных задач

Систематизация учебного материала.

к/р

ПСХЭ

  1. 64

Анализ контрольной работы.

11.05

08.05

Урок -  анализ.

Проанализировать основные ошибки, допущенные при выполнении работы, выяснить причины их возникновения, создать условия для коррекции

Понимать важность химических знаний

Систематизация учебного материала.

дидак – тический

материал

ПСХЭ

  1. 65-66

Окислительно-восстановительные реакции.

14.05

18.05

14.05

15.05

Урок - лекция

Углубить знания о химической реакции, подвести их к пониманию понятий «степень окисления», «окислитель», «восстановитель».

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление.

- определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции ;

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

С/р

Презентация.

Модели различных типов хим.связи и кристал. решеток, таблица, отражающая зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки

67

  1. Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.

21.05

21.05

Урок - практикум

Опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположить химические кислот, солей, оснований  и проверьте экспериментально ваши предположения.

- обращаться с химической посудой и реактивами

Выполнение работ практикума.

Схемы.

ЦОР

Раствор соляной кислоты,, едкий натр,  универсальная лакмусовая бумажка, спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;

68

Итоговое повторение.

25.05

22.05

Урок обобщения и систематизации знаний.

ЦОР

  1. 69 -70

Портретная галерея великих химиков.

28.05

28.05

29.05

Урок - конференция

Знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших открытия в области химии.

составления плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Вид контроля

индиви -

дуальный

Мини – проекты. Презентация.

Перечень учебно-методического обеспечения

 Литература и пособия:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.  – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
  3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
  5. Химия.  8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
  6. Химия.  8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
  7. Химия для всех и для каждого (комплект индивидуальных заданий для работы дома и на уроках): дидактическое пособие к учебникам О.С.Габриеляна  для учителя и учащихся.- М: «Сиринъ према», 2006.
  8. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна         « Химия-8» для учащихся и учителей – 4-е изд.,испр. и доп – М.: « Блик и К», 2002.
  9. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова – М.: Дрофа, 2007.
  10. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габриеляна  « Химия-8»/ Н.С.Павлова - М.: «Экзамен»,2004.
  11. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл. Метод. пособие. – М.: Дрофа,1998.
  12. Химия. 8-9кл.: Учебное пособие / Р.А. Лидин, В.Б. Маргулис. – М.: Дрофа, 2002.
  13.  Сборник задач и упражнений по химии для средней школы./ И.Г. Хомченко.- М.: ООО «Издательство новая Волна», 2004.
  14. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.  
  15. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979

Литература для учащихся:

1.Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.

2.Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.

3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.

4.Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.

5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.

6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

ЦОРы:

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

2.http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

3.www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

4.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

Сайты:

Химическая наука и образование в России  http://www.chem.msu.su/rus

 Химия и Жизнь – XXI век  http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru

Мир химии http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия ttp://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Школьная химия : http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике:  http://rushim.ru/books/books.htm

Приложения к программе

а) Список тем сообщений, докладов, рефератов учащихся.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема творческой работы учащихся

б) Список тем проектов.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема проекта

Пояснительная записка по выполнению

учебной программы по предмету

Дата

Класс  

Причина непроведения урока (приказ по школе)