Фрагмент рабочей программы по химии для 8 класса по теме «Изменения, происходящие с веществами»
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Вишнякова Анастасия Евгеньевна

Фрагмент рабочей программы составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_rabochey_programmy_po_himii_dlya_8_kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент рабочей программы по химии для 8 класса

по теме

«Изменения, происходящие с веществами»

Составитель программы: Вишнякова А.Е. МАОУ «СОШ №37» г. Владимир,

Владимир 2015

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования по химии в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Рабочая программа составлена на  основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2014г).

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основные цели изучения химии:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве,

Личностные:

  •  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные: результатами изучения фрагмента курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные: являются следующие умения:

  • распознавать и отличать химические явления; 
  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;
  • применять закон сохранения массы веществ при написании химических реакций и решении задач;
  • определять типы химических реакций;
  • приводить примеры химических реакций в природе;
  • понимать смысл химических уравнений;
  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • умение решать задачи, использую понятия «количество вещества», «молярная масса», «массовая доля».


Учебно-тематическое планирование.

№ урока по пред-мету

№ урока по теме

Содержание программного материала

Коли-чество ча-сов

Дата

Повторение

Домашнее зада-ние

Задания, формирующие УУД

Использова-ние ИКТ

регуля-тивные

познава-тельные

коммуни-кативные

личностные

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

38

1

Физические явления в химии

1

Способы разделения смесей

§25, упр. 3

Форми-рование понятий о химиче-ских реакци-ях, их типах; умения писать реакции и расстав-лять уравне-ние в химических реакции-ях.

Умение работать с учебни-ком, периодической систе-мой, алгоритмом расстав-ления коэффи-циентов в химических уравне-ниях; умение интегрировать знания из физики в химию.

        

Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем.

Умение интегрировать полученные знания в практи-ческой жизни.

        

Презентация

39

2

Признаки химических реакций

1

§26, упр. 1,2

40

3

Уравнения химических реакций.

1

§27, упр. 1-3

Презентация

41

4

Расчеты по химическим уравнениям

1

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

§28, упр. 1-3

42

5

Реакции разложения. Понятие о скорости реакции и катализаторах

1

§29, упр. 1-2;

43

6

Реакции соединения. Понятие о цепочках превращений.

1

§30, упр. 1,2

44

7

Реакции замещения. Ряд активности металлов

1

§31, упр. 2-4

45

8

Реакции обмена. Условия их протекания до конца

1

§32, упр. 3-5

 46

9

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе

1

Реакции разложения, соединения, обмена, замещения

§33, упр. 1-3

47

11

Подготовка к контрольной работе

1

48

12

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

 

Содержание программы

8 класс, 3 четверть (2 ч. в неделю)

Тема 5. «Изменения, происходящие с веществами».  (12 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;  д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Оборудование: учебник О.С. Габриеляна, тетрадь по химии О.С. Габриеляна, проектор, экран или интерактивная доска, парафин, магний, соляная кислота, карбонат кальция, щелочь, медный купорос, серная кислота, перманганат калия, металлы, хлорид бария, пробирки, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, спички.

Планируемые результаты изучения темы «Изменения, происходящие с веществами».

В результате изучения темы «Изменения, происходящие с веществами» по химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак.

уметь:

  • называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов,
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в  растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических реакций;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Рекомендуемая литература.

  1. Литература, используемая учителем

- основная литература 

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа;

2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

- дополнительная литература

1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В.  Смирнова. – М.: Блик плюс

2. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян,  П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;

3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа;

4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

5. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

  1. Литература, рекомендуемая для учащихся.

- основная литература 

 Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

- дополнительная литература

1. Журнал «Химия в школе»;

2. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

3. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

4. Энциклопедический словарь юного химика

  1. Медиаресурсы.
  • CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
  • CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
  • Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
  • Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

Контрольно – измерительные материалы для проведения контрольной работы по химии в 8 классе по теме:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Требования к результатам обучения и освоения курса

Вид  контроля

Элементы доп.содержания

Домашнее задание

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

План

Факт

1

Физические явления в химии как основа разделения смесей

1

Комбинированный

Способы разделения смесей

§25, упр. 3

2

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Контрольная работа по химии 8 класс по теме "Изменения, происходящие с веществами"

Контрольная работа по химии 8 класс по теме "Изменения, происходящие с веществами"...

Фрагмент рабочей программы по химии по ФГОС ООО (УМК О.С. Габриеляна)

Работа выполнена в процессе прохождения курсов. Несмотря на то, что это только фрагмент рабочей программы, в нем очень тщательно проработаны цели курса и пути их реализации именно в контексте ФГОС не ...

Фрагмент рабочей программы "Русский язык. 5 класс"

Фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе с указанием планируемых результатов...