Технологическая карта урока по теме: "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Вишнякова Анастасия Евгеньевна

Урок открытия новых знаний, сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniya_tehnol_karta.doc47 КБ
Файл prezentatsiya_osnovaniya.odp24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Вишнякова Анастасия Евгеньевна

МАОУ «СОШ № 37» г.Владимира

Химия 8 класс

Тема: «Основания».

Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.

  1. Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

  1. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.

Планируемый результат:

Предметные: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в  трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент.

Метапредметные УУД:

регулятивные: умение управлять своей деятельностью; устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; способность к мобилизации сил и энергии, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, называть изученные соединения, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

                 Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Дидактичес-кая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для уч-ся, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Орг. момент

приветствие

приветствие

Волевая саморегуляция;

осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Проверка домашнего задания

Выполнение самостоятель-ной работы

Инструктаж по выполнению самостоятельной работы

1.Выберите из списка простые вещества?2.Выпишите из списка оксиды и назовите их. CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI (OH)3

Строят классификацию, называют изученные соединения, способность к мобилизации сил и энергии

Актуализа-ция знаний

Поиск решения проблемной учебной задачи.

Формулируют тему и цель урока.

Поиск решений учебной задачи

Организовывает погружение в проблему.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые гипотезы, организует их обсуждения

-Какие вещества вы не выписали из списка? (NaOH,Ca(OH)2, Cu(OH)2,AI(OH)3)

- Почему?

-Сравните их состав, что общего и какие различия?

-Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соедине-ний?

-Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока?

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

Попытки решить задачу известным способом, фиксирование проблемы;

Слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания.

Анализируют, доказывают свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Обсуждают предметные способы решения учебной задачи

Изучение нового материала

  1. Определение, номенклатура (название) оснований.

Проводят коллективное исследование, формулируют понятия.

Учавствуют в обсуждении содержания материала.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

Работа с учебником (поиск ответов на проблемные вопросы), Ответы на вопросы

Организует учебное исследование для выделения понятия:

-Дайте определение основаниям?

-Что собой представляет гидроксогруппа?

-Как посчитали заряд гидроксид- иона?

-Какой общей формулой можно выразить состав основания?

-Как называют основания?

-Назовите вещества, которые мы не выписали из ранее предложенного списка NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI(OH)3?

-Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 98-99 до пункта  о гидроксиде натрия. 

  1. Растворимость оснований в воде.

Работа по инструктивной карте (поиск ответов на проблемные вопросы), Ответы на вопросы

-Организует учебное исследование для выделения понятия.

Организация химического эксперимента  по инструктивной карте.

Работа по инструктивной карте. Ответы на вопросы:

-Как классифицируют основания по растворимости в воде?

-Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице

Проводят коллективное исследование, формулируют понятия.

Учавствуют в обсуждении содержания материала.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

  1. Физические свойства оснований, применение.  Качественные реакции.

Работа с учебником (поиск ответов на проблемные вопросы), Ответы на вопросы

Организует учебное исследование  для выделения понятия:

- Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 99-101  с пункта гидроксид натрия и до конца.

-Составить схему применение оснований.

-Ответить на вопросы:

-Перечислите физические свойства гидроксида натрия, гидроксида калия, гидроксида кальция?

-Как называют прозрачный раствор гидроксида кальция?

-Какие реакции называются качественными?

-Как можно распознать растворы щелочей?

-Какие индикаторы вы знаете?

Закрепление нового материала

Ответы на вопросы.

Самопроверка и сомоконтроль.

Организует коррекционную работу.

Ответьте на вопросы:

-С каким классов веществ мы сегодня познакомились?

-Дайте определение основаниям?

-Какие бывают основания по растворимости в воде?

- С помощью, каких веществ можно распознавать растворы щелочей?

-Пригодятся нам эти вещества в жизни? Где применяют основания?

Самопроверка.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Пошаговый контроль по результату.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Контроль

Выполнение заданий теста.

Организация контрольного тестирование.

Основанием является: 

1)Na2O   2)NaNO3    3)O2      4) NaOH

Нерастворимым основанием является:                                    1)NaOH     2)Cu(OH)2     3)Ca(OH)2    4)KOH

Фенолфталеин будет малиновым в растворе:                                    1)KOH     2)Cu(OH)2    

 3) K2O     4) H2O

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий.

Пошаговый контроль по результату.

Рефлексия

Самооценка ученика деятельности на уроке

Организация самооценка ученика деятельности на уроке

Ребята закончите следующие фразы:

  

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Самооценка ученика деятельности на уроке.

Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Домашнее задание

Запись домашнего задания

Запись домашнего задания

Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.:  Дрофа, 2013г.

 § 19    

 упр.  2, 3,4. (или тетрадь на печатной основе часть 2)

Валевая саморегуляция.

Приложение

Инструктивная карточка для выполнения эксперимента

  1. Изучить правила ТБ при работе с щелочами. (на столе)
  2. Проверьте наличие необходимого оборудования: пробирочный штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в предложенную таблицу.
  3. Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
  4. Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице

Исследуемое  вещество

 Формула

Цвет

 Отношение к воде

Гидроксид натрия

NаОН

Белое

Хорошо растворимое

Гидроксид меди (II)

Cu(ОН)2

Синее

 Нерастворимое

Гидроксид кальция

Са(ОН)2

Белое

 Малорастворимое

5.  На какие группы основания делят по отношению к воде? Приведите примеры. (Растворимые (щелочи), малорастворимые  и нерастворимые).

Растворимые основания в воде называются щелочами.

Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей».  

Порядок действий.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором  гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
  2. Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
  3. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  4. Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
  5. Оформите отчет в виде таблице

Что делали

Что наблюдали

В первую пробирку прилили к раствору гидроксида натрия м/о

м/о стал желтый

Во вторую пробирку прилили в раствору гидроксида натрия ф/ф

ф/ф стал малиновый

К третьей пробирке прилили к раствору гидроксида натрия лакмус

Лакмус стал фиолетовый

Вывод: (по эксперименту) Как определить растворы щелочей и использованием индикаторов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по теме "Основания". 8 класс

Тема урока: «Основания».Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: формирование обучающимися знаний об основаниях как классе неорганических веществ.Задачи:- изучить состав, названия,...