Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Табакаева Нина Леонидовна

Рабочая программа по химии 8 класс  .Авторы  Рудзитис Гунтис Екабович, Фельдман Фриц Генрихович.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska8_klass.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • Воспитание отношения к химии как к одному из  фундаментальных компонентов естествознания.
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни.

Для обязательного изучения учебного предмета Химия на этапе основного общего  образования учебный план  отводит 70 часов,  из расчета 2 учебных часа в неделю;3 ч- резервное время.

2.Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и пути управления ими в целях получения веществ, материалов , энергии. Учебное содержание предмета базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: « Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии»; «Вещество»; « Химические реакции»; «Элементарные основы неорганической химии»; «Первоначальные представления об неорганических веществах»; «Первоначальные представления об органических веществах»; « Химия и жизнь».

3.Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета Химия на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российсков Федерации отводит 140 часов, в том числе по 70 часов в 8 и 9 классах, из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Планируемые результаты образования.

По итогам усвоения обязательного минимума содержания образовательной области «Химия» ученик должен:

Знать/ понимать

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия:  химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,  классификация веществ,  моль, молярная масса, химическая реакция;
  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон

Уметь

  • Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • Объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которому элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах  малых периодов и главных подгрупп;
  • Характеризовать: химический элемент на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева; связь между составом, строением и свойствами веществ;
  • Определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность, тип химической связи в соединениях;
  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Общеучебную деятельность я осуществляю посредством теоретических и практических занятий, уроков – путешествий, КВНов и т. Д

Содержание программы

             Весь курс разбит на темы:

* Тема 1. Первоначальные химические понятия – 18 часов.

* Тема 2. Кислород. Горение. – 5 часов.

* Тема 3. Водород – 3 часа.

* Тема 4. Растворы. Вода – 6 часов.

* Тема 5. Важнейшие классы неорганических соединений  – 9 часов.

* Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома  – 8 часов.

* Тема 7. Строение веществ. Химическая связь – 9 часов.

* Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов – 3 часа.

* Тема 9. Галогены – 8 часов.

     

      Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

      Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

      Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

      Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

      Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

      Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

      Демонстрации.

      Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.

      Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

      Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

      Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

      Лабораторные опыты.

* Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

* Разделение смеси.

* Примеры физических явлений.

* Примеры химических явлений.

* Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

* Разложение основного карбоната меди (П).

* Реакция замещения меди железом.

       Практические работы

* Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

* Очистка загрязненной поваренной соли.

      Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

      Тема 2. Кислород. Горение (5 ч)

      Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

      Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

      Демонстрации.

      Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

      Определение состава воздуха.

      Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

      Лабораторные опыты.

      Ознакомление с образцами оксидов.

      Практическая работа.

      Получение и свойства кислорода.

      Расчетные задачи.

      Расчеты по термохимическим уравнениям.

     

      Тема 3. Водород (3 ч)

      Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

      Демонстрации.

      Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

      Лабораторные опыты.

* Получение водорода и изучение его свойств.

* Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).

     

      Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

      Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

      Демонстрации.

      Анализ воды. Синтез воды.

      Практическая работа.

      Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

      Расчетные задачи.

      Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

     

      Тема 5. Важнейшие  классы неорганических соединений (9ч)

      Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

      Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

      Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

      Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

      Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

      Лабораторные опыты.

* Действие кислот на индикаторы.

* Отношение кислот к металлам.

* Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

* Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

* Взаимодействие щелочей с кислотами.

* Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

* Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

      Практическая работа.

      Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшиее классы неорганических соединений».

     

      Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

      Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

      Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

      Лабораторные опыты.

      Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

     

      Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

      Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ко-валентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

      Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

      Демонстрации.

      Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

      Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

      Лабораторные опыты

      Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.

     

      Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

      Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

      Расчетные задачи.

      Объемные отношения газов при химических реакциях.

      Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

     

      Тема 9. Галогены (8 ч)

      Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

      Демонстрации.

      Знакомство с образцами природных хлоридов.

      Знакомство с физическими свойствами галогенов.

      Получение хлороводорода и его растворение в воде.

      Лабораторные опыты.

* Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.

* Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

      Практическая работа.

      Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

     

Тематическое планирование

Учебно- тематический план

№пап

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

1

Первоначальные химические понятия

18

1

2

 Кислород.  

5

3

Водород.

3

4

Растворы. Вода.

6

1

5

Основные классы неорганических соединений

9

1

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

8

7

Химическая связь. Строение веществ.

9

1

8

Закон Авогадро .Молярный объем газов

3

9

Галогены

6

1

Поурочно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы, экскурсии.

Контрольные работы.

Тема 1.Первоначальные химические понятия

18

1

 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе

1

2

Практическая работа№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием

1

1

3

Чистые вещества и смеси. Способы разделения  смесей.

1

Демонстрация основных способов разделения смесей: фильтрование, отстаивание, действие магнитом, выпаривание.

4

Практическая работа№2  «Очистка загрязненной  поваренной соли»

1

5

Физические и химические явления.

1

6

Атомы и молекулы. Атомно- молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

Демонстрация . Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

7

 Простые и сложные  вещества. Химический элемент

1

8

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса

1

9

Закон постоянства состава веществ

1

10

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

11

Массовая доля химического элемента в соединении

1

12-13

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности

14

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

15

Типы химических реакций

1

16

 Моль- единица количество вещества. Молярная масса.

17

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций

1

18

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

1

Тема 2. Кислород.

5

19

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства  

1

20

Химические свойства кислорода. Оксиды.   Применение .Круговорот кислорода в природе

1

 Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

21

Практическое работа № 3. Получение и свойства кислорода.

1

22

Воздух  и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

1

23

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции

1

Тема 3. Водород.

3

24

Водород его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства

1

25

 Химические свойства водорода. Применение водорода.

1

26

Повторение и обобщение по теме «Кислород», «Водород»  

1

Тема 4. Растворы. Вода.

6

27

 Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы

1

28

 Массовая доля растворенного вещества

1

29

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

30

Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки

1

31

Физические и химические свойства воды

1

32

 Контрольная работа  № 2 по темам 2-4. «Кислород. Водород. Растворы. Вода».

 

1

1

Тема 5. Основные классы неорганических соединений

9

33

  Оксиды : классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение

1

Демонстрация. Знакомство с образцами оксидов.

34

Основания: классификация, номенклатура, получение

1

Демонстрация. Знакомство с образцами  оснований.  

35

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации

1

36

Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства

1

37

Соли: классификация, номенклатура, способы получения

1

Демонстрация. Знакомство с образцами   солей.

38

 Физические и химические свойства солей

1

39

Генетическая  связь между различными классами неорганических  веществ.

 1

40

Обобщение и систематизация знаний по теме 5

1

41

 Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

1

Тема 6. Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

8

42

Классификация химических элементов. Амфотерность

1

43

 Периодический закон Д.И.Менделеева

1

44

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды

1

45

 Строение атома.  Состав атомных ядер. Изотопы

1

46

 Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

1

47

Состояние электронов в атомах.

1

48

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

1

49

Обобщение и повторение темы 6

1

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь

9

50

 Электроотрицательность  химических элементов.

1

51

Ковалентная связь.

1

 Демонстрация. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных  соединений

52

 Полярная и  неполярная ковалентные связи

1

53

  Ионная связь

1

54

Кристаллические решетки.

1

55

Валентность и степень окисления

1

56

 Окислительно- восстановительные реакции

1

57

Обобщение и систематизация знаний по теме   7

1

58

 Контрольная работа по темам 6 и 7 «Периодический закон. Строение веществ»

1

1

Тема 8.Закон Авогадро

3

59

 Закон Авогадро

1

60

Относительная плотность газов

1

61

 Объемные отношения газов при химических реакциях

1

Тема 9 Галогены

6

62

Положение галогенов в периодической таблице. Хлор. Применение .Строение атомов галогенов

1

63

 Соляная кислота и ее соли. Химические свойства галогенов

1

Демонстрация. Знакомство с образцами природных хлоридов

64

 Хлороводород. Получение. Физические свойства

1

65

 Сравнительная характеристика галогенов

1

66

Практическая работа. Получение соляной кислоты и ее свойства.

1

67

Контрольная работа  по темам 8 и 9.»Закон Авогадро. Галогены».

1

1

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Класс

Предмет

Учебник

Авторская программа

Рабочая тетрадь

8

химия

химия

Н.Н.Гара Химия программы  общеобразовательных учреждений 8-9 классы Москва «Просвещение» 2010

Приложение к учебнику  химия 8 класс диск      

Средства обучения

I. Печатные пособия:

Таблицы:

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

3. Портреты ученых

II. Информационно-коммуникационные средства обучения:

1. Неорганическая химия. (Компакт диск) – Издательство «Учитель»

2. Учебное электронное пособие. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория.

III. Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран проекционный

IV.       Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лучины, воронки, весы, индикаторы).

       2. Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

       V.         Натуральные объекты.

       Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки.

       

       Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

       Рабочая программа  ориентирована на  использование учебника:

1. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2010г.

А также методических пособий для учителя:

1. Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы, 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2010г

3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

4. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразов. учреждений»./ М.А. Рябов – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Дополнительная литература для учителя:

1. Химия в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие/ А.Д. Бочеваров. О.А. Жикол. – Харьков: Издательство «Ранок», 2008.

2. Химия: экспресс-курс для поступающих в вузы / А.С. Егоров, Г.Х. Аминова – ростов н/Д: Феникс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...