рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

рабочая программа по химиии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_9_kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_________/Суржикова М.Н./

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ с.Любицкое»      

_____________ /Коршунова Л.Н./

            ФИО

 «__»____________2015г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ «ООШ с.Любицкое »

_____________  /Гончарова Н.М./

              ФИО

Приказ № ___ от «__»____2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

разработана и адаптирована

Гончаровой Надежды Михайловны

первой квалификационной категории

по химии  в 9 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____     от

 «__»_______  2015 г.

2015 – 2016 учебный год

1. Пояснительная записка

к рабочей программе по  изучению химии в 9 классе

                   

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.

Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень).  Учебники линии  Г.Е.Рудзитиса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа  рассчитана на  68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов.

Учебно-тематический план

 (68 ч.,  2часа в неделю)

                                                                   

пп

Тема

Количество часов по программе Н.Н.Гара

Количество часов по рабочей программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

Электролитическая диссоциация

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

10

10

1

2

2

Кислород и сера

Практическая работа №2

 « Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

9

9

1

1

3

Азот и фосфор

Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений»

10

10

2

1

4

Углерод и кремний

Практическая работа №5  «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

7

7

1

-

5

Общие свойства металлов

Практическая работа №6

« Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов»»

Практическая работа №7« Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»»

14

14

2

1

6

Первоначальные представления об органических веществах

2

2

-

-

7

Углеводороды

4

4

-

-

8

Спирты

2

2

-

-

9

Карбоновые кислоты. Жиры.

3

3

-

-

10

Углеводы.

2

2

-

-

11

Белки. Полимеры.

5

5

-

2

Итого

68

68

7

7


Содержание там учебного курса химии 9 класса

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей. 

Демонстрации. Испытание веществ на электронную проводимость Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия  кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (4). Сероводородная и  сернистая кислоты  и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.  Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

Демонстрации: Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных соединений серы.

Лабораторные опыты. Распознавание  сульфат – ионов, сульфит-ионов и сульфид – ионов  в растворе.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония . Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота и ее соли.  Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

 Практические  работы. Получение аммиака и изучение его свойств. Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллическая решетка угля и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями  карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат – и  силикат – ион.

Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.  Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды.  Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома.  Нахождение в природе. Физические и химические  свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (2) и (3) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов».  Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из  продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства.

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах.

Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение метана и обнаружение продуктов горения. Горение этилена  и обнаружение продуктов горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов  на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. . Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (2 ч)

Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

6.Перечень учебно – методического и информационного обеспечения

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.

7. Список литературы:

Основная литература

Дополнительная литература


Календарно – тематическое планирование уроков химии в 9 классе

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Календарные сроки

Повторение

Примечание

план.

факт.

Тема 1. Электролитическая диссоциация                                  10 ч.

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

1

04.09

2

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

1

08.09

3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

11.09

4

Реакции ионного обмена и условия их протекания

1

15.09

5

Реакции ионного обмена и условия их протекания

1

18.09

6

Окислительно – восстановительные реакции

1

22.09

7

Окисление и восстановление

1

25.09

8

Гидролиз солей

1

29.09

9

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

02.10

10

Контрольная работа № 1 по теме «Электролитическая диссоциация»

1

06.10

ПСХЭ Д.И.Менделеева

Тема 2. Кислород и сера                                                              9 ч.

11

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода

1

09.10

12

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

1

13.10

13

Сероводород. Сульфиды.

1

16.10

14

Сернистый газ. Серная кислота и её соли

1

20.10

Окислительно-восстановительные реакции

15

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.

1

23.10

Положение кислорода в ПСХЭ

16

Окислительные свойства серной кислоты

1

27.10

17

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппам кислорода»

1

30.10

18

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

1

10.11

19

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объёма по известной массе, количеству вещества или объёму одного из вступивших или получающихся в реакции веществ

1

13.11

Тема 3. Азот и фосфор                                                                   10 ч.

20

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Свойства, применение.

1

17.11

Положение азота в ПСХЭ

21

Аммиак. Физические и химические свойства серы. Применение.

1

20.11

22

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

24.11

23

Соли аммония

1

27.11

24

Оксид азота(II) и оксид азота (IV)

1

01.12

25

Азотная кислота и её соли

1

04.12

Окисление и восстановление

26

Окислительные свойства азотной кислоты

1

08.12

27

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

1

11.12

28

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения.

1

15.12

29

 Практическая работа № 4 «Определение минеральных удобрений» Инструктаж по ТБ.

1

22.12

Тема 4.   Углерод и кремний                                                      7 ч.

30

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

1

25.12

31

Химические свойства углерода. Адсорбция.

1

29.12

32

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

1

05.01

33

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

1

08.01

Кислород и сера

34

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

12.01

Азот и фосфор

35

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

1

15.01

Углерод и кремний

36

Контрольная работа № 2 по темам 2-4

1

19.01

Тема 5.  Общие свойства металлов                                         14 ч.

37

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

1

22.01

38

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

1

26.01

39

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

1

29.01

40

Сплавы

1

02.02

Положение металлов в ПСХЭ

41

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

1

05.02

42

Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

1

09.02

43

Жёсткость воды и способы её устранения.

1

12.02

44

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

1

16.02

45

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

1

19.02

Щелочные металлы щелочноземельные металлы

46

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА-IIIА групп периодической таблицы химических элементов.

1

26.02

47

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

1

01.03

48

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

1

04.03

49

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

1

08.03

50

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»

1

11.03

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах  2 ч.

51

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова

1

15.03

52

Изомерия. Упрощённая классификация органических соединений.

1

18.03

Тема 7. Углеводороды                                                                   4 ч.

53

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

1

22.03

54

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.

1

25.03

55

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.

1

05.04

56

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

1

08.04

Тема 8. Спирты                                                                                2 ч.

57

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

1

12.04

58

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

1

15.04

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры.                                         3 ч.

59

Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.

1

19.04

60

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

1

22.04

61

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

1

26.04

Тема 10  Углеводы                                                                            2ч.

62

Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

1

29.04

63

Крахмал, целлюлоза  - природные полимеры. Применение.

1

03.05

Тема 11 Углеводы                                                                             5 ч.

64

Белки-биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

1

06.05

65

Полимеры -высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

1

10.05

66

Химия и здоровье. Лекарства.

1

13.05

Первоначальные представления об органических веществах

67

Контрольная работа по теме «Первоначальные представления об органических веществах»

 1

17.05

68

Анализ контрольной работы.

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...