Конспект урока по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений",
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Четвернина Августина Львовна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

 

«Основные классы неорганических соединений»

                     

Подготовила

учитель  химии

МБОУ Бучальской СОШ

Четвернина А. Л.

с. Бучалки

2012 год

План урока.

Цель: обобщение знания о составе, строении и свойствах неорганических соединений

Задачи:

  • Обучающая: повторить и обобщить сведения об основных классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах, солях;
  • Развивающая: развивать логическое мышление, умение  использовать терминологию, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию; расширять кругозор  и развивать познавательный интерес к предмету;
  • Воспитывающая: формирование интереса к учению, стремление добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду; воспитание чувства взаимного уважения между ребятами и максимального раскрытия их способностей на уроке.

Тип урока: обобщающий урок

        Формы урока:  беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование и реактивы: на столах учеников: дидактические карточки с заданиями; пронумерованные пробирки, штатив,  растворы индикаторов.

Участники: обучающиеся 8 класса

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема:

«Важнейшие классы неорганических соединений»

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один
 – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед
».
Какие это вещества?

(О т в е т. Оксиды.)

• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород
».

(О т в е т. Кислоты.)

• «В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?
»

(О т в е т. Щелочи.)

• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...
»

(О т в е т. Соли.)  

 Составьте схему простых и сложных веществ, классов неорганических соединений    используя  карточки.  

На партах лежат разрезанные карточки с надписями: ВЕЩЕСТВА,     ПРОСТЫЕ,    СЛОЖНЫЕ,  МЕТАЛЛЫ,    НЕМЕТАЛЛЫ,    КИСЛОТЫ,  ОКСИДЫ,   СОЛИ,    ОСНОВАНИЯ. Учащиеся складывают схему.

Какие вещества называются оксидами?

Приведите классификацию оксидов.

Самостоятельная работа по карточкам

Формулы каких оксидов вы должны вписать в клеточки с вопросительными знаками? (По принципу «крест-накрест», например формулу оксида углерода (IV) пишут в нижней правой клетке, а марганца – в верхней второй клетке.)

После завершения работы – устная проверка ответов.

К а р т о ч к а № 1

К а р т о ч к а № 2

3. Повторение свойств оснований

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований.

11.   Из числа приведённых формул подчеркните формулы оснований, проставьте валентность металла и гидроксильной группы -   OH  Есть ли здесь щёлочи?

1)  Li2O,  NaOH , H2SO4 , MgCl2 , Mg( OH )2 , SO3 , Na2SO4 , Al( OH )3 , KNO3

2)  NaCL , KOH , P2O5 , Ba( OH )2 , BaSO4 , CО2 , Fe( OH )3 , CuSO4 , FeO .

Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами две пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится вода, а в какой щелочь NaOH  (Набор реактивов NaOH,  Н2О, метилоранж, фенолфталеин, лакмус)

4. Повторение свойств кислот

Учитель. Ребята, немного прервемся и послушаем в вашем исполнении стихотворную пьесу «Суд над кислотой» (см. приложение).

Ученики декламируют заранее подготовленную мини-пьесу.

Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? С какими веществами реагируют кислоты? .  

ПАРНАЯ.

  1. Прилейте в каждую из четырёх пробирок по 2 мл соляной кислоты.
  2. Опустите в кислоту металлы:

-  цинк и медь ( 1-ый ученик );

-  железо и магний ( 2-ой ученик ). Что наблюдаете? Какой газ выделяется?

  1.  Составьте уравнения происходящих реакций и сделайте обобщённые выводы: а). Какие металлы вступают в реакции с кислотами, а какие   -  нет?   б).  Расположите выданные вам металлы по убыванию их активности в реакциях с кислотами и сравните свой ряд с положением этих металлов в электрохимическом ряду активности металлов.  

9.   Закончите уравнения химических реакций:

  1. HSO  +  Zn  ----  
  2. HCl    +  Mg  ----
  3. HSO  +  Mg  -----
  4. HCl    +  Al  ----
  5. HSO    + Al  -----

Отгадайте, о какой кислоте идет речь? Эта кислота двухосновная, кислородсодержащая, ее соли называют сульфатами. (Ответ: H2SO4)

Задание. Дописать  уравнения химических реакций:

H2SO4  + Ca →

H2SO4   + СaO

H2SO4  +  Ca(OH)2  

(Ученики самостоятельно работают в тетрадях, затем трое учеников записывают уравнения на доске)

 Учитель: Какое вещество образовалось во всех этих реакциях?

(Ответ: сульфат кальция)

К какому классу неорганических соединений относят сульфат кальция? (Ответ: соли)

5. Повторение свойств солей

Учитель. Дайте определение солям. Как классифицируются соли?

Назовите мне соль, с которой мы ежедневно сталкиваемся дома. (Ученики отвечают, что это поваренная соль.)

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет).

Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.

За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг,

за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.

10.  Составьте формулы следующих солей:

Хлорид цинка, нитрат алюминия,фосфат натрия; сульфат магния, хлорид кальция, нитрат цинка;

6. Подведение итогов

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги. И в завершении выполним задания.

 Задание №1.   Игра «Третий лишний»

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающиеся от двух других. Указать признак отличия.

  1. NaOH, KOH, Cu(OH)2
  2. LiOH, H2SO4, Ca(OH)2,
  3. Fe(OH)3, Al(OH)3, Ba(OH)2,
  4. Na2SO4, Mg(OH)2, KNO3.

 

Задание №2.    Распределить формулы веществ на классы, дать им названия. (Самостоятельно, далее проверка устно).

Карточка

Al(OH)3, CaO, H2SO4, NaOH, CuO, H2CO3, BaSO4, P2O5, CaCl2, Mg(OH)2, H3PO4, CaCO3

Задание №3.     ИГРА « Соедини точки» каждому ученику выдаются карточки- игры , если ребята правильно соединят нужные точки по заданию у них получится фигура.

skf1A

Соедини точки по  порядку : ртуть--- оксид железа (II ) ---кислород ---- вода--- кальций---фтор—вода. Кальций—хлор---сероводород---оксид углерода (IV)--- гидроксид калия—азотная кислота ---калий.


skf3B

Соедини точки по  порядку : углекислый газ—кислород—оксид азота (V)—оксид кальция – водород –Йодоводород—сернистая кислота—железо---аммиак---гидроксид калия---вода—оксид кальция


Соедини точки по  порядку : оксид ртути—оксид железа(II ) – фосфорная кислота—гидроксид калия-- оксид азота (V)—сера—кислород—хлорид кальция—оксид калия---гидроксид кальция---оксид алюминия.
skf25

skf30

                Соедини точки по  порядку :кислород-- оксид фосфора  (V)— вода—угольная кислота—карбонат кальция—оксид магния—гидроксид калия—железо—оксид хлора(V II)—хлорид натрия—сульфат меди—оксид бария.

skf46

Соедини точки по  порядку :фосфор—оксид серы(IV)---гидроксид кальция—вода—углерод—азотная кислота—оксид магния---хлорид натрия—углекислый газ—бром—хлороводород—серная кислота—гидроксид железа(II )—магний—кислород

7. Домашнее задание

Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».

Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:

SО3 + H2O  А;

СаО + H2O  В;

А + В  С.

 8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

Урок заканчивается гимном:

«Мы рождены пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш класс химическим не зря зовется,
Мы будем вечно химию любить.
Все выше, и выше, и выше!
К вершинам науки идем,
Когда мы все школу закончим,
Смелее по жизни пойдем!
»

  1. Рефлексия

Я довольна вашей работой на уроке, вы умеет мыслить, доказывать свои предположения. Но моей оценки недостаточно. Оцените каждый свою работу на уроке: подчеркните на выданных вам карточках то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце урока. Объясните, почему вы себя так чувствуете? Какой фрагмент урока вам запомнился?

АНКЕТА

Мое настроение   ____________MCj04375530000[1]  ______________    MCj04344030000[1]

Какой фрагмент урока вам понравился?____________________________________________________

Оценка учителю    ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Конспект урока по химии в 9 классе "Фосфор и его соединения"

Конспект урока может  использователься к  учебникам  по химии в 9 классе различных авторов. Предлагаемый  урок  является комбинированным. совмещает в себе технологии: развиваю...

Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"            Решение задач является одним из приёмов обучения, посредством которого о...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Урок обобщение .по теме "Основные классы неорганических соединений"

Задания для закрепления и обобщения знаний по теме....

Маршрутный оценочный лист к уроку - обобщению по теме «Основные классы неорганических соединений»

Раздаточный материал к обобщающему уроку по химии в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений"...