Рабочая программа по химии для 10 класса профильный уровень
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Попова Ирина Анатольевна

Рабочая программа по химии для профильного уровня 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_10_kl-himiya_profil.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                           Заместитель директора

учителей химии, биологии           по УВР

и географии                                       __________________

Рук. МО______________

Ж.Ю.Богатырева                               И.В.Гулидова

Протокол № _____                          «______»______2014г.

от «____» ___________ 2014 г.

Рабочая программа

по химии

для 10 класса (профильный уровень)

на 2014-2015 учебный год

г.Усмань,2014г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение химии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний  о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях,  законах и теориях;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе  самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:
задачи:

- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

 - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

 - развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;

 - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

 - формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089);

-примерная программа основного общего образования по химии для образовательных учреждений  

-Программа по химии. 8--11 классы. Авторы программы: Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин.—М.:вентана-Граф,2006г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

-Методические рекомендации ГАУДПО  ЛО «ИРО»  Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Химии»  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2014-2015 учебном году»;

-Устав ОУ;

-образовательная программа ОУ;

-учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

-календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу, их обоснование

Изменения которые внесены в авторскую программу составляют 40 часов. В авторской программе для профильного уровня отведено 4 часа в неделю, а в рабочей программе 5 часов, эти часы распределены на самые сложные темы, решение задач и генетическую связь классов органических соединений.

Место и роль  химии в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральными образовательными стандартами.

В системе школьного образования учебный предмет «Химия» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности химия обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, химия неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по химии для 10 класса

Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, годовым календарным учебным графиком рассчитана на 5 часа в неделю на 35 недель (175ч.). В авторской программе по химии для 10 класса Н.Е.Кузнецова, Т.Н.Литвинова, А.Н.Левкин.—М.:вентана-Граф,2009г., на изучение химии в 10 классе отведено 136 часов, а в рабочей программе – 175 часов.

Формы организации образовательного процесса:

- традиционные уроки;

- уроки контроля знаний, умений и навыков;

- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

- сообщения обучающихся ;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- контрольные работы;

- практические работы;

- лекции;

- самостоятельная работа учащихся.

Технологии обучения:

-технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

-технология дифференцированного обучения;

-технология проблемного обучения ;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль. Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией. Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

Виды контроля

-предварительный

-текущий

-тематический

-итоговый

Требования к работе по предмету в соответствии с подготовкой к ГИА

В связи с подготовкой к  ГИА на этапах закрепления знаний, уроках повторения и обобщения знаний, используются задания подобные как в контрольно-измерительных материалах ГИА. Контроль знаний обучающихся проводится в виде традиционных контрольных работ и  в виде тестов.

Информация об используемом учебнике

Программа реализуется через учебник «Химия. 10 класс», Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова-- М.: Вентана-граф. (рекомендованным Министерством образования и науки РФ ) и  способствует решению задач обучения химии в школе.  

Содержание рабочей программы  по химии для 10 класса (175ч.)

Повторение основных вопросов курса неорганической химии (4 ч)

Основные законы и понятия химии..Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение и свойства неорганических веществ и их классификация. Классификация и закономерности протекания химических реакций.

Раздел I

Введение в органическую химию

Тема 1

Предмет органической химии (4 ч)

Из истории зарождения органический химии. Виталистическое учение. Понятие о «жизненной силе». Первые успехи химиков в синтезе органических соединений (работы К. Шееле, Ф. Велера, Н. Зинина и других ученых).

Органическая химия — химия соединений углерода. Рост числа известных органических веществ в XIX-XX столетиях.

Социально-экономические и научные предпосылки интенсивного развития органической химии, разработки теории химического строения. Состояние номенклатуры соединений. Явление изомерии. Дискуссия Ф. Велера и Ю. Либиха о составе и свойствах гремучего и изоцианового серебра. Утверждение в науке атомно-молекулярных представлений. Зарождение учения о валентности.

Краткая характеристика содержания теории радикалов (Гей-Люссак, Велер, Либих) и теории типов (Жерар).

Сфера интересов органической химии как науки.

Тема 2

Теория химического строения (6 ч)

Теория химического строения A.M. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения в XX в. на основе электронной теории строения атома.

Современный описательный аппарат теории. Виды формул: эмпирические, структурные, электронные. Понятие частичного заряда. Типы моделей молекул органических соединений, их условный характер и функции в науке и обучении.

Демонстрации. Слайды, таблицы, кодограммы. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Коллекция анилиновых красителей. Модели молекул органических веществ.

Тема 3

Химические особенности состава, строения и свойств органических соединений (8 ч)

Качественный состав органических соединений. Строение атомов углерода, водорода, кислорода, азота. Валентность атомов углерода. Явления возбуждения и гибридизации атома углерода при образовании молекулы метана.

Способность атомов углерода образовывать линейный и замкнутые циклы. Огромное разнообразие органических соединений. Наиболее общая их классификация по структуре углеродного скелета: алифатические, алициклические, ароматические, гетероциклические. Примеры соединений всех классов с очень краткой характеристикой их значения в природе и техносфере.

Ковалентный характер связей в молекулах органических соединений. Краткие связи в органических соединениях.

Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода: sp3, sp2, sp; пи- и сигма-связи, их сравнительная характеристика.

Строение молекул с одинарными связями (на примере этана), двойными (на примере этилена), тройными (на примере ацетилена). Поляризация ковалентных связей в молекулах органических соединений. Влияние характера связи на химические свойства соединений; способность к реакции замещения этана; этена и этина — к реакции присоединения. Наиболее общие особенности протекания химических реакций между органическими соединениями.

Взаимообусловленность состава, строения и свойств органических соединений.

Типичные физические свойства, их зависимость от величины, формы электронного строения молекул; поляризации ковалентных связей. Растворимость в воде и неводных растворителях, температуры плавления и кипения, плотность, вязкость.

Понятие о гомологических рядах органических соединений.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. Экстракция растворителем.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества в газообразном состоянии.

Тема 4

Методы изучения состава, строения и свойств органических соединений

(9 ч)

Критерии чистоты твердых веществ (температуры плавления) и жидких веществ (температуры кипения).

Методы очистки органических соединений: перекристаллизация, возгонка, фильтрование, перегонка (фракционная, с водяным паром), экстракция, хроматография. Качественное обнаружение в органических соединениях элементов: углерод, водород, галогены, сера (проба Лассеня).

Количественный анализ органических веществ. Вывод эмпирических, молекулярных структурных формул.

Физические методы исследования структуры органических соединений: понятие об ультрафиолетовой и инфракрасной спектроскопии, устройстве УФ и ИК спектрофотометров.

Демонстрации. Очистка органических веществ различными методами.

Практические занятия. 1. Определение температуры плавления и кипения органических веществ (идентификация соединений). 2. Качественный и количественный анализ органических веществ (сахарозы, хлороформа); выводы эмпирической и молекулярной формул (могут выполняться как экспериментально, так и при работе с моделирующей программой для ПЭВМ). 3. Работа с моделирующей программой для ПЭВМ — «Исследование структуры и идентификации органического вещества при работе на спектрофотометре».

Тема 5

Особенности протекания реакций органических соединений (2/2 ч)

Типы разрыва ковалентных связей в органических реакциях. Механизмы реакций: свободно радикальный — на примере хлорирования метана и ионный — на примере бромирования этилена. Скорость протекания различных органических реакций: галогенирования предельных углеводородов, полимеризации непредельных углеводородов, окисления различных органических соединений.

Раздел II

Углеводороды

Тема 6

Алифатические углеводороды (12/15ч)

Алифатические углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены.

Алканы. Гомологический ряд. Номенклатура.

Sp3-гибридизация. Строение молекул алканов на примерах метана, этана, октана.

Физические свойства. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация (получение водорода и синтез-газа из метана).

Нахождение алканов в природе. Метан в атмосфере. Максимальное содержание метана в атмосфере высоких широт Северного полушария. Запасы кристаллогидратов метана под вечной мерзлотой и на дне океана. Круговорот метана как условие возникновения «парникового» эффекта в связи с поглощением им инфракрасного излучения.

Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов.

Демонстрации. Определение относительной плотности метана по воздуху. Определение качественного состава метана по продуктам горения. Разложение метана в искровом разряде. Взрыв смеси метана с воздухом. Горение метана в хлоре. Замещение в метане водорода хлором. Синтез бутана из галогенопроизводных. Доказательство качественного состава высших углеводородов. Открытие галогенов в органических веществах. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей. Получение метана в лаборатории взаимодействием ацетата натрия с натронной известью.

Алкены и алкины. Гомологические ряды и закономерности изменения физических свойств. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура.

Реакция окисления, присоединения. Правило В.В. Марковникова. Реакция замещения алкинов. Реакции полимеризации. Понятие о полимере, мономере, степени полимеризации. Полиэтилен и полихлорвинил: свойства, применение, получение, токсичность хлорвинила.

Источники и способы получения в лаборатории и промышленности этилена и ацетилена, основные области их применения.

Алкадиены. Состав, строение. Кумулированное и сопряженное расположение двойных связей. Мезомерный эффект. Химические свойства. Реакция полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Работы СВ. Лебедева. Реакция вулканизации каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Демонстрации. Доказательство качественного состава высших углеводородов. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение этилена. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Обнаружение серы в вулканизированном каучуке. Растворение каучука в органических растворителях.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с продуктами переработки нефти. 2. Обнаружение в керосине непредельных соединений с помощью бромной воды. 3. (Ознакомление с образцами каучуков.

Практическое занятие. Получение этилена и ацетилена и изучение их свойств.

Тема 7

Алициклические углеводороды (3/4 ч)

Гомологический ряд циклопарафинов: изомерия, номенклатура, физические свойства, распространение в природе. Строение молекул, угловое (байеровское) напряжение. Обусловленность химических свойств соединений особенностями строения молекул.

Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул циклоиарафинов.

Тема 8

Ароматические углеводороды (5/6 ч)

Бензол и его гомологи: изомерия, номенклатура. Сведения из истории открытия бензола и исследования строения его молекулы. Сравнение длин и энергий химических связей в алканах, алкенах и аренах. Резонансная энергия.

Физические свойства бензола, его токсичность, запрет на применение. Химические свойства: реакции нитрования, галогенирования (с механизмом протекания), алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления.

Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения аренов.

Биологическая активность аренов. Мутагенный характер их взаимодействия. Понятие об инсектицидах, обращении с ними, условиях их использования в сельском хозяйстве на основе учета экологических требований.

Демонстрация. Окисление толуола.

Тема 9

Углеводороды в природе (3/3 ч)

Природные источники углеводородов: нефть, уголь, природный газ. 11а\чные основы и тенденции их рационального использования в техносфере. Накопление в окружающей среде производных углеводородов абиогенного происхождения. Необходимость регулирования объемов производства и использования таких веществ в промышленности и быту. Международные договоренности о сокращении производства органических хлор-фторуглеродных соединений.

Демонстрации. Набор слайдов, таблиц по теме «Природные источники углеводородов».

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.

Раздел III

Соединения, содержащие атомы кислорода, азота и других элементов

Тема 10

Спирты. Простые эфиры. Фенолы(7/8 ч)

Спирты. Функциональная группа, классификации: одноатомные, многоатомные; предельные, непредельные, ароматические.

Гомологический ряд метанола. Изомерия, номенклатура. Тривиальные названия наиболее распространенных спиртов.

Физические свойства одноатомных спиртов. Водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные: а) замещением атома водорода в гидроксиле; б) свойствами гидроксильной группы; в) замещением атомов водорода в радикале; г) окислением.

Распространение спиртов в природе. Применение спиртов. Физиологическое действие на организм человека.

Простые эфиры. Представители: диметиловый, метилэтиловый, диэтиловый. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение.

Двух- и трехатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Состав. Физические свойства, применение. Химические свойства: взаимодействие с азотной кислотой и гидроксидом меди (II).

Фенолы: одноатомные, двухатомные, трехатомные. Состав, строение молекулы, физико-химические свойства фенола. Роль фенола в зарождении и развитии антисептики. Токсичность фенола и его соединений; области их применения. Диоксины — производные соединений фенола.

Двухатомные фенолы. Изомерия по положению гидроксильных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон. Использование гидрохинона в фотографии в качестве восстановителя; другие области применения.

Понятие о спиртах ароматического ряда. Демонстрации. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду. Получение диэтило-вого эфира. Горение глицерина. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди (II). Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании; взаимодействие фенола с натрием; вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой. Бактерицидное действие фенола (свертывание белка в его присутствии). Взаимодействие резорцина, гидрохинона и пирокатехина с раствором хлорида железа (III).

Лабораторные опыты. 1. Физические свойства глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Его взаимодействие с раствором гидроксида меди (II). 2. Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные реакции на фенол.

Практическое занятие. Синтез бромэтана из спирта.

Тема 11

Альдегиды и кетоны (5/8 ч)

Карбонильная группа в составе альдегидов и кетонов, выражение их состава общими формулами. Электронное строение двойной связи в карбонильной группе и характеристика реакционной способности соединений, имеющих такую группу.

Гомологический ряд предельных альдегидов, их номенклатура, физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, восстановления; качественная реакция с фуксинсернистой кислотой; реакция получения фенолоформальдегидной смолы.

Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин — представитель непредельных альдегидов. Акролеиновая проба.

Ацетон — простейший кетон: физические свойства, получение, применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов и других классов соединений.

Демонстрации. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II). Качественные реакции на альдегиды с фуксинсернистой кислотой. Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Физические свойства ацетона. Растворение в ацетоне пенопласта и использование полученного раствора в качестве клея.

Лабораторные опыты. 1. Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II), взаимодействие с фуксинсернистой кислотой. 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Физические свойства ацетона. Ацетон как растворитель.

Тема 12

Карбоновые кислоты и сложные эфиры ()

Карбоксильная группа. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические; одно- и многоосновные.

Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура; природные источники и способы получения.

Электронное строение карбоксильной группы, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной и масляной кислот.

Высшие жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая, церотиновая — краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении.

Одноосновные ненасыщенные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая кислоты. Состав, строение, распространение в природе, способность к реакции гидрогенизации и окисления.

Двухосновные ненасыщенные карбоновые кислоты: щавелевая, янтарная. Состав, строение, физико-химические свойства, применение, распространение в природе.

Ароматические кислоты. Бензойная кислота как простейший представитель. Сведения о строении, распространении в природе, применении. Понятие о фенолокислотах.

Сложные эфиры: состав и номенклатура. Реакция этерификации. Применение меченых атомов для изучения механизма ее протекания. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты; уксусная и муравьиная кислоты как электролиты. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение бензойной кислоты из бензальдегида. Возгонка бензойной кислоты. Получение изобутилового эфира уксусной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Поведение кислотно-основных индикаторов в органических кислотах. 2. Изучение физических свойств стеариновой и олеиновой кислот. 3. Взаимодействие олеиновой кислоты с раствором перманганата калия.

Практические занятия. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на определение качественного состава органических веществ. 3. Синтез этилового эфира уксусной кислоты.

Тема 13

Амины (3/4 ч)

Состав, изомерия и номенклатура аминов. Строение аминогруппы. Амины как органические основания. Реакция окисления аминов.

Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физико-химические свойства. Способы получения. Из истории развития анилиново-красочной промышленности в Европе (ИГ Фарбениндустри). Применение аминов в качестве стабилизаторов, пестицидов, лекарственных препаратов.

Демонстрации. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. Получение анилинового черного и окрашивание им хлопковой ткан

Раздел IV

Химия ВМС

Тема 14

Высокомолекулярные соединения(3/5 ч)

Общие понятия химии ВМС: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул, кристалличность полимеров. Физико-химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакция полимеризации и поликонденсации. Характеристика каучуков (на примерах бутадиенового и дивинилового), волокон (на примерах ацетатного волокна и капрона), пластмасс (на примерах полиэтилена, поливинилхлорида и поливинилстирола).

Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс на электрическую проводимость. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров. Полимеризация стирола. Деполимеризация полистирола. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.

Лабораторные работы. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров, термопластичности, горючести, их отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям. 2. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. 3. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей.

Практическое занятие. Распознавание пластмасс и химических волокон.

Раздел V

Реакции органических соединений

Тема 15

Типы реакций органических соединений(3/5 ч)

Термодинамические и кинетические факторы в органических реакциях.

Механизмы реакций. Обратимость органических реакций. Обобщение знаний о классификации органических реакций:

1. По типам реакций, известных из курса неорганической химии.

2. По виду участвующих в реакциях реагентов, молекул, атомов, радикалов, функциональных групп.

Способы проведения и управления реакциями органических соединений в лаборатории и промышленности.

Раздел VI

Химическое производство

Тема 16

Промышленное производство органических соединений (8/12 ч)

Переработка газа и нефти, коксование угля. Проблема повышения качества бензина. Пути замены его экологически менее вредными видами топлива.

Промышленность органического синтеза; производство этанола и метанола, уксусной кислоты.

Производство полимерных материалов: полиэтилена, синтетических волокон, каучука. Обобщение сведений о научных принципах организации производства.

Демонстрации. Химико-технологический эксперимент, моделирующий процессы переработки нефти, синтеза этанола, метанола и уксусной кислоты. Установление фракционного состава «бензина» методом газовой хроматографии.

Расчетные задачи. Решение задач с производственным содержанием на выход продукта в процессах органического синтеза.

Раздел VII

Вещества живых клеток

Тема 17

Аминокислоты. Пептиды. Белки (4/6 ч)

Аминокислоты: функциональные группы. Понятие об асимметрическом атоме и оптической изомерии. Изомерия по положению аминогруппы.

ОС-Аминокислоты в составе белков. Заменимые и незаменимые, их примеры и названия. Физические свойства аминокислот.

Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты в зависимости от числа входящих в их состав функциональных групп. Биполярный ион. Изоэлектрическая точка. Образование пептидов. Пептидная связь. Полипептиды в природе: гормоны, антибиотики, токсины.

Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Капроновое волокно — продукт поликонденсации В-аминокапроновой кислоты.

Белки. Классификация: простые (глобулярные, фибриллярные) и содержащие небелковые группы. Понятие о простетических группах. Физические свойства белков. Структура: первичная. Использование УФ-спектроскопии и метода анализа концевых групп для изучения первичной структуры белка. Работы Ф. Сэнджера по определению структуры инсулина. Вторичная, третичная и четвертичная структура молекул белков. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Обратимая и необратимая денатурация. Синтез белков. Метод твердофазного синтеза пептида. Значение синтетических белков. Понятие о биотехнологии, ее достижениях и проблемах.

Демонстрации. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. Модели белковых молекул.

Лабораторные опыты. 1. Растворение белков в воде. 2. Коагуляция желатина спиртом. 3. Цветные реакции на белки: ксантопротеиновая, биуретовая. 4. Обнаружение белка в молоке.

Тема 18

Жиры (4/4 ч)

Группа липидов: жирные кислоты, жиры, масла, воски, фосфо-липиды, гликолипиды, стероиды — отсутствие общих структурных особенностей; способность к растворению в органических растворителях.

Масла: жирные, минеральные, эфирные — их состав, источники получения.

Триглицериды — сложные эфиры жирных кислот. Физические свойства (растворимость, температуры плавления). Насыщенные и ненасыщенные высшие жирные карбоновые кислоты. Состав и номенклатура триглицеридов. Химические свойства: омыление едкими щелочами; водой в присутствии катализатора. Гидрогенизация, присоединение галогенов. Степень насыщенности жира, йодное (бромное) число. Прогоркание жиров. Превращение жиров в организме человека, их гидролиз под действием ферментов. Энергетическая ценность жиров. Маргарин: характеристика состава и получения.

Мыла — соли высших жирных кислот. Гидрофильный и гидрофобный концы молекул, причины моющего действия мыл. Получение, взаимодействие с солями, обусловливающими жесткость воды. Синтетические моющие средства.

Демонстрации. Растворимость жиров. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот.

Тема 19

Углеводы (6/8 ч)

Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер его значения. Роль углеводов в питании человека.

Происхождение термина «углеводы», общая формула соединений, их классификация.

Моносахариды. Глюкоза: физические свойства, значение для организма человека. Строение молекулы: альдегидная и циклическая формы. Химические свойства. Природные источники и способы получения. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза — краткая характеристика состава, строения, распространенности в природе.

Дисахариды. Сахароза: из истории применения. Биологическое значение. Состав. Физические свойства. Промышленное получение. Гидролиз.

Полисахариды. Гликоген: роль в организме человека. Причины диабета и профилактика его возникновения. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры, сравнительная характеристика их состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применения. Декстрины.

Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства, применение.

Демонстрации. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы. Растворение клетчатки в медно-аммиачном реактиве. Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Реакция «серебряного зеркала». 2. Получение декстринов нагреванием крахмала и их взаимодействие с иодом, спиртом и щелочью. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. 4. Гидролиз крахмала.

Тема 20

Нуклеиновые кислоты (3/3 ч)

Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и их биологические функции. Состав мономеров — нуклеотидов (пирамидиновое или пуриновое основание, рибоза или дезоксирибоза, фосфорная кислота). Роль водородных связей в нуклеиновых кислотах. Двойная спираль ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Понятие о транскрипции и трансляции.

Тема 21

Особенности процессов биотехнологии(2/3 ч)

Биотехнология как многопрофильная научно-промышленная отрасль. Ее значение для научно-технического прогресса.

Микробиологический синтез. Принципиальная схема получения биомассы. Факторы, определяющие рост и развитие микроорганизмов: питательная среда, концентрация кислорода, физико-химические параметры (температура, давление, рН, окислительно-восстановительный потенциал). Получение белка из очищенных жидких парафинов; перспективы биосинтеза белка из метанола.

Отрасли микробиологической промышленности.

Генетическая инженерия как совокупность методов, позволяющих искусственно конструировать молекулы наследственного материала (ДНК). Применение генетической инженерии для создания продуцентов белка человека, лекарственных препаратов, генетического синтеза клеток растений.

Инженерная энзимология как совокупность методов использования ферментов в качестве биокатализаторов для промышленного получения различных веществ. Преимущества использования ферментов как катализаторов в процессах химической технологии (значительное повышение скорости химических реакций, снижение энергоемкости процессов, повышение эффективности и экономичности производства).

Принципиальные схемы некоторых ферментативных синтезов: получение глюкозы из целлюлозы, получение кормового белка гидролизом и дрожжеванием древесных и других целлюлозо-содержащих отходов.

Биотехнологические способы добычи цветных металлов и редких элементов. Принципиальная схема бактериального выщелачивания. Введение в оборот бедных и сверхбедных руд.

Перспективы развития биотехнологии. Ее значение в решении продовольственной проблемы, энерго- и ресурсосбережении, организации замкнутых производственных циклов.

Проблемы экологического и гуманитарного (нравственного) характера, связанные с последствиями биотехнологических исследований и производств.

Демонстрации. Таблицы и схемы биотехнологических производств.

Практические занятия. 1. Выявление влияния температуры и аэрации на полноту прохождения процесса уксусного брожения (2 ч). 2. Выявление влияния температуры и кислотности среды на полноту прохождения гидролиза крахмала под действием амилазы слюны.

Тема творческой работы: «Проблемы и перспективы развития биотехнологии».

Раздел VIII

Химические знания в жизни человека

Тема 22

Химия в быту

 Химия и медицина (3/4 ч)

Лекарства и яды в древности и Средневековье.

Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции.

Поль Эрлих — один из основоположников химиотерапии: селективного уничтожения возбудителей болезней с помощью эффективных химических препаратов. Идея планомерного изменения химической структуры под углом зрения поставленной цели. Первые лекарственные препараты против сифилиса и малярии. Создание сульфаниламидных препаратов. Чудесный гриб Александра Флемминга. Синтез антибиотиков. Витамины: работы Н.Н. Лунина, К. Функа, И.И. Бессонова. Проблема диабета и инсулин.

Проблема химиотерапии вирусных заболеваний. Интерферон. Поиск препаратов против СПИДа.

Исследование взаимосвязи между химической структурой и биологической активностью молекул. Использование ЭВМ для поиска наиболее действенных структур молекул для получения лечебных препаратов.

Биологически активные соединения. «Память воды». Открытия Ганемана, Г.Н. Шангина-Березовского, Ж. Бенвениста. Малые дозы — сигналы водной фазе клеток организма.

Полимеры в медицине: изготовление из пластмасс и других материалов сосудов, суставов, органов и т. п. Контактные линзы из полиметакрилата, кремний- и фторуглеродных соединений.

Кислород и углекислоты; дыхание: гипер- и гиповентиляция. Различные системы лечебного дыхания.

Вредные вещества в вашем доме и их источники. Растения (хлорофитум), поглощающие из воздуха вредные примеси. Фитонциды некоторых растений в качестве лечебных средств. О правилах приема лекарственных препаратов.

Наркотики: примеры, характер влияния на организм, опасность применения.

Раздел IX

Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

Тема 23

Обобщение знаний

по курсу органической химии.

Химическая экология (4 ч)

Основные положения теории химического строения. Классы органических соединений. Реакции в органической химии. Генетическая связь органических соединений.

Химическая экология как комплексная наука, позволяющая изучать состояние окружающей среды и способствовать ее улучшению. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ (углеводородов, фенолов, биологически активных веществ и др.).

Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.

Учебно-тематический план по химии в 10классе (профильный уровень)

Раздел

Всего часов

Формы и виды контроля

Теория

Практ.

работ

Контр.

Работ

1

Повторение основных вопросов курса неорганической химии

4

4

-

-

2

Введение в органическую химию

Тема:1 Предмет органической химии

4

4

-

-

3

Тема:2 Теория химического строения

6

6

-

-

4

Тема:3 Химические особенности состава, строения и свойств органических соединений

8

6

2

-

5

Тема:4Методы  изучения состава, строения и свойств органических соединений

9

8

-

1

6

Тема:5 Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.

6

5

1

-

7

Углеводороды                           Тема:6   Алифатические углеводороды

18

18

-

-

8

Тема:7 Алициклические углеводороды

6

6

-

-

9

Тема:8 Ароматические углеводороды

8

8

-

-

10

Тема:9 Углеводороды в природе

5

4

-

1

11

Соединения, содержащие атомы кислорода, азота и др. элементов. Тема:10Спирты. Простые эфиры и фенолы

14

13

1

-

12

Тема: 11Альдегиды и кетоны

9

9

-

-

13

Тема:12 Карбоновые кислоты и сложные эфиры

16

13

2

1

14

Тема :13 Амины

4

4

-

-

15

Химия ВМС                                  Тема: 14 Высокомолекулярные соединения

9

7

2

-

16

Реакции органических соединений             Тема: 15 Типы реакций органических соединений

5

5

-

-

17

Химическое производство          Тема: 16 Промышленное производство органических соединений

6

6

-

-

18

Вещества живых клеток             Тема: 17 Аминокислоты. Пептиды. Белки

5

5

-

-

19

Тема: 18 Жиры

4

4

-

-

20

Тема: 19 Углеводы

14

11

2

1

21

Тема:20       Нуклеиновые кислоты

4

4

-

-

22

Тема:21        Особенности процессов биотехнологии

4

3

1

-

23

Химические знания в жизни человека                                         Тема: 22 Химия и медицина

7

7

-

-

Итого:

175

160

11

4

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по химии

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен: знать / понимать                                                                                                                                  Знать:

основные положения теории химического строения веществ, явление гомологии, структурную и геометрическую изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (ординарную, двойную, тройную, ароматическую, водородную), их электронную природу и влияние на свойства веществ; смысл структурных и электронных формул органических веществ, способы изображения структурных и геометрических изомеров, смещения электронной плотности в молекулах; важнейших представителей классов, строение их молекул, свойства, генетическую связь с другими соединениями, народнохозяйственное значение. Знать характеристику отдельных представителей пластмасс, каучуков, химических волокон.

Понимать: 

причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических и неорганических веществ, единичное, особенное и общее при рассмотрении гомологических рядов и классов органических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления к все более глубокой сущности; раскрывать на примерах понятия: сущность и явление, возможность и действительность, внутренняя противоречивость объектов как источник их развития, переход количественных изменений в качественные, познаваемость явлений.

Уметь:

 пользоваться сравнением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщениями на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ по их свойствам; собирать приборы и производить разделение жидкостей, пользуясь воздушным холодильником; составлять структурные формулы изучаемых органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций между органическими веществами; находить молекулярную формулу газообразного органического вещества на основании его плотности, относительной плотности по водороду или по воздуху и массовых долей элементов (процентного состава), а также по массе, объему или количеству, продуктов его сгорания; практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах, определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки, распознавать наиболее распространённые пластмассы и химические волокна

 Литература для учителя и обучающихся

Литература для учителя

1.Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. — СПб.: Каро, 2003.

2.Злотников Э. Г., Толетова М. K. Химия: пособие для подготовки к Единому Государственному экзамену. — СПб.: Сага; Невский проспект, 2004.

3.Кузнецова Н. Е., Левкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Профильный уровень. – М.: Вентана–Граф, 2007. 144 с.

4.Левкин А. Н. Общая и неорганическая химия. Материалы к экзамену. — СПб.: Паритет, 2003.

5.Левкин А. Н., Карцова А.А. Школьная химия. Самое необходимое пособие для школьников и абитуриентов. — СПб.: Авалон; Азбука классика, 2004.

6.Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии. — М.: Просвещение, 1997.

7.Радецкий A. M., Горшкова В. П., Кругликова Л. Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1999.

8.Титова И. М. Малый тренажер технологии организации адаптивно-развивающих диалогов: комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: Вентана-Граф, 2001.

9.Чернобельская P. M., Чертков. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.

10.Цветков Л А. Преподавание органической химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.

11.Единый государственный экзамен 2002. Контрольно-измерительные материалы. Химия. — М.: Просвещение, 2002.

12.Пичугипа Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. — М., 1999.

13.Нифаитьев Э.К., Парамонова И.Г. Основы прикладной химии. - М.: Владос, 2002.

14.Шаталов М. А. Уроки химии: 10 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. 144 с.

Литература для обучающихся

1. Химия. Пособие – репетитор.  Под редакцией В. Н. Чернышева, А. С. Егорова. Ростов на Дону. Феникс. 2003.

2.Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. Москва.  Высшая школа.  2004

Мультимедийные пособия

1.DVDpc Химия 8- 11кл Видеодемонстрации.  Издательство: Просвещение. Год издания: 2013 г.

2. Кирилл и Мефодий - Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-11 класс Москва. издательство: Кирилл и Мефодий, 2004г.

3.Химия общая и неорганическая. 10-11 классы Издательство: 
Год издания: 2007

4.Интернет-ресурсы.

Неорганическая химия. Интерактивный мультимедиа учебник . http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Электронная библиотека сайта "Chemnet"- сайт "Chemworld.Narod.Ru"

 him.1september.ru - "Я иду на урок химии"

chemistry.r2.ru - "Химия для школьников"

Материально техническая база для практических работ

Тема практической работы

Оборудование для практической работы

(из расчета 1 комплект на двух учеников)

Получение, собирание и

распознавание газов

Органическая химия: штатив, 2 пробирки, спиртовка, 2 мл конц. серной кислоты, 1 мл этилового спирта, несколько крупинок оксида алюминия, бромная вода, раствор перманганата калия.

Идентификация

органических соединений

Спиртовка, пробирки, водный раствор гидроксида

натрия, серная кислота (разб.), водные р-ры карбоната натрия, перманганата калия, сульфата меди, бромная вода, аммиачный раствор оксида серебра. Органические вещества: этиловый спирт, формалин, уксусная кислота, глицерин, глюкоза, сахароза.

Распознавание пластмасс и

волокон

Пакетики с образцами фенопласта, целлулоида,

полиэтилена, капрона, поливинилхлорида, полистирола, полиметилметакрилата. Вискозное волокно и хлопчатобумажное волокно, шерсть, лавсан, спиртовка, 10%-ный раствор гидроксида натрия, р-ры серной кислоты (ρ=1,84) и азотной кислоты (ρ=1,4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10 класс ( профильный уровень)

Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) по УМК О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень...

Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)

Программа для профильного изучения химии в 11 классе...

Рабочая программа по химии 10 класс( профильный уровень) ( УМК Кузнецова Н.Е.)

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по ...

Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень)

рабочая программа 10 класс (профиль) по УМК Н.Е Кузнецовой...

Рабочая программа по химии, 11 класс. Профильный уровень

Рабочая программа по химии для 11 класса, 3 часа в неделю....

Рабочая программа по химии, 10 класс. Профильный уровень

Рабочая программа по химии для 10 класса, 3 часа в неделю....