Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рассохина Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования 2008 год, и  авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа»  рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю). Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009 (2000-2008 г.г. издания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования 2008 года и  авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю). Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

                     

                  Учебно-методический комплект по химии 9 класса.

  1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2007 года.
  2. Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2007 год.

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 12-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2007 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

Практических  работ- 6, контрольных работ – 4.

        

          В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение раздела «Неметаллы», вместо  23 часов – 27, т.к. раздел содержит большой набор тем, необходимых для обязательного изучения. Кроме этого, включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ

2.Сокращено число часов по теме: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы», вместо 8 – 4 часа, которые используются для реализации национально – регионального компонента.

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

4. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

   Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Изучение химии 9 класса направленно на достижение следующих целей:

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни,  для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Задачи раздела «Химия-9»

Обучение

  1. Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок,    урок – тест,  урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.
  2. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-
  3. исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.

Развитие

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

Воспитание

        Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

         

   

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (68 часов)

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). 

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ                     (10 час).

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6  час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 14 ч.

Учебно-тематический план по химии, 9 класс,

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

по прогр.

Всего часов

Зачеты

 Из них

Практ. работы

Контр. работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

6 часов

6

3.

Металлы.

15+3=18 часов

18

№1 Осуществление цепочки превращений.

2. Получение и свойства соединений металлов. 

  № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению в-в

К.р. №1

4.

Неметаллы.

23+3=26 часов

23+4+3=30 часов

№ 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

№ 6. Получение, собирание и распознавание газов.

К.р. №2,3

5.

Органические вещества.

10 часов

10

Зачет

К.р. №4

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Химия и жизнь.

8

4

ИТОГО:

68

68

Требования к уровню подготовки выпускников

основной общеобразовательной школы по неорганической химии  9 класс

Учащиеся должны знать:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева;
  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;
  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по органической химии

Учащиеся должны знать: 

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных

и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Учебно-методический комплект по химии 9 класса.

  1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2009 года.
  2. Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2009 год.

а) литература для учащихся:

  1. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
  2. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
  3. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2007.
  4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.

б) литература для учителя:

  1. Габриелян О.С.,  Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 1998.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
  1. Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2003 г.
  3. М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2004 г.
  4. Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.

в) электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

Органическая химия»

«Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

г) Документы: 

1.      Закон «Об образовании»

2.      Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.      Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4.      Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

5.      Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

7.      Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

 


Календарно-тематическое планирование  ХИМИЯ-9

№ урока

п.п

Темы уроков

Основные изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д. – демонстр.

Л. – лаборатор.

Требования к уровню подготовки выпускников

Д/З

Дата проведения

1. Введение. Общая характеристика элементов (6 ч)

1-2

Характеристика хим. элемента  на основании его положения в периодической системе Д.И Менделеева.

Генетические ряды Ме и неМе.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

§1

3

Переходные элементы. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

План характеристики ХЭ (Ме и Неме).

Л.1.Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

§2

4.

ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома и их значение.

Формулировка ПЗ, физический смысл ПЗ и закономерности изменения свойств.

§3, №1-11

5.

Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и ОВР.

Классификация в-в. Характерные свойства каждого класса. ОВР.

6.

Свойства кислот и солей в свете ТЭД и ОВР. Вводный контроль.

Тема 2. Металлы (18 часов)

1(7).

Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов. Физические свойств металлов

Положение Ме в ПСХЭ, строение их атомов. Физические и химические св-ва Ме. ЭХР Ме, восстановительные свойства Ме.

Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Л. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка).

§.4-6

2(8)

Химические свойства Ме

Д. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).

§8

3(9).

Общие понятия о коррозии Ме и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Определение коррозии, её виды, защита от коррозии. Определение сплавов, чёрные и цветные Ме, виды сплавов.

Л.Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

§.10, №2-7§.7, №1-3

4(10).

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Металлургия, самородные Ме, минералы, руды.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

§.9, №1-6

5(11).

Общая характеристика металлов 1 группы, главной подгруппы.

Щелочные Ме, строение их атомов

Уметь:

  • называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

§.11, №1,2

6(12).

Соединения ЩМ. Тестирование.

Соединения ЩМ, едкие щёлочи, соли  ЩМ

Л.Распознавание катионов натрия, калия.

Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия.

§11,

7(13).

Общая характеристика металлов 2 группы, главной подгруппы.

Щелочноземельные Ме, строение их атомов

Д. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Л.Распознавание катионов кальция, бария.

Уметь:

  • называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

  • характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

Уметь:

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь).

§12,

8(14).

Соединения ЩЗМ.

Соединения щелочнозем. Ме, соли ЩЗМ.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция

§.12, №5

9(15).

Алюминий, его химические и физические свойства.

Общая характеристика алюминия.

Д.Алюминий

Уметь:

  • называть:

соединения алюминия по их химическим формулам;

  • характеризовать:

алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

§.13,

10

(16).

Соединения алюминия.

Соединения алюминия. Применение алюминия и его соединений

Д. Получение гидроксида Al и его взаимодей-ствие с растворами кислот и щелочей.  Л. Ознакомление с образцами природных соединений Al

§13, №6

11

(17).

Железо, его химические и физические свойства.

Общая характеристика железа, СО железа, качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.

Л. Знакомство с рудами железа.

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа.

Уметь:

  • называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

§.14, №4-6

12

(18)

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.

13

(19).

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся  по теме «Химия металлов».

14 (20)

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

Массовая и объемная  доли выхода продукта. Масса и объем практический и теоретический.

15 (21)

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

16 (22).

Инструктаж по ТБ. Практ. раб. №1 «Осуществление цепочки химических превращений».  

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • 17 (23).обращаться:

с хим/ посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.

Практ. раб. №2. «Получение и свойства соединений металлов».  

18

(24)

 Инструктаж по ТБ. Практ. раб. №3. «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

Тема 3. Неметаллы (32 часа)

1 (25).

Общая характеристика неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов.

Строение атомов неМе, простые вещества – неМе, аллотропия, состав воздуха, сравнение неМе с Ме.

Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.

§.15-16

2(26).

Водород, его свойства, получение, применение

Положение в ПС. Особенности строения атома. Восстановительные и окислительные св-ва.  Применение

Д.Получение  и собирание водорода

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  • распознавать опытным путём:

водород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом.

§17

3(27).

Общая характеристика галогенов.

Сравнительная характеристика Га. Положение в ПС, особенности строения атомов.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

  • определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  • составлять:

химические формулы галогеноводородов и галогенидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

§.18, №1-8

4(28).

 Соединения галогенов.

Галогеноводороды, их кислоты, качественные реакции на галогенид-ионы.              

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л. Качественная реакция на хлорид-ион.

§19, №1-7

5(29).

Биологическое значение галогенов. Тестирование.

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов.      

Л. Знакомство с образцами природных соединений галогенов - хлоридами.

§20, №1,2

6(30).

Кислород. Его физические и химические свойства

Общая характеристика подгруппы кислорода. Получение и свойства кислорода. Аллотропия кислорода.

Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  • определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  • распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения).

§21

7(31).

Сера.

Общая характеристика серы. Физические, химические (окислительные и восстановительные) св-ва серы. Аллотропия.

Д.Аллотропия серы.

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома серы по её положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об ОВР;

  • определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

§.22

8(32).

Соединения серы.

Оксиды серы. Сероводород, сульфиды

Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

Л. Знакомство с образцами природных соединений (сульфидами).

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

§.23

9(33).

Серная кислота как электролит и ее соли.

Серная кислота, сульфаты, качественная реакция на сульфат-ион. Производство серной кислоты в промышленности.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть:

серную кислоту и сульфаты по их хим. формулам;

  • характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;

  • составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов в-в других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).

§.23,№1,5,6

10

(34).

Семинар по теме «Подгруппа кислорода». Тестирование.

11

(35).

Инструктаж по ТБ. Практ.раб. №4. Решение экспериментальных задач  по теме «Подгруппа кислорода»

12

(36).

Подготовка к контрольной работе по теме «Подгруппа кислорода».

13

(37).

Контрольная работа № 2 по теме «Подгруппа кислорода».

14

(38).

  Азот и его св-ва. Оксиды азота.

Общая характеристика азота, оксиды азота (I,II,III,IV,V), их свойства.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома азота по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип хим. связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять:

уравнения хим. реакций, характеризующие св-а азота.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические св-ва оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

§.24,

27,  №1-5

15

(39).

 Аммиак.

Общая характеристика аммиака

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:  формулу аммиака.

Уметь:

  • называть:

аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  • определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и СО атома азота в аммиаке;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

  • распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

§.25

16

(40).

Соли аммония.

Ион аммония. Получение, свойства и применение солей аммония.

Д. Получение солей аммония. Распознавание катионов аммония.

Знать/понимать:

  • химические понятия: катион аммония.

Уметь:

  • называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  • определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип хим. связи в солях аммония;

  • составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

§.26

17

(41).

Азотная кислота как электролит и ее окислительные свойства. Азотные удобрения.

Свойства азотной кислоты, Соли – нитраты, их свойства. Качественная реакция на нитрат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;химические свойства азотной кислоты в свете ТЭД и ОВР; народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов в-в других классов;

Уметь:

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в с/х продукции).

§.27, №1-5

18

(42).

Фосфор и его соединения.

Общая характеристика фосфора и его соединений. Аллотропия фосфора

Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

ур.хим. реакций, характеризующие св-ва фосфора.

§.28, №3-7

19

(43).

Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Л.Распознавание фосфат-анионов

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной к-ты.

Уметь:

  • называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и СО атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  • составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие св-ва ортофосфорной к-ты.

§.28

20

(44).

Семинар по теме «Азот и фосфор» Тестирование.

21

(45)

Общая классификация удобрений.

Азотные, калийные,фосфорные удобрения. Различные классификации  мин. удобрений

стр. 204-212

22

(46).

Углерод. Оксиды углерода (II) и (IV) их св-ва и применение.

Общая характеристика углерода, нахождение в природе, свойства. Аллотропия.Строение молекул СО и СО2, общая характеристика и применение.

Д. Кристаллические решетки алмаза и графита.

Д. Образцы природных соединений углерода.Д. Получение оксида углерода (IV) и его распознавание.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома углерода по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об ОВР;

  • определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  • составлять:

ур. хим. реакций, характеризующие св-ва углерода.Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;

СО атома углерода и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

  • распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II).

§.29,№1-8§.30

23

(47).

Угольная кислота и её соли.

Угольная кислота и её соли, качественная реакция на карбонат – ион. Жесткость воды и способы ее устранения.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л. Качественная реакция на карбонат-ион.

Знать/понимать:

  •  химическую символику: формулу угольной к-ты.

Уметь:

  • называть:

соли угольной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и СО  углерода в угольной к-те;

  • составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;

уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  • распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

§.30

24

(48).

Кремний и его соединения. Понятие о силикатной промышленности.

Общая характеристика кремния и его соединений. Силикатное сырьё и продукция силикатной промышленности.

Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с природными силикатами.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:

  • называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете ТЭД;

народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

  • составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения хим. реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой к-ты.

§31,

25

(49).

Семинар по теме «Неметаллы».Тестирование.

§.31

26

(50).

Решение задач связанных с избытком и недостатком реагирующих веществ

27

(51).

Инструктаж по ТБ. Практ.раб. №5. Экспериментальные задачи  по теме «Подгруппа азота и углерода»

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

  • обращаться:

с хим. посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.

28

(52).

Урок решения задач.

29

(53).

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Неметаллы». Подготовка к контрольной работе.

30

(54).

Контрольная работа №3. По теме «Неметаллы»

Тема 4. Органические вещества. (8 часов)

1(55)

Предмет органической химии.

ТХСОС, структурные формулы, знач.орг.химии

Алканы, радикалы, гомологи, изомеры

Д. Модели молекул органических соединений.

Знать/понимать:

  •  химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических в-в;

  • определять:

валентность и СО углерода в органич.соединениях.

§.32

2(56)

Предельные углеводороды

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);

  • определять:

принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (прир.  газом).

§.33

3(57)

Непредельные и ароматические углеводороды.

Алкены, полимеризация, полимеры. Ацетилен, реакция Кучерова, бензол.

Знать/понимать:

  •  химическую символику: формулу этилена.

Уметь:

  • называть:

этилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и св-ми этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность этилена к непредельным УВ;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимод. с водой, бромом).

§.34

4-5

(58-59)

Понятие о кислородсодержащих органических веществах

Спирты и альдегиды. Карбоновые кислоты и сложные эфиры. Этанол, метанол, глицерин, этиленгликоль, формальдегид, ацетальдегид, альдегидная группа. Карбоксильная группа, муравьиная и уксусная кислоты, этерификация, сложные эфиры

Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина

Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их хим. формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
  • характеризовать:

связь между составом, строением и св-ми кислот;

хим. свойства уксусной кислоты (общие с др. к-ми);

  • определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с др. кислотами);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой.

§.35, 36,37

6-7

(60-61)

Полимеры и биополимеры. Их свойства и биологическая роль.

Жиры. Белки. Углеводы. Растительные и животные жиры, мыла, СМС. Пептиды, пептидная связь, структура белков, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.

Л. Взаимодействие крахмала с йодом.

Д.  Образцы различных изделий из полиэтилена.

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы;

физические свойства белков и их роль в организме.

§.38-40

8(62)

Решение задач. Подготовка к контрольной работе по теме «Органические вещества».

9(63)

Контрольная работа № 4. по теме «Органические вещества».

10

(64)

Обобщение знаний по теме «Органические вещества»

Тема 6. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (НРК) (4 часа)

1

Химическое производство в Красноярском крае.

Общее представление об основных химических производствах и предприятиях, размещенных на территории Красноярского края. Химизм производственных процессов с точки зрения экономической рентабельности, химического загрязнения природы и последствий состояния здоровья населения Красноярского края. Прогнозирование эффектов хозяйственной деятельности человека и путей восстановления экологического баланса на территории своей местности

Уметь:        

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека.

2

Химизм производственных процессов

3

Определение химического состава воздуха, воды, почвы своей местности. Оценка экологической ситуации в нашей местности.

Уметь:

- определять химический состав воздуха, воды, почвы.

-соотносить полученные результаты с данными по Красноярскому краю и предельно допустимыми концентрациями этих компонентов для данной среды.

 - оценивать экологическую ситуацию.

4

Продукты питания жителей Красноярского края.

Уметь:

- определять химический состав продуктов питания.

- оценивать продукты питания и их влияние на состояние здоровья человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...