Программа: Химия и медицина
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса профильной подготовки "Химия и медицина" для учащихся 10 класса медицинского профиля. Программа расчитана на 35 часов (1 раз в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_el_10_kl_himiya_i_meditsina.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева»

Рассмотрена на                       Согласована                                     Утверждена  

заседание МО                         Заместитель директора                    Директор МБОУ

протокол № _____                   по УВР________________              СОШ №2___________                      

                                                                        М. В. Люманова.                        Е. С. Парамонова              

Элективный курс:

«Химия и медицина»

10 класс (медицинский профиль)

                                                     

                                                     Учитель: Галкина Юлия Николаевна

2015-2016 учебный год

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи элективного курса.
  3. Программа курса «Химия и медицина» (35 часов).
  4. Учебно-тематическое планирование.
  5. Информационный материал для проведения занятий.
  6. Лекарственные препараты. Лекция на тему: «Что такое лекарство?».
  7. Лекарственные формы.
  8. О самолечении.
  9. Хранение лекарств в домашних  условиях.
  10. Применение некоторых веществ в медицине.
  11. Расчётные задачи  «Лекарственные препараты».
  12. Тестовые задания по теме: «Лекарства и организм человека».
  13. Практические работы на тему: «Лекарственные препараты».
  14. Практическая работа «Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот».
  15. Практическая работа «Изучение свойств антипирина и амидопирина».
  16. Практическая работа «Частные реакции на некоторые алкалоиды».
  17. Синтез веществ: «Получения различных лекарственных препаратов».
  18. II блок. Макромолекулы жизни.
  19. Лекция на тему: «Биополимеры».
  20. Упражнения по теме: «Свойства белков и углеводов».
  21. Тестовые задания по теме: «Биополимеры».
  22. Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.
  23. Практические работы на тему: «Биополимеры».
  24. Качественные цветные реакции на белок. «Вещества и здоровье человека».
  25. Лекция на тему: «Влияние неорганических  веществ на организм человека».
  26. Влияние металлов на организм человека.
  27. Расчётные задачи по теме: «Вещества и здоровье человека».
  28. Экспериментальные задачи по теме: «Вещества и здоровье человека».
  29. Тестовые задания по теме  «Вещества организма человека».
  30. Практические работы на тему: «Вещества и здоровье человека.»
  31. Практическая работа: «Анализ молока».
  32. Общественный смотр знаний.
  33.  Литература.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины.

      Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и микроэлементов, биологически активных веществ.

     Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ,  экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Для  организации образовательного процесса необходимо использовать различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научно-практическую и исследовательскую работу, использование проблемного обучения, технологии сотрудничества, уровневой дифференциации, информационно – коммуникабельной технологии.

     Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.

Цели:

-  изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живой организм;

-  изучение строения, свойств белков, углеводов и нуклеиновых кислот;

- изучение воздействия токсических веществ на организм  человека  и окружающую его биосферу;

-  предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.

Задачи:

- ознакомить учащихся с процессами происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм;

- совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическим оборудованием;

-  совершенствовать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;

- совершенствовать  развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности и воображения;

-  подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по одному из самых сложных разделов химии и биологии «Биохимия»;

- сформировать  навыки исследовательской деятельности.

Формы контроля разнообразны: выполнение тестов, решение расчетных задач, творческие отчеты по практическим работам, подготовка и защита рефератов и проектов, схемы синтезов различных лекарственных веществ.

Методические рекомендации:

  • учащихся научить не только решать задачи по органической химии, но и составлять самостоятельно условия расчетных задач с медицинским содержанием;
  • учащиеся  должны не только проводить практические работы по предложенным темам, но и делать творческие отчеты по выполненному химическому эксперименту;
  • при реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые индивидуальные задания;
  •  необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли  не только изучать синтезы  лекарственных веществ ,  но и самостоятельно составлять схемы синтеза различных органических веществ.

    Навыки и умения приобретённые в процессе изучения элективного курса позволяют ученикам подготовится к ЕГЭ и   поступить  в медицинские ВУЗы страны.

Программа курса

Блок I. Лекарственные препараты (12 часов)

Цели: изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живые организмы.

Задачи:

  • изучить  свойства, состав, формы  и строение лекарственных веществ;
  • изучить применение некоторых химических веществ в медицине;
  • изучить свойства  салициловой и ацетилсалициловой кислот, антипирина и амидопирина;
  • изучить  частные реакции на некоторые алкалоиды
  • научить решать расчетные задачи по теме: «Лекарственные препараты»
  • научить пользоваться химическим оборудованием,  проводить химические эксперименты;

        Лекция: «Что такое лекарство?» ( 1 час)

Эффективность лекарственных препаратов, технология производства и способы контроля качества лекарственных препаратов,  безопасность применения лекарственных препаратов.

         Лекция: «Лекарственные формы»  ( 1 час)

    Жидкие лекарственные формы – растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.

Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри.

Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли. 

         Лекция: «О самолечении и хранении лекарств в домашних условиях ».  ( 1 час)

          Нежелательные побочные эффекты лекарственных веществ.  Неоправданное использование нескольких препаратов одновременно. Несовместимость лекарств между собой.   Побочное действие лекарств. Бесконтрольное  и неграмотное  применение лекарств.  

Хранение лекарств в домашних условиях.  Соблюдение правил и сроков хранения препаратов.  Гарантии и качества лекарственных препаратов.  Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям. Неправильное хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые  последствия и несчастные случаи!

         Лекция: «Применение некоторых веществ в медицине» ( 1 час)

Применение неорганических веществ в медицине:

      гидрокарбоната натрия (питьевая сода),  ксенона, радона. борной кислоты,  тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия,  иодида натрия,  карбоната кальция,  мышьяка, нитрата серебра и т.д.

Решение    расчётных задач: «Лекарственные препараты». ( 2 час)

 Выполнение тестовых заданий: «Лекарства и организм человека»

 ( 1 час)

Практические работы:  ( 3 часа)

а) «Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот».

б) «Изучение свойств антипирина и амидопирина».

в) «Частные реакции на некоторые алкалоиды»

   Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных». ( 2 часа)

 Учащиеся должны знать:

  • лекарственные препараты;
  • лекарственные формы;
  • хранение лекарств;
  • применение неорганических веществ в медицине;
  • влияние лекарств на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи с применением лекарственных препаратов;
  • проводить гидролиз лекарственных веществ;
  • проводить частные реакции на алкалоиды;
  • составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза различных лекарственных препаратов.

Блок II. Макромолекулы жизни (13 часов).

Цели: изучение свойств, состава, строения белков, углеводов, жиров.

Задачи:

  • изучить свойства, состав, строение белков, углеводов, жиров;
  • научить решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
  • изучить качественные реакции на белки;
  • научить пользоваться химическим оборудованием,  проводить химические эксперименты.

Лекция: «Биополимеры». (вводная лекция) ( 1 час)

Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.

Лекция: «Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Полисахариды». ( 1 час)

Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства глюкозы.

Получение глюкозы. Дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение.

Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение полисахаридов.

Лекция: «Аминокислоты и белки» ( 1 час)

Строение молекул аминокислот, физические и химические свойства аминокислот. Получение и применение  аминокислот. Аминокислоты -  мономеры белков. Строение белковой молекулы. Свойства, применение, получение белков. Биологическое значение белков.

Лекция: «Нуклеиновые кислоты» ( 1 час)

Строение молекул ДНК и РНК и их  биологическая роль в клетке.

Лекция: « Жиры» ( 1 час)

Строение молекул твердых и жидких жиров. Свойства жиров, их применение и получение.

Решение расчётных задач: «Макромолекулы жизни». ( 2 часа)

 Выполнение упражнений: «Свойства белков и углеводов». ( 1 час)

 Выполнение тестовые задания: «Биополимеры». ( 1 час)

Практические работы: ( 2 час)

а) «Свойства белка. Качественные цветные реакции на белки».

б) «Обнаружение белка в мясном бульоне». 

Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров. ( 2 часа)

Учащиеся должны знать:

  • строение молекул жиров, белков, углеводов;
  • химические и физические свойства биополимеров;
  • получение и применение белков, жиров, углеводов.

Учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
  • проводить цветные реакции на белки;
  • составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза  мономеров и биополимеров.

 Блок III. Вещества и здоровье человека. ( 9ч.)

Цель: познакомить учащихся с влиянием неорганических веществ и тяжелых металлов на организм человека.

Задачи:

  • изучить влияние неорганических веществ на организм человека;
  • изучить влияние тяжелых металлов на организм человека;
  • научить решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
  • научить пользоваться химическим оборудованием,  проводить химические эксперименты.

Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека». (1час)

Фтор. Бром.  Озон.  Нашатырный спирт.  Хлорид аммония.  Нитрат серебра. Оксид азота (I). Активированный уголь.  Углекислого газа СО2 Гидрокарбонат натрия.  Полисилоксаны.  Ионы натрия и калия.  Хлорид калия КСI . Соли лития. Хлорид кальция . Сульфат магния МgSO4.  Марганец. Перманганат калия КМпО4.  Сульфат цинка ZnSO4.  Оксид цинка ZnO.

       Лекция: «Влияние тяжелых металлов на организм человека». (1час)

Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека. (Свинец Хром. Кадмий. Таллий. Никель. Ванадий. Кобальт. Ртуть. Медь. Серебро.)

Решение расчётных задач: «Вещества и здоровье человека» (2часа)

 Решение экспериментальных  задач по теме: «Вещества и здоровье человека» (1час)

  Выполнение тестовых заданий: «Вещества организма человека». (1час)

Практические работы: (2 час)

а) «Анализ молока».

б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических нарушениях».

Учащиеся должны знать:

  • влияние неорганических веществ на организм человека ;
  • влияние тяжелых металлов на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
  • определять рН в приготовленных пробах воды;
  • проводить анализ молока

Учебно-тематический план

Тема

Всего

ча-сов

Из них

лек-ции

расчёт-ные

задачи

экспери-менталь-ные

задачи

выполне-ние

упражне-ний

тес-ты

практи-ческие работы

син-тезы орг. в-в

Общественный смотр

1

Лекарственные

препараты

12

4

2

1

3

2

2

Макромоле-кулы жизни

13

5

2

1

1

2

2

3

Вещества и здоровье человека

8

2

2

1

1

2

4

Повторение

2

2

Итого:

35

11

6

1

1

3

7

4

2

Требование к уровню подготовки обучающихся.

В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

  • эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях. Применение некоторых  веществ в медицине.
  • строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная,     вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.
  • патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека, значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку.
  • основные признаки химических явлений и подтверждать их примерами;
  • химический синтез лекарственных веществ.
  • токсические эффекты препаратов.
  • способы применения лекарственных препаратов.
  • значение и классификация биологически активных веществ, их действие    на организм человека (витаминов, ферментов, гормонов, лекарственных препаратов);
  • жидкие лекарственные формы – растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
  • мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри.
  • твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, влияние неорганических  веществ на организм человека;
  • влияние металлов на организм человека;
  • синтез биологических полимеров
  • ДНК,  РНК
  • белки, строение, свойства
  • биологическая роль белков.
  • углеводы. Классификация. Строение.
  • моносахариды
  • дисахариды
  • полисахариды

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

  1. пользоваться химическим оборудованием, химической посудой, техническими средствами;
  2. готовить растворы, проводить фильтрование, выпаривание;
  3. решать задачи на вывод формул;
  4. проводить расчёты массовой доли вещества в растворе;
  5. составлять уравнения химической реакции;
  6. составлять схемы строения атомов и ионов химических элементов;
  7. решать химические задачи на определение содержания биологически активных веществ в организме человека;
  8. проводить качественный анализ неорганических соединений;
  9. определять витамин А в подсолнечном масле, витамин С в яблочном соке, витамин D в рыбьем жире;
  10. проводить опыты действия ферментов на вещества (амилазы слюны на крахмал, каталазы на пероксид водорода).
  11. определять вещества, дающие цветные реакции, при метаболических нарушениях в организме
  12. осаждать белки молока солями тяжёлых металлов.
  13. определять глюкозу в моче.

Литература для учителя.

1.Верховский В.Н., Смирнов А.Д., Техника химического эксперимента. – М.:Просвещение, 1975. Т. 1.2.

2.Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии. – М.:Просвещение, 1985.

3.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990. №3. С. 40-41.

4.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.

5.Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе. 1976. №2. С 79-82.

6.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 1970.

7.Сурин Ю.В. Проблемные опыты при изучении свойств соединений железа. // Химия в школе. 1993. №6. С. 1-7.

8.Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при углубленном изучении химии. // Химия в школе. 1994. №2. С 61-62.

9.Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации. // Химия в школе. 1977. №3 С. 51-59.

10.Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный эксперимент при изучении свойств ионов. // Химия в школе. 1985. №6. С. 54-55.

Литература для учащихся

1.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990. №3. С. 40-41.

2.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987..

3.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 1970.

4. Габриелян ОС, Маскаев ФН   Витамины, ферменты, гормоны, лекарства.

5. П.Ф. Буцкус  Книга для чтения по органической химии.

6. А. Гридчин. Власть над веществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Программа элективного курса "Химия и медицина"

Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...

Программа элективного курса "Химия и медицина"

Программа элективного курса для учащихся профильного 10 класса...

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...

Рабочая программа "Химия и медицина" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина" 9 класс ранней профилизации медицинской направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...