Урок Металлы I(А)-группа
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Савватеева Елена Александровна

Урок химии в 9 классе

Щелочные металлы.

Цели урока: Дать общую характеристику ЩМ. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их примене­ние.

Оборудование: ЩМ (Li, Na, К), растворы кислот, фенолфталеин, стеклянная посуда (колбы, чашки Петри), нихромовая проволока с ушком для прокаливания веществ в пламе­ни газовой горелки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_metally_ia-gruppa.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Урок химии в 9 классе

Щелочные металлы.

Цели урока: Дать общую характеристику ЩМ. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение.

Оборудование: ЩМ (Li, Na, К), растворы кислот, фенолфталеин, стеклянная посуда (колбы, чашки Петри), нихромовая проволока с ушком для прокаливания веществ в пламени газовой горелки.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

  • Даны сплавы мельхиор (Сu + Ni + Fe + Мn) и нихром (Ni, Cr, Al) (на доске)
    В случае обработки сплавов раствором  НС1, какой из сплавов полностью перейдет в раствор?
  • В каком случае А1 лучше защищен от коррозии, при покрытии его: a) Mg б) Сг?
  • В каком случае Fe лучше защищено от коррозии, при покрытии его: а) Сu; б) Сг?

Ответы: 1) нихром; 2) Mg; 3) Сг

П. Общая характеристика щелочных металлов

1. Охарактеризуйте положение ЩМ в ПСХЭ (главная подгруппа I группы), к ним относятся: Li,Na, K, Rb, Cs,

2. Электронные формулы их атомов: +4Li 2e; le; +!1Na 2e; 8e; le; +]9K 2e; 8е; 8е; 1е.

Fr — радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп его имеет период полураспада 22 минуты.

— Что общего в атомном строении ЩМ?

• Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится 1 электрон. Следовательно ЩМ проявляют в соединениях  постоянную с.о. +1. ЩМ являются очень сильными восстановителями.

В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, т.к. возрастает число электронных слоев. Поэтому увеличиваются и восстановительные способности ЩМ от лития к цезию.

Вывод: ЩМ должны обладать типичными свойствами металлов: металлическим блеском; тепло и электропроводностью, пластичностью.

Демонстрация: образцы ЩМ., хранятся металлы как «кащеева смерть»: в металлическом сейфе, в металлической банке с асбестовой крошкой, в которой находится стеклянная банка с металлом. Все ЩМ  под слоем керосина, а литий — в вазелине. Объясните это разницей в значениях плотностей металлов:

Li

Na

К

Rb

Cs

Fr

Величина

ρ (г/см3)

0,534

0,968

0,8698

1,472

1,873

2,3-2,5

Тплавл.°С

180,5

97,83

63,51

39,3

28,7

21

Отметьте в тетрадях физические свойства ЩМ — серебристо-белые мягкие металлы, покажите, легко режутся ножом. Отметьте, что плотности ЩМ возрастают от лития к францию, температуры плавления, наоборот, уменьшаются. Все ЩМ (кроме Li) плавятся  при температуре ниже температуры кипения воды.

— Исходя из электронного строения атомов, охарактеризуйте химические свойства ЩМ.    

•        ЩМ являются очень сильными восстановителями, т. к. обладают большим атомным радиусом и содержат только 1 электрон на внешнем энергетическом уровне, который легко отдают при взаимодействии с другими соединениями.

— Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении поряд-кового номера элемента?  (усиливаются) Почему?

•        С увеличением № ЩМ увеличивается атомный радиус элементов, увеличивается число атомных слоев, следовательно, легкость отдачи электронов возрастает. Поэтому, восстановительные свойства ЩМ в подгруппе сверху вниз увеличиваются. Самый сильный восстановитель в ПСХЭ — Fr.

                                М0 – 1ё ↔ М+

                                атом         ион

III. Химические свойства щелочных металлов

Продемонстрируйте классу свежий блестящий срез ЩМ, быстро тускнеющий на свету. Объясняется это явление чрезвычайно высокой химической активностью этих металлов, поэтому на воздухе ЩМ покрыты пленкой сложного состава.

? Зная химические свойства ЩМ, предположите, какие соединения могут входить в состав этой пленки: в пленке присутствуют оксиды, пероксиды, гидроксиды (влага воздуха), в случае лития еще и нитриды. Отметьте отличия лития от остальных ЩМ:

I. Общие свойства:

1. С окислителями (простыми веществами) – галогенами, серой, фосфором, образуя соли:

                                    0        0       +1-1

                                2М + Г2 = 2МГ (галогениды)

                                

                                   0        0      +1  -2

                                2М + S = M2S    (сульфиды)              Демонстрация

                                

   0       0      +1  -3

                                3М + Р = М3Р  (фосфиды)

2. С кислородом  калий и натрий образуют пероксиды (Пероксиды — это оксиды, в которых осуществляется связь между двумя атомами кислорода: Na—О—О—Na.)

                                    0       0         +1  -1

                                2М + О2 = М2О2                                

Литий  образует нормальный оксид при сгорании на воздухе (остальные ЩМ образуют пероксиды);        

                                   0         0         +1  -2

                                4Li + O2 = 2Li2O

3. С азотом литий взаимодействует при комнатной температуре, а остальные ЩМ – при нагревании:

                     0      0                     +1  -3

                6Li + N2(влажн.) = 2Li3N (комн. темп.)

Отметьте, что в присутствии влаги литий реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха. Забегая вперед, скажите, что азот воздуха химически очень пассивен и взаимодействует при обычных условиях только с литием.

2)        некоторые соли лития плохо растворимы в воде (Li3PO4, Li2CO3, LiF).
                        

II. Со сложными веществами:

  1. с водой по общей схеме:

                        2М + 2Н2О = 2МОН + Н2↑        Демонстрация

2Li + 2H2O = 2LiOH + H2

Li2O + H2O = 2LiOH

При этом, образуются соответствующие щелочи и выделяется водород. Разница проявляется в химической активности металлов. Литий реагирует спокойно, без пламени. Все последующие за ним элементы-аналоги реагируют с водой с воспламенением и взрывом, который усиливается от Na к Cs. Ребята отмечают изменение окраски воды с бесцветной на ярко-малиновую.

— С чем связано изменение окраски индикатора?

•        При взаимодействии ЩМ с водой образуются щелочи, которые и окрашивают индика-тор в малиновый цвет.

ЩМ взаимодействуют с:

  1. С кислотами (хотя уравнения реакций обычно не пишут, т. к. ЩМ реагируют как с молеку-лами кислоты, так и с молекулами воды)

IV. Важнейшие соединения ЩМ

— Как вы считаете, ребята, в каком виде существуют в природе ЩМ — в самородном состоянии или в виде соединений? Почему?

•        ЩМ встречаются в природе только в составе соединений, ввиду своей высокой химии-ческой активности.

Натрий и калий широко распространены в природе, литий, рубидий и цезий — редкие элементы. Важнейшие природные соединения ЩМ:

NaCl — каменная соль; NaCl-KCl — сильвинит; Na2SO4.10H2O — глауберова соль, NaNO3 — селитра; KClMgCl2.6H2O — карналлит.

Соли ЩМ хорошо растворимы в воде (за исключением некоторых солей лития).

Распознавание ионов ЩМ по окраске пламени: Li+ — ярко-малиновый; Na+ — желтый; К+ — сине-фиолетовый.

Демонстрация. Следует учесть, что в присутствии даже небольшого количества ионов Na+ фиолетовый цвет маскируется желтым, в таком случае окрашивание пламени ионом К+ наблюдают через синее стекло.

V. Закрепление: Упр.1(а) с.58

Домашнее задание

§ 11, упр. 1(б), 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Металлы" 11 класс

Первый урок по теме "Металлы" в 11 классе предназначен расширить представления учащихся об общих свойствах простых веществ металлов и их обусловленностью характером химической связи и строением атомов...

ЛЕКЦИЯ №3 "Общая характеристика металлов 1-3 групп"

ЛЕКЦИЯ №3  по химии  для 11 класса (профиль)Раздел 1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИТема 2    Периодический    закон    и...

Урок: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы.

Продолжительность занятия: 45 минут.Цель занятия: Изучение  физических и химических свойств щелочных  металлов, основных способах их получения и областях применения.Методичес...

Тема урока: «Металлы главной II подгруппы Периодической системы»

Цель урока: Дать общую характеристику металлов главнойIIподгруппы Периодической системы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементовМетоды: проблемные, поисковые, лаборат...

Интегрированный урок "Металлы в искусстве"

Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуреТема урока: металлы в искусствеУчитель химии:Горват Е.И., высшая квалификационная категория;Учитель мировой художественн...

Интегрированный урок "Металлы в искусстве"

Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуреТема урока: металлы в искусствеУчитель химии:Горват Е.И., высшая квалификационная категория;Учитель мировой художественн...

Металлы 1-3 группы А. Проверочная работа 11 класс

Проверочная работа составлена в двух вариантах, состоит из 10 заданий и рассчитана на 15 минут. Работа составлена по учебнику Габриелян, 11 класс углубленный уровень...