«Современный урок химии в свете требований новых стандартов образования»
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Белкова Галина Викторовна
Учи своих учеников трудиться. Не ищи лёгкого пути в обучении. Но помни как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Материалы  методической темы «Современный урок химии в свете требований новых стандартов образования»

Учитель Белкова Г. В.

2013-2014 учебный год

Рекомендации учителю:

- Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

- Стремись к тому, чтобы твои уроки не станут шаблонными, проведённому по «трафарету». Пусть на уроках совершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

- Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

- Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

- Не требуй на уроке «идеальной тишины». Не будь авторитарным. Помни, урок – частичка жизни ученика. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нём личность открытую, увлечённую, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

- Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он всегда был открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Будь с ним в поиске.

- Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».

- Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

- Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд, к узнаванию нового, неведомого.

- Учи своих учеников трудиться. Не ищи лёгкого пути в обучении. Но помни как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт.

- Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудности. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

- Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ученика, дай ему крылья, дай ему надежду.

 - Помни о том, что на уроке ученику должно быть интересно. Только когда интересно, ученик становится внимательным.

- Живи с учениками полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

- Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

- Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнутся; слишком добрых – их растопчут.

- Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Хорошие рекомендации, но как бывает порой их трудно выполнять, когда в своих учениках не видишь желания учиться. Это касается не только химии. Сейчас так много соблазнов, информационных источников, которые они используют для игр,  очень негативно реагируют, если им мешают в получении удовольствия. Как направить эти их увлечения в русло получения знаний. Может новые стандарты помогут в достижении цели получения всесторонне развитого петербургского ученика, жителя нашего великого города.  

      Три главных принципа современного урока:

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности ученика и учителя.

Целью урока всегда является познание открытой наукой закономерности мира, адаптированной для детского восприятия, а также приобретение связанных с изучаемой объективностью умений, навыков.

Современный урок разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни во всех её проявлениях – физическом, биологическом, психологическом, социальном, философском. Изучается не параграф, не правило и не формула. Изучается закономерность жизни.

  • Урок есть часть жизни ученика, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли средства.

Все участники образовательного процесса заинтересованы в достижении качественных результатов. Принципы личностно-ориентированного обучения предполагают поиск индивидуального маршрута продвижения к конечному  результату образования для каждого из учащихся, что в полной мере реализуется в процессе организации исследования при изучении учебных вопросов. Проблема организации совместной деятельности учителя и ученика весьма непроста и имеет подводные камни, связанные со стереотипами организации обучения: учитель и ученик взаимодействуют как руководитель и исполнитель, а не как партнёры.

Чтобы ученик работал на уроке ему должно быть интересно, понятно и комфортно.

       Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вёл подопечного «за руку» к ответу, не давал готовые ответы на возникающие вопросы, а научил  ученика замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самостоятельно получать на них ответы. Учитель и ученик должны быть партнёрами. В самой формуле сотрудничества должен быть заложен принцип равноправия.

Основная технология таких занятий опирается на технологию развития критического мышления. Основу технологии составляет базовая модель трёх стадий «Вызов – Осмысление – Рефлексия», которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации, исследовать поставленную проблему со всех сторон и осознанно размышлять о том, что они узнали.

Вызов

Цели: овладение навыками общения, обеспечивающими активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме; активизация каждого обучаемого; вызов интереса к теме и определения  цели её рассмотрения.

Задачи

  1. Создать условия для определения учащимися уровня собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые знания.
  2. Активизация обучающегося.
  3. Вызов интереса и определение цели рассмотрения предлагаемой темы.

Деятельность учащихся: анализируют собственные знания по заданной теме; демонстрируют первичные знания (себе и партнёру) посредством устной и письменной речи.

Решение первой задачи осуществляется при создании условий для реконструкции предыдущих знаний и представлений, освещения неправильного понимания, ошибок в знаниях, которые не проявятся, если не произойдёт активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Решение второй задачи происходит, когда учащийся целенаправленно думает, выражая мысль своими словами. Демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, ранее полученные знания выводятся на новый уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения нового знания. Это даёт возможность эффективнее увязать новую информацию с известной ранее, так как контекст стал очевидным.

Решение третьей задачи происходит учащимися при выборе самостоятельно целей исследования, так как цели, выбранные самостоятельно, - более сильны, чем цели, навязанные извне.

Осмысление

Цели: поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время этапа вызова; поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания; создание условий для активного восприятия новой информации.

Задачи

  1. Создание условий для поддержки активности, интереса и инерции движения, созданной во время стадии вызова.
  2. Поддержание условий обучаемых по отслеживанию собственного понимания.

Эти задачи решаются, если применять продуктивные методы работы с источниками информации, позволяющие читать вдумчиво, с выделением известного ранее, нового и непонятного, а также графически изображать материал. В итоге новое связывается с уже известным и создаётся новое.

Деятельность учащихся: вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты).

Для организации продуктивной работы с текстом используются определённые методические приёмы, позволяющие систематизировать материал.

Рефлексия

Цели: Закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; создание нового смысла (присвоение знаний), формирование долговременных знаний.

Задачи

  1. Создание условий для выражения новых идей и информации собственными словами.
  2. Создание условий для обмена идеями между учащимися, что позволяет им расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Деятельность учащихся: стараются выражать мысли своими словами (присваивает информацию); свободно аргументируют; обмениваются своими идеями с другими учащимися; анализируют собственные мыслительные операции.

Именно на этой стадии имеет место учение, которое служит человеку долго. Всё, что было сделано на стадии «Вызов», должно отразиться на стадии «Рефлексия».

В своей педагогической деятельности считаю наиболее эффективным применение кооперативного и проблемного обучения.

В реальной жизни человек большую часть времени общается в так называемых малых группах – дома, в семье, с друзьями. Совместная деятельность людей занимает значительную часть сознательной жизни. Поэтому в организации учебных занятий предпочтительное место мы отводим организации обучения в парах, мини-группах, т.е. кооперативному обучению.

Кооперативное обучение – это тщательно-структурированная учебная деятельность, где учащиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. У учащихся появляется стимул для работы в команде и взаимообучения.

Кооперация – это совместная работа, направленная на выполнение общей задачи. В рамках кооперативной деятельности группы стремятся к результатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так и всей группе в целом.

Идея кооперативного обучения. Учитель даёт задание, после чего весь класс делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все  члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что все участники процесса стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству, при котором

  • каждый выигрывает от успехов другого («Твой успех приносит пользу мне, а мой тебе»);
  • к признанию, что все члены группы разделяют одну судьбу («Мы все тонем или плывём в одной лодке»);
  • к пониманию того, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе («Мы не можем сделать этого без тебя»);
  • к чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов («Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!»).

 В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимосвязь целевых достижений учащихся. Учащиеся также понимают, что они могут достигнуть своих целей, только если другие члены группы также достигнут своих целей.

Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее как личность. Индивидуальная ответственность – это ключ к уверенности к тому, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды. 

Исследования показывают, что методы кооперативного обучения помогают в формировании многих умений и навыков, а также компетентностей, необходимых школьнику для того, чтобы найти своё место в современном обществе.

Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия.

Мудрец сравнивал знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи.

Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметных дисциплин:

  • ученик не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение нового факта в учебной или жизненной ситуации
  • учащийся должен использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях
  • имеется противоречие между теоретически возможным путём решения проблемы и практической неосуществимостью избранного вопроса
  • имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Основные функции учебной проблемы:

  1. Определение направленного умственного поиска, т.е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
  2. Формирования познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Но общечеловеческие качества считаю самыми главными в общении с учениками, т. к. знания в жизни могут не пригодиться, а личностные характеристики важны для сложной жизни в человеческом коллективе. Поэтому соблюдение всеми участниками учебного процесса следующих правил общения:

  • уважение к личности
  • нельзя оценивать личность, оцениваются только поступки
  • доброжелательность
  • нельзя сравнивать одного человека с другим
  • нельзя ругать публично, а вот хвалить необходимо при всех, выделяя достоинства личности
  • давать право на ошибку, её прощение и исправление
  • не заставлять, а мотивировать.

Как бы мы не хотели заинтересовать учеников, применяя различные технологии. Главное, чтобы они хотели получать знания личностные, познавательные, коммуникативные и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования

Планирование уроков английского языка на базе требований  новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...

Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования

Планирование уроков английского языка на базе требований  новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...

Статья "Требования новых стандартов образования "

Требования новых стандартов образования...

Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.

Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...

Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"

Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объе...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.

Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....