Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Фатихова Фанзиля Мавлявиевна

Рабочая программа по учебнику В.В.Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-himiya.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена  на  основании  следующих нормативных и инструктивно – методических документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006;
  • Примерная программа по учебным предметам ФБУП (письмо Департамента Гос. политики в образовании от 07. 07. 2005 № 03- 1263). Примерная программа среднего (полного) общего образования  по химии.
  • Программа курса химии для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010;

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в отличие от авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, рассчитанной на 68ч., в том числе на контрольные работы в объеме 5 часов и практические работы в объеме 8  часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов; практические работы «Признаки химических реакций» и  «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой» объединены вместе.  Кроме того, в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) Практикум дополняют практические работы №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» и практическая работа №7 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений».  Распределение практических работ по темам реализуется  следующим образом:

  1. Практическая работа №1 «Правила ТБ в кабинете химии. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» проводится в теме  «Введение».
  2. Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли», практическая работа №3 «Анализ почвы и воды», №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»   проводятся в теме №3 «Соединения химических элементов».
  3. Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой» проводится в теме  №4 «Изменения, происходящие с веществами».
  4. Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей», практическая работа №7 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений», практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач» проводятся в теме №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

В дополнение к авторской программе вводится  понятие «валентность» одновременно с понятием «степень окисления».

В соответствии с перераспределением практической части программы, в Рабочей программе для изучения тем отводится следующее количество часов:

-   Введение – 5ч;

-   Тема 1 Атомы химических элементов – 10ч;

-   Тема 2. Простые вещества - 7 ч;

-   Тема 3. Соединения химических элементов – 15ч;

-   Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 12 ч;

-   Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 20ч;

-   Итоговая контрольная работа по курсу химии 8 класса – 1ч.

Итого: 70 часов.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

для учителя:

  1. Габриелян О.С.  Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998г..
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2003.

для учащихся:

  1.  Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2008.

Цели и задачи программы обучения:

  1.  Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
  2. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  4. Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседненвной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

           

 Критерии и норы оценки знаний обучающихся:        

  1.  Оценка устного ответа.

        Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

2.  Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения химии ученик должен:

Знать /понимать

  •  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь

  •  Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид - , сульфат -, карбонат – ионы;
  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагкнтов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

  •  Безопасного обращения с веществами и материалами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • Приготовления растворов заданной концентрации.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ -  4ч., практических работ – 6ч.  

  1. Содержание программы учебного предмета химии

Введение – 5ч

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI веке. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи:

  1.  Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе и по его формуле.

Практическая работа:

№1.  Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Самостоятельная работа по теме: «Химическая символика»

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику, знаки химических элементов, формы их существования, индексы, коэффициенты.
  2. Отличие химических реакций от физических явлений.
  3. Структуру периодической системы

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы.
  2. Определять: состав вещества по их формулам.
  3. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  4. Вычислять:  относительную атомную и молекулярную массы, массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1.  Атомы химических элементов – 10 ч.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.  

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации:  Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Контрольная работа №1 по темам: «Введение», «Атомы химических элементов»

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2.  Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы
  2. Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Определять: тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Тема 2.Простые вещества – 7ч.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразный веществ. Кратные единицы количества вещества – маллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи:

  1.  Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации:

Получение озона.

Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль.

Модель молярного объема газообразных веществ.

Самостоятельная работа по теме:  «Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, моль, молярная масса, молярный объем.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы.
  2. Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Вычислять молярную массу  веществ по химическим формулам, производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов – 15ч.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калий и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной  среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доля компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи:

  1.  Расчет массовой  и объемной долей компонентов смеси веществ.
  2. Вычисление массовой доли вещества  в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
  3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации:

Образцы оксидов, кислот, оснований, солей.

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты:

  1.  Знакомство с образцами веществ разных классов.
  2. Разделение смесей.

Практические работы:

№2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, и их описание.

№3. Анализ почвы и воды.

Самостоятельные работы по темам:

  1. «Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток».
  2. «Расчеты с понятием «доля».

Контрольная работа №2 по темам: «Простые вещества», «Соединения химических элементов».

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем.
  3. Основные законы химии: закон постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: соединения изученных классов;
  2. Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ.
  4. Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей.
  8. Вычислять:
  • массовую  и объемную долю компонентов смеси веществ;
  • массовую долю вещества  в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
  • массу растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Тема 4.  Изменения, происходящие с веществами – 12ч.

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие  об экзо – и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций ( по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакция замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи:

1.Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.

3. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации:

1.Плавление парафина;

2.Возгонка йода или бензойной кислоты;

3.Растворение перманганата калия;

4.Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

5.Горение магния, фосфора;

6.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом);

7.Получение гидроксида меди(II).

8.Растворение гидроксида меди в кислотах;

9.Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;

10.Разложение перманганата калия;

11.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

12.Разложение пероксида водорода;

13.Электролиз воды.

Лабораторные опыты:

№3: Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

№4: Окисление меди в пламени спиртовки

№5: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

№6: Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

№7: Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы:

№4:  Признаки химических реакций.

№5:  Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Самостоятельная работа по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: уравнения химических реакций, формулы для вычисления массовой доли растворенного вещества.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1.  Называть: классы неорганических соединений, типы химических реакций.
  2. Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. Вычислять:
  • по химическим уравнениям массы, количество вещества, объем по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;
  • по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.
  • по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 20ч.

Растворение как физико – химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и  их свойства в свете теории электролитической диссоциации.  Взаимодействие оснований с кислотами,  кислотными оксидами и солями.  Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями, солями.   Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов.  Генетическая связь между классами неорганических  веществ.

Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно – восстановительных  процессах.

Демонстрации:

  1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
  2. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
  3. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
  4. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди
  5. Горение магния
  6. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды

Лабораторные опыты:

№8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

№9 Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия).

№10  Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).

№11 Реакции, характерные для  растворов солей (хлорида меди (II)).

№12Реакции, характерные для  основных оксидов (оксида кальция)

№13Реакции, характерные для  кислотных оксидов (углекислого газа)

Практические работы:

№6.  Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№7.  Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Контрольная работа №5 по теме: «Обобщение материала курса 8 класса».

Обучающиеся должны знать :

  1. Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций.
  2. Важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1.  Называть: соединения изученных классов.
  2. Объяснять: сущность реакций ионного обмена.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ.
  4. Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, возможность протекания реакций ионного обмена.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций, окислительно – восстановительные реакции.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  7. Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид - , сульфат -, карбонат – ионы.

  1. Формы и средства контроля
  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольные работы (пакет прилагается) ;
  • самостоятельные работы (пакет прилагается);
  • практикум.

  1. Перечень учебно-методических средств обучения
  •  Учебник; «Химия» 8 класс. О.С. Габриелян;. «Дрофа» 2010.
  • Дополнительная литература:
  1.  «Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна» 8 класс.
  2. «Химия. Контрольные и проверочные работы» 8 класс.
  3. «Дидактические карточки – задания по химии» Н.С.  Павлова (к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс»).
  4.  Учебно –методическое пособие «Химия. 8-9 классы»  Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей.
  5. «Химия. Методическое пособие»  8-9 класс О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.

Календарно – тематическое планирование курса химии 8 класса

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

урока

Оборудование

примечания

План.

Фактич.

1

Правила ТБ в кабинете химии.

Предмет химии.Вещества

1

1.09

ПСХЭ, учебник

Презентация по теме. видеоопыты.

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

1

4.09

Презентации

3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Знаки химических элементов

1

8.09

 ПСХЭ, учебник

Книга «Великие химики»

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.

1

11.09

Проверочная работа

ПСХЭ, учебник

Презентация по теме. видеоопыты.

5

Массовая доля элемента

1

15.09

ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

6

Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием

18.09

П/р №1

(в учебнике №1)

Тема 1.  Атомы химических элементов – 10 ч.

7

Основные сведения о строении атомов.Состав атомов

1

22.09

Д. 1. Модели атомов химических элементов.2.ПСХЭ

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

8

Изотопы как разновидности атомов  

1

25.09

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

9

Электроны. Строение электронных оболочек

1

29.09

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

10

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

1

1.10

 ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

11

Ионы. Ионная связь

1

6.10

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

12

Ковалентная неполярная связь

1

8.10

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

13

Ковалентная полярная связь

1

13.10

ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

14

Металлическая  химическая связь

1

15.10

Презентация по теме. видеоопыты.

15

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов и химическая связь»

1

20.10

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

16

Контроль знаний по теме: «Атомы химических элементов»

К\р №1

22.10

Тема 2.  Простые вещества - 7 ч.

17

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов.

1

27.10

. 1.  Коллекция металлов:Fe, AI, Ca, Mg, Na, K, Hg.(последние два в запаянных ампулах)

2.  Образцы белого и серого олова

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

18

Простые вещества – неметаллы.

1

29.10

Д1. коллекция неметаллов.

2. Получение и свойства белого и красного фосфора

ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

19

. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

5.11

Д.

20

Молярный объем газов.

1

10.11

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

21

Решение задач по формуле

1

12.11

Д. Модель молярного объема газов

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

22

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Простые вещества»

1

17.11

Проверочная работа

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

23

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

1

19.11

Тема 3. Соединения химических элементов – 15ч.

23

Степень окисления. Бинарные соединения

1

24.11

Презентация по теме. видеоопыты.

24

Оксиды и летучие водородные соединения

1

26.11

25

Основания, их состав и названия

1

1.12

Л/р №1:Знакомство с образцами веществ разных классов

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

26

Кислоты, их состав и названия

1

3.12

Д.1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

2. Изменение окраски индикатора.

ПСХЭ, учебник, Презентация по теме. видеоопыты.тестовые задания 

27

Соли как производные кислот и оснований

1

8.12

Д. 1. Образцы кислот.

2. Изменение окраски индикатора.

ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

28

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Соединения химических элементов»

1

10.12

Д.1. Образцы солей кислородсодержащих кислот.

Кальцит и его разновидности

ПСХЭ, учебник, тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

29

Аморфные и кристаллические вещества.

1

15.12

Д.1. Модели кристаллических решеток.2. Возгонка бензойной кислоты или нафталинаПроверочная работа

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. видеоопыты.

30

Чистые вещества и смеси

1

17.12

Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав

31

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

22.12

Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом.2. Способы разделения смесей.3. Дистилляция воды.

Л/р №2:Разделение смесей

ПСХЭ, учебник Презентация по теме. Видеоопыты

. 

32

Анализ почвы и воды

1

24.12

25.12

П/р №2( в учебнике №3)

Презентация по теме. видеоопыты.

33

Массовая и объемная доли компонента  смеси

1

29.12

Массовая и объемная доли компонента.

34-35

Расчеты, связанные  с понятием «доля»

1

14.01

19.01

Проверочная работа

тестовые задания Презентация по теме. видеоопыты.

36

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе

1

21.01

П/р 4( в учебнике №5)

Презентация по теме. Видеоопыты

. 

37

Контрольная работа по теме:      «Соединения химических элементов»

1

26.01

К/р №2

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 12 ч.

38

Физические явления

1

28.01

. 1.Плавление парафина;

2.Возгонка йода или бензойной к-ты;

3.Растворение перманганата калия;

4.Диффузия душистых в-в с горящей лампочки накаливания

ПСХЭ, учебник

39

Явления, связанные с изменением состава вещества.

1

2.02

.1.Горение магния, фосфора;

2.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом);

3.Получение гидроксида меди(II).

Л/р №3:Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

ПСХЭ, учебник

40

Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой

1

4.02

П/р №5(в учебнике №4)

ПСХЭ,

41

Понятие об экзо – и эндотермических реакциях

1

09.02

ПСХЭ,

42

Решение задач по теме: «Зкзо – и эндотермические реакции» 

1

11.02

ПСХЭ,

43

Закон сохранения массы вещества

Химические уравнения.

1

 

Л/р №4:Окисление меди в пламени спиртовки

Л/р №5:Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газаУчебник, ПСХЭ,  тестовые задания

44

 Реакции разложения, соединения, замещения, обмена

1

16.02

Д:1.Растворение гидроксида меди в кислотах;

2.Взаимодействие оксида меди (II) с серной к-той;

3.Разложение перманганата калия;

4.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Л/р №6:Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

Л/р №7:Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

Учебник, ПСХЭ,  тестовые задания

45

Типы химических реакций на примере свойств воды

1

18.02

Д:1.Разложение пероксида водорода;

2.Электролиз воды.

Учебник, ПСХЭ,  тестовые задания ЦОР для Smart

46

Расчеты по химическим уравнениям

1

25.02

1 Инструктивная карточка по решению задач

ПСХЭ, учебник

47

Расчеты по химическим уравнениям

1

1.03

ПСХЭ, учебник

48

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

1

3.03

Проверочная работа

Учебник, ПСХЭ,  тестовые задания 

49

Контроль знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

1

10.03

К\р №3

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 20ч.

50

Растворение как физико – химический процесс.

1

15.03

Д.1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

ПСХЭ, учебник ЦОР для Smart

51

Понятие об электролитической диссоциации

1

17.03

Д. 1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2.Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

ПСХЭ,

52,53

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)

1

22.03

24.03

Д.   Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

ПСХЭ, учебник, тестовые задания ЦОР для Smart

54

Кислоты, их классификация

1

5.04

Д.Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди

Л\р №8

Реакции, характерные для растворов кислот 9соляной или серной)

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

55

Основания, их классификация

1

07.04

Л\р №9 Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия)

Л\р №10Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II))

ПСХЭ, учебник, тестовые ЦОР для Smart задания

56

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей

1

12.04

Л\р №11 Реакции, характерные для  растворов солей (хлорида меди (II))

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

57

Соли, их свойства

1

14.04

ПСХЭ, учебник, тестовые задания ЦОР для Smart

58

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах

1

19.04

Д.1.Горение магния

2.Взаимодействие хлорной и сероводородной воды

Л\р №12Реакции, характерные для  основных оксидов (оксида кальция)Л\р №13 Реакции, характерные для  кислотных оксидов (углекислого газа)

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

59,60

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1

21.04

26.04

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

61

Окислительно – восстановительные реакции

1

28.04

ПСХЭ, учебник ЦОР для Smart

62

Урок – упражнение в составлении окислительно – восстановительных реакций

1

3.05

ПСХЭ, учебник, ЦОР для Smart

63

Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции

1

5.05

ПСХЭ, учебник, ЦОР для Smart

64

Свойства простых и сложных веществ

1

10.05

ПСХЭ, учебник, тестовые задания

65

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1

12.05

П\Р 6( в учебнике №8)

ПСХЭ, учебник, ЦОР для Smart

66-67

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

2

17.05

19.05

П\Р №7

(в учебнике нет)

ПСХЭ, учебник, ЦОР для Smart

68

Решение экспериментальных задач

1

24.05

69

Контроль знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

26.05

К\р №4ПСХЭ, таблица растворимости

70

Решение задач по теме «Растворы»

1

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...