Рабочая учебная программа. по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Ерохина Татьяна Владимировна

Рабочая программа по  химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы  О.С. Габриелян.Программа разработана с учетом приказа Минобразования № 1089 от 05.03.2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_9_klass.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Новотомниковский филиал

Рекомендовано

методическим объединением

учителей химии, биологии, географии

Протокол № __от __________  2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ Алгасовской СОШ

_____________  И.И.Степанникова

Приказ №  ___  от  __________2014г г.

Рабочая учебная программа.

по химии 9 класс

на 2014-2015 учебный год.

Составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна

учителем химии

Ерохиной Т.В.

Новотомниково. 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы  О.С. Габриелян.Программа разработана с учетом приказа Минобразования № 1089 от 05.03.2004.

Целью программы является:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов! естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа составлена на основе:

  • примерной программы по химии основного общего образования О. С Г абриеляна;
  • учебника под редакцией О.С.Габриеляна 2010 г.;
  • базисного учебного плана;
  • положения о структуре, порядке и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов МОУ Алгасовской СОШ.

Согласно федеральному базисному учебному плану на преподавание курса химии в 9 классе выделяется 70 часов (2 часа в неделю), как и по данной программе.

Изменения в программе отражены в тематическом планировании.

Значительное место в программе курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки — химические практики. При изучении химии 9 класса они служат не только средством закрепления умений и навыков(практическая работа №4), но также и средством контроля за качеством их сформированности(практические работы №1, 2,3, 5,6)

Образовательный процесс организован в различных формах: беседы, практикумы, лекция, исследования, объяснение нового и др. Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др.

Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются такие средства, формы и приемы обучения, как:

-метод сотрудничества

  • использование ИКТ
  • деятельностный подход
  • работа по алгоритму и др.

Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками

учащихся являются:

  • Текущий контроль в форме устного и фронтального опроса
  • Тесты по изученным темам
  • Контрольные и самостоятельные работы
  • Кроссворды.

В курсе изучения химии 9 класса учащиеся должны:

  • знать свойства металлов;
  • знать свойства неметаллов;
  • знать свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ;
  • знать основные свойства органических веществ.

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О. С. Химия 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 г


Содержание программы.

(2ч в неделю; всего 68ч)

Содержание учебного материала:

Тема1. Введение

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атом. И значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема2. Металлы

Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева.металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов.Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов - оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбиды, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксидыи соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства иИ применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный  характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. ЩГенетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли! железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.Демонстрации. Образцы щелочноземельных металлов. Образцы сплавов Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (П) и (Ш).ИЛабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 31 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Качественные реакции на ионы Fe2+ и Feз+

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию  получению веществ»

Тема 3.  Неметаллы

Общая характеристика неметаллов положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметалло. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атома. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства И применение ромбической серы. Оксиды (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественна? реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе е жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты. Значение соединение кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее Е оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественна реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислот газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатное промышленности.

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Тема 4. Органические вещества

Предмет органической химии. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. Непредельные углеводороды. Ацетилен. Ароматические углеводороды. Бензол. Спирты. Многоатомные спирты. Альдегиды. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Аминокислоты. Белки.

Углеводы. Полимеры

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличии функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15  Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла! неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные) гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления Решения расчетных задач.

Тема 6.  Химия и жизнь

Химия в нашем доме.
Вещества, окружающие нас: поваренная соль, стекло, сахар, серебро, стиральная сода, пурген, марганцовка, питьевая сода, воздух в доме.
Изучение свойств некоторых веществ, применяемых в быту (сахар, спиртовой раствор йода, пурген, марганцовка, питьевая сода).

Учебно-тематический план

Всего 68 часов, 2 часа в неделю.

тема

Название темы

Количество часов

Из них

Практические

Контрольные

1

Введение

7

1

2

Металлы

20

3

              1

3

Неметаллы

25

3

1

4

Органические вещества

11

           1

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

4

              1

6

Химия и жизнь

1

Всего

68ч

Требования к уровню подготовки  учащихся 9-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны

 знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Литература и средства обучения

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  3. Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
  4. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  5. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  6. Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Химия.  9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.xumuk.ru/ - Химическая энциклопедия
  2. http://chemistry.narod.ru/ - Описания химических веществ и отраслей науки
  3. http://www.alhimikov.net/ - Алгоритмы решения задач
  4. http://schoolchemistry.by.ru/ - Тесты по химии


Календарно-тематическое планирование уроков по химии в 9 классе  (2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Темы разделов и уроков

Количество часов

Дата

контроль

по плану

фактически

Виды

Формы

I.

Введение

7

Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

1

вводный

фронтальный

Характеристика химического элемент-неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

1

текущий

фронтальный

Переходные элементы

1

текущий

индивидуальный

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

текущий

фронтальный

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления

1

текущий

тестирование

Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов»

1

текущий

фронтальный

 Контрольная работа №1.Общая характеристика химических элементов

1

итоговый

тестирование

II.

Металлы

20

 Положение металлов в Периодической системе Д.И.   Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов.

1

вводный

Фронтальный

Химические свойства металлов

1

текущий

Индивидуальный

Химические свойства металлов

1

текущий

фронтальный

Получение металлов

1

текущий

фронтальный

Сплавы. Коррозия металлов        

1

текущий

индивидуальный о

Щелочные металлы

1

текущий

фронтальный

Соединения щелочных металлов

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

текущий

фронтальный

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

текущий

фронтальный

Алюминий

1

текущий

индивидуальный

Алюминий

1

текущий

фронтальный

Железо

1

текущий

фронтальный

Железо

1

текущий

фронтальный

Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного

1

текущий

письменный

Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного

1

текущий

письменный

Подготовка к контрольной работе по теме « Металлы»

текущий

письменный

Контрольная работа №2. Металлы

1

итоговый

тестирование

Практическая работа №1.Осуществление цепочки химических превращений

1

текущий

письменный

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов

1

текущий

письменный

Практическая работа 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ

1

текущий

письменный

III.

Неметаллы

25

Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух

1

вводный

фронтальный

Водород.

1

текущий

Индивидуальный

Общая характеристика галогенов

1

текущий

фронтальный

Соединения  галогенов. Получение и применение галогенов

1

текущий

Письменный

 Кислород

1

текущий

Индивидуальный

Сера, ее физические и химические свойства

1

текущий

фронтальный

Соединения серы

1

текущий

Письменный

Практическая работа № 4.  Подгруппа кислорода

1

текущий

Индивидуальный

Азот и его свойства

1

текущий

фронтальный

Аммиак.

1

текущий

Письменный

Соли аммония

1

текущий

Индивидуальный

Кислородные соединения азота

1

текущий

фронтальный

Соли азотной кислоты

1  

текущий

Письменный

Фосфор и его соединения

1

текущий

Индивидуальный

Биологическое значение фосфора. Его применение

1

текущий

фронтальный

Углерод

1

текущий

Письменный

Кислородные соединения углерода

1

текущий

Индивидуальный

Кремний и его соединения

1

текущий

фронтальный

Кремний и его соединения

1

текущий

Письменный

Решение расчетных задач

1

итоговый

Письменный

Решение расчетных задач

1

итоговый

Письменный

Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы»

1

итоговый

Письменный

Контрольная работа №3. Неметаллы

1

итоговый

Тестирование

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»

1

текущий

Индивидуальный

Практическая работа №6.Получение, собирание и распознавание газов

1

текущий

Фронтальный

IV.

Органические вещества

11

Предмет органической химии.

1

текущий

Индивидуальный

Предельные углеводороды.

1

текущий

фронтальный

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

1

текущий

Индивидуальный

Спирты

1

текущий

Фронтальный

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры

1

текущий

Индивидуальный

Жиры

1

текущий

фронтальный

Аминокислоты и белки

1

текущий

Индивидуальный

Углеводы

1

текущий

фронтальный

Полимеры

1

текущий

Индивидуальный

Обобщение знаний по органической химии.

итоговый

Письменный

63

Контрольная работа №4. Органические вещества

1

итоговый

Тестирование

V.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

4

64

ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение вещества

1

текущий

фронтальный

65

Химические реакции

1

текущий

письменный

66

Решение расчетных задач

1

текущий

Письменный

67

Контрольная работа за курс основной школы

1

итоговый

Тестирование

VI

 Химия и жизнь

1

68

Лекция. Химия в нашем доме.

1

итоговый

фронтальный

ВСЕГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса химии 8 класса по Г.Е. Рудзитису

Данная рабочая учебная программа может быть использована при преподавании химии  в 8 классе по авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. К программе прилагается тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения

Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...

Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения

Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....