Рабочая программа по химии, 11 класс
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему

Рабочая программа по химии с календарно-тематическим планированием 11 класс, 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_himiya.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 5

Одобрена

Предметной (цикловой) комиссией

по предметам и дисциплинам естественно-научного цикла

Протокол от _________ № _______

Председатель П(Ц)К

________________(Гончаренко Е.А.)

Принято
Методическим советом

Протокол от ________ №______

Председатель________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

11 КЛАСС

(углубленный уровень)

Автор-составитель: Николаева С.А.,

учитель химии

высшей квалификационной категории

Москва, 2015-2016 уч.г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 3 часа в неделю (102 часа).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по химии

1)        Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2)        Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

3)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (до марта 2019 г.).

4)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5)        Учебный план ГБПОУ ОКДиТ  основного образования на 2015 - 2016 учебный год.

6)        Календарный график  ГБПОУ ОКДиТ на 2015 – 2016 учебный год.

7)        Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику О. С. Габриеляна  Химия. 11 класс, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

Содержание основного общего образования по химии представляет комплекс знаний и умений, отражающих основные объекты изучения: важнейшие  знания  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики, умение наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций, применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения химии ученик должен  

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Методы познания в химии

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Раздел 2. Современные представления о строении атома 

Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате  реакции веществ.

Раздел 3. Строение вещества

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Раздел 4. Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа.  Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Раздел 5-6. Вещества и их свойства. Металлы и неметаллы

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).

Сплавы металлов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Учебно-тематический план

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ I. Методы познания в химии

2

2

РАЗДЕЛ 2. Современные представления о строении атома

9

3

РАЗДЕЛ 3.   Строение вещества.

21

4

РАЗДЕЛ 4. Химические реакции.

26

5

РАЗДЕЛ 5. Вещества и их свойства.

15

6

РАЗДЕЛ 6.  Металлы. Неметаллы.

18

7

РАЗДЕЛ 7. Химический практикум.

2

8

РАЗДЕЛ 8. Химия в жизни общества

8

Итого

101


Календарно-тематическое планирование  по химии, 11 класс

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Методы познания в химии

Тема 1.1

Научные методы познания веществ и химических явлений

01.09.

1, 2

Тема 1.2

Роль эксперимента и теории в химии

03.09.

1, 2

Раздел 2.

Современные представления о строении атома

2.1

Строение атома. Атом – сложная частица

07.09.

1, 2

2.2

Состояние электронов в атоме. Электронная конфигурация атомов химических элементов

08.09.

1, 2

2.3

Валентные возможности атомов химических элементов

10.09.

1

2.4

Валентные возможности атомов химических элементов

14.09.

1, 2

2.5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

15.09.

1, 2

2.6

Предпосылки открытия периодического закона. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона Д.И.Менделеева

17.09.

1, 2

2.7

Периодический закон и строение атома

21.09.

2

2.8

Периодическая система химических элементов и строение атома

22.09.

1, 2

2.9

Значение Периодического закона  и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

24.09.

1, 2

Раздел 3.      Химическая связь

3.1

Строение вещества. Химическая связь Ионная химическая связь

28.09.

1, 2

3.2

Ковалентная химическая связь

29.09.

1, 2

3.3

Ковалентная химическая связь

01.10.

1, 2

3.4

Металлическая связь

05.10.

1, 2

3.5

Водородная связь

06.10.

1

3.6

Качественный и количественный состав вещества

08.10.

2, 3

3.7

Вещества молекулярного и немолекулярного строения Кристаллические решетки

12.10.

1, 3

3.8

Аллотропия

13.10.

1, 2

3.9

Гибридизация атомных орбиталей  и геометрия молекул

15.10.

1, 2

3.10

Гибридизация атомных орбиталей  и геометрия молекул

19.10.

2, 3

3.11

Теория строения химических соединений  А.М.Бутлерова

20.10.

1, 2

3.12

Теория строения химических соединений  А.М.Бутлерова

22.10.

2

3.13

Полимеры

26.10.

1, 2

3.14

Классификация полимеров

27.10.

1, 2

3.15

Дисперсные системы

29.10.

1, 2

3.16

Растворы

09.11.

1, 2

3.17

Растворы

10. 11.

2

3.18

Агрегатные состояния вещества

12.11.

1, 2

3.19

Обобщение знаний по теме: Химическая связь

16.11.

1, 2

3.20

Контрольная работа №1 «Периодический закон. Химическая связь»

17.11.

1, 2

3.21

Анализ контрольной работы

19.11.

1, 2

Раздел 4.   Химические реакции

4.1

Классификация химических реакций

23.11.

1, 2

4.2

Классификация химических реакций по тепловому эффекту

24.11.

1, 2

4.3

Расчеты по термохимическим уравнениям

26.11.

1, 2

4.4

Особенности реакций в органической химии

30.11.

1, 2

4.5

Особенности реакций в органической химии

01.12.

1, 2

4.6

Скорость химической реакции

03.12.

1, 2

4.7

Практическая работа №1 «Скорость химической реакции»

07.12.

1

4.8

Катализаторы и катализ

08.12.

1

4.9

Обратимость реакций

10.12.

2

4.10

Химическое равновесие и способы его смещения

14.12.

2

4.11

Реакции ионного обмена в водных растворах

15.12.

2

4.12

Произведение растворимости

17.12.

2

4.13

Гидролиз неорганических соединений

21.12.

2

4.14

Гидролиз неорганических соединений

22.12.

2

4.15

Практическая работа №2 «Гидролиз»

24.12.

2

4.16

Гидролиз органических соединений

2

4.17

Гидролиз органических соединений

2

4.18

Проверочная работа по теме «Ионные реакции. Гидролиз солей»

2

4.19

Окислительно-восстановительные реакции

2

4.20

Окислительно-восстановительные реакции

2

4.21

Окислительно-восстановительные реакции

2

4.22

Электролиз растворов и расплавов

2

4.23

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции»

2

4.24

Практическая работа № 3 «Получение, собирание и распознавание газов»

2

4.25

Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции»

2

4.26

Анализ контрольной работы

2

Раздел 5. Вещества и их свойства

5.1

Классификация неорганических веществ

1, 2

5.2

Оксиды

1, 2

5.3

Кислоты

1, 2

5.4

Основания

1, 2

5.5

Соли

1, 2

5.6

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

2

5.7

Классификация органических соединений

2

5.8

Практическая работа №4 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»

1, 2

5.9

Кислоты органические и неорганические

1, 2

5.10

Основания  органические и неорганические

1, 2

5.11

Амфотерные органические и неорганические соединения

1, 2

5.12

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

2

5.13

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

2

5.14

Практическая работа №5  «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»

1, 2

5.15

Проверочная работа  «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»

1, 2

Раздел 6.                 Металлы и неметаллы

6.1

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

6.2

Общие химические свойства металлов

1

6.3

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии

1

6.4

Общие способы получения металлов

1

6.5

Металлы главных подгрупп

1

6.6

Металлы побочных подгрупп.

1

6.7

Железо и его соединения

1

6.8

Комплексные соединения

1

6.9

Неметаллы и их свойства.

1

6.10

Благородные газы

1

6.11

Общая характеристика галогенов

1

6.12

Оксиды неметаллов

1

6.13

Водородные соединения неметаллов

1

6.14

Кислородосодержащие кислоты

1

6.15

Окислительные свойства серной и азотной кислот

1

6.16

Практическая работа №6  «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

1

6.17

Обобщение и систематизация темы

1

6.18

Контрольная работа № 3  по теме «Металлы и неметаллы»

1

Раздел 7. Химический практикум

7.1

Практическая работа №7  «Решение экспериментальных задач по органической химии»

2

7.2

Практическая работа №8  « Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон»

2

Раздел 8. Химия в жизни общества

7.1

Химия и производство

2

7.2

Химия и сельское хозяйство

2

7.3

Химия и проблемы окружающей среды

2

7.4

Химия в повседневной жизни человека

2

7.5

Химия и проблемы окружающей среды

2

7.6

Обобщение курса химии

2

7.7

Итоговая контрольная работа

2

7.8

Анализ контрольной работы

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
  2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности. Решение проблемных задач)

Информационно – методическое обеспечение и средства наглядности урока химии 11 класс.

  1. Поурочные разработки  по курсу химии 11 класс.
  2. Плакаты по темам.
  3. Лабораторное оборудование.
  4. Видеофильмы.
  5. Шаростержневые модели.
  6. А.М. Радецкий «Дидактический материал к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 10-11 класс», Издательство «Просвещение», М. 2010.с. 144
  7. М.А. Рябов «Сборник задач и упражнений по уровням 11 класс» ФГОС
  8. Д.Ю. Добротин «Диагностические  итоговые работы для оценки качества обучения»
  9.  Презентации к урокам
  10.  Серия ИКТ издательство «Учитель» мультимедийное сопровождение уроков «Неорганическая химия»
  11.  Серия ИКТ издательство «Учитель» мультимедийное сопровождение уроков «Химия элементов»
  12.  Серия ИКТ издательство «Учитель» мультимедийное сопровождение уроков «Органическая химия»
  13.  Образовательная коллекция «Химия для всех XXI»

Электронные ресурсы

  1. school-collection.edu.ru
  2. fcior.edu.ru
  3. himiya-video.com
  4. periodictable.ru
  5. InternetUrok.ru
  6. Chemistry-chemists.com
  7. Superhimik.com
  8. Alhimik.ru
  9. uchportal.ru
  10. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....