Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабоча программа по химии 9 класса создана по сборнику нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина»
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» Руководитель МО __________ / / Протокол № ____ от «___» ___________ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Старотябердинская сош» ______________ /Л.А. Русова/ «___» ____________ 2015 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Старотябердинская сош» ________ /А.Г. Васильев/ Приказ № _______ от «___» ____________ 2015 г. |
Рабочая программа
по химии в 9 классе
учителя химии
Яковлева Виктора Ивановича
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« » августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии для 9 классов и программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ, 8 - 11 кл., 2005 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.;
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии, т.е. 68 занятий в год. Курс химии в 9 классе ведется на базовом уровне в соответствии с лицензией школы на ведение образовательной деятельности по программ основного общего образования.
Изучение химии в 9 классе основано на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Курс 9 класса начинается темой «Введение». В которой обобщаются вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
В теме «Металлы» рассматриваются общие свойства химических элементов металлов, групп щелочных и щелочно-земельных металлов, в теме «Неметаллы» - подгруппы кислорода, галогенов, азота и углерода. Учащиеся получают представление о наиболее важных в народно-хозяйственном отношении веществ.
При изучении учебного материала химии элементов повторяются, развиваются и обобщаются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории курса. Курс 9 класса завершается темой «Знакомство с органическими веществами».
В ходе изучения курса большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. Планирование содержит 6 практических работ и 5 контрольных работ.
При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов - вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание изучаемого курса
Раздел химии | Количество часов |
Введение. Общая характеристика химического элемента. | 3 |
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. | 7 |
Металлы | 15 |
Неметаллы | 22 |
Химический практикум | 5 |
Органические вещества | 18 |
Раздел 1. Введение
Цель: повторить основные вопросы курса химии 8 класса: строение атома и периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, основные классы неорганических соединений, познакомить с понятиями «переходные элементы», «амфотерность», строением и свойствами амфотерных оксидов и гидроксидов.
Раздел 2. Скорость химической реакции
Цель: познакомить учащихся с понятием скорости химической реакции, углубить понятие химической реакции, признаки протекания химических реакций, классификации химических реакций по наличию и отсутствию катализатора, катализаторы.
Раздел 3. Металлы
Цель: рассмотреть особенности строения атомов металлов, строением и свойствами простых веществ и закономерностями их изменения, раскрыть основные способы получения, переработки и использования металлов в практической деятельности человека.
Этот раздел включает элементарные основы неорганической химии: знание щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений, алюминий, амфотерность оксида и гидроксида алюминия, железо, оксиды, гидроксиды и соли железа.
Раздел 4. Неметаллы
Цель: познакомить с особенностями строения атома элементов – неметаллов, особенностями их свойств и свойств их соединений, рассмотреть подгруппы неметаллов и закономерности изменения свойств элементов и их соединений в них, познакомить с применением неметаллов и их соединений в деятельности человека.
Этот раздел включает элементарные основы неорганической химии: Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей. Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Раздел 5 Химический практикум
Цель: Уметь: охарактеризовать химические свойства металлов, неметаллов и их соединений; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов, неметаллов и их соединений; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами
Раздел 6. Органические вещества
Цель: дать первоначальное представление о многообразии веществ в мире, в том числе и органических, раскрыть особенности их строения и свойств, биологическую роль в природе, значение в технике, жизни человека.
Этот раздел включает первоначальные представления об органических веществах: Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системы Д.И. Менделеева | 1 | Изучение нового материала | Строение атома. Характер простого вещества; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. | Самостоятельная работа | Знать/понимать: Уметь:
соединения изученных классов;
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, название кислот. | § 1, упр. 1-10 | 01.09 | |
2 | Переходные элементы | 1 | комбинированный | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. | Текущий контроль | Уметь составлять: Уравнения реакций соединений | Получение и изучение свойств амфотерного гидроксида цинка или алюминия | § 2 упр. 1-4 | 03.09 | |
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | комбинированный | Открытие | Самостоятельная работа периодической системой | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. | § 3 упр. 1-11 | 08.09 | ||
1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (7ч). | ||||||||||
4 | Скорость химических реакций | 1 | Изучение нового материала | Единицы скорости химических реакций. Гомогенные и гетерогенные процессы. | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: скорость гомогенной и гетерогенной реакции | Взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой. | § 29, упр. 1-5 | 12.09 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
5 | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры | 1 | Комбинированный | Закон действующих масс веществ | Текущий контроль | Уметь: объяснять основные факторы влияющих на скорость реакции | Взаимодействие Zn, Mg, Fe c HCl. | § 30, упр.. 1-6 | 15.09 | |
6 | Катализ и катализаторы | 1 | комбинированный | Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы | Текущий контроль | Уметь: характеризовать химические понятия: катализ катализаторы, ингибиторы. | Разложение пероксида водорода в присутствии MnO2 | § 31, упр. 1-5 | 19.09 | |
7 | Обратимые и необратимые реакции | 1 | Изучение нового материала | Понятие о обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций | Компьютерное тестирование | Уметь: составлять уравнения обратимых и необратимых реакций. | Примеры обратимых и необратимых реакций | § 32, упр. 1-5 | 22.09 | |
8 | Химическое равновесие | 1 | комбинированный | Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Принцип Ле ателье | Текущий контроль | Уметь решать расчетные задачи на химическое равновесие, объяснять понятие химическое равновесие | Смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III) | § 33, упр. 1-5 | 26.09 | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | Урок обобщения и повторения | Решение задач и упражнений. Контроль знаний по теме | Самостоятельная работа с дидактическими карточками | 29.09 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
10 | Контрольная работа №1 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» | 1 | Контроль знаний | Дидактический материал. Письменный отчет о работе | Усвоение пройденного материала | 03.10 | ||||
2. Металлы (15ч). | ||||||||||
11 | Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения атомов металлов и характерное свойство металлов – восстановительная способность. Деление элементов на металлы и неметаллы | Текущий контроль | Уметь: характеризовать свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | Образцы изделий из металлов, коллекции | § 4-6, упр. 1-6 | 06.10 | |
12 | Химические свойства металлов | 1 | комбинированный | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях | Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Горение Na, Mg, Fe. | § 8, упр. 1, 3, 4, 5 | 10.10 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
13 | Общие понятия о коррозии металлов | 1 | комбинированный | Понятие о коррозии металлов и сплавов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты от коррозии | Уметь составлять уравнения реакции коррозии металлов. | § 10, упр.2, 6, 7, 8 | 13.10 | |||
14 | Сплавы | 1 | комбинированный | Особенности свойств сплавов. Черные сплавы – чугун и сталь. Цветные сплавы – бронза, латунь. | Текущий контроль | Коллекция сплавов | § 7, упр. 1-3 | 17.10 | ||
15 | Получение металлов | 1 | комбинированный | Металлы в природе. Руды металлов. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | Коллекция образцов руд черных и цветных металлов. | § 9, упр. 1-6 | 20.10 | |
16 | Щелочные металлы | 1 | комбинированный | Строение атомов щелочных металлов. Физические и химические свойства в сравнении | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро. | Образцы щелочных металлов. Взаимодействие Li и Na с водой. | § 11, упр 1-2 | 24.10 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
17 | Соединения щелочных металлов | 1 | комбинированный | Обзор важнейших соединений щелочных Ме | Текущий контроль самостоятельная работа | Уметь объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; | Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени. | § 11, упр3,4,5 | 27.10 | |
18 | Щелочноземельные металлы | 1 | комбинированный | Характеристика щелочноземельных металлов | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); | Образцы щелочноземельных металлов | § 12, упр. 1, 6, 9 | 31.10 | |
19 | Соединения щелочноземельных металлов: оксиды и гидроксиды. Соли щелочноземельных металлов | 1 | комбинированный | Соединения кальция. Оксиды: их строение и основные свойства, получение, применение | Текущий контроль компьютерное тестирование | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | Изучение свойств негашеной и гашеной извести. | § 12, упр 5, 8 | 10.11 | |
20 | Алюминий, его физические и химические свойства | 1 | комбинированный | Строение атома. Алюминий – простое вещество | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; | Коллекции изделий из алюминия и сплавов алюминия | § 13, упр. 3, 4, 7 | 14.11 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
21 | Соединения алюминия | 1 | комбинированный | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем | Текущий контроль тест по дидактическим карточкам | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | Получение и изучение свойств гидроксида алюминия | § 13 упр. 6, 8 | 17.11 | |
22 | Железо, его физические и химические свойства | 1 | комбинированный | Железо – простое вещество, физич. свойства и техническое значение | Текущий контроль срез знаний в форме ГИА | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | Горение железа в хлоре и кислороде. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей | § 14, упр. 4, 5, 6 | 21.11 | |
23 | Генетическая связь ионов железа со степенью окисления (2+, 3+) | 1 | комбинированный | Качественные реакция на ионы Fe2+, Fe3+. | Текущий контроль | Получение Fe(OH)2, Fe(OH)3 и изучение их свойств | § 14, упр. 2(а), 8 | 24.11 | ||
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | 1 | Урок обобщение и повторение | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе | Контрольный тест в форме ГИА | 28.11 | ||||
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы и их свойства» | 1 | Контроль в форме ГИА | 01.12 | ||||||
3. Неметаллы (22 ч) | ||||||||||
26 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух | 1 | Изучение нового материала | Положение неметаллов в периодической системе элементов, особенности строения их | Устный опрос | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: | Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. Получение озона | § 15, упр. 1 - 6 | 05.12 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
атомов | называть: химические элементы-неметаллы по их символам; | |||||||||
27 | Галогены | 1 | комбинированный | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов | Контрольный тест по теме кислород | Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; | Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей | § 17, упр. 1-8, § 19, упр. 1-2 | 08.12 | |
28 | Соединение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | 1 | комбинированный | Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Биологическая роль фтора, хлора, брома и иода | Контрольный тест по теме галогены | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. | Получение и изучение свойств HCl. Качественная реакция на галогениды | § 18, упр. 1-7 | 12.12 | |
29 | Кислород. | 1 | комбинированный | Кислород в природе – в атмосфере, литосфере, гидросфере. Получение и применение кислорода | Контрольный тест по теме соединения галогенов | Уметь характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства | Получение кислорода разложением KMnO4 и H2O2; собирание и распознавание кислорода | § 20, упр. 1-6, 7 и 8 | 15.12 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; | ||||||||||
30 | Сера | 1 | комбинированный | Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы | Тест по теме кислород | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; | Получение пластической серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом | § 21, с. 96-98, упр. 2, 3, 6 | 19.12 | |
31 | Сера в природе. Применение серы. Сероводород | 1 | комбинированный | Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы | Компьютерное тестирование по теме сера | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: удаления и обезвреживания разлитой ртути | Получение и изучение свойств сероводорода. Качественная реакция на сульфид ион | § 21, 22 стр. 98 упр, 1-5 | 22.12 | |
32 | Оксиды серы (IV) и (VI) | 1 | Комбинированный урок | Получение и свойства оксидов серы как кислотных оксидов | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
реакции взаим. оксидов с водой, с основ. оксидами, щелочами; | Получение SO2 при горении серы и по реакции меди с конц. H2SO4 | § 22, с. 101 упр, 1, 2, 5, 6 | 26.12 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
33 | Серная кислота. Соли серной кислоты | 1 | Комбинированный урок | Характеристика свойств серной кислоты с позиций электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций | Текущий контроль самостоятельная работа | характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; | Разбавление конц. H2SO4. Качественная реакция на сульфат ионы | § 22, упр, 3, 4, 8 | 12.01 | |
34 | Азот | 1 | Урок изучения новой темы | Строение атомов азота. Физические и химические свойства азота | Тест по теме производство серной кислоты | Уметь характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; | Корни культур бобовых растений с клубеньками | § 23, упр. 1-5 | 16.01 | |
35 | Аммиак | 1 | комбинированный | Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание. | Тест в форме ГИА по теме азот | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); | Получение, собирание и распознавания аммиака. Растворение аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с хлороводородом | § 24, упр, 1-7 | 19.01 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
36 | Соли аммония | 1 | комбинированный | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; | Получение солей аммония. Химическая возгонка хлорида аммония. Качественная реакция на NH+4 | § 25, упр. 1-5 | 23.01 | |
37 | Азотная кислота и его свойства | 1 | комбинированный | Состав и хим. Свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислит. св-в конц. кислоты – взаимодействие с медью. | Самостоятельная работа по теме соли аммиака | Уметь характеризовать: физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; | Взаимодействие конц. HNO3 с медью. Химические свойства как электролита | § 26, упр.1-5 с. 118 – 120 | 26.01 | |
38 | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения | 1 | комбинированный | Нитраты и их свойства (разложение при нагревании). | Тест по теме производство азотной кислоты | Уметь характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); | Образцы нитратов и нитритов. Качественное обнаружение NO-3 и NO-2 | § 26, упр. 6, 7 | 30.01 | |
39 | Фосфор | 1 | Изучение нового материала | Строение атома фосфора. Аллотропия: красный и белый фосфор. | Текущий контроль устный опрос | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие | Получение белого фосфора из красного. Воспламенение белого фосфора | § 27, с. 122-123, упр. 1-3 | 02.02 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Химические свойства фосфора | свойства фосфора. | |||||||||
40 | Соединения фосфора | 1 | комбинированный | Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты, дигидрофосфаты и гидрофосфаты. | Тест по теме фосфор | Уметь характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; | Получение оксида фосфора при горении фосфора. Качественная реакция на PO3-4 | § 27, с. 123 упр. 1-3 | 06.02 | |
41 | Углерод | 1 | Изучение новой темы | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, уголь древесный | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода определять: тип химической связи в соединениях углерода; | Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Горение угля в кислороде. Восстановление меди из ее оксида углем | § 28, упр. 1-8 | 09.02 | |
42 | Оксид углерода (II) и (IV) | 1 | комбинированный | Строение молекул CO и CO2 физические и химические свойства | Компьютерное тестирование по теме углерод | Уметь распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов;использовать знания в практической деят. для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). | Получение , собирание и распознавание CO2 | § 29, с. 134-136, упр. 1-5 | 13.02 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
43 | Карбонаты | 1 | комбинированный | Карбонаты: кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание. | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; | Коллекция карбонатов. Качественная реакция на CO2-3 переход карбоната кальция в гидрокарбонат и обратно | § 29, с. 136 упр. 6-8 | 16.02 | |
44 | Кремний | 1 | комбинированный | Строение атома, сравнение его свойства со свойствами атома углерода. Силикаты, алюмосиликаты | Текущий контроль | Уметь характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; | § 30, с. 138-141, | 20.02 | ||
45 | Силикатная промышленность | 1 | комбинированный | Производство стекла, фосфора, цемента. | Самостоятельная работа по теме кремний | Уметь объяснять производство солей кремневой кислоты. | Коллекция изделий из стекла, керамики и цемента | § 30, стр. 141 упр. 5, 6 | 23.02 | |
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | 1 | Урок обобщения и закрепления | Решение задач и упражнений по теме «Цепочки переходов», подготовка к контрольной работе | Контрольный тест | 27.02 | ||||
47 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | 1 | 01.03 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
4. Химический практикум (5 ч) | ||||||||||
48 | Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Пр. работа №1 | 05.03 | |||
49 | Получение аммиака и исследование его свойств | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь: характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; | Пр. работа №2 | 08.03 | |||
50 | Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь: составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ. | Пр. работа №3 | 12.03 | |||
51 | Практическое осуществление переходов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; | Пр. работа №4 | 15.03 | |||
52 | Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с в-ва. | Пр. работа №5 | 19.03 | |||
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
5. Органические вещества (18 ч) | ||||||||||
53 | Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 | Изучение новой темы | Органическая химия – химия соединений углерода. Природные и синтетические органические вещества. | Устный опрос | Уметь определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | Образцы природных и синтетических веществ | § 31, упр. 1-6 | 02.04 | |
54 | Предельные углеводороды | 1 | комбинированный | Представители предельных углеводородов – метан, этан, пропан. Изомерия, изомеры | Текущий контроль | Уметь характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); | Горение метана, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия | § 32, упр. 1, 2, 4, 5 | 05.04 | |
55 | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи | 1 | Комбинированный урок | Гомологический ряд алкенов: общая формула, свойства двойной связи | Тест по теме алканы | Уметь характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); | Получение этилена, горение, взаимодей. Этилена с бромной водой и раствором перманганата калия | § 33, упр. 1-6 | 09.04 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
56 | Непредельные углеводороды. Ацетилен | 1 | Изучение новой темы | Тройная связь | Компьютерное тестирование по теме алкены | Уметь определять: принадлежность этина к непредельным углеводородам; | Получение ацетилена из карбида кальция. Горение ацетилена. Взаимодей. ацетилена с растворами брома и перманганата калия | § 34, упр. 1-6 | 12.04 | |
57 | Спирты Самостоятельная работа. | 1 | комбинированный | Функциональная гидроксильная группа – OH. Номенклатура, амфотерность, общая формула | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); | Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты | § 36, упр. 1, 2, 4, 5 | 16.04 | |
58 | Ароматические углеводороды. Бензол | 1 | Изучение нового материала | Физические и химические свойства: реакции замещения брома, нитрование, присоединение хлора. Пестициды, их виды | Самостоятельная работа по теме спирты | Уметь характеризовать: связь между составом и свойствами бензола; химические свойства бензола (реакция горения, бромирования); | Горение бензола, отсутствие обесцвечивания бромной воды и раствора перманганата калия | § 35, упр. 1, 3, 5 | 19.04 | |
59 | Альдегиды | 1 | Комбинированный урок | Функциональная альдегидная группа – COH, реакция Кучерова | Тест по теме Арены | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этаналя | Формалин, ацетальдегид, реакция «серебряного зеркала» | § 37, упр. 1-3, | 23.04 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
60 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | Урок изучения нового материала | Функциональная карбоксильная группа – COOH, ацетаты, жирные кислот | Самостоятельная работа по теме альдегиды | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты. | Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом) | § 38, упр. 1, 5 с. 176 – 178 | 26.04 | ||
61 | Жиры | 1 | Комбинированный урок | Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот, омыление жиров, мыла | Текущий контроль | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Составлять реакции гидролиза жиров. | Растворимость жиров, доказательство непредельности у жидких жиров | § 39, упр. 1-5 | 30.04 | ||
62 | Аминокислоты | 1 | Изучение нового материала | Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. | Тест по теме кислородосодержащие органические соединения | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства глицина. | § 40, упр. 1 стр. 183-184 | 03.05 | |||
63 | Реакции поликонденсации аминокислот | 1 | комбинированный | Пептидная связь, полипептиды, распознавание белков | Тест по теме белки | Уметь записывать реакции поликонденсации | Цветные реакции белков, растворение и осаждение белков, денатурация белков | § 40, упр. 2-5 | 07.05 | ||
64 | Углеводы | 1 | Изучение нового материала | Состав углеводов, моносахариды, дисахариды, полисахариды | Уметь характеризовать состав, физические свойства и применение | Образцы углеводов, реакция «серебренного зеркала», взаимодействие глюкозы с гидроксидом | § 41, упр. 3, 5, 6 | 10.05 | |||
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
глюкозы | меди (II) | ||||||||||
65 | Крахмал и целлюлоза | 1 | Комбинированный урок | Физические свойства и нахождение в природе, сравнение, гидролиз | Компьютерное тестирование по теме углеводы | Уметь характеризовать состав, физические свойства полисахаридов | Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз | § 41 | 14.05 | ||
66 | Полимеры | 1 | Комбинированный урок | Высокомолекулярные соединения, природные и синтетические полимеры, пластмассы и волокна | Коллекция пластмасс и волокон, каучуков и биополимеров | § 42, упр. 1-5 | 17.05 | ||||
67 | Контрольная работа №4 | 1 | 21.05 | ||||||||
68 | Итоговая (годовая) контрольная работа №5 | 1 | 24.05 | ||||||||
69 | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения. | ||||||||||
70 | Обобщение сведений об органических веществах. | 1 | 26.05 |
Литература для учителя:
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Программа О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа», 2005
- О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2005
- О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2001
- Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Химия. ЕГЭ – 2010.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
- Химия. ГИА – 2010.М., Просвещение, 2010.
Литература для учащихся:
- О.С.Габриелян «Химия, 9 класс», М., Дрофа, - 2-е изд., стереотип 2014 г
- О.С.Габриелян «Мы изучаем химию, 9 класс», М., 2008г
Дополнительная литература:
Энциклопедический словарь юного химика,
Наглядный словарь.
Дидактический материал:
Медиаресурсы:
- Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
- Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
- Химия. Просвещение . 8 класс. (на 2-х дисках)
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
- http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
- http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....