Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (базовый уровень)
рабочая программа по химии (10, 11 класс) по теме

Зайцева Яна Алексеевна

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  О.С. Габриеляна 2010 года издания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_himii_10-11_kl.docx121.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по химии

для 10-11 классов

(базовый уровень)

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  О.С. Габриеляна 2010 года издания.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета в 10-х и 11-х классах  1 учебный час в неделю, 35 часов в год.

Курс четко делится на две части: органическую и общую химию.

Основные цели учебного курса:

  • обобщить, систематизировать и углубить материал, изученный в 8-9 классах;
  • осуществить интеграцию знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теорий;
  • формировать у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

Задачи:

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
  • формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
  • раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
  • развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Виды контроля знаний учащихся: предварительный, текущий, итоговый. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Для реализации рабочей программы используется УМК О.С. Габриеляна:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 4-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2008. – 191 с.

3. Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 10 — 11 кл./ О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2006.

4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 10 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 253 с.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 10 класс. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. – 224 с.

6. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223 с.

7. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.

8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

9. Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова. – М.: Дрофа, 2008.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 10 КЛАСС

Учащиеся должны знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

           1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

          2. определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

           3.  экологически грамотного поведения в окружающей  среде;

           4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

          5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;

          6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

          7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 11 КЛАСС

Учащиеся должны знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

- основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: электролитической диссоциации, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи; аммиак; минеральные удобрения.

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, тип химической реакции, гибридизацию орбиталей атома углерода, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;

- характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- решать задачи: на вывод молекулярной формулы органического вещества, на массовую или объемную долю вещества, на массовую долю выхода продукта реакции, на молярную концентрацию, на скорость химической реакции, на химическое равновесие, на тепловой эффект химической реакции;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для: объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ

Итоговый контроль знаний учащихся 10 класса

№ п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

Сроки

1

Входящая контрольная работа

1

сентябрь

2

Углеводороды и их природные источники

1

декабрь

3

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

1

февраль

4

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

1

май

Итоговый контроль знаний учащихся 11 класса

№ п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

Сроки

1

Входящая контрольная работа

1

сентябрь

2

Строение вещества

1

декабрь

3

Химические реакции

1

март

4

Вещества и их свойства

1

май

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 КЛАСС)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

3

1

Беседа по технике безопасности. Предмет органической химии. Понятие о гомологии и изомерии.

1

2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Виды изомерии. Классификация органических соединений.

1

3

Входящая контрольная работа.

1

РАЗДЕЛ 1. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

9

4

Природный газ. Алканы.

1

5

Алкены. Этилен.

1

6

Решение задач на вывод молекулярной формулы органических веществ.

1

7

Алкадиены. Каучуки.

1

8

Алкины. Ацетилен.

1

9

Арены. Бензол.

1

10

Нефть и способы ее переработки.

1

11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Углеводороды и их природные источники».

1

12

Контрольная работа №1 по темам: «Теория строения органических соединений»,  «Углеводороды и их природные источники».

1

РАЗДЕЛ 2. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

10

13

Предельные одноатомные спирты.

1

14

Предельные многоатомные спирты.

1

15

Фенолы.

1

16

Альдегиды и кетоны.

1

17

Карбоновые кислоты.

1

18

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

1

19

Углеводы. Моносахариды.

1

20

Дисахариды и полисахариды.

1

21

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».

1

22

Контрольная работа №2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».

1

РАЗДЕЛ 3. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

6

23

Амины. Анилин как органическое основание.

1

24

Аминокислоты.

1

25

Белки.

1

26

Нуклеиновые кислоты.

1

27

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

28

Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений».

1

РАЗДЕЛ 4. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ

6 +1

29

Ферменты.

1

30

Витамины. Гормоны. Лекарства.

1

31

Искусственные и синтетические полимеры.

1

32

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1

33

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные органические соединения», «Искусственные и синтетические полимеры».

1

34

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

35

Резерв.

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 КЛАСС)

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

3

1

Беседа по технике безопасности. Основные сведения о строении атома. Строение электронной оболочки атома. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

3

Входящая контрольная работа.

1

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

12

4

Ионная химическая связь.

1

5

Ковалентная химическая связь.

1

6

Металлическая и водородная химические связи.

1

7

Полимеры.

1

8

Агрегатные состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое.

1

9

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов».

1

10

Дисперсные системы.

1

11

Состав вещества и смесей.

1

12

Решение задач на массовую и объемную доли вещества и долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

13

Решение задач на молярную концентрацию.

1

14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Строение вещества».

1

15

Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества».

1

РАЗДЕЛ 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

9

16

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1

17

Скорость химической реакции.

1

18

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

19

Гидролиз неорганических и органических соединений.

1

20

Закрепление умения составлять уравнения гидролиза.

1

21

Окислительно-восстановительные реакции.

1

22

Электролиз.

1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Химические реакции».

1

24

Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции».

1

РАЗДЕЛ 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

10 + 1

25

Металлы.

1

26

Неметаллы.

1

27

Оксиды.

1

28

Кислоты неорганические и органические.

1

29

Основания неорганические и органические.

1

30

Соли.

1

31

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

1

32

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ».

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Вещества и их свойства».

1

34

Контрольная работа № 3 по теме: «Вещества и их свойства».

1

35

Резерв.

1

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА

Введение – 1 час

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1. Теория строения органических соединений – 2 часа

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Введение и тема 1 «Теория строения органических соединений» объединены и на их изучение отводится 3 часа.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники – 9 часов

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Количество часов на изучение темы 2 «Углеводороды и их природные источники» увеличено до 9 вместо 8  за счет введения урока решения задач на вывод молекулярной формулы органических веществ.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники – 10 часов

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной

кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе – 6 часов

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен→ этиленгликоль→ этиленгликолят меди (II); этанол→ этаналь→ этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения – 2 часа

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры – 4 часа

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 5 «Биологически активные органические соединения» и тема 6 «Искусственные и синтетические полимеры» объединены и на их изучение отводится 6 часов +1 час резервный.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 11 КЛАССА

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева – 3 часа

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества – 12 часов

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Количество часов на изучение темы 2 «Строение вещества» уменьшено до 12 вместо 14 за счет добавления 1 часа в тему 3 «Химические реакции» и 1 часа в тему 4 «Вещества и их свойства».

Тема 3. Химические реакции – 9 часов

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН раствора).

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (И). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Количество часов на изучение темы 3 «Химические реакции» увеличено до 9 вместо 8 за счет введения урока закрепления умения составлять уравнения гидролиза.

Тема 4. Вещества и их свойства – 10 часов + 1 час резервный

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Количество часов на изучение темы 4 «Вещества и их свойства» увеличено до 10 + 1 час резервный вместо 9 за счет введения урока по теме: «Оксиды».


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература для учащихся:

1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 4-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2008. – 191 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223 с.

3. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2010. – 222 с.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Неорганическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Задания и решения. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие/ В.Н. Доронькин. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 217 с.

2. Органическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Задания и решения. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие/ В.Н. Доронькин. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 268 с.

3. Химия в таблицах. 8-11 класс: справочное пособие/А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

4. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/В.Н. Доронькин. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 496 с.

Основная литература для учителя:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

2. Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. Химия. 11 класс. Контрольные работы в новом формате. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 128 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.

4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 11 класс/Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с.

5. Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.

6. Рабочие программы по химии. 8-11 классы/сост. Багрова Н.В., Василиади Э.В., Макурина Н.В. – М.: Планета, 2010. – 221 с.

7. Химия: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы/А.Н. Левкин, А.А. Карцова, С.Е. Домбровская, Е.Д. Крутецкая. – М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 302 с.

8. Ширшина Н.В. Химия. 10-11 классы: индивидуальный контроль знаний. Карточки-задания/Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 262 с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.

2. Радецкий А. М. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2010. – 480 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Входящая контрольная работа (10 класс)

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Автор теории строения органических веществ:

а) Д. Менделеев; б) Ф. Кекуле; в) А. Бутлеров; г) Й. Берцелиус.

А2. Валентность углерода в органических соединениях равна:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

А3. Свойство, нехарактерное для органических соединений:

а) горючесть; б) способность к обугливанию при нагревании;

в) низкие температуры плавления; г) электрическая проводимость.

А4. Вид химической связи, наиболее характерный для органических соединений:

а) ковалентная неполярная; б) ковалентная полярная;

в) ионная; г) металлическая.

А5. К какому классу относится пропен?

а) алкинов; б) циклоалканов; в) алкенов; г) аренов.

А6. Что является гомологом гексина-3?

а) гексен; б) пентин-1; в) бутин-2; г) октин-3.

А7. Укажите изомеры:

а) 3-метилпентан и 3-метилгексан; б) этен и этин;

в) пентин-2 и пентин-1; г) бутадиен и бутен.

А8. Название вещества, формула которого СН3СН2СН2СОН:

а) бутиловый спирт; б) бутаналь; в) бутановая кислота; г) бутин.

А9. Формула пропилового спирта:

а) СН3СООН; б) С3Н8; в) СН3СН2СН2ОН; г) СН3СН2ОН.

А10. Относительная молекулярная масса пропана равна:

а) 30; б) 42; в) 44; г) 58.

В1. Установите соответствие:

Формула вещества

Класс вещества

а) С4Н10

б) НСООН

в) НС≡СН

г) СН3СН2ОН

1) Алкены

2) Акины

3) Спирты

4) Алканы

5) Карбоновые кислоты

6) Альдегиды

В2. Для ацетилена верны следующие утверждения:

1) молекула состоит из двух атомов углерода и четырех атомов водорода;

2) является непредельным углеводородом;

3) атомы углерода в молекуле соединены тройной связью;

4) при сгорании в кислороде образуется угарный газ и вода;

5) вступает в реакцию с хлором.

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

С1. Вычислите объем этилена (н.у.), выделившегося при дегидратации 92 кг этанола. Выход этилена составляет 75% от теоретически возможного.



Входящая контрольная работа (10 класс)

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Ученый, который ввел понятие «органическая химия»:

а) А. Бутлеров; б) М. Бертло; в) Ф. Вёлер; г) Й. Берцелиус.

А2. Среди веществ, входящих в состав живой клетки, к органическим веществам не относится:

а) глюкоза; б) вода; в) жир; г) белок.

А3. Органическим соединением природного происхождения не является:

а) гемоглобин; б) полиэтилен; в) мочевина; г) инсулин.

А4. Формулу СН3−СН2−Сl называют:

а) молекулярной; б) сокращенной структурной;

в) полной структурной; г) все ответы верны.

А5. К какому классу относится пропанол-1?

а) карбоновых кислот; б) альдегидов; в) спиртов; г) алканов.

А6. Укажите гомологи:

а) пропен и пентан; б) бутан и пентанол;

в) этанол и метановая кислота; г) этен и пропен.

А7. Укажите изомер бутена-2:

а) бутан; б) пропен; в) бутен-1; г) пропан.

А8. Название вещества, формула которого СН≡С−СН2−СН3:

а) бутин-2; б) бутен-1; в) бутин-1; г) бутан.

А9. Формула уксусной кислоты:

а) СН3СН2СООН; б) СН3СООН; в) СН3СОН; г) НСООН.

А10. Формула углеводорода, относительная молекулярная масса которого равна 30:

а) С3Н8; б) С2Н6; в) С2Н4; г) С3Н6.

В1. Установите соответствие:

Формула вещества

Класс вещества

а) СН3СН2СОН

б) С2Н4

в) СН2=С=СН−СН3

г) С4Н9ОН

1) Алканы

2) Спирты

3) Карбоновые кислоты

4) Альдегиды

5) Алкены

6) Алкадиены

В2. Для этанола верны следующие утверждения:

1) в состав молекулы входят два атома углерода;

2) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью;

3) является жидкостью, мало растворимой в воде;

4) сгорает с образованием углекислого газа и воды;

5) используется в медицине как дезинфицирующее средство.

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

С1. Вычислите объем ацетилена (н.у.), выделившегося при взаимодействии 51,2 кг карбида кальция с водой. Выход ацетилена составляет 84% от теоретически возможного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольная работа №1 (10 класс)

Углеводороды и их природные источники

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Четыре гибридные орбитали образуются при:

 а) sp3-гибридизации; б) sp2-гибридизации; в) sp-гибридизации.

А2. Для углеводородов, содержащих только одинарные связи, используют суффикс: 

а) –ин; б) –ен; в) –диен; г) –ан.

А3. Формула метана:

 а) С2Н8; б) СН3- ; в) СН4; г) С3Н8.

А4. Химическую связь в бензоле называют:

 а) одинарной; б) полуторной; в) двойной; г) тройной.

А5. 2,2,4 - триметилпентан  имеет молекулярную формулу:

а) С5Н12; б) С8Н18;  в) С13Н28; г) С8Н16.

А6. Валентность атома углерода в молекуле ацетилена равна: 

а) одному; б) двум; в) трем; г) четырем.

А7. Вещество, из которого получают ацетилен:

а) карбид кальция; б) карбонат кальция;

в) углерод; г) гидроксид кальция.

В1. Установите соответствие  между общей формулой класса  органических веществ и названием вещества, принадлежащего, к этому классу.

Общая формула класса

Название вещества

а) СnH2n-6  

б) СnH2n-2

в) СnH2n+2

г) СnH2n

1) толуол

2) этанол

3) ацетилен

4) этан

5) этилен

В2. Выберите номера правильных ответов.

Предельные углеводороды:

1) обесцвечивают бромную воду;

2) вступают в реакции замещения с хлором на свету;

3) содержат атомы углерода в sр3-гибридном состоянии;

4) не подвергаются крекингу;

5) содержат только σ – связи;

6) обесцвечивают раствор перманганата калия.

С1. Осуществить превращения:

Метан → ацетилен →бензол → бромбензол.

С2. Выведите формулу вещества, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода, если относительная плотность по водороду равна 28.

Контрольная работа №1 (10 класс)

Углеводороды и их природные источники

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Две гибридные орбитали образуются при:

а) sp3-гибридизации; б) sp2-гибридизации;

в) sp-гибридизации; 4) sp3-гибридизации и sp2-гибридизации.

А2. Для алкенов характерна реакция:
а) присоединения; б) замещения; в) горения; г) разложения.

А3. Бензол горит: 

а) ярким светящимся пламенем; б) желтоватым пламенем;

в) выделяя мало копоти; г) выделяя много копоти.

А4. В состав нефти входят:

а) алканы; б) алканы и циклоалканы;

в) алканы и алкены; г) алканы, циклоалканы и арены.

А5. Укажите тип реакции C3H6+H2O → C3H8O:

а) гидролиз; б) гидрирование; в) гидратация; г) изомеризация.

А6. Гомологами являются: 

а) этан и этилен; б) бензол и этилбензол;

в) метан и этен; г) этанол и толуол.

А7. Валентность атома водорода в молекуле этана равна:

 а) I; б) II; в) III; г) IV.

В1. Установите соответствие  между названием вещества и принадлежностью к классу органических веществ.

Название вещества

Класс вещества

а) толуол

б) пропанол-2

в) этан

г) дивинил

1) кетон

2) алкан

3) арен

4) спирт

5) алкадиен

В2. Выберите номера правильных ответов.

Непредельные углеводороды:

1) содержат кратные связи между атомами углерода;

2) содержат атомы углерода в sр3-гибридном состоянии;

3) сгорают с образованием воды и углекислого газа;

4) не вступают в реакции присоединения;

5) способны присоединять водород;

6) содержат только π-связи.

С1. Осуществить превращения:

Этан →хлорэтан →бутан→бутен.

С2. Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нём равна 82,8%, а плотность этого вещества составляет 2,59 г/л.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольная работа № 2 (10 класс)

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

вариант 1

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. К каким классам относятся соединения: метанол и пропанон?

а) спиртов и эфиров; б) карбоновых кислот и спиртов;

в) спиртов и кетонов; г) кетонов и спиртов.

А2. Чем являются соединения пропанол-2 и пропанол-1?

а) гомологами; б) межклассовыми изомерами;

в) одним и тем же веществом; г) изомерами функциональной группы.

А3.  Для каких соединений характерна реакция этерификации?

а) карбоновых кислот и жиров; б) альдегидов и фенолов; в) глицерина и карбоновых кислот; г) спиртов и кетонов.

А4. Окислением какого соединения можно получить бутаналь:

а) бутанола; б) бутена; в) бутанола-1; г) бутанола-2.

А5.  Назовите вещество, которое отвечает структурной формуле

СН3−СН2−СН(СН3)СООН

а) 2-метилбутановая кислота; б) 1-метилбутановая кислота;

в) 2-метилэтилэтановая кислота; г)2-этилбутановая кислота.

А6. Карбоновые кислоты не взаимодействуют:

 а) с гидроксидом натрия; б) с карбонатом калия;

 в) с газообразным хлором; г) с метаном.

А7. Вещество, для которого невозможна реакция «серебряного зеркала»:

а) глюкоза; б) метаналь; в) метанол; г) метановая кислота.

А8. Как называется твердый жир из растительных масел:

а) воск; б) масло; в) мыло; г) маргарин.

А9. Реакция гидролиза характерна:

а) для жиров; б) для альдегидов; в) для спиртов; г) для аренов.

А10. К пентозам относятся:

а) глюкоза и фруктоза; б) сахароза и мальтоза; в) крахмал и целлюлоза; г) рибоза и дезоксирибоза.

В1. Установите соответствие:

Исходные вещества:                                    Продукты реакции:

  1. метаналь и водород;                           а) ацетат натрия и водород;
  2. уксусная кислота и натрий;               б) фенолят натрия и вода;
  3. пропановая кислота и метанол;         в) метанол;
  4. фенол и гидроксид натрия.                г) метиловый эфир      

        пропановой кислоты.

В2. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Этилен → этанол→этиловый эфир уксусной кислоты→ уксусная кислота→ ацетат калия

С1. Рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 1,5 моль метанола с металлическим натрием, если объемная доля выхода продукта реакции составляет 85% от теоретически возможного.

Контрольная работа № 2 (10 класс)

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

вариант 2

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. К каким классам относятся соединения: этаналь и пропилацетат?

а) спиртов и кетонов; б) карбоновых кислот и сложных эфиров;

в) альдегидов и сложных эфиров; г) альдегидов и спиртов.

А2. Вещество, являющееся изомером бутанола-2:

а) пропановая кислота; б) пропанол-2; в) пропанон; г) диэтиловый эфир.

А3.  Для каких веществ характерна реакция «серебряного зеркала»?

а) спиртов; б) альдегидов; в) фенолов; г) эфиров.

А4. Формула вещества, с которым взаимодействует уксусная кислота:

а) НСООН; б) СН4; в) НСНО; г) СН3ОН.

А5.  Назовите вещество, которое отвечает структурной формуле

СН3−СН2−СН(СН3)−СН(ОН)−СН3

а) 3-метилпентановая кислота; б) 3-метилпентанол-2;

в) 3-метилпентанол-4; г) 3-метилбутанол-2.

А6. Продуктом реакции взаимодействия фенола с гидроксидом натрия является:

а) глицерат натрия; б) фенолят натрия; в) циклогексан; г) бензоат натрия.

А7. Вещество, для которого невозможна реакция с гидроксидом меди (2):

а) глюкоза; б) этаналь; в) этанол; г) глицерин.

А8. Формула кислоты, входящая в состав жира:

а) СН3СООН; б) НСОН; в) С17Н35СООН; г) СН3СН2СООН.

А9. Какое вещество нельзя получить путем переработки жиров:

а) глицерин; б) глюкоза; в) стеариновая кислота; г) мыло.

А10. К полимерам относятся:

а) глюкоза и фруктоза; б) сахароза и мальтоза; в) крахмал и целлюлоза; г) рибоза и дезоксирибоза.

В1. Установите соответствие:

Исходные вещества:                                    Продукты реакции:

1) этанол и натрий;                                 а) сорбит;

2) уксусная кислота и этанол;               б) этилат натрия и водород;

3) пропаналь и гидроксид меди (2);      в) пропановая кислота;        4) глюкоза и водород.                             г) этиловый эфир      

        уксусной кислоты.

В2. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Метан → ацетилен→этаналь→ этановая кислота→ пропиловый эфир уксусной кислоты.

С1. Рассчитайте массу сложного эфира, полученного в результате реакции 0,5 моль уксусной кислоты с таким же количеством вещества метанола, если массовая доля выхода продукта реакции составляет 60% от теоретически возможного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Итоговая контрольная работа по химии за курс 10 класса

вариант 1

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. Общая формула алканов:

а) СnH2n; б) СnH2n+2; в) СnH2n-2; г) СnH2n-6.

А2. Название вещества, формула которого:

СН2(СН3)−СН(СН3)−С≡СН

а) Гексин -1; б) 3-метилпентин-1;

в) 2,3-диметилбутин-1; г) 3-метилпентин-4.

А3. Изомером вещества, формула которого СН3−СН(СН3) − СН3 является:

а) н-бутан; б) 2- метилбутан; в) 3-метилпропан; г) пентан.

A4. Гомологами являются:

а) этанол и пропаналь; б) этан и этин;

в) фенол и этанол; г) этен и пропен.

А5. Вещество, формула которого СН3СН2СООН относится к классу:

а) спиртов; б) альдегидов; в) карбоновых кислот; г) кетонов.

А6. Функциональная группа фенолов:

а) –СООН; б) –СОН; в) –NH2; г) –ОН.

А7. Вещество, для которого возможна реакция дегидратации:

а) бутадиен-1,3; б) этаналь; в) этанол; г) хлорэтан

А8. Формула реактива для распознавания крахмала:

а) Ag2O; б) FeCl3; в) I2; г) Cu(OH)2.

A9. Уксусный альдегид не взаимодействует с веществом, формула которого:

а) СН3СООН; б) Ag2O; в) Cu(OH)2; г) Н2.

А10. Реакцией этерификации получают:

а) карбоновые кислоты; б) спирты; в) простые эфиры; г) сложные эфиры.

В1. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения и определите их тип:

С6Н12О6 →С2Н5ОН→С2Н4 →С2Н5Cl→C4H10 →CO2

B2. Аминокислоты характеризуют следующие признаки:

  1. наличие двух функциональных групп;
  2. не проявляют амфотерных свойств;
  3. нерастворимые в воде вещества;
  4. обладают оптической активностью;
  5. не характерна изомерия функциональной группы;
  6. получают в две стадии из карбоновых кислот.

Ответ записать в виде последовательности цифр.

С1. Рассчитайте объем этилена, который можно получить из 23 г этанола, если объемная доля выхода продукта реакции составляет 60 % от теоретически возможного.

Итоговая контрольная работа по химии за курс 10 класса

вариант 2

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. Общая формула алкинов:

а) СnH2n; б) СnH2n+2; в) СnH2n-2; г) СnH2n-6.

А2. Название вещества, формула которого:

СН2(СН3)−СН2−СН(ОН)−СН3

а) Пентанол-2; б) метилбутанол;

в) 1-метилбутанол-3; г) 4-метилбутанол-2.

А3. Изомером вещества, формула которого СН2=СН−СН2−СН3 является:

а) 2-метилбутен-2; б) бутен-2; в) бутан; г) бутин-1.

A4. Гомологами являются:

а) пропан и пропен; б) бутен-1 и бутен-2;

в) этаналь и пропаналь; г) пропанол-1 и пропанол-2.

А5. Вещество, формула которого СН3СН2СН2СОН относится к классу:

а) спиртов; б) альдегидов; в) карбоновых кислот; г) кетонов.

А6. Функциональная группа карбоновых кислот:

а) –СООН; б) –СОН; в) –NH2; г) –ОН.

А7. Вещество, для которого характерна реакция полимеризации:

а) бутадиен-1,3; б) бутан; в) бензол; г) бутанол-1.

А8. Формула реактива для распознавания глицерина:

а) Ag2O; б) FeCl3; в) I2; г) Cu(OH)2.

A9. Вещество, вступающее в реакцию с этиловым спиртом:

а) оксид меди (2); б) натрий; в) уксусная кислота; г) все ответы верны.

А10. Реакцией Кучерова получают:

а) уксусную кислоту; б) уксусный альдегид; в) этанол; г) бензол.

В1. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения и определите их тип:

С →СaC2→С2Н2 →СH3COH→CH3COOH →CH3COOC3H7

B2.  Глицерин характеризуют следующие признаки:

  1. Одноатомный спирт;
  2. многоатомный спирт;
  3. вязкая, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус;
  4. не растворим в воде;
  5. используется в косметике, фармацевтической промышленности;
  6. ядовит.

Ответ записать в виде последовательности цифр.

С2. При восстановлении 12,3 г нитробензола было получено 8,5 г анилина. Рассчитайте массовую долю выхода анилина.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Входящая контрольная работа (11 класс)

1 вариант

1. Для  вещества, формула  которого   СН2 = СН – СН2 – СН3 ,   составьте  структурные формулы  двух  его  гомологов  и  двух  изомеров. Назовите  все  вещества  по международной  номенклатуре.

2. Напишите  уравнения  реакций, с  помощью  которых  можно  осуществить превращения  по  схеме:

СН4 → СН3 Вr → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН

Дайте  названия  исходных  веществ  и  продуктов  реакции.

3. В  трёх  пронумерованных  пробирках  находятся  растворы  глицерина, уксусной  кислоты  и  формалина. Составьте  план  распознавания  веществ. Напишите  уравнения  реакций, при  помощи  которых  можно  идентифицировать  данные  вещества.

4. Выведите  молекулярную  формулу  углеводорода, массовая  доля  углерода  в котором  рана  75% , водорода  25%, относительная плотность  вещества  по  кислороду  равна  0,5.

Входящая контрольная работа (11 класс)

2 вариант

1.  Для вещества, формула которого  СН3 – СН2 – С ≡ СН, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

С2Н4 → С2Н5ОН → СН3СОН → СН3СООН → СН3СООСН3

Дайте  названия  исходных  веществ  и  продуктов  реакции.

3. В трёх пронумерованных пробирках находятся водные растворы глюкозы, уксусной кислоты и этиленгликоля. Составьте план распознавания веществ. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно идентифицировать данные вещества.

4. В углеводороде массовая доля углерода равна 82,76%, водорода 17,24%. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна двум. Выведите его молекулярную формулу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Контрольная работа №1 (11 класс)

Строение вещества

1 вариант

2 вариант

1) Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: SiO2, K3N, O2, C4H10. Напишите их структурные формулы.

2) Дайте характеристику вещества, формула которого СН2=С(СН3)−С(СН3)=СН2 по плану:

А) название, класс;

Б) гибридизация всех атомов углерода;

В) виды изомерии;

Г) составьте 1 изомер и 1 гомолог и дайте им название.

3) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СаСО3→СаО→Са(ОН)2→Са(NO3)2→CaSiO3

Назовите продукты реакции.

4) В раствор хлороводородной кислоты объемом 120 мл с массовой долей 15%, плотностью 1,07 г/мл внесли цинк. Определите объем водорода (н.у.), который выделиться в результате реакции.

1) Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: N2, PH3, Na2O, C2H4. Напишите их структурные формулы.

2) Дайте характеристику вещества, формула которого СН≡С−С(СН3)2−СН3 по плану:

А) название, класс;

Б) гибридизация всех атомов углерода;

В) виды изомерии;

Г) составьте 1 изомер и 1 гомолог и дайте им название.

3) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СuO→Cu→CuCl2→Cu(OH)2→CuSO4

Назовите продукты реакции.

4) Вычислите объем аммиака, измеренный при н.у., который потребуется для полной нейтрализации раствора серной кислоты объемом 20 мл с массовой долей 3%, плотностью 1.02 г/мл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Контрольная работа № 2 (11 класс)

Химические реакции, 1 вариант

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. Укажите верные характеристики реакции С + О2 = СО2 + Q

а) соединение, ОВР, экзотермическая, обратимая;

б) обмен, ОВР не является, необратимая, эндотермическая;

в) соединение, ОВР, экзотермическая, необратимая;

г) соединение, ОВР не является, эндотермическая, необратимая.

А2. Укажите реакцию гидрирования:

а) взаимодействие этена с водой; б) синтез пропана из пропена;

в) синтез этена из этанола; г) синтез полиэтилена.

А3. Реакция, идущая на границе фазового раздела:

а) каталитическая; б) гомогенная; в) гетерогенная; г) ОВР.

А4. От увеличения площади поверхности соприкосновения веществ не зависит скорость реакции между:

а) S и Al; б) H2 и Cl2; в) Al и Cl2; г) Mg и  HCl.

А5. Равновесие в реакции CaCO3 ↔ CaO + CO2 – Q смещается вправо при:

а) ↓t, ↑p; б) ↑t, ↓p; в) ↑t, ↑p; г) ↓t, ↓p.

А6. Реакции, уравнение которой S + 6HNO3=H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

соответствует схема изменения степени окисления азота

а) N+4 → N+5; б) N+5 → N+4; в) N0 → N+4; г) N+3 → N-3.

А7. Только гидроксид-ионы в качестве анионов образуются при диссоциации: а) MgOHCl; б) NaOH; в) HONO2; г) HCOOH.

А8. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе:

а) хлорида алюминия; б) ортофосфата калия;

в) нитрата алюминия; г) ортофосфорной кислоты.

А9. Сокращенное ионное уравнение реакции Ва2+ + SO42- = BaSO4↓ соответствует взаимодействию:

а) Ba + H2SO4; б) BaO + HCl; в) BaO + H2SO4; г) BaCl2 + H2SO4;

А10. Кислую реакцию среды имеет раствор:

а) Na2SO4; б) CaCO3; в) AlCl3; г) NaCl.

В1. В приведенной схеме HNO3 + P + H2O → NO + H3PO4 определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

В2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.

НАЗВАНИЕ СОЛИ                      СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

а) сульфат алюминия;                           1) гидролизу не подвергается;

б) сульфит калия;                           2) гидролиз по катиону;

в) фенолят натрия;                         3) гидролиз по аниону;

г) нитрат бария.                              4) гидролиз по катиону и аниону

С1. В 300мл раствора соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл с массовой долей 10% растворили железо массой 11,2 г. Вычислите массовую долю хлорида железа (2) в полученном растворе.

Контрольная работа № 2 (11 класс)

Химические реакции, 2 вариант

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А1. Укажите верные характеристики реакции 2H2O↔ 2H2 + O2-Q

а) соединение, ОВР, эндотермическая, обратимая;

б) разложение, ОВР, эндотермическая, обратимая;

в) разложение, ОВР, экзотермическая, обратимая;

г) разложение, ОВР не является, эндотермическая, необратимая.

А2. Укажите реакцию дегидратации:

а) взаимодействие этена с водой; б) получение бутена-2 из бутанола-2;  в) синтез аммиака; г) гидролиз белка.

А3. Реакция, идущая в однородной среде:

а) каталитическая; б) гомогенная; в) гетерогенная; г) ОВР.

А4. Для увеличения скорости химической реакции

Zn + 2H+ = Zn2+ + H2 + Q необходимо:

а) ↓ С+); б) ↑ С+); в) ↓ t; г) ↑р.

А5. На смещение химического равновесия в системе

Fe3O4(т.) + СО(г.) ↔ 3FeO(т.)  + СО2 (г.) - Q не влияет:

а) ↓С(СО); б)↓С(СО2); в) ↑t; г) ↑р.

А6. Хлор в реакции 2KBr + Cl2 = Br2 + 2KCl

а) является восстановителем; б) не изменяет степени окисления;

в) является окислителем; г) окисляется.

А7. Хлорид-ионы образуются при диссоциации в водном растворе: а) KClO3; б) CCl4; в) NaClO; г) CuOHCl.

А8. К электролитам относится каждое из двух веществ:

а) NaOH, CH3COONa; б) Fe2O3, CH3COOH;

в) BaCl2, C2H5OH; г) C6H12O6, CaCO3.

А9. Сокращенное ионное уравнение Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2↓ соответствует взаимодействию:

а) Fe(NO3)3 + KOH; б) Na2S + Fe(NO3)2 ; в) FeSO4 + LiOH; г) Ba(OH)2 + FeCl3;

А10. Щелочную реакцию среды имеет раствор:

а) MgSO4; б) KI; в) AlCl3; г) Na2SO3.

В1. В приведенной схеме H2S + Cl2 + H2O → HCl + H2SO4 определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

В2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.

НАЗВАНИЕ СОЛИ                      СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

а) сульфид хрома (3);                       1) гидролизуется по катиону;

б) хлорид алюминия;               2) гидролизуется по аниону;

в) сульфат калия;                      3) гидролизуется по катиону и аниону;

г) фосфат натрия.                     4) не гидролизуется.

С1. Карбид алюминия растворили в 250 г 20%-ного раствора серной кислоты. Выделившийся при этом метан занял обьем 4,48 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Контрольная работа №3 (11 класс)

Вещества и их свойства

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Общая формула оксидов:

а) Эx Оу; б) М(ОН)n; в) НхКо; г) Мх(Ко)у .

А2. Общая формула предельных одноатомных спиртов: 

а) R – OH; б) R – NH2; в) RCOOH; г) NH2 – R – COOH.

А3. Основные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого: а) NH3; б) PH3; в) AsH3; г) SbH3.

А4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого:            

а) CH3COOH; б) C2H5COOH; в) C15H31COOH; г) HCOOH.

А5. Ионное уравнение реакции  Н+ + ОН-  = Н2О  соответствует взаимодействию:

а) гидроксида калия и азотной кислоты;

б) гидроксида бария и серной кислоты;

в) гидроксида лития и хлорида бария;            

г) аммиака и бромоводородной кислоты.

А6. Этиламин можно получить при взаимодействии:

а) этана с азотной   кислотой; б) этана с р-ром перманганата калия;         в) этина с водой; г) нитроэтана с водородом.

А7. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом:

а) NaCl; б) NO; в) H2O; г) KOH.

А8. Формулы продуктов взаимодействия конц. H2SO4 с серебром: 

а) H2 и  Ag2SO4; б) SO2, H2O  и  Ag2SO4;

в) H2S, H2O и  Ag2SO4; г) реакция не идёт.

А9. В цепочке превращений С2Н4→Х→СН3СОН веществом Х является: а) С2Н6; б) С2Н5ОН; в) СН3СООН; г) СН3ОН.

А10. Укажите превращение, состоящее из 1 стадии:

а) С2Н6→С2Н5ОН; б) СН4→С6Н6; в) FeCl2→Fe(OH)3; г) СuO→Cu.

В1. Установите соответствие:

Функциональная группа

Класс веществ

а) –ОН

б) –СООН

в) –С(О)Н

г) –С(О)О−

1) простые эфиры

2) альдегиды

3) карбоновые кислоты

4) сложные эфиры

5) одноатомные спирты

6) кетоны

В2. С какими из предложенных веществ: магнием, азотной кислотой, кислородом, гидроксидом кальция – вступят в реакцию: а) соляная кислота; б) метиламин? Составьте соответствующие уравнения реакций.

С1. Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 10 г с раствором азотной кислоты массой 18,9 г?                      

Контрольная работа №3 (11 класс)

Вещества и их свойства

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Общая формула оснований: а) Эx Оу; б) М(ОН)n; в) НхКо; г) Мх(Ко)у 

А2. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот: а) R – OH; б) R – NH2; в) RCOOH; г) NH2 – R – COOH.

А3. Основные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого:

а) CH3NH2; б) C2H5NH2; в) C6H5NH2; г) (C6H5)2NH2.

А4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого: а) HNO2; б) HPO3; в) HAsO3; г) HNO3.

А5. Ионное уравнение реакции  CO32- + 2Н+  = Н2О + CO2 соответствует взаимодействию:

а) карбоната натрия и уксусной кислоты;

б) карбоната кальция и азотной кислоты;

в) гидрокарбоната кальция и соляной кислоты;

г) карбоната бария и муравьиной кислоты.

А6. Гидроксид хрома(III) можно получить при взаимодействии:

а) хлорида хрома (3) с гидроксидом кальция;

б) нитрата хрома (3) с гидроксидом меди (2);      

в) оксида хрома (3) с серной кислотой;      

г) оксида хрома (2) с соляной кислотой.

А7. Аминоуксусная кислота  взаимодействует с веществом:

а) CO2; б) KNO3; в) H2; г) HCl.

А8. Формулы продуктов взаимодействия конц. HNO3 с цинком:

а) H2 и Zn(NO3)2; б) NO2, H2, Zn(NO3)2;

в) NO, H2O, Zn(NO3)2; г) реакция не идёт.

А9. В цепочке превращений CH3COH→Х→СН3СОOC2H5

веществом Х является: 

а) С2Н6(OH)2; б) С3Н7COОН; в) СН3ОН; г) СН3COОН.

А10. Укажите превращение, состоящее из 2 стадий:

а) С2Н6→С4Н10; б) СН4→СН3Сl; в) Cu→CuCl2; г) C3H8→C3H7NO2

В1. Установите соответствие:

Функциональная группа

Класс веществ

а) –ОН

б) R−C(O)−R1

в) R−O−R1

г) R−COO−R1

1) простые эфиры

2) альдегиды

3) карбоновые кислоты

4) сложные эфиры

5) одноатомные спирты

6) кетоны

В2. С какими из предложенных веществ: кальцием, серной кислотой, углекислым газом, карбонатом натрия – вступят в реакцию: а) гидроксид бария; б) уксусная кислота? Составьте соответствующие уравнения реакций.

С1. Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 4 г с раствором соляной кислоты  массой 18,25 г? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа Учебный курс – История. Россия и мир. 10 класс (базовый уровень)

Календарно-тематическое  планирование курса«Россия в мире»10 классПрограмма: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений...