Программа элективного курса по химии для 10 класса
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Аверьянова Татьяна Витальевна

Решение усложненных задач к учебнику "Химии 10" авторов: В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов и В.И. Теренин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proggramma_elektivnogo_kursa_10_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Учебная программа :

Элективный курс по химии для учащихся 10 классов естественно-математического профиля

«Решение усложненных задач»

                                                                    Автор- разработчик:

                                                                           Т.В.Аверьянова- учитель химии

                                                МБОУ школа №93

Пояснительная записка

Элективный курс «Решение  усложненных задач» предназначен для учащихся 10-х классов естественно — математического  профиля, проявляющих повышенный интерес  к изучению химии.

Умение решать задачи является важным этапом изучения курса химии.

Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета,   закрепления основных теоретических положений курса. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзаменам. В учебной программе уделяется мало времени для решения задач.

Решение задач способствует  творческому развитию учащихся и умению применять полученные знания на практике.

Программа включает в себя три раздела: «Общая химия», «Неорганическая химия» (химия металлов и неметаллов), «Органическая химия»(химия углеводородов).

 Предлагаемый элективный курс разработан с учетом программных  требований («В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений») и служит практическим дополнением к учебнику химии вышеназванного УМК

Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

 

Цели курса

  1. Расширение кругозора учащихся, углубление предметных знаний по химии.
  2. Создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области решения химических задач.
  3. Формирование интереса к предмету, развитие установки на самообразование.

Задачи курса

  1. Развитие мыслительных процессов, способностей учащихся.
  2. Развитие общекультурных компетентностей учащихся.
  3. Развитие практических навыков решения задач (как простых, так у усложненных)
  4. Формирование умений работать со справочной литературой.
  5. Развитие  творческих способностей учащихся и самостоятельности.

Методы и приемы

используемые при изучении данного курса: лекции, практические занятия, семинары, компьютерные презентации.

Содержание курса

На содержание курса отводится 34 часа. За основу взят задачник Хомченко Г.Г. и Хомченко И.Г. «Задачи по химии для поступающих в вузы» и учебное пособие Кузьменко Н.Е. и Еремина В.В. «Сборник задач и упражнений по химии». В данных пособиях приводится краткий теоретический материал по каждой теме, подробное решение основных типов задач как простых, так и сложных.

Тема 1.  Общая химия.

Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро, количество вещества, молярная масса, молярный объем, массовая доля, объемная доля, мольная доля,  относительная плотность газов, средняя молярная масса газов, уравнение Менделеева-Клайперона и его следствия.

Способы выражения концентрации растворов, расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах, массовые и объемные доли компонентов смеси, вычисления массы продуктов, если одно из реагирующих веществ дано в избытке, вычисление продуктов, если известен их практический выход от теоретически возможного.

Тема 2. Неорганическая химия.

Элементная химия

Важнейшие окислители и восстановители, расчеты по окислительно- восстановительным реакциям. Решение задач разных типов основанные на свойствах простых веществ-неметаллов и их соединений, простых веществ-металлов и их соединений. Задачи на определение массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор, определение состава сплава, установление формулы соединения металла, определение металла. Вычисление массы или объема газообразных продуктов электролиза расплавов и растворов  солей.

Тема 3. Органическая химия.

Определение состава сжигаемой смеси газообразных углеводородов. Расчеты по нескольким уравнениям.

 Определение молекулярный формулы вещества по массовым долям элементов, по продуктам сгорания, по результатам химических реакций.

Тематическое планирование

Тема 1.  Общая химия- 9ч.

Тема

Кол-во часов

Вид

деятельности

1

Основные законы химии

2

Вводное занятие. Лекция

2

Измерения вещества

1

Лекция

3

Понятие доли и его применение в химии

1

Компьютерная презентация

4

Способы выражения состава растворов

1

Компьютерная презентация. Решение задач

5

 Молярная концентрация

1

Решение задач

6

Массовая и объемная доля  компонентов смеси в растворе

1

Семинар

7

Массовая и объемная доля  компонентов газовой смеси

1

Сообщение учителя

8

Вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ находится в избытке

1

Решение задач

9

Контрольная работа №1

1

Тема 2. Неорганическая химия-17ч.

Тема

Кол-во часов

Вид

деятельности

1

Окислительно- восстановительные реакции.

1

Семинар-решение задач

2

Галогены

1

Семинар-решение задач

3

Кислород, сера

1

Семинар-решение задач

4

Азот

Семинар-решение задач

5

фосфор

Семинар-решение задач

6

Углерод,  кремний

Семинар-решение задач

7

Электролиз

2

Компьютерная презентация

8

Задачи на пластинку

1

9

Задачи на установление формулы соединения и нахождение элемента металла

1

Семинар-решение задач

10

Задачи на определение состава сплава

1

Семинар-решение задач

11

Металлы главных подгрупп

2

Семинар-решение задач

12

Металлы побочных подгрупп

2

Семинар-решение задач

13

Комбинированные задачи

1

Семинар-решение задач

14

Контрольная работа №2

1

Тема 3. Органическая химия- 8 ч.

Тема

Кол-во часов

Вид

деятельности

1

Вывод формул органических веществ по массовым долям элементов

1

Семинар-решение задач

2

Вывод формул О.В. по продуктам сгорания

1

Семинар-решение задач

3

Вывод формул О.В. по результатам  химической реакции

1

Семинар-решение задач

4

Определение состава сжигаемой смеси углеводородов

2

Семинар-решение задач

5

Вычисления по нескольким уравнениям

1

Семинар-решение задач

6

Комбинированные задачи

1

Семинар-решение задач

7

Контрольная работа №3

1

Требования к результатам обучения.

        После изучения элективного курса «Решение усложненных задач» учащиеся должны:

знать основные понятия и законы химии; формулы, применяемые для решения расчетных задач,используя такие понятия, как массовая доля (элемента в соединении, компонента в смеси, вещества в растворе ). Объемная доля газа в смеси. Мольная доля (элемента в соединении, компонента в смеси). Массовая доля и молярная концентрация особенности их применения и расчеты одного вида концентрации по другому.

Уметь применять полученные теоретические знания о свойствах веществ (металлов и неметаллов и их соединений) для решения расчетных задач, используя такие понятия как количество вещества, понятия доли, применять систему математических уравнений для решения расчетных задач, находить молекулярные формулы углеводородов как по продуктам сгорания, массовым долям элементов, так и по уравнениям реакций характеризующим свойства углводородов.

Использовать приобретенные знания при самоподготовке.

Критерии оценки

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах

Контрольная работа №1.

1.Плотность смеси кислорода и озона по водороду равна 17. Определите массовую, объемную и мольную долю кислорода в смеси.

2. При  н.у. 14 л газовой смеси, состоящей из азота и углекислого газа, имеют массу 25,5 г. Вычислить объемные доли компонентов смеси.

3. К 500 мл раствора  с массовой долей хлорида бария 5% плотностью 1,04 г/мл прибавили 44,5 мл раствора с массовой долей  карбоната калия 25% плотностью 1,24 г/мл. Определите массу осадка и массовые доли веществ в растворе.

Контрольная работа №2.

  1. Железо массой 6 г сплавили с 3,2 г серы. Затем добавили избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через избыток раствора сульфата меди (ll). Определите массу выделившегося осадка.
  2. Щелочной металл массой 1,56г взаимодействует  с избытком хлора. Полученное твердое вещество растворили в воде, затем добавили раствор нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 5,74г. Какой металл был взят для реакции.
  3. Железную пластинку массой 100г опустили в раствор массой 250г с массовой долей сульфата меди (ll) 20%, через некоторое время масса пластинки составила 102г, вычислите массовую долю сульфата меди (ll) в растворе после реакции.
  4. Сплав меди и серебра массой 3г растворили в концентрированной азотной кислоте. Раствор выпарили досуха. Сухой остаток растворили  в воде и к раствору  добавили избыток хлорида натрия, при этом выпал осадок массой 1,435г. Определите процентный состав  сплава.

Контрольная работа №3.

  1. Массовая доля брома в монобромпроизводном предельного углеводорода равна 65%. Определите молекулярную формулу углеводорода.
  2. Установите молекулярную формулу гомолога этилена, 0,84г  которого полностью обесцвечивает 32г  10% раствора брома  в хлороформе.
  3. Установите молекулярную формулу  органического вещества, если при сжигании 2,4г его было получено 1,44г воды, 896мл углекислого газа и 1,12г азота.
  4. При действии воды на 38,4г смеси карбида  алюминия и карбида кальция выделился газ объемом 16,8 л (н.у.). Определите процентный  состав  исходной смеси.

Литература:

  1. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие / Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.-М.: Высшая школа, 2005;
  2. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие/ Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.-М.: Дрофа, 2001;
  3. 700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов/ В.И. Резяпкин- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003;
  4. Химия: Решение задач./ Лилле В.П.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004
  5. Сборник задач  по химии/ Авт. коллектив «Дельта»- М.: «Солярис» 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

Рабочая программа элективного курса по химии 11 класс

Элективный предмет по химии для 11 класса по теме "Биохимия - химия жизни"....

Рабочая программа элективного курса по химии 11 класс

Элективный предмет по химии для 11 класса по теме "Биохимия - химия жизни"....

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...