Использование ресурсов Интернета на уроках химии. Анализ опыта
статья по химии на тему

Нуркова Наталья Николаевна

Массовое внедрение Интернета в школьное образование в России – уже свершившийся факт. Огромно число информационных ресурсов по всем школьным дисциплинам. Опыт учителя химии определил основные направления использования информационных ресурсов...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нуркова Н. Н.
учитель ГБОУ СОШ №243
Санкт-Петербург.

Использование ресурсов Интернета на уроках химии. Анализ опыта

Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Интернет становится все более массовым средством доступа к многочисленным источникам информации. Изменяются педагогические ценности, на первый план выходит исследовательская деятельность. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно относится к процессу образования, зависит будущее человеческой цивилизации. В 21 веке, когда информационно-коммуникационные технологии развиваются стремительным темпом, учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ, активно внедрять их в образовательный процесс.

Массовое внедрение Интернета в школьное образование в России – уже свершившийся факт. Огромно число информационных ресурсов по всем школьным дисциплинам. Опыт учителя химии определил основные направления использования информационных ресурсов:

самообразование, в том числе изучение опыта коллег;

подготовка дидактических материалов по новым курсам и углубление содержания традиционных курсов;

подготовка аттестационных материалов;

внеклассная работа с учащимися при подготовке рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям, при работе по тематике школьных проектов;

использование непосредственно на уроках при самостоятельной работе учащихся документов, справочных материалов, справочных баз данных, имеющихся в сети методических материалов, схем, таблиц, рисунков;

тестирование знаний учащихся по отдельным предметам или разделам курсов;

демонстрация непосредственно на уроках документов, презентаций, графических материалов, таблиц, диаграмм из баз данных сети;

работа непосредственно на уроках с обучающими интерактивными моделями из Сети, например работа с интерактивной таблицей элементов Д.И.Менделеева;

участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах.

В любом варианте доступ в Интернет для учителя химии повышает и уровень подготовки самого учителя, и уровень проведения занятий, и качество знаний учащихся.

Уроки с применением мультимедиа и интернет – ресурсов повышают интерес к изучаемому материалу, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности. Кроме того, используя возможности сети Интернет, учитель может оказывать помощь в обучении не только в стенах школы, но и за её пределами.

Опыт работы позволил сосредоточить внимание на таком современном инструменте передачи знаний, как персональный сайт  или блог учителя. Ведение педагогического сайта или блога позволяет создать внутри всех участников образовательного процесса единое информационно-образовательное пространство.

Блог (с англ. «web log» — интернет страница) — веб-сайт, основное содержание которого составляют короткие записи, располагающиеся в обратной хронологической последовательности. Блог, позволяет размещать документы, изображения, мультимедиа.

Цели и задачи создания блога – создание единой школьной и межшкольной информационно-коммуникативной среды, презентация и популяризация школьной жизни и школьных достижений, привлечение в школу новых учащихся и учителей, использующих в своей педагогической деятельности современные информационные технологии, создание инструмента публичного интерактивного обсуждения школьных вопросов и проблем, повышение качества образования за счет внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основные функции, выполняемые блогом:

Образовательная – предоставление возможностей дистанционного обучения, использование в учебном процессе электронных пособий, материалов, проведение интеллектуальных конкурсов, олимпиад и др.

Коммуникативная – средство общения между всеми заинтересованными участниками образовательного процесса, возможность обмена информацией.

Информационная – «лента» новостей, анонс событий, предоставление полной информации об образовательном учреждении (классе), возможность оперативного получения ответов на интересующие вопросы.

Возможности блогов не так широки, как у сайтов, хотя в последнее время стираются явные различия между блогами и сайтами. Основная функция блога – коммуникативная. Блог – это веб-сайт, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые в обратном хронологическом порядке записи, изображения, мультимедиа. Характерной особенностью блога является наличие сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментариях к посту (записи) блога.

Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога:

новые навыки в работе с персональным компьютером: публикации фотографий, слайд-шоу, посвящённые школьным мероприятиям, праздникам, экскурсионным поездкам; фильмы и клипы, гаджеты, виджеты;

обмен опытом с коллегами из других регионов, ссылки на полезные ресурсы сети, комментарии к материалам;

обратную связь с родителями и учениками: рекомендации по изучению учебных тем, полезные советы родителям, объявления.

размещение материалов и ссылок на веб – ресурсы для распространения опыта;

онлайн – дискуссии;

открытый план урока и послеурочные рефлексии, помогающие решить затруднения и проблемы учеников;

средства мультимедиа, которые пополнят копилку технических средств, продемонстрируют наглядность к новой теме.

Таким образом, можно создать полноценный многофункциональный веб-сайт.

Технология создания блога позволяет разместить на собственных веб-страницах коллекции авторских учебных материалов (аудио- и видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, задачи, практические работы, материалы для подготовки к ЕГЭ и прочее). Настройки блога дают возможность организовать работу в закрытой группе пользователей, например, только коллегам или ученикам и их родителям или индивидуальную работу с учениками. Ведение педагогом собственного блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности.

Что дает блог ученику? Прежде всего, происходит расширение образовательного пространства. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где учащимся будет предоставлена возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе. Ученик, работая в соавторстве, приобретает навыки работы в команде, учится грамотно формулировать мысли и строить предложения, учится отбирать, анализировать и представлять информацию, осваивает сетевой этикет. Такое изменение концепции учебной среды может существенно повлиять на развитие наших детей.

В чем отличие блога от сайта? Главное и самое существенное – интерактивность. Сколько времени на уроке педагог общается с ребенком? А ведь общение необходимо детям. В блоге такую возможность можно организовать с помощью внешних приложений путем интеграции на страницу гаджета с чатом или видеоконференцией. Или через публикацию комментариев, которые, по сути, напоминают форумы. Читатели блога (то есть ученики, их родители, коллеги) могут оставлять комментарии на каждое сообщение, которое педагог разместит на своих страницах. У педагога появляется возможность проводить дополнительные консультации в сети, организовывать совместную сетевую работу над проектом или исследованием.

В современную среду общения прочно включены такие ресурсы глобальной сети, как социальные сети, облака сервисов различных поисковых систем (Яндекс, Google и т.д.), Википедия и - блоги. Технологии Web 2.0 уже уверенно утвердились в повседневной жизни  как средства коммуникации (конечно, здесь речь прежде всего о социальных сервисах ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, но в палитру нужно включить и сервисы, которые ориентированы на тематическое общение, в том числе и профессиональное), как удобные возможности быстрого поиска информации, как средства «коллективного авторства» (Wiki, Google-документы).

Сегодня уже не вызывает споров тезис о том, что возможности технологии Web 2.0 в педагогической практике и обширны, и эффективны с точки зрения достижения тех результатов обучения, которые закладываются в основу образовательных стандартов второго поколения. Активное участие в различных формах сетевых сообществ позволяет педагогу выйти на более высокий уровень профессиональной компетентности, при этом не только получить доступ к огромному количеству материалов, которые можно использовать в учебных целях, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания. Важно, что участие в новых формах деятельности оказывается возможным для любого учителя-предметника без специальных знаний и навыков в области информатики. Профессиональный рост осуществляется и благодаря    взаимному наблюдению за сетевой деятельностью коллег.

Однако, не исключая значимость самосовершенствования педагога, основное изменение учебного процесса на основе технологий Web 2.0 следует  связать с активным участием учеников в создании собственных материалов, с тем, что на первый план в процессе обучения выходит совместная созидательная деятельность.

Традиционна модель образовательного процесса, в которой воспроизведение и применение знаний учеником можно организовать, опираясь на устоявшиеся формы учебной деятельности. Но в этой же модели уже труднее организовать достижение таких образовательных целей, как умение анализировать, создавать что-то новое самому, оценивать результат. «Всё это невозможно без установки на свободную коммуникацию между учениками - обмен идеями и столкновение мнений, выбор и согласование способов и версий...» [1].

Учительский блог на основе платформы Blogspot.com открывает широкий спектр возможностей как для самого педагога, так и для других участников и читателей его блога, прежде всего - учеников. Анализ известных регулярно обновляемых профессиональных учительских блогов, проведённый авторитетным специалистом  в области использования технологий Web 2.0  в образовании Людмилой Рождественской, свидетельствует, что «учителя используют их для:

  • рекомендаций для учеников по изучению тех или иных тем;
  • обсуждения с учениками текстов изучаемых произведений;
  • просмотра учебных видеофильмов с лекциями или экранизациями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог;
  • публикации опросников, онлайн- тестов, встроенных календарей, разнообразных слайдшоу;
  • репортажей о событиях в классе или на их уроке;
  • «послесловий» к собственным урокам, написанных часто в жанре рефлексий;
  • обмена полезными ссылками на ресурсы Интернета;
  • обмена знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-«обучалками», созданными самими учителями);
  • обмена гаджетами с различными функциями (например, «лента исторических событий», интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор, строящий графики функций и т.д.);
  • полезных советов родителям, интересующихся образованием своих детей...» [2].

Опыт коллеги, учителя русского языка и литературы, позволяет уверенно идти к убеждению в том, что совместная работа учителя и учеников в рамках блога, над общими онлайн-документами – когда нужно общаться, реагировать на вопросы других или формулировать их самому – помогает не только достижению целей сугубо образовательных, но и способствует оптимизации микроклимата в классном коллективе, улучшает – и упрощает – взаимопонимание между учителем и учениками.

Блог учителя русского языка и литературы «В резонансе» - http://vrezonanse.blogspot.com/ - создан в качестве сопровождения уроков русского языка и литературы для учеников школы №243 и для коллег-литераторов, кому интересен опыт использования блога в работе учителя-словесника.

Основной функционал этого образовательного ресурса - расширение образовательного пространства учеников класса, организация элементов дистанционного обучения посредством размещения в нём дополнительных материалов к урокам литературы и русского языка, использование новых форм контроля и оценки.  

Использование учителем общения через более привычные учащимся социальные сервисы, например, «ВКонтакте», позволяет так или иначе включить в сферу их внимания образовательный контент собственного «производства». И уже находятся дети, которые увлекаются блогом, активно читают его, комментируют, предлагают свои идеи…

Источники:

1. Л. Рождественская. Побег из классной комнаты.

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=2623

2. Л. Рождественская. Лаборатория тренера. http://ljudmillar.blogspot.com/2009/02/blog-post_15.html

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81

4. С.Г.Никитенко. Интернет для учителя химии

http://him.1september.ru/article.php?ID=200400704


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ресурсов Интернет на уроках географии

Учитель перестает быть «источником знаний», а становится соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного под...

Интегрированный урок (теория физической культуры с использованием ресурсов интернет)

методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ в НПО иСПО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В РАБОТЕ КРУЖКА «ЗДРАВСТВУЙ, ГЕРМАНИЯ!»

Значение Интернета как технического средства обмена информацией трудно переоценить, именно Интернет расширяет зону действия вербальных форм информации. Спектр ресурсов Интернета, обучающих речевой дея...

Использование ИКТ и ресурсов Интернета на уроках английского языка.

В настоящее время ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы в процессе внедрения ФГОС нового поколения.. Обучение с по...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...