рабочая программа по химии для 11 класса базовый уровень
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

рабочая программа по химии для 11 класса базового уровня расчитана на1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_moya_11.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения).

Рабочая программа предназначена для изучения химии на базовом уровне в 11 а классе  МБОУ «Усть-Баргузинская средняя  общеобразовательная  школа им.Шелковникова К.М.»  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс». Дрофа, 2010. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Изучение химии на базовом уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

• Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:

 Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач   интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ «Усть-Баргузинская средняя  общеобразовательная  школа им. Шелковникова К.М.» программа рассчитана на преподавание курса химии базового уровня в 11а классе в объеме 1 час в неделю.

Количество контрольных работ за год – 2, «Химические реакции», «Итоговое тестирование».

Количество практических работ за год –3.

Тема

1.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

2.

Практическая работа № 2. Химические свойства кислот.  

3.

Практическая работа № 3. Распознавание веществ.

 В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У старших школьников наблюдается следующее: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся по химии –  установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме  тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.

Организация и контроль за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • планы и конспекты лекций учителя;
  • задачи и упражнения по химии;
  • рефераты по химии;
  • ответы на вопросы по химии;
  • отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;
  • отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по химии;
  • домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей по химии – по 2 тетради:

  1. тетрадь - рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, ведется конспект.

2 тетрадь – для лабораторных опытов и практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика.

В течение учебного года тетради для  практических работ хранятся в школе.

Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, - закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.

Структура курса.

Модуль (глава)

Кол-во часов

1.

Повторение изученного в 10 классе.

2

2.

Строение вещества.

9

3.

Химические реакции.

9

4.

Вещества и их свойства.

11

5.

Резервное время.

3

                    Итого

34

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Название урока

Кол-во часов

Вид занятия

Примечание

теоретическое

практическое

1. Повторение изученного в 10 классе (2 ч).

1.1

Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. Углеводороды.

1

+

1.2

Производные углеводородов.

1

+

2. Строение вещества (9 ч).

2.1

Периодический закон и строение атома.

1

+

2.2

Ионная и ковалентная химические связи.

1

+

2.3

Металлическая и водородная химические связи.

1

+

2.4

Полимеры.

1

2.5

Газообразные вещества.

1

+

2.6

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

1

+

2.7

Жидкие вещества. Твердые вещества.

1

+

2.8

Дисперсные системы.

1

+

2.9

Состав вещества. Смеси.

1

+

3. Химические реакции (9 ч).

3.1

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ.

1

+

3.2

Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ.

1

+

3.3

Скорость химической реакции.

1

+

3.4

Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

+

3.5

Роль воды в химических реакциях.

1

+

3.6

Гидролиз.

1

+

3.7

Окислительно-восстановительные реакции.

1

+

3.8

Электролиз.

1

+

3.9

Контрольная работа: химические реакции.

1

+

4. Вещества и их свойства (11 ч).

4.1

Металлы.

1

+

4.2

Неметаллы.

1

+

4.3

Кислоты.

1

+

4.4

Основания.

1

+

4.5-4.6

Соли.

2

+

4.7-4.8

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

2

+

4.9

Практическая работа № 2. Химические свойства кислот.  

1

+

4.10

Практическая работа № 3. Распознавание веществ.

1

+

4.11

Итоговое тестирование.

1

+

5. Резервное время (3 ч).

Основное содержание учебного предмета.

Тема 1. Повторение изученного в 10 классе (2 ч).

Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. Углеводороды. Производные углеводородов.

Тема 2. Строение вещества. (9 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и p-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы элементов Д. И. Менделеева.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ними.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества.

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы волокон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения.

Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции (9 ч).

Реакции, идущие  без  изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

Реакции,  идущие с изменениями состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Модели молекул н-бутана и изобутана. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Тема 4. Вещества и их свойства (11 ч)

Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа №2. Химические свойства кислот.

Практическая работа № 3. Распознавание веществ.

Итоговое контрольное тестирование.

 Тема 5. Резервное время (3 ч.)

Результативность.

В результате изучения химии ученик должен

Знать /понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: химические элементы малых периодов на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки  и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного общения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Литература для учащихся и учителя. Интернет ресурсы.

Габриелян, О. С. Химия 11 класс. Базовый уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2010. – 218 с.

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы, информационное обеспечение и др .

При подготовки и проведения учебных занятий:

  1. Габриелян, О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 78 с.
  2. Габриелян, О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Книга для учителя [Текст] : методическое пособие / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков.  М. : Дрофа, 2009. – 272 с.
  3. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс [Текст] : контрольные и проверочные работы / О. С. Габриелян.   М. : Дрофа, 2004. – 176 с.
  4. Сборник нормативных документов. Химия [Текст] / сост. Э. Д. Днепров. – М. : Дрофа, 2004. – 61 с.

9. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика.

При подготовке учащимся рекомендуется использовать следующую литературу и интернет - ресурсы:

  1. Аликберова Л. Ю. Рукк Н. С. Полезная химия. Задачи и истории. – М.: Дрофа, 2003. - 304.
  2. Девяткин В. В. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке / В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 239.
  3. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Ольгин О. А. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. – 192.
  5. Оржековский Г.А., Медведев А.В., Чураков А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  6. Пиркулиев Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. – М.: Самообразование, 2000. – 160 с.
  7. Сборник задач Всероссийских олимпиад по химии / В. В. Лунин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 480 с.
  8. Сорокин В.В. и др. Задачи химических олимпиад.– М.: Изд-во Московского университета, 1989.
  9. Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю.Н., Чуранов С.С. Современная химия в задачах международных олимпиад. – М.: Химия, 1993. – 288 с.
  10. Химия 8-11 класс. Региональные олимпиады 2000-2002 / О.С. Габриелян, А.Н. Прошлецов, - М.: Дрофа, 2005. – 287.
  11. Чернобельская Г. М. Введение в химию / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2005. - 253.
  12. http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.
  13. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.
  14. http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).
  15. http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. 17. tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам 

18. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.

19. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.

20. А.Е. Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.

Приложение.

Входное тестирование

1. В уравнении реакции, схема которой

KMnO4 + HCl ? KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O

коэффициент перед формулой восстановителя равен:

1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.

2. Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене:

1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?

3. В каком соединении больше массовая доля азота:

1) метиламин; 2) анилин; 3) азотная кислота; 4) этилендиамин?

4. Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:

1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса.

5. Какой объем газа выделится при растворении в избытке разбавленной серной кислоты 13 г хрома:

1) 11,2 л; 2) 8,4 л; 3) 5,6 л; 4) 2,24 л?

6. Какое из приведенных веществ может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства:

1) аммиак; 2) азотная кислота; 3) нитрат аммония; 4) нитрат калия.

7. С 200 г 7% раствора серной кислоты может прореагировать оксид меди(II) массой:

1) 22,84 г; 2) 11,42 г; 3) 5,71 г; 4) 17,14г.

8. Процессу высыхания стен, покрытых штукатуркой, приготовленной на основе гашеной извести, соответствует химическое уравнение:

1) Ca(OH)2 = CaO + H2O; 2) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O;

3) CaO + H2O = Ca(OH)2; 4) CaO + CO2 = CaCO3.

9. Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют:

1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию;

3) реакцию этерификации; 4) реакцию гидролиза.

10. В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при электролизе растворов их солей:

1) Au, Cu, Hg, Fe; 2) Fe, Cu, Au, Hg;

3) Fe, Cu, Hg, Au; 4) Au, Hg, Cu, Fe

 Ответы

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

4

4

4

2

3

3

2

2

1

4

 

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

1.  Сколько протонов, нейтронов электронов содержит катион

23 Nа+ ?

2.  Какой из металлов, натрий или литий, имеет более выраженные металлические свойства? Ответ поясните.  

3. Определите тип химической связи в молекуле аммиака

4. Какова валентность и степень окисления серы в молекуле сероводорода?

5. Веществом немолекулярного строения является

  а) кислород  б) ацетат натрия   в) метан  г) бензол

6.  Воздух обычно содержит водяные пары в качестве примеси. Осушить воздух  можно, пропуская его через

  а) раствор серной кислоты

  б) раствор аммиака

  в) трубку с активированным углем

  г) концентрированную серную кислоту

7.  Лакмус не изменит окраску в растворе

  а) серной кислоты

  б) гидроксида натрия

  в) хлорида натрия

  г) сульфата меди

8.  Только окислителем могут быть частицы

  а) F-    б) Cu2+    в) О2     г) SO2

9.    Повышение  концентрации  веществ  НЕ  увеличивает  скорость  химической  реакции, протекающей  

  а) между газообразными веществами

  б) между растворами веществ

  в) между твердыми веществами

  г) между раствором и твердым веществом    

10. Давление не влияет на состояние химического равновесия следующей химической реакции

  а) 2SO2 + O2 = 2SO3

  б) 3Н2 + N2 = 2NH3

  в)  CO + Cl2 =COCl2

  г) Н2 + Cl2 = 2HCl

11. Свойства гидроксида натрия наиболее близки к свойствам

  а) гидроксида цезия

  б) гидроксида магния

  в) гидроксида меди

  г) гидроксида бериллия

12. Порошок черного цвета нагрели. Затем над его поверхностью пропустили  водород. Порошок приобрел красноватую окраску. Этот порошок:  

а) оксид меди  б) оксид железа (II)  в) оксид железа (III)  г) оксид магния  

13. Медную монету опустили на некоторое время в раствор хлорида ртути, а затем вытащили, высушили и взвесили. Масса монеты

  а) уменьшилась

  б) увеличилась

  в) сначала увеличилась, затем уменьшилась

  г) не изменилась

14.  Хлор хорошо растворяется в водных растворах щелочей. При этом раствор приобретает сильные

  а) окислительные свойства

  б) восстановительные свойства

  в) кислотные свойства

  г) основные свойства

15.  Для получения гремучей смеси необходимо смешать водород и кислород

  а) в равных объемах

  б) в соотношении 2:1, соответственно

  в) в соотношении 1:2, соответственно  

  г) в соотношении 2:3, соответственно

 16.  Для растворения стекла нужно взять раствор  

  а) HF   б) HCl   в) HBr  г) HI

17. При сжигании древесины образуется зола. Ее используют в качестве удобрения

а) калийного  б) фосфорного  в) азотного  г) комплексного  

18.  Для растворения меди нужно взять разбавленную кислоту

  а) азотную  б) серную   в) соляную г) бромоводородную

19.  В растворе щелочи легче других веществ растворить  

  а) медь  б) цинк в) хром  г) железо

20. Какой из газов лучше других растворим в воде?

  а) CO  б) СО2  в) NH3   г) Н2

21.  Водный раствор какого вещества называется формалином?

  а) CH4  б) NH3  в) СН3ОН  г) СН2О

22.  Основным компонентом природного газа является …

23.  Вещество, имеющее наиболее выраженные кислотные свойства

  а) этанол  б) метанол   в) фенол г) пропанол

24.  В результате реакции серебряного зеркала уксусный альдегид превращается в …

25.  Наиболее калорийными компонентами пищи являются  

а) жиры  б) белки  в) углеводы г) витамины

26.  Аминокислоты объединяются в молекулы белка путем образования пептидной связи.  Пептидная связь имеет следующее строение

  а) –NH2-O-   б) –NH-CO-  в) –NO-CH2-   г) –CH2-NO-  

27. Тефлон получают полимеризацией вещества, имеющего следующую формулу  

  а) CF2=CF2  б) СНF=CF2   в) CHF=CHF   г) CH2=CHF

 

Вариант 2

1.  Сколько протонов, нейтронов, электронов содержит катион

24  Mg2+ ?

2.  Какой из неметаллов, хлор или сера, имеет более выраженные неметаллические свойства? Ответ поясните.  

3. Определите тип химической связи в молекуле азота

4. Какова валентность и степень окисления азота в молекуле аммиака?

5. Веществом немолекулярного строения является  

  а) кислород  б) уксусная кислота   в) метан  г) сульфид натрия

6.  Для осушения нефти можно использовать

  а) раствор серной кислоты

  б) раствор аммиака

  в) трубку с активированным углем

  г) оксид фосфора (V)

7.  Метилоранж НЕ изменит окраску в растворе

  а) серной кислоты  б) гидроксида натрия  в) нитрата натрия

  г) сульфата меди

8.  Только восстановителем могут быть частицы

  а) Сl-   б) Cu2+ в) О2  г) SO2

9.  Понижение концентрации веществ НЕ уменьшает скорость химической реакции, протекающей  

  а) между газообразными веществами

  б) между растворами веществ

  в) между твердыми веществами

  г) между раствором и твердым веществом  

10. Повышение давления способствует смещению равновесия химической реакции в сторону исходных веществ

  а) 2SO2 + O2 = 2SO3  б) 3Н2 + N2 = 2NH3

  в)  CO + Cl2 = COCl2   г) С + CО2 = 2СО

11. Свойства гидроксида кальция наиболее близки к свойствам

  а) гидроксида железа  б) гидрокида стронция

  в) гидроксида меди     г) гидроксида бериллия

12. При восстановлении порошка зеленого цвета коксом при высокой температуре   получается металл, используемый для антикоррозийной защиты и улучшения внешнего вида стальных изделий. Этот порошок –  

  а) оксид хрома (III)  б) оксид железа (II)    в) оксид железа (III)

  г) оксид магния  

13. Железный гвоздь опустили на некоторое время в раствор сульфата меди, а затем вытащили, высушили и взвесили. Масса гвоздя

  а) уменьшилась  б) увеличилась  в) сначала увеличилась, затем    уменьшилась    г) не изменилась

14. Оксид углерода (II) используется в металлургии, потому что он

  а) проявляет восстановительные свойства

  б) проявляет окислительные свойства

  в) является не солеобразующим оксидом

  г) горит

15.  Пропан реагирует с кислородом в объемном соотношении  

  а) 1:1   б) 1:2    в) 1:3    г) 1:5

16.  Наиболее слабая кислота  

  а) HF  б) HCl   в) HBr  г) HI

17.  Благородный газ, который впервые был обнаружен на Солнце  

а) гелий  б) неон   в) аргон  г) радон  

18.  В аппарате Киппа для получения водорода реакцией с цинком рекомендуется использовать кислоту

  а) азотную  б) серную  в) хлороводородную   г) бромоводородную

19.  В растворе соляной кислоты можно растворить  

  а) медь б) ртуть  в) хром  г) серебро

20. Вещество, реагирующее с аммиаком при обычных условиях

  а) CO  б) СО2  в) СН4  г) НСl

21.  Водный раствор какого вещества является кислотой?

  а) CH4  б) СН2О2  в) СН3ОН   г) СН2О

22.  Промышленный  процесс  распада  углеводородов  нефти  на  более  мелкие  фрагменты называется…

23.  Вещество, имеющее наименее выраженные кислотные свойства

  а) этанол  б) метанол  в) фенол г) пропанол

24.  Молярная  масса органического продукта реакции магния с уксусной кислотой равна..

25.  Дисахаридом является  

а) глюкоза  б) рибоза  в) фруктоза  г) сахароза

26.  В состав аминокислот не входит следующий химический элемент

  а) O  б) N  в) P г) S

27.  Молекулярная масса мономера, необходимого для получения изопренового  каучука,  равна : а) 54 б) 58  в) 62  г) 68  

ответы

№  вариант 1                                    

№  вариант 2

1.  протонов -11, нейтронов – 12,

электронов - 10

протонов – 12, нейтронов – 12,

электронов - 10

 2.натрий, так как связь валентного электрона с ядром слабее

хлор, так как расположен  

в периоде правее

3.  ковалентная полярная  

ковалентная неполярная

4.  валентность – (II), степень окис-

ления – (-2)

валентность – (III), степень окис-

ления – (-3)

5.  б  6.  г  7.  в  8.  б   9.  в  10. г  

Г Г В А В Г

11.  а  12.  а  13.  б  14.  а  15.  б  

16.  а  17.  а  18.  а  19.  б  20.  в  21.  г  

Б А Б А  ГА АВВГ Б

22.  метан  

23.  в  

24.  уксусную кислоту  

25.  а  

26.  б  

27.  а  

крекинг

г

142 г/моль

Г

В

г

Тестирование  «Строение атома»

Вариант – 1

Число протонов, нейтронов для изотопа 55Mn:

а) 55р, 25п, 55ē

б) 25р, 55п, 25ē

в) 25р, 30п, 25 ē

г) 55р, 25п, 25 ē

Общее число электронов у иона хрома 52 Cr3+

а) 21;             б) 24;                 в) 27;                        г) 52

Восемь электронов на внешнем электронном слое имеет:

а) S;             б) Si;                 в) O2-;                        г) Ne+

Атом, какого элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s1?

а) K;             б)Ca;                 в) Ba ;                        г)Na

Выберите электронную формулу, соответствующую  d -элементу     IV   периода:

а) 1s22s22p63s23p6 3d 54s2

б) 1s22s22p63s23p64s23d104p2

в) 1s22s22p63s23p64s2

г) 1s22s22p63s23p64s23d104p65s24d1

Выберите электронную формулу, соответствующую химическому элементу, образующему высший оксид состава R2O7:

а) 1s22s22p63s1

б) 1s22s22p63s23p63d 54S2

в) 1s22s22p6

г) 1s22s22p63s23p64s24p2

Число валентных электронов у атома стронция:

а) 1;             б) 2,                 в) 3;                        г) 10

Из приведенных элементов   IV  периода наиболее ярко выраженные металлические свойства имеет:

а) Zn;             б) Cr,                 в) K;                        г) Cu

Наибольшим сходством физических и химических свойств обладают простые вещества, образованные химическими элементами:

а) Li и S;           б) Ca и Zn,                 в) F и CI;                        г) Na и CI

Характер оксидов в ряду  P2O5  -  SiO2  - AI2O3  - MgO    изменяется:

а) от основного к кислотному;

б) от кислотного к основному;

в)от основного к амфотерному;

г) от амфотерного к кислотному

     

     11. Какой ряд элементов представлен в порядке возрастания атомного радиуса:

а) O, S, Se, Te

б) C, N, O, F

в) Na, Mg, Al, Si

г) I, Br, Cl, F

     

     12. Запишите электронные формулы внешних электронных слоев для следующих ионов: Mn4+, S2-, Cu+.

   13. Определите степень окисления элементов в следующих соединениях: H2O2, K2Cr2O7, HClO4, HNO3, Fe(OH)3.

Вариант – 2

1.   Ядро атома криптона-80, 80 Kr содержит:

а) 80р и 36п

б) 36р и 44 ē

в) 36р и 80п

г) 36р и 44 п

2. Какая частица имеет больше протонов, чем электронов?

а) атом натрия

б) сульфид-ион

в) атом серы

г) ион натрия

3. Электронную конфигурацию благородного газа имеет ион:

а) Te2-;             б) Ag+,                 в)Fe2+;                        г) Cr3+

4. Атом, какого элемента в невозбужденном состоянии имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p63d104s24p3?

а) P;             б) As,                 в) Si;                        г) Ge

5. Выберите электронную формулу, соответствующую d - элементу     IV   периода:

а) 1s22s22p63s23p6 3d 54s24p64d35s2

б) 1s22s22p63s23p63d104s24p3

в) 1s22s22p63s23p64s24p2

г) 1s22s22p4

6. Электронная формула внешнего электронного слоя атома химического элемента …3s23p4 . Выберите формулу гидроксида, в которой химический элемент проявляет высшую степень окисления:

а) H2RP3;             б) R(OH)6,                 в) RO3;                        г) H2RO4

7. Какое число валентных электронов имеет атом хрома?

а) 1;             б) 2,                 в) 4;                        г) 6

8.  Из приведенных ниже элементов III  периода наиболее ярко выраженные неметаллические свойства имеет:

а) AI;             б) S,                 в) Si;                        г) CI

9.  Наиболее сходными химическими свойствами обладают:

а) Ca и Si;          б)  Pb и Ag,        в) CI и Ar;                        г) P и As

10. Характер высших гидроксидов, образованных элементами главной подгруппы с увеличением порядкового номера в периоде, изменяется:

а) от кислотного к основному;

б) от основного к кислотному;

в) от амфотерного к кислотному

г) от основного к амфотерному;

   

      11. Какой ряд элементов представлен в порядке уменьшения атомного радиуса:

а) Cl, S, Al, Na

б) B, C, N, F

в) B, Al, Ga, In

г) F, Cl, Br, I

12. Запишите электронные формулы внешних электронных слоев для        следующих ионов: Cr2+, Cl-, Pb2+.

13. Определите степень окисления элементов в следующих соединениях: HMnO4, KHCO3, K2O2, H3PO4, Cr(OH)2.

Тестирование

«Химические реакции»

Вариант 1

ЧАСТЬ А.  Тестовые задания с выбором ответа и на соответствие

1. Характеристика реакции, уравнение которой 4Fe + 6H2O + 3O2 = 4Fe(OH)3:

        А. Соединения, ОВР, обратимая.

        Б. Замещения, ОВР, необратимая.

        В. Соединения, ОВР, необратимая.

        Г. Обмена, не ОВР, необратимая.

2. Какая масса угля вступает в реакцию, термохимическое уравнение которой

С + О2 = СО2 + 402 кДж, если при этом выделяется 1608 кДж теплоты?

        А. 4,8 г.        Б. 48 г.        В. 120 г.        Г. 240 г.

3. Характеристика реакции, уравнение которой

             

        А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.

        Б. Изомеризации, гомогенная, каталитическая.

        В. Полимеризация, гетерогенная, каталитическая.

        Г. Присоединения, гетерогенная, каталитическая.

4. Окислитель в реакции синтеза аммиака, уравнение которой

                N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q:

        А. N0.                   Б. Н0.                      В. Н+1.                  Г. N-3.

5. При повышении температуры на 30 ˚С (температурный коэффициент γ = 3) скорость реакции увеличится:

        А. В 3 раза.                        В. В 27 раз.

        Б. В 9 раз.                        Г. В 81 раз.

6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие реакции, уравнение которой

        СаО + СО2 ↔ СаСО3 + Q, в сторону образования продукта реакции:

        А. Повышения температуры и давления.

        Б. Понижение температуры и давления.

        В. Понижение температуры и повышение давления.

        Г. Повышение температуры и понижение давления.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

7. Составьте уравнение реакции горения водорода. Дайте полную характеристику данной химической реакции по всем изученным классификационным признакам.

8. В какую сторону сместится химическое равновесие в реакции, уравнение которой

                   

в случае:

А. Повышения давления?

Б. Уменьшения температуры?

В. Увеличения концентрации С2H4?

Г. Применение катализатора?

Дайте обоснованный ответ.

9. Чему равна скорость химической реакции    Mg  +  2HCl  =  MgCl2  +  H2 

 при уменьшении концентрации кислоты за каждые 10 с на 0,04 моль/л?

                                                

Вариант 2

ЧАСТЬ А.  Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

1. Характеристика реакции, уравнение которой

            2 КClО3 = 2КCl + 3O2 ↑:

        А. Реакция замещения, ОВР, обратимая.

        Б. Реакция разложения, ОВР, необратимая.

        В. Реакция разложения , не ОВР, необратимая.

        Г. Реакция обмена, не ОВР, необратимая.

2. Какое количество теплоты выделяется при взаимодействии 5,6 л водорода (н.у.) с избытком хлора (термохимическое уравнение: H2 + Cl2 = 2НCl + 92,3 кДж)?

        А. 2,3 кДж.        Б. 23кДж.        В. 46 кДж.        Г. 230 кДж.

3. Характеристика реакции, уравнение которой

               

             А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.

        Б. Гидратации, гомогенная, каталитическая.

        В. Гидрирования, гетерогенная, каталитическая.

        Г. Дегидратации,  каталитическая, гомогенная.

4. Восстановитель в реакции , уравнение которой

                2СО +О2 =  ↔ 2СО2 + Q:

        А. С+2.                     Б. С+4.                      В. О0.                     Г. О-2.

5. Для увеличения скорости химической реакции в 64 раза (температурный коэффициент γ = 2) надо повысить температуру:

        А. На 30 ˚С.                        В. На 50 ˚С.

        Б. На 40 ˚С.                        Г. На 60 ˚С.

6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие реакции, уравнение которой

        2NO + О2 ↔ 2NO2 + Q,

    в сторону образования продукта реакции:

        А. Повышения температуры и давления.

        Б. Понижение температуры и давления.

        В. Понижение температуры и повышение давления.

        Г. Повышение температуры и понижение давления.

      ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

7. Составьте уравнение реакции взаимодействия магния с соляной кислотой. Дайте полную характеристику данной реакции по всем изученным признакам.

8. В какую сторону сместится химическое равновесие реакции, уравнение которой

                 

В случае:

А. Повышения температуры?

Б. Уменьшения давления?

В. Увеличения концентрации O2?

Г. Применение катализатора?

Дайте обоснованный ответ.

9. Чему равна скорость химической реакции, уравнение которой

               CuO  +  H2SO4  =  CuSO4  +  H2O

при уменьшение концентрации кислоты за каждые 10 с на 0,03 моль/л?

Практические работы:

Практическая работа №1                                                      

«Получение, собирание и распознавание газов».

Цель работы: Научиться получать, собирать и распознавать газы. Проводить опыты,  характеризующие свойства данного газа.

Вариант - 1

1. Получение, собирание и распознавание водорода.

В пробирку поместите две гранулы и прилейте в нее 1 – 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1 – 2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдается? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?

2. Получение, собирание и распознавание аммиака.

В пробирку прилейте 1 – 2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную универсальную индикаторную бумажку. Что наблюдается? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Вариант – 2

1. Получение, собирание и распознавание кислорода.

В пробирку объемом  20 мл прилейте 5 – 7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

2. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1 – 2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучину. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

  В пробирку налейте 1 – 2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Практическая работа №2                                  

«Идентификация неорганических соединений».

Цель работы: Определение качественного состава неорганических веществ, распознавание выданных веществ с помощью качественных реакций.

1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфида натрия, хлорида железа (III) и серной кислоты. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

 №п/п

Реактивы

H2SO4

Na2S

FeCl3

1.

NaOH

2.

FeSO4

Уравнения соответствующих реакций:

Вариант - 2

1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфата калия, хлорида аммония и карбоната натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

 №п/п

Реактивы

NH4Cl

Na2CO3

K2SO4

1.

CuSO4

2.

BaCl2

Уравнения соответствующих реакций:

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень).О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии, 10 класс, базовый уровень

Рабочая программа базового уровня (35 часов), составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый ...

рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)

рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень ) по УМК О.С.Габриелян ...

Рабочая программа по химии 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) по УМК О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010) и предна...